Тема 2.2. История дошкольной сурдопедагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. История дошкольной сурдопедагогики



Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с этапами (периодами) развития сурдопедагогики

2. Формировать представление об историческом и современном аспекте функционирования систем воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в России, Европе, США

3. Раскрыть основные направления советских, российских и зарубежных научных исследований

4. Определять сущностные характеристики существовавших раннее и ныне действующих программ

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение ниже представленных вопросов предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.2, раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Характеристика этапов (4 периодов) развития сурдопедагогики

2. Исторический аспект организации индивидуального и общественного обучения глухих детей в Западной Европе и в России

3. Характеристика первых дошкольных учреждений в Европе, США и России. Основные тенденции их развития в советский период

4. Основные направления научных исследований в области дошкольной сурдопедагогики в советский период

5. Биолого-медицинская и социокультурная концепции глухоты, развиваемые в современной зарубежной науке

6. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников (1964; 1976; 1977; 1983 гг.). Характеристика действующих программ воспитания и обучения

Базовый учебник:

1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

 

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

 

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Батов Г.Н. К вопросу о периодизации процесса становления и развития отечественной системы специального обучения слабослышащих детей // Дефектология. – 1998. – № 3.

2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.

3. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985. Гл. 2.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. Гл. 3.

5. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1998. – № 2.

6. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. – 1999. –№ 5.

7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

8. Носкова Л.П. К переходу специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха на новые программы воспитания и обучения // Дефектология. – 1983.– № 3.

9. Рау Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947.

10. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. – М., 2008. – с. 128.

11. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей / Составитель А.Д. Доброва. — М., 1958.

Семинар № 2

Тема 2.4. Отбор в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с современными тенденциями психолого-педагогического изучения ребенка с нарушением слуха

2. Формировать представление об организации психолого-педагогического обследования ребенка с нарушением слуха в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) и в дошкольных учреждениях

3. Раскрыть специфику диагностических комплексов, предложенных А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И.Леонгард, Т.В. Николаевой, Л.М. Шипициной для реализации содержания психолого-педагогического обследования ребенка раннего и дошкольного возраста на ПМПК и в дошкольных учреждениях

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопроса № 3 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4, раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Проблемы и современные тенденции психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха

2. Принципы психолого-медико-педагогического обследования детей с нарушениями слуха

3. Содержание психолого-педагогического обследования на ПМПК. Характеристика методики проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка преддошкольного возраста с нарушенным слухом, предложенной Т.В. Николаевой

4. Организация психолого-педагогического изучения ребенка с нарушением слуха в дошкольном учреждении (специалисты, время психолого-педагогического изучения; первоначальное ознакомление с заключением ПМПК, сбор информации о раннем развитии ребенка)

5. Направления психолого-педагогического обследования, реализуемые сурдопедагогом:

- характеристика внешнего вида ребенка

- выявление состояния общей и мелкой моторики

- знакомство с уровнем познавательной деятельности

- педагогическое обследование слуха детей

- обследование состояния речи

6. Направления психолого-педагогического обследования, реализуемые воспитателем:

- изучение особенностей адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

- обследование физического и моторного развития

- изучение сформированности навыков самообслуживания

- выявление развития разных видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной)

7. Составление психолого-педагогической характеристики

Базовый учебник:

1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.

3. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка 3-го года жизни с нарушенным слухом // Дефектология, 2004, № 2.

4. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Методическое пособие и стимульный материал. М., 2006.

5. Пискарева Е.П. Педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха в целях диагностики развития и отбора в специальные учреждения // Дефектология. – 1981. – № 4. – С.59.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2003.

7. Салахова А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка // Дефектология. – 1980. – № 4.

8. Сурдопедагогическое обследование // Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицина. С-Пб., Детство-пресс, 2002. – с. 352.

Семинар № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.011 с.)