Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Габитус как условие вовлеченности в игру на поле медиа⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Поле средств массовой информации, как и любое другое, конституируется агентами, заинтересованными в воспроизводстве определенного культурного и социального смыслового целого. Это некое пространство взаимообусловленных социальных позиций. Форма данного пространства определяется подвижной системой различий активных свойств агентов. Эти различия инициируются и поддерживаются самими агентами. Они, собственно, и составляют суть взаимоотношений в поле. 192 ___________ Я. у.астафьев _____________ Для того чтобы охарактеризовать поведение агентов в поле, П. Бурдье использует аналитический конструкт «игра». «Образ игры, несомненно, наименее плох для изображения социальных предметов», — отмечает французский социолог25. В то же время участники игры ясно видят и осознают грань между нею и реальностью. Собственно говоря, наличие этой грани и делает игру как таковую возможной. Субъект отчетливо понимает, когда он вступает в борьбу с соперниками и когда покидает поле состязания, в каких случаях он «в игре», а в каких «вне игры». Без этого осознания поведение участников состязания полностью бессмысленно. Любое состязание выходит за рамки обыденной жизни; у него есть собственное, специально выделенное пространство, на котором и разворачиваются все значимые для участников события. И оно происходит в обособленное, специфическое время. Игру — будь то театральное представление или спортивное состязание — создает единство места и времени. Ее смысл на этом пространственном отрезке и в данном временном промежутке заключается в ней самой. Игра создает, устанавливает, диктует специфический порядок, никаким образом не согласованный с повседневностью и не имеющий к ней отношения. Она вклинивается в обыденную жизнь, прерывает все характерные для нее процессы и совершается ради себя самой, ради заключенного в самой себе смысла, ради преследуемой в самой себе цели, принося удовлетворение по ее достижении или же разочарование в случае неудачи. Любая игра является борьбой за что-нибудь, состязанием за первенство. В то же время она оказывается представлением, демонстрацией, разыгрыванием определенной роли. Все состязающиеся принимают на себя определенное амплуа, характер их поведения на поле игры задан свойствами масок. Как выделенное, маркированное пространство, игра нуждается в референте как средстве фиксации своей границы. Эту границу, обозначающую разделение состязания и реальности, фиксируют зрители. Подчеркнем, что речь идет о зрителях, находящихся лишь «по эту сторону» экрана,
25 Бурдье П. Начала. СЬозез (Шез. М., 1994. С. 100. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 193 шоу. Наблюдаемые в телевизоре участники программы даже при совершенно пассивном поведении не являются зрителями как таковыми, но лишь фоновыми атрибутами игры. Очевидно, что медиа весьма адекватно подходят в качестве объекта социологической интерпретации в терминах игры. Здесь действует четкое разделение экранной и реальной жизни. Тут ясно распределены роли, устойчиво соблюдаются правила и широко представлена борьба за символические или реальные ресурсы, например за территорию вещания, время выхода в эфир и место, за общие и локальные выигрыши в виде увеличения аудитории и снискания ее симпатии, в виде увеличения объемов денежных вложений, политического и общественного влияния, символического признания в форме премий и номинаций и проч. И есть свой многочисленный реальный (к которому апеллируют претендующие на массовость участники) и вполне виртуальный (к которому апеллируют претендующие на элитарность и изысканность участники) зритель. Соответственно, к интерпретации медиа вполне адекватно можно привлечь все прочие конструктивно связанные с понятием игры термины и логические построения. Важнейшим моментом осуществления игры является сама возможность вступления в игровое поле. Общеизвестно, что отнюдь не любой субъект может стать игроком. Требуется очень многое: и знание правил, и возможность сделать ставку, чтобы вступить в состязание. Но главное, требуется наличие определенного чувства игры, способность адекватно воспринимать происходящее, позиции всех участников, их перспективы, шансы выиграть, проиграть, либо остаться «при своих», наконец, просто способность играть в данную игру, причем в качестве именно самого что ни на есть полноценного участника, эмоционально сопереживая происходящему. Последнее является наиболее ценным свойством, которое может быть привнесено в состязание участниками. Именно оно — свойство вовлеченности — и формирует саму игру, поддерживает ее, заставляет участников забыть обо всем на свете и упорно идти к своей цели, пренебрегая повседневными нуждами.
194 ___________ Я. У. астафьев _____________ Вовлеченность в игру обусловлена габитусом субъектов. Понятие габитуса было разработано в аристотелевско-то-мистской традиции. Затем оно использовалось такими мыслителями, как Гегель, Гуссерль, Мерло-Понти, Мосс, преимущественно в изначальном значении, пришедшем из латыни, как обозначение внешнего вида человека, его наружности, телосложения, осанки. В социологии Бурдье понятие габитуса также является одним из краеугольных. Значительно переосмыслив его, французский ученый дал этому понятию трактовку «инкорпорированной, индивидуализированной социальности»26. «Социальные агенты <...> не являются автоматами, на манер часов, поведение которых регулируется в соответствии с законами, которые они не понимают. В наиболее сложных играх <...> они задействуют инкорпорированные принципы порождающего габитуса, — систему диспозиций, которая может быть осмыслена по аналогии с порождающей грамматикой Хомского, — с той разницей, что я говорю о диспозициях, приобретенных посредством опыта, которые тем самым варьируются в зависимости от места и времени»27. Габитус является продуктом истории, это некоего рода совокупность практических гипотез, базирующихся на прошлом индивидуальном и коллективном опыте. Историческим в том смысле, что он был выработан и закреплен в самом раннем детстве субъекта и носит по отношению к его дальнейшему существованию самодовлеющий характер. Прежде всего это опыт существования в семье и дорефлексивного восприятия всех связанных с этим общественных практик и форм взаимоотношений: разделение труда между полами, способ построения вертикальной иерархии статусов и горизонтального распределения ролей, общие принципы структурирования социального пространства и времени по принадлежности тех или иных площадей и вещей, способы их потребления, использования, самые общие, первичные нормы отношения к телесности, своей и чужой, способы и нор- 26 Бурдъе П. Указ. соч. С. 53. 27 ВоигЛеи Р. 1п О1Ьег Шогйз: Еззауз Тошагйз а КеЯех1уе зосю-1о§у. 51апГог(1, 1990. Р. 9. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 195 мы речевого поведения и т. д. Весь этот опыт формирует структуры габитуса, которые, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого последующего опыта. Также ведущую роль в формировании габитуса играет коллективный опыт, поскольку человек не столько самостоятельно воспринимает и познает окружающий мир, сколько ему его «представляют» именно таковым, показывают с соответствующей стороны и в характерном ракурсе, называют именно таким образом, а практика называния является наиболее фундаментальным способом структурирования социального пространства и, шире, осуществления власти над этим пространством. Ибо иметь имя или название в пространстве человека воспринимающего означает для любой социальной предметности существовать. «Назвать вещи своими именами» означает покончить с их размытостью, неясностью, нечеткостью границ между ними, приблизительностью деталей. Любая социальная группа существует, то есть формирует себя и поддерживает, прежде всего за счет называния и кодификации, приведения в определенный порядок значимой для нее предметности. «Кодификация делает вещи простыми, ясными, коммуникабельными; она делает возможным контролируемый консенсус над значением, гомоло-гичность»28. Соответственно, рецепция этого первичного опыта называния и упорядочения предметов лежит в основе любого дальнейшего социального опыта субъекта.
Благодаря этому оказывается возможным впоследствии отличить одно социальное существо от другого: провинциала от столичного жителя, представителя одной национальности от представителя другой, интеллигента от рабочего или же крестьянина. Но дело не только в этом. Габитус человека формируется в раннем детстве, закладывается, как сказали бы психологи, на ранних стадиях развития личности. И, как система диспозиций, он может видоизменяться при своей реализации, «приведении в действие», но не бесконечно. Габитус позволяет производить достаточно широкое число практик, которые вместе с тем ограничены в своем разнообразии. Это разнообразие ограничено чувством здравого 28 Бурдье П. Указ. соч. С. 127. 196 ___________ Я. У астафьев _____________ смысла, присущего данному субъекту. Габитус порождает так называемые вполне «разумные», «адекватные» логике восприятия социальности способы поведения, и он же стремится исключить любую «неправильную», несовместимую с объективными условиями деятельность, ту, которая может получить реальную или мнимую неодобрительную оценку «социального суперэго» субъекта — его референтной группы. Из сказанного следует, что вне изучения и принятия во внимание при социологической интерпретации невозможно адекватное понимание поведения агентов в поле. Тем более это верно для такой области отношений, как средства массовой коммуникации, социальный порядок взаимодействия в которой строится на перманентном означение и переозначение предметов и социальная игра сознательно и вполне от-рефлексированно складывается вокруг того, что и как названо или показано и что остается «за кадром», за рамками речи, за пределами внимания субъектов. Именно на этом, как ни на каком ином, поле в столь обнаженном и неприкрытом виде разворачивается борьба агентов за смысл и только за него, за право именовать вещи, присваивать им названия.
Для полноценной характеристики различных видов габитуса агентов поля отечественных медиа необходимо проведение специального социологического исследования. Мы попытаемся зафиксировать две группы профессионалов-журналистов с различными габитусами, символическое противостояние которых существенным образом участвует в работе механизма формирования катастрофического сознания. С одной стороны, здесь присутствует группа с габитусом, условно говоря, элитарного плана. Это, как правило, выходцы из сравнительно интеллигентных семей, основные жизненные представления и реакции которых структурировались под воздействием классики. Речь идет о «золотых перьях» прежней журналистики, профессиональная деятельность которых известна своей культуртрегерской направленностью. Для представителей этой группы характерно чувство сословной дистанции по отношению к потребителю — реципиенту своей продукции. В то же время это ощущение не носит социально дифференцирующий характер. Это ощущение свое- Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 197 го превосходства над нетворческими массами, положения просвещенной элиты среди относительно невежественного населения. Представители данной группы, как правило, стремятся делать авторские программы, где могут демонстрировать свою эрудицию, знания, даже подчеркивать изысканность собственных вкусов. Вместе с тем они зачастую стремятся в те сферы медиа, где в наименьшей степени выражены рыночные, конкурентные отношения, где явствен патернализм, где дружеские и семейные связи превалируют над денежными. С другой, следует выделить группу профессионалов поля медиа, условно говоря, подросткового габитуса, которые пришли в эту сферу на основе рыночных отношений. Это те работники пера и микрофона, в формировании которых существенную роль сыграла не классическая литература и соответствующее интеллигентское воспитание, но книги и кинофильмы в основном детективного и приключенческого жанра, поэтому новые политические и общественные события они начали осмыслять в первую очередь в духе этих жанров. Соответственно, «заурядные партработники, волею обстоятельств вознесенные к вершинам власти, превращались под пером новых журналистов в гениальных злодеев, наделенных выдающейся способностью плести хитроумные интриги и устраивать грандиозные заговоры»29. Следует подчеркнуть, что, в отличие от классики с ее мора-лизаторской и эстетизирующей направленностью, приключенческая литература базируется на иных ценностях и иных взглядах на мир. Базовым смысловым элементом здесь является действие. Оно самодостаточно и самостоятельно; взаимосвязь различных действий персонажа не обусловлено внутренней, глубинной ценностной структурой, но носит фрагментарный, мозаичный характер. Действие имеет подчеркнуто волевой характер, оно направлено на преодоление каких-либо препятствий, причем, как правило, либо насильственным, либо случайным, игровым образом. От интеллекта, знаний, чистоты применения дискурса, наконец, здесь ничего не зависит, как не зависит и от моральных принципов
29 Проскурин О. Максим Соколов: генезис и функции «забавного слога» // Новое литературное обозрение. 2000. № 41. С. 302. 198 ___________ Я. у.астафьев _____________ действующего субъекта, и от невозможности преступления им каких-то базовых норм общежития и социальной солидарности. Очевидно, что общество, структурированное по волевому признаку, имеет не столько социальный, сколько биологический характер. Соответственно, в новой российской журналистике профессионально отсутствует социологическое понимание реальности или чувство социальной дифференциации, а именно: эмоциональное ощущение разнообразия общественного мира, образов жизни, социальных стратегий, планов, ценностей, установок, социальных стереотипов. Практически единственное, что реально воспринимается в свете подобного рода мировосприятия, это эмоции, причем базовые, к числу которых относится страх, боязнь агрессии, насилия, катастрофы, сводящей на нет все жизненные усилия общества, группы, человека. Подобное сознание всюду профессионально ищет и находит то, что может, как считается, потрясти человека до глубины души, до его животного основания. Информационно-развлекательную функцию ме-диа оно видит в выявлении и демонстрации подобной природной и социальной вещественности: катастроф, происшествий, вызывающих страх и интригующих событий, заговоров. Это его понимание мира и его основания, базы, фундамента. В то же время подобная журналистика подчеркнуто демократична: она апеллирует к массовым вкусам своей аудитории, причем делает это вполне сознательно, намеренно противопоставив свою позицию и стоящие за нею ценности позиции «золотых перьев». И коль скоро на знамени советской журналистики было написано «стабильность», то лозунгом новых информационных деятелей стали катастрофы, скандалы, криминал. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ АГЕНТОВ Агенты действуют, «играют» на соответствующем социальном пространстве, «игровом» поле. В нашем случае это поле информационного производства, точнее средств массо- Катастрофыческое сознание и массовые коммуникации 199 вой коммуникации. Данное пространство задается совокупными позициями и практиками действующих агентов (групп агентов). Позиции субъектов, обнаруживающих себя в соответствующем социальном поле, реальны только в отношениях друг с другом. Самих по себе позиций, фундированных вне соотнесенности с положением и практической деятельностью других участников игры, не существует. Социальные агенты помещены в некое место социального пространства, которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других (Бурдье). Эти различия и дистанции носят прежде всего символический характер, они функционируют как значения соответствующих позиций, как принадлежность ролей, которые призваны исполнять агенты, находящиеся в данном положении, в данном месте социального пространства, что подразумевает ментальный характер этого различения, которое функционирует одновременно как принцип видения и деления, как категория восприятия и оценивания. Подобная трактовка взаимоотношений агентов не подразумевает их чисто субъективистского характера. Любая социальная «вещь» всегда опредмечена. Статус человека выражается и в его костюме, манере держаться, речи, взгляде, и во многих компонентах окружающей среды, которые данный субъект присваивает. Социальное положение человека определяется также наличием либо отсутствием личного приватного (комната, квартира, дом) и личного общественного (рабочее место, кабинет) пространства, возможностью физической мобильности (наличием велосипеда, автомобиля, самолета, яхты), наконец, наличием либо отсутствием других физических лиц или целых социальных групп или официальных структур, призванных обслуживать данную позицию (сегодня это — домработница, садовник, личный шофер, охранник, секретарша, штат подчиненных; в прошедшей истории — дружина вождя, семья в патерналистском обществе, дворовые люди помещиков, сюда же относится и известное выражение французского короля, характеризующее полное присвоение им социального пространства: «Государство — 200 ___________ Я. у.астафьев _____________ это я» (ср.: «Тело подданного принадлежит королю», — у М. Фуко в «Надзирать и наказывать»)). Все это означает, что, хотя «разруха сидит не в клозетах, а в головах» (М. Булгаков, «Собачье сердце»), в туалетах она также присутствует как овеществленная, опредмеченная сторона единой, лишь аналитически разделяемой, социальной/физической реальности. Содержательно позиции агентов в поле различаются по возможности присвоения циркулирующих в данном пространстве благ. Главным благом в любом поле является символическое господство, то есть способность влиять на конфигурацию социального пространства путем его переосмысления. В наиболее чистом виде, как уже отмечалось, символическое господство или насилие представлено в поле средств массовой коммуникации, оно, собственно говоря, построено на функционировании механизмов переосмысления и переназывания самых различных вещей и предметности. Важнейшим результатом присутствия в информационном поле является возможность для субъекта или какого-либо общественного явления быть увиденным или услышанным. Неслучаен поэтому нескончаемый поток писем на телевидение, радио и в различные газеты с описанием «безобразий», «негативных явлений» и пр. Если их представят на телеэкране, озвучат на радио, напишут о них в газетах, эти явления действительно обретут свой совершенно иной, гораздо более значимый статус, с которым нельзя будет не считаться. В этом плане средства массовой коммуникации оказываются одной из важнейших ветвей власти, поскольку обладают возможностью изменения конфигурации общества и трансформации социального рельефа. Кроме символического господства или символического насилия в поле может быть обеспечен доступ и к другим общественно значимым благам, начиная от самых общих генерализированных посредников — к собственно власти, деньгам, информации, образованию — и кончая возможностью обрести внимание влиятельных персон, вступить в их круг, использовать свое положение для достижения своих целей. Но, следует подчеркнуть, это отнюдь не равенство возможностей. Одинаковых шансов нет ни у одного игрока. Воз- Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 201 можности определяются наличием и объемом соответствующих капиталов и способностью агентов их применить в конкретной игре в конкретном поле. А эта способность, в свою очередь, детерминируется наличием «чувства игры», находящегося, как мы уже указывали, в прямой зависимости от габитуса субъекта и степенью его развитости. Никакая социальная игра невозможна без ставок, инвестиций. И чем больше перспектив у нее, чем крупнее вероятный выигрыш, тем больших ставок требует данное поле. Необходимым условием вступления в игру выступает минимальный порог инвестиций. Для информационного поля это может быть и соответствующее «профильное» образование, и умение связно излагать свои мысли, в том числе и в виде оформленных, официально приемлемых продуктов — газетных либо журнальных публикаций, интервью. Это может быть и соответствующий внешний вид, экстерьер, если субъект претендует на роль телеведущего программы, и, что в ряде случаев может иметь решающее значение, знакомство с влиятельными особами — теми, кто принимает решение о доступе в игру новых агентов (скажем, членами комиссии по набору ведущих на новую телепрограмму). Дальнейшая судьба игрока зависит от его способности аккумулировать разнообразные капиталы, например от его обучаемости как профессиональным навыкам, так и способам завоевания симпатии «нужных» персон, вхождения к ним в доверие и получения от этого дивидендов в виде более важных позиций в поле, денежных средств, новых нужных знакомств и возможности их конвертации в другие виды капиталов для усиления своих позиций, например, денег — во влияние, информации — в новые знакомства, знакомств — в собственное культурное развитие и т. д. Каждый игрок в поле, исходя из собственных ставок и инвестиций, а также соответствующих диспозиций по отношению к данному социальному пространству, определяемых его габитусом, выбирает определенную стратегию выигрыша, стратегию продвижения в этом поле. Можно утверждать и обратное. Каждого игрока в поле подталкивают и определяют к конкретному выбору характерной стратегии его габитус и наличие соответствующих капиталов, ставок. Этим 202 Я. у.астафьев __________ мы желаем подчеркнуть то обстоятельство, что данные стратегии чаще всего, несмотря на их видимость, являются неосознанными, они предустановлены субъекту. Судьба агента оказывается выбрана за него всей социальной историей предыдущих поколений и той группы, откуда он пришел. И лишь в достаточно редких случаях, если субъект проявляет недюжинное упорство и энергию в достижении цели, он может «переломить» свою судьбу, выйти за рамки своей изначальной позиции и «выиграть миллион по трамвайному билету». Стратегии формируются при взаимодействии всех данных компонентов с самим полем, в котором делает ставку и начинает социальное движение игрок, агент. В силу их многообразия их вряд ли уместно категоризировать. Выделим лишь наиболее типические. Наиболее привычным способом поведения в поле является традиционная стратегия. Ее можно также обозначить как профессиональную, поскольку она ориентируется в первую очередь на задействование и развитие профессиональных навыков и умений поведения в поле. Традиционную стратегию обычно выбирает большинство игроков в поле, поскольку она наиболее ясна и опробована и в ней наиболее предсказуемы результаты, хотя и не столь велик выигрыш. Траектории движения от менее ценных к более престижным позициям отработана предыдущими поколениями игроков. Здесь также, как правило, досконально известно, какого рода капитал и в каком объеме должен быть задействован при достижении соответствующей позиции, каким образом его надлежит использовать, применять либо конвертировать в иной ресурс. Традиционная стратегия в наибольшей степени приемлема для игроков со средним объемом капитала. Те, кто располагает гораздо большими ресурсами, обычно ориентируются в своей игре в поле на иные стратегии, в первую очередь на элитарную. Эта стратегия позволяет сразу достигать сравнительно высоких позиций в социальном пространстве, быстро оставляя позади менее успешных игроков. Она требует весьма специфического капитала, например не просто высшего образования, но полученного в определенном вузе и у со- ____ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 203 ответствующих профессоров, и наличия соответствующего Ьас1с§гоипс1 — коммуникативных и прочих навыков соответствующей культуры, рецепция которых произошла в семье и при общении с ее ближайшим окружением, а также опыта знакомств с нужными людьми напрямую или же через посредников - общих родственников или друзей. Но относительно небольшая часть игроков из тех, кто обладает большим капиталом, а также не обладающих им вовсе или, точнее, имеющих какие-либо ресурсы в минимальном объеме, используют при продвижении в поле авангардную стратегию. Это стратегия, как бы отрицающая структуру поля, по-своему его переозначивающая, переименовывающая. По своему характеру это поведение специфично для агентов, находящихся на самых высокостатусных позициях. Авангардная стратегия далеко не всегда бывает успешной. Она сопряжена с большим социальным риском, с тем, что другие участники поля полностью проигнорируют и не воспримут их претензии на высокий статус. В этом случае таких игроков ждет либо полное забвение, либо они вынуждены реализовывать себя в других полях, либо должны использовать иную, как правило традиционную, стратегию. Но авангардное поведение может принести и значительные дивиденды. Это происходит обычно в двух случаях. Во-первых, когда этого хотят «низы» — большая масса агентов, путь которых наверх, в элиту данного поля, по тем или иным причинам затруднителен, когда они оказываются не в состоянии конвертировать свои капиталы в социальное продвижение. Тогда может произойти воистину революционное свержение прежней элиты и на место ее будет поставлена новая — авангардная или та, которая призвана исполнить ее роль в новых условиях, восприняв ее символику и значение. Соответственно, новым образом будет переименовано социальное пространство и соответствующее поле получит иную конфигурацию. Во-вторых, когда изменений захотят «верхи» — те, кто занимает самые престижные позиции в поле, но недовольны сложившейся дистанцией, системой различий с основной массой агентов. Тогда элита может адаптировать, подтянуть до себя авангард и, новым образом переозначив 204 ___________ Я. у.астафьев _____________ социальное пространство, восстановить желаемую дистанцию с другими участниками игры в поле. Ориентация на формирование, утверждение и эксплуатацию катастрофического сознания была в свое время выбрана определенной социальной группой при переходе от государственных средств массовой коммуникации к частным в рамках стратегии авангардизма. Именно в это время в информационное поле пришли, с одной стороны, журналисты с описанным выше подростковым габитусом и, с другой, вкладчики денежных средств с требованием обеспечить прибыльность средств массовой коммуникации путем увеличения их развлекательного потенциала. С целью повышения рейтинга в сетку вещания и на газетные полосы начали вводиться материалы скандального и шокирующего характера — те, которые в наибольшей степени отвечали представлениям данных игроков об их желаемости для массового зрителя, слушателя, читателя. На этой волне сформировались «желтые» средства массовой коммуникации, кардинальным образом изменив конфигурацию информационного поля и практически вытеснив на периферию еще недавно столь популярные аналитические статьи, передачи и программы. Торжество подобного инфотейнмента над анализом не означало, что интерпретация полностью ушла из медиа, уступив место шокирующей развлекательной информации. Она переместилась на более глубинный уровень и предстала в подобных материалах в виде предзаданной картины мира, где действуют скрытые темные силы, торжествуют разбойники и казнокрады и миром правят деньги, беззаконие и ничем не ограниченная власть. В результате сформировалась целая культура с соответствующими ценностями, символическими значениями и диспозициями, со специфической антропологией человека пугающегося — субъекта, живущего в состоянии страха, ничего не воспринимающего, кроме криминальных новостей, и в то же время жаждущего их, ищущего на всех телевизионных каналах и газетных полосах. Наибольший расцвет эта культура получила в период передела собственности в России, в 1993—1994 годах, когда формировался рынок средств массовой коммуникации и полностью трансформировался рельеф соответствующего Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 205 социального пространства. В дальнейшем, в связи со все большей стабилизацией общества, степень воздействия этой культуры несколько снизилась, но она продолжает подпитываться критическими ситуациями, ситуациями общественных потрясений, каковыми явилась война в Чечне, экономический кризис 1998 года, выборы политической элиты, природные катаклизмы. В отсутствие же таковых эта культура и соответствующие группы ее проводников усиленно заняты их поиском и фундированием всевозможных форм страха и катастрофического сознания. РЕЦИПИЕНТ СООБЩЕНИЙ МЕДИА Объектом и адресатом массовой коммуникации является ее реципиент. Это довольно специфическая фигура, соответствующим образом настроенная по отношению к воспринимаемому сообщению. Для нее характерен, по выражению Б. Дубина, «комплекс зрителя» и связанные с ним преимущественно «зрительские» представления о социальном мире30. Речь идет о механизме восприятия сообщения в ракурсе одновременно приобщенности и дистанцированности, когда реципиент, с одной стороны, ощущает свою отстраненность от события, неучастие в нем, на происходящее глядит со стороны, из уютного мира своей квартиры в комфортной обстановке обеда или ужина. Любое событие происходит или уже случилось «не с ним»; в случае особо негативных эмоций, которое оно может вызвать, его можно «выключить» и таким образом изъять из своей жизни. Но, с другой, в силу своей визуальной и звуковой приближенности к эпицентру происходящего, реципиент особым образом сопри-частен ему. И в этом своем качестве оно может быть предметом очень сильных переживаний, вызывающих к жизни желание проследить его динамику и быть в курсе «окончательного диагноза» и результата. Это специфическим образом трансформированное, «замороженное», эмоционально разгруженное из-за отдаленности событий и отстраненности от них чувство, которое в дальнейшем может быть реализо- 30 Дубин Б. В. От инициативных групп... С. 56. 206 __________ Я. у.астафьев ____________ вано в жизненной ситуации, скажем, смерти родственника, пожара соседнего дома, автокатастрофы, в которую попал субъект на своей легковой машине. Поскольку его восприятие эмоционально искажено, у него возникает неадекватность реакции — заторможенность и ожидание действий со стороны профессионалов. При этом может присутствовать чувство полной нереальности происходящего. Хочется «выключить» неприятное событие, перейти на другой канал. Те, кто возражает критикам медиа, обычно указывают, что скандально-разоблачительные и сенсационные передачи весьма любимы потребителем, реципиентом. И в этом плане читательская аудитория практически не отстает от зрительской. Так, по данным блиц-опроса ВЦИОМ жителей Москвы и Подмосковья, проведенного в июле 1998 года, на первом месте у читателей периодики стоят криминальные темы (36% аудитории). Очевидно, что скандальность и сенсационность, которую реципиенты ищут в подобного рода статьях и сообщениях, в данном случае не столько содержательная характеристика, сколько, по мнению Б. В. Дубина, «способ смысловой организации коммуникативного сообщения, своеобразный модус реальности или ее показа, разыгрывания именно как масскоммуникативной. Таков определенный тип подачи сообщения, препарирования и обработки информационной реальности в расчете на "человека как все", которого масс-медиа <...> моделируют и создают, конституируют своими средствами. Для такого антропологического контрагента "реально" только сенсационное, невероятное, скандальное, разоблачительное — то, что демонстративно испытывает и нарушает принятые нормы»31. Этот нарушитель выглядит здесь единственно авторитетной инстанцией, носителем кода осмысления реальности. «Это человек, действующий так, как нельзя, но ведущий себя так, словно ему можно, "ловец случая", который выламывается из правил, разрушая, более того, отвергая и специально принижая этим самым основы социальной коммуникации с ее нормами взаимных ориентации, согласованности ожиданий и пр.»32 31 Дубин Б. В. От инициативных групп... С. 46. 32 Там же. __ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 207 В объяснении социальной роли подобных масок и амплуа возможны две ценностно противоположные интерпретации. Одна заключается в широко распространенной точке зрения, согласно которой разыгрывание подобных смысловых паттернов в известной степени подрывает социальный порядок, поскольку символически поощряет девиантное поведение. Соответственно, такие медиаструктуры оказываются источником угрозы чуть ли не национальной безопасности, поскольку разрушительно воздействуют в плане формирования соответствующих — а именно девиантных — норм поведения. Другая заключается в том, что причинно-следственная связь, на уровне бихевиоризма, между демонстрацией определенного смыслового кода на телеэкране и формированием социальных установок реципиента является принципиально разорванной. В условиях виртуализации общества, а также при наличии описанного выше феномена отстраненности зрителя от медиа реципиент сообщения обладает известным иммунитетом. Для него подобного рода действительность, показываемая, скажем, в фильме-боевике, — не руководство к действию, а своего рода картинка из «Жизни животных». Он может лишь принимать ее во внимание, даже эмоционально сопереживать, но она ни в коем случае не влияет прямо на мнение и действия индивидов, составляющих аудиторию. «На самом деле, — отмечает Дж. Уоллакотт, — акт насилия может быть понятным только в контексте других элементов фильма и в терминах, адекватных его жанру. Такие действия не могут рассматриваться как имеющие исключительно одно фиксированное значение. Напротив, с их помощью происходит обозначение различных ценностей, представление различных кодов поведения. Причем это зависит от того, каким образом они оказываются артикулированы как знаки среди других означающих элементов дискурса»33. Собственно говоря, и та и другая точка зрения имеет право на существование. Нельзя отрицать тот факт, что ката-строфизм как специфическое восприятие действительности является вполне определенной социальной установкой, ро- 34 Цит. по: Назаров М. М. Указ. соч. С. 157. 208 __________ Я. у.астафьев _________ лью, и медиа в какой-то степени обучают этой роли, чтобы при сходных обстоятельствах, при похожей жизненной ситуации данная установка воспроизводилась вместе с соответствующим набором реакций и кодов. Тем более это адекватно для отечественной реальности, где насилие за долгие годы существования советской власти выступало одним из универсальных языков, своеобразной «матрицей» общественной жизни. К этому языку в особенности восприимчива молодежь, эмоциональная жизнь которой оказывается менее рационализирована, чем у представителей более старших поколений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.04 с.) |