Проектирование программ организации летнего отдыха детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование программ организации летнего отдыха детей



Проектирование программ организации летнего отдыха детей

(методические рекомендации)

Содержание:

Введение

Летние каникулы как досуговый проект

Проектирование досуговых программ летнего оздоровительного лагеря

Профильные смены в летнем оздоровительном лагере

Список литературы

Введение

Организация летнего отдыха детей является неотъемлемой частью государственной программы модернизации системы образования, решение задач которой может быть успешным при соответствующем программном обеспечении.

Чем точнее, педагогически целесообразнее разработана программа, тем более гарантированный результат можно ожидать от её реализации. Проектирование любого вида и типа программы побуждает педагога вдумчиво относиться к условиям организации летнего отдыха детей, уходить от формализма и шаблона. Заимствование чужой, даже очень хорошей программы, может оказаться не эффективным потому, что она не является частью профессиональных интересов и возможностей конкретного педагога. Чтобы программа летнего отдыха не была чужеродной, педагогам необходимо пройти путь её самостоятельного проектирования.

Осознанно пройти этот путь и создать современный качественный педагогический проект летней оздоровительной кампании может помочь данное методическое пособие, которое разрабатывалось на кафедре развития дополнительного образования детей ГАОУ ДПО «ЛОИРО».

Пособие имеет три раздела, каждый из которых отвечает на конкретные вопросы.

Первый раздел разработан Н. Н. Жуковицкой и обращён, прежде всего, к администрации образовательного учреждения с тем, чтобы в практику вошло чёткое понимание роли досуговых программ в решении задач модернизации системы образования и их места в образовательной программе школы.

Второй раздел представлен материалами Л. Б. Малыхиной и Н. Ю. Конасовой. Материалы раздела познакомят с некоторыми положениями педагогики досуга, раскроют воспитательные и развивающие возможности разных типов и видов досуговых программ, и, конечно, расскажут об особенностях их проектирования.

Третий раздел посвящён специфике профильных и тематических смен как длительных досуговых проектов в лагерях разного типа. В этом разделе, который разрабатывала Н. П. Царёва, раскрыты характерные особенности программы профильной смены, которые необходимо учитывать при проектировании. Впервые педагогам предложен материал по разработке Концепции программы профильной смены.

Особое внимание обращаем на то, что в данном разделе использованы программы нескольких лагерей Ленинградской области:

· Программа «Регата-2012» профильной смены обучения лидеров ученического самоуправления, организованной ДДТ Всеволожского района; место проведения г. Албена, Болгария (начальник лагеря Н. Н. Свирин);

· Программа «Город Олимпионик» городского оздоровительного спортивного лагеря с дневным пребыванием детей в МБОУ ДОД «Сланцевская ДЮСШ» (Авторы программы: Евстратова С. В.; Малых О. Ю.; Голубович В. Л.; Муравьева Е. В.);

· Программа «Юный эколог» летнего детского лагеря при МБОУ Сланцевская средняя школа № 3» (начальник лагеря Меркулова Е. Н.);

· Программа «Истоки» летнего оздоровительного краеведческого лагеря с дневным пребыванием МОУ «Загривская СОШ» (начальник лагеря Горбунова В. А.);

· Программа «Звонкие голоса» летнего оздоровительного творческого лагеря МОУ ДОД «Пикалёвский Дом детского творчества» (начальник лагеря Е. Н. Арбузова).

Вопросы для интеллектуальных игр

Допустимые Условно допустимые Недопустимые
Вопросы на сообразительность Вопросы типа «неизвестное об известном» Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Вопросы «на удачу» Вопросы «на приближение» Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

Праздник — предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.

Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктата взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра особенно интересно осуществляется в летнем оздоровительном лагере.

В досуговых программах (в т. ч. длительных) используются основные, выделенные в теории игровой деятельности (С. А. Шмаков) виды современных игр, в том числе:

· физические и психологические игры и тренинги;

· интеллектуально-творческие игры;

· социальные игры;

· комплексные игры.

Досуговые программы любого вида будут успешны, если чётко ориентированы на возрастные особенности участников. Одна из классификаций досуговых программ в соответствии с возрастными этапами развития ребенка разработана Н. С. Карповой и представляет следующую возрастную периодизацию.

I этап — возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации могут быть всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга — организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

· игры на местности;

· игры на восприятие друг друга;

· спортивные игры, туризм;

· вечеринки;

· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);

· система зарабатывания каких-либо благ;

· праздники;

· драматизация.

III этап — возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

· вечера современной музыки;

· диско-шоу;

· вечера авторской песни;

· спортивные игры;

· дискуссии;

· тренинги;

· формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; этнографические, экологические, археологические, фольклорные экспедиции; трудовые дела).

Список литературы

1. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.

2. Безрукова В. С. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.

3. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Ганичев Ю. В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации.

5. Григорьева В. Г. Социализация подростков в сфере досуга. – СПБ, 2005.

6. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас! Выпуск второй: сборник методических материалов в помощь руководителям и лидерам детских общественных объединений и организаций / Составитель Якунина С. В.

7. Досуговые программы для детей и подростков: проектирование, реализация, экспертиза / авт.-сост. Л. Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012.

8. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.

9. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб.: СПб АППО, 2007.

10. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М., 2002.

11. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.

12. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. – 2004. – № 4.

13. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика. – http://www.kommunarstvo.ru/

14. Карелова И. М. Праздник под созвездием игры. Выпуск 2. – СПб.: Издательство «Специальная литература», 2004.

15. Козловская Л. И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности. – http://www.knukim.edu.ua

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

17. Колесникова И. А., Горчакова–Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. – М.: изд. центр «Академия», 2007.

18. Крюкова Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998.

19. Кульпетдинова М. Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. – 1998. – № 10.

20. Культурно-досуговая деятельность / под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М., 1998.

21. Куприянов Б. В., Рожков М. И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2001.

22. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности учащихся. – http://festival.1september.ru

23. Лебедев О. Е. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. – СПб.: СПбАППО, 2003.

24. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – Москва: Эгвес, 2004.

25. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

26. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О. Н. Хохлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

27. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб.заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

28. Пономарев В. Д. Педагогика игры. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

29. Программа организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание» // Классный руководитель. – 2002. – № 3.

30. Радианов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.

31. Российское образование. Сетевой подход. Совместный выпуск журнала «На стороне подростка» (2003. – № 3) и газеты «Сельская школа со всех сторон» (2003. – № 9, 10).

32. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.

33. Социокультурная и социально–педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей / под ред. А. Б. Фоминой. – М.: Перспектива, 2009.

34. Тавстуха О. Г. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей. – http://www.orenipk.ru/

35. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Государственная Академия культуры, 1996.

36. Учимся вместе решать проблемы. В 3 ч. Ч. 1.: Методическое пособие для учителей. – СПб.: «Образование-культура», 2004.

37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

38. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

39. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков. – М., 1967.

40. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: учебное пособие. – М., 2004.

 

Проектирование программ организации летнего отдыха детей

(методические рекомендации)

Содержание:

Введение

Летние каникулы как досуговый проект

Проектирование досуговых программ летнего оздоровительного лагеря

Профильные смены в летнем оздоровительном лагере

Список литературы

Введение

Организация летнего отдыха детей является неотъемлемой частью государственной программы модернизации системы образования, решение задач которой может быть успешным при соответствующем программном обеспечении.

Чем точнее, педагогически целесообразнее разработана программа, тем более гарантированный результат можно ожидать от её реализации. Проектирование любого вида и типа программы побуждает педагога вдумчиво относиться к условиям организации летнего отдыха детей, уходить от формализма и шаблона. Заимствование чужой, даже очень хорошей программы, может оказаться не эффективным потому, что она не является частью профессиональных интересов и возможностей конкретного педагога. Чтобы программа летнего отдыха не была чужеродной, педагогам необходимо пройти путь её самостоятельного проектирования.

Осознанно пройти этот путь и создать современный качественный педагогический проект летней оздоровительной кампании может помочь данное методическое пособие, которое разрабатывалось на кафедре развития дополнительного образования детей ГАОУ ДПО «ЛОИРО».

Пособие имеет три раздела, каждый из которых отвечает на конкретные вопросы.

Первый раздел разработан Н. Н. Жуковицкой и обращён, прежде всего, к администрации образовательного учреждения с тем, чтобы в практику вошло чёткое понимание роли досуговых программ в решении задач модернизации системы образования и их места в образовательной программе школы.

Второй раздел представлен материалами Л. Б. Малыхиной и Н. Ю. Конасовой. Материалы раздела познакомят с некоторыми положениями педагогики досуга, раскроют воспитательные и развивающие возможности разных типов и видов досуговых программ, и, конечно, расскажут об особенностях их проектирования.

Третий раздел посвящён специфике профильных и тематических смен как длительных досуговых проектов в лагерях разного типа. В этом разделе, который разрабатывала Н. П. Царёва, раскрыты характерные особенности программы профильной смены, которые необходимо учитывать при проектировании. Впервые педагогам предложен материал по разработке Концепции программы профильной смены.

Особое внимание обращаем на то, что в данном разделе использованы программы нескольких лагерей Ленинградской области:

· Программа «Регата-2012» профильной смены обучения лидеров ученического самоуправления, организованной ДДТ Всеволожского района; место проведения г. Албена, Болгария (начальник лагеря Н. Н. Свирин);

· Программа «Город Олимпионик» городского оздоровительного спортивного лагеря с дневным пребыванием детей в МБОУ ДОД «Сланцевская ДЮСШ» (Авторы программы: Евстратова С. В.; Малых О. Ю.; Голубович В. Л.; Муравьева Е. В.);

· Программа «Юный эколог» летнего детского лагеря при МБОУ Сланцевская средняя школа № 3» (начальник лагеря Меркулова Е. Н.);

· Программа «Истоки» летнего оздоровительного краеведческого лагеря с дневным пребыванием МОУ «Загривская СОШ» (начальник лагеря Горбунова В. А.);

· Программа «Звонкие голоса» летнего оздоровительного творческого лагеря МОУ ДОД «Пикалёвский Дом детского творчества» (начальник лагеря Е. Н. Арбузова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.055 с.)