Разработка концепции профильной смены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка концепции профильной смены



Летний период в жизни ребёнка, так называемая «пятая четверть», стали в последнее время предметом особого внимания. Организация летнего отдыха детей связана, прежде всего, с необходимостью обеспечить в летний период присмотр за детьми, чьи родители не могут создать иные условия для их отдыха. Особое значение имеет организация отдыха для детей группы риска, детей из неблагополучных семей. Социально-экономические условия, сложившиеся в нашей стране, привели к тому, что в настоящее время нет достаточного количества загородных оздоровительных лагерей, а высокая стоимость путёвок в местах отдыха оказалась непосильной для определённой части населения. Сложившаяся ситуация поставила систему образования перед необходимостью найти выход с организацией летней оздоровительной кампании. Таким выходом оказались лагеря с дневным пребыванием.

Работа этих лагерей сопряжена с целым рядом особенностей и ограничений.

Как правило, в лагере дневного пребывания первая смена, которая длится 21 день, организована в июне, когда в школе идут экзамены, выдаются выпускные документы, что накладывает на ритм работы лагеря некоторые ограничения.

Организация смены во многом определяется финансированием и теми материально-техническими возможностями, которыми располагает школа, местом её расположения, социально-экономическими условиями, сложившимися в территории. Привычная среда пришкольной территории и самого школьного здания налагает свои ограничения на программу, т. к. материально-техническая база слабо сочетается с потребностями организации досуговой и оздоровительной деятельности в летнее время. Некоторое преобразование привычной школьной среды создаётся за счёт переоборудования классов в спальни или игровые, где оформление связано уже не с учебным процессом, а с организацией жизнедеятельности детей в соответствии с программой смены.

В лагерях дневного пребывания существует ещё одна особенность, связанная с тем, как формируется состав педагогического коллектива.

Опрос педагогов, которым предлагался один вопрос: в чём вы видите смысл и значение организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере, позволил выделить три группы ответов.

Одна группа ответов сводится к следующему: смысла не вижу, но подошла очередь нашей школы проводить летний лагерь; много детей оказывается без присмотра взрослых, это опасно, поэтому лучше в школе, чем без всякого надзора; чем дольше будут в школе, тем меньше разболтаются к началу учебного года и т. п.

Другая группа ответов объединяет представителей школ, где лагерь стал частью школьных традиций, там могут быть и младшие школьники, и разновозрастные отряды. Существует давно и прочно заведённый порядок, сложился костяк педагогического коллектива, имеющего опыт летней работы. Опираясь на этот опыт, из года в год идёт одна схема деятельности, которую далеко не всегда педагоги способны обосновать, но к которой они привыкли и осуществляют легко, с видимым удовольствием.

Третья, самая малочисленная группа ответов, объединяет педагогов школ, где разработана комплексная программа летнего отдыха для детей разного возраста. В таких программах предусмотрены и туристические походы, и дальние экскурсионные выезды, и лагерные сборы, в некоторых школах такой лагерь дневного пребывания используют как возможность либо «подтянуть в учёбе», либо осуществить учебно-исследовательские проекты, либо для организации работы объединений в соответствии с образовательной программой школы. В последние годы в таких школах организуют и профильные смены, имеющие конкретное целевое назначение.

Появляющееся многообразие форм организации летнего отдыха не уменьшает доли лагерей с дневным пребыванием. Основной возраст участников таких смен – учащиеся младших классов. В связи с этим воспитателями в лагере становятся учителя начальных классов, преподаватели физкультуры, в некоторых лагерях к работе привлекают педагогов дополнительного образования.

Состав педагогического коллектива пришкольных оздоровительных лагерей формируется по-разному. В одних школах установлена очередь, по которой июнь месяц «отрабатывают» в лагере, в других ограничиваются тем, что заранее назначают только начальника, а воспитатели появляются в группе по принципу «дежурства» на два-три дня. В тех школах, где лагерь рассматривают как неотъемлемый компонент воспитательной системы образовательного учреждения, подготовка к лету имеет чётко продуманный поэтапный процесс.

Жизнедеятельность временного детского коллектива в таком лагере имеет соответствующее программное обеспечение. Чаще всего это разнообразные профильные смены, которые позволяют:

· объединить детей, увлечённых каким-либо видом деятельности;

· создать условия для развития способностей;

· закрепить мотивацию к занятиям в определённой предметной области.

Проектирование профильной (тематической) смены, как важного компонента воспитательной системы школы, предполагает осознание её миссии в воспитательном пространстве школы или определённой территории. Профильность смен определяется квалификацией педагогического коллектива, концептуальной проработкой замысла конкретной смены и кропотливой предварительной работой по ресурсному обеспечению именно этого замысла.

Концептуальная проработка профильной смены необходима для того, чтобы все члены временного педагогического коллектива поняли и приняли педагогический замысел, осознали ценностно-смысловое ядро, вокруг которого объединяется вся жизнедеятельность временного детского коллектива.

Концепция организации летнего отдыха детей даёт обоснование миссии профильной смены, которая может служить для более полного достижения ребёнком метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и личностных образовательных результатов, определяет характер подхода к образовательному и оздоровительному процессам в ходе смены. Степень осознанности этих концептуальных положений определяет позицию педагога, стиль воспитательных отношений, влияет на выбор конкретных профессиональных действий. В концепции смены раскрываются следующие положения:

· Миссия данной формы организации летнего отдыха детей в образовательной программе школы, какие цели преследует её организация.

· Ведущая идея, объединяющая содержание и организацию жизнедеятельности детей в ходе смены.

· Обоснование принципов деятельности педагогического коллектива.

· Обоснование необходимых условий для творческого развития и оздоровления каждого участника смены.

· Отбор видов деятельности и приоритетных форм организации жизни, удовлетворяющих возможность развития способностей, интересов и склонностей ребёнка.

Разработка концепции смены побуждает педагогов более вдумчиво осуществлять такой, внешне легкий, процесс как организация летнего отдыха детей. Обдумывание концепции предполагает обращение к педагогической научно-методической литературе, к гендерной проблематике, к возрастным психологическим особенностям детей определённого возраста.

Разработка такого рода документа ещё не стала привычной, а потому считаем необходимым обратиться к опыту тех, кто уже сделал первые шаги по освоению концептуального замысла профильной смены. Предлагаем для знакомства и размышления концепции трёх лагерей. Назовем концепции условно: «первая», «вторая» и «третья». Тексты этих концепций не являются «образцом для подражания», однако в них вложен большой труд коллег, проделана определённая работа, которая позволяет другим педагогам иметь материал для собственного профессионального роста.

Ознакомление с содержанием концепций будет более продуктивным, если Вы поставите перед собой несколько вопросов, например:

– Достаточно ли, на Ваш взгляд, обоснован замысел смены?

– Насколько Вы разделяете принципы, положенные в основу педагогической деятельности?

– Какие позиции в концепции требуют, на ваш взгляд, доработки и уточнения? Какие позиции представляются излишними?

– Какие из положений концепции вы способны реализовать в собственной практике?

– Какие разделы концепции побуждают задуматься о собственном уровне профессиональных знаний?

«Первая» концепция программы организации летнего отдыха детей

В нашем районе мало градообразующих предприятий и многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Не каждый родитель может организовать полноценный отдых для своего ребенка.

Увеличилось количество семей, где родители не уделяют достаточного внимания воспитанию своих детей. В этих условиях возрастает роль организации воспитательной и оздоровительной работы с младшими школьниками в летний период.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

· повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

· потребностью оздоровления младших школьников;

· повышением значимости экологической культуры населения;

· закреплением опыта, полученного в процессе внеурочной деятельности.

Социально-педагогический паспорт участников смены:

1. Общее количество детей — 60, из них мальчиков — 27, девочек – 33.

2. Характеристика семей: из многодетных семей – 6; из неполных семей – 28; из полных семей – 21; дети безработных родителей – 5 (из них семей социального риска – 3).

3. По национальной принадлежности: русские – 57; азербайджанцы – 2; армяне – 1.

Основная ценность, на которой будет строиться жизнедеятельность детей в лагере – это природа, как среда выживания человека в современных условиях.

Основная миссия жизнедеятельности в лагере юных экологов – вовлечение детей в экологический проект, направленный на развитие у ребенка экологической культуры, способности к защите и сохранению всего живого на родной Земле.

Пребывание детей в лагере будет не только развлекательным, но и познавательно-насыщенным с позиции экологической направленности программы, т. к. лагерь юных экологов — звено в экологическом образовании школьников.

Особое место в лагере отводится укреплению здоровья и развитию творческих способностей ребят. В своей работе мы исходим из того, что творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Педагогический коллектив лагеря в своей деятельности ориентируется на следующие правила и методы работы.

Правила работы:

· Соотносить возрастные возможности детей и предлагаемый объем работы на занятиях.

· Думать самим над происходящим и приучать думать ребят над явлениями в жизни природы и человека.

· Уходить в работе с детьми от шаблонов и косности.

· Ничего не делать «за детей и для детей», а только вместе с детьми.

Методы работы:

1. Организация деятельности: словесные, наглядные и практические, проблемно-поисковые (упражнения, воспитывающие ситуации, инструктажи, рассказы и т. д.)

2. Методы стимулирования и мотивации: познавательные игры, дискуссии, соревнования, эмоциональное воздействие, поощрение и др.

3. Контроль эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, тестирование, анкетирование, собеседования с участниками смены.

У младших школьников, которые составляют основной контингент участников смены, проявляется потребностъ в активной игровой деятельности, поэтому программа смены строится в форме игры-путешествия по Ленинградской области.

Ресурсное обеспечение выполнения программы «Юный эколог».

1. Нормативно–правовое:

· пакет локальных актов, регламентирующих деятельность по выполнению программы;

· документы, регламентирующие формы стимулирования и поощрения результативной деятельности по реализации программы;

· пакет аналитических материалов для отслеживания процесса и результатов реализации программы.

2. Организационное:

· организация временных творческих групп педагогов для реализации программы;

· мобилизация деятельности структурных подразделений школы по выполнению программы.

3. Программно–методическое:

· формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации программы;

· разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в период каникул.

4. Информационное:

· информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о ходе реализации программы;

· размещение материалов на сайте школы.

5. Мотивационное:

· разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учителей;

· деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях программы.

6.Кадровое:

· подбор кадров;

· модернизация модели методической деятельности школы в соответствии с задачами программы.

Источники финансирования смены:

– бюджетные средства муниципального района (70%);

– родительская плата (30%).

Материально-технические условия программы:

  Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки. Материальная база школы. Приобретение канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел. Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал.
Спортивный зал Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды). Материальная база школы, спортивного городка. Спортивный руководитель
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания. Материальная база школы Спортивный руководитель
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия. Материальная база школы. Воспитатели, администрация лагеря.
Актовый зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей. Материальная база школы. Воспитатели, администрация лагеря.
Медицинский кабинет Медицинский контроль мероприятий лагерной смены. Материальная база школы. Фельдшер
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря. Материальная база школы. Библиотекарь
Школьная столовая Завтрак, обед, полдник.   Повар
Комнаты модульной работы Кружки рукоделия, рисования, моделирования. Родительские средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках. Начальник лагеря
Методический кабинет Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей модулей. Материальная база школы. Начальник лагеря
Комнаты гигиены Туалеты, места для мытья рук, раздевалки. Материальная база школы. Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал.

Механизм реализации программы

I этап – подготовительный (апрель-май). Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону:

– разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т. д.);

– проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

– отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

– издание приказа по школе о проведении пришкольного летнего лагеря;

– подготовка методического материала для работников лагеря.

II этап — организационный (июнь). Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

III этап — практический (июнь). Основной деятельностью этого этапа является реализация основной идеи смены (работа по представленным модулям).

IV этап — аналитический (июль). Подведение итогов смены, выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем».

Обратимся вновь к тексту первой концепции. Как вы могли убедиться, педагоги, создавая данную концепцию, проработали практически все необходимые позиции. Авторы были очень лаконичны в формулировках, и концепция получилась предельно простой. Младшие школьники, на которых рассчитывалось содержание смены, составляют основной возрастной контингент пришкольного лагеря, и концепция показывает значение профильной смены для этой возрастной ступени и её место в образовательной программе школы.

Обращаем Ваше внимание на то, что концепция имеет социально-педагогический паспорт. Информация, заложенная в паспорт, помогает педагогам учитывать то, что многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. В одной лагерной смене будут одновременно отдыхать дети из семей группы риска, из многодетных и неполных семей. Это важно учитывать, т. к. дети каждый день возвращаются в определённую семейную среду, где ценности, положенные в основу работы лагеря, далеко не всегда получают поддержку и развитие, затрудняют формирование эмоционально-нравственной атмосферы в лагере, а иногда и несут разрушительный характер.

Учёт социальных условий в концепции представлен в достаточном объёме информации, однако анализ материально-технической базы, обеспечивающей смену, представлен простым перечислением, что никак не объясняет её влияние на формы организации жизнедеятельности детей, на отбор содержания профильного образования для данной программы.

Безусловно, недостаточное ресурсное обеспечение выступает сдерживающим фактором выбора средств воспитания, развития и оздоровления в летнем пришкольном лагере. Однако последовательное обоснование значимости определённой ресурсной базы на разных уровнях власти позволит постепенно приводить пришкольные лагеря к необходимому и достаточному для специфики летней работы с детьми обеспечению.

Знакомство со второй концепцией может также строиться с опорой на уже известные вопросы. Хорошо, если они пополнятся возникшими у читателей вопросами, связанными как с размышлением о прочитанном, так и с личным опытом организации летней работы с детьми.

Заранее оговариваем, что из текста второй концепции изъят перечень материально-технического обеспечения, т. к. он имеет те же недостатки, о которых мы уже говорили, анализируя первую концепцию. Остальной текст идёт практически без изменений, что позволит увидеть другой подход к разработке и обоснованию замысла смены.

«Вторая» концепция программы организации летнего отдыха детей

«Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Разработка данной концепции организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– возможностью использования богатого творческого потенциала личности подростков и педагогов.

Проектирование летнего отдыха опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы летнего оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).

2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С. Макаренко).

4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, П. Блонский, Л. С. Выготский).

Деятельность педагогического коллектива летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнечный-2012» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности. Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

· активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода. Этот принцип определяет пять «граней»:

· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно — значит, это доступно и нужно мне»);

· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

· грань ориентации на консенсус («я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного «Я». Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· при развитии детского самоуправления;

· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа;

· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

· доверие ребёнку выбора средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможности каждого ребёнка;

· учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Методы работы.

Главным методом в работе воспитателей будет являться педагогическая поддержка.

В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка — поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из села.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация летнего отдыха детей предоставляет возможность реализовать им свои способности, либо определиться в каком-либо направлении деятельности.

Реализация идей и принципов, положенных в основу организации летнего отдыха детей, станет реальной, если программа будет комплексной, т. е. включит в себя разноплановую деятельность, объединит различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены. В лагере отдыхают 25 обучающихся в возрасте 7–12 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух возрастных отрядах с наполняемостью 12–13 человек.

Основное внимание уделяется оздоровлению следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, неполных, безработных, с низким уровнем дохода); детей, находящихся под опекой; с ослабленным здоровьем; детей, относящихся к группе детей с девиантным поведением.

Нормативно-правовые условия:

· Закон «Об образовании РФ»

· Конвенция о правах ребенка

· Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

· Устав МОУ

· Положение о лагере дневного пребывания

· Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания

· Правила по технике безопасности, пожарной безопасности

· Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере

· Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий

· Приказы Управления образования

· Должностные инструкции работников

· Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра

· Заявления от родителей

· Правила регистрации детей при поступлении и выбытии

· Акт приемки лагеря

Кадровое обеспечение.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

– начальник лагеря, заместитель директора по ВР;

– социальный педагог;

– педагог-организатор;

– музыкальный работник;

– воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

– работники пищеблока;

– технический персонал»

Авторы второй концепции, как видно из текста, уделили значительное внимание обоснованию значимости организации летнего отдыха, постарались сделать свою концепцию научно обоснованной. Безусловно, идеи и принципы, взятые в концепцию, имеют общенаучное значение и представляют научно-методические основы организации летнего отдыха в любом лагере.

Желание соответствовать букве науки свойственно не только данной концепции, оно прослеживается в процессе знакомства и с рядом других концептуальных обоснований летнего отдыха детей. Включённые в текст идеи и принципы, без какой бы то ни было переработки на свой коллектив, на конкретные условия и уровень квалификации кадров повторяются дословно в целом ряде программ пришкольных лагерей дневного пребывания детей. Хотим ещё раз подчеркнуть, что использование научных идей и принципов должно заключаться не в формальном переносе цитат из научных источников в текст концепций, оно важно для осознанного освоения сущности этих идей, чтобы провозглашённые принципы соответствовали реальной методологической грамотности педагогов и, соответственно, влияли на проектирование смены.

Обращаем ваше внимание на несколько особо, на наш взгляд, значимых позиций в тексте концепции:

· прослеживается трепетное отношение к ребёнку, стремление создать условия развития каждому ребёнку;

· для решения личностных проблем детей предполагается использовать технологию педагогической поддержки;

· педагоги видят необходимость сочетания психологической, социальной и медицинской поддержки в ходе смены;

· для работы лагеря предполагается использовать творческий потенциал ребят старшего возраста;

· содержание работы будет строиться на сочетании старых проверенных форм и использовании инновационных решений педагогических ситуаций.

Приступая к знакомству с третьей концепцией, вы уже имеете в своём профессиональном сознании два концептуальных решения для проектирования смены. Теоретическая модель концепции получила практическое дополнение, однако считаем необходимым предложить вашему вниманию ещё одну концепцию. Знакомясь с её текстом, целесообразно обратить внимание на те позиции, которых не было в предыдущих материалах.

«Третья» концепция программы организации летнего отдыха детей

Миссия смены.

В основе концепции детского оздоровительного краеведческого лагеря «Истоки» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ краеведческой культуры и формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.

Деятельность летнего оздоровительного лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение народного самосознания, возрождение народных идеалов, традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему.

Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины.

Для нас главным является самоценность каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Принципы, на которых строится жизнедеятельность детей в летнем оздоровительном лагере:

Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

Принцип включенности подростков в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.

Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).

Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей).

Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»).

Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Принцип безопасности.

Обоснование целеполагания и содержательного наполнения программы.

Содействие формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников предполагает вовлечение каждого в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

Участие детей в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива будет способствовать развитию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Формы организации жизни позволят обеспечить самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности.

Смена в лагере будет успешной при создании благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала.

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, в основу механизма реализации программы положена сюжетно–ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному краю» — это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В этой игре будут создаваться ситуации выбора, где ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляет ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями.

Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Этапы реализации программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.127 с.)