Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способность противостоять опасностям
Любопытно проследить перемены (по данным двух наших опросов) в отношении респондентов к политической составляющей жизни. Наиболее характерным в этой связи является восприятие респондентами различных политических партий и движений. Здесь стоит отметить усиление безразличного отношения. В отношении к партиям и движениям, отстаивающим идеалы социализма, число безразличных респондентов увеличилось с 46,0% (1996) до 49,8% (1999); к партиям и движениям, выступающим за продолжение рыночных реформ, - с 31,6% (1996) до 43,7% (1999); к партиям, отстаивающим русскую самобытность, — с 42,5% (1996) до 46,1% (1999). Одновременно за прошедшие три года улучшилось отношение россиян к партиям, отстаивающим идеи социализма: в 1996 году за них выступало 27,7% респондентов, а в 1999-м — 31,8%. Неудивительно, что значительно упал интерес россиян к партиям, отстаивающим курс на продолжение рыночных реформ: в 1996 году они привлекали 51,7% респондентов, а в 1999-м — 31,4%. Увеличилось количество людей, не имеющих политических предпочтений и вообще политикой не интересующихся: в 1996 году таких было 23,9%, в 1999-м - 25,3%. Изменились и представления о предпочитаемом пути экономического развития России. На основе изложенного можно сделать вывод по некоторым фундаментальным вопросам, которые до сих пор являются предметом дискуссии философов, социологов, историков. Ибо здесь, как нам представляется, лежит ключ к пониманию специфики русского национального характера в современных условиях. Нет, мы, разумеется, не претендуем на то, чтобы дать исчерпывающий ответ в целом, но интересно было бы посмотреть, основываясь на эмпирическом материале, на вопрос о способности российского населения к самоорганизации с позиции традиционных споров о том, следует ли нам усилить борьбу с элементами коллективизма, якобы доставшегося нам от «проклятого» прошлого, и воспитывать население в духе индивидуализма, который так распространен в США. С нашей точки зрения, разумно подходит к этому вопросу Н. Ф. Наумова: «Действительно, в США первичный элемент — отдельный человек. А что такое первичный элемент в нашей постсоциалистической стране? Это туманно. Есть, например, некоторые статьи, в которых как о бесспорно положительном менталитете говорится об индивидуализме и т. д. Но надо же просчитать, какие "за" и "против" имеет индивидуалистическое построение общества. Просчитать и посмотреть. И хотя бы изложить. Тем более в мировых разработках такого обобщающего характера, когда речь идет действительно о вариантах развития цивилизации в целом, индивидуализм вовсе не обязательно оценивается с плюсом, а коллективизм с минусом или наоборот. Просто это один вариант вот с такими нитями, а это — другой» 2.
Мы же попробуем взглянуть на эту проблему, опираясь на полученные нами в ходе реализации проекта «Катастрофическое сознание в России в конце XX века» эмпирические данные. Об общем фоне, характеризующем настроение российских респондентов, можно судить по ответам на вопрос «Если 2 Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и доку Страх и тревога в современной России 83 говорить в целом, в какой мере вы удовлетворены в настоящий момент своей жизнью?». Полностью удовлетворены своей жизнью сегодня в России — 3,8%. Скорее не удовлетворены и полностью не удовлетворены — 53,4%. При этом 67,8% респондентов, пожалуй, не уверены и совершенно не уверены в своем будущем. Интересными выглядят в этой связи ответы на вопрос: «Когда Вы ответили, что "уверены" или же, напротив, "не уверены" в будущем, то о ком Вы подумали в этот момент?». 80,4% респондентов подумали о себе и своих близких и лишь 9,8% подумали о России и ее гражданах. О социальной активности респондентов можно судить по вопросу: «Если это бедствие (одно, наиболее страшное) все-таки произойдет, то как, по Вашему предположению, Вы стали бы себя вести?». Процент тех, кто намерен предпринимать какие-либо меры, чтобы предотвратить или ослабить опасность, с 1996-го по 1999 год снизился с 41,3 до 34,6%, и соответственно увеличился процент тех, кто считает, что от их действий ничего не зависит. За эти же годы, с 1996-го по 1999-й, процент тех, кто предпринимает все возможные действия, чтобы защитить лично себя от последствий преступности, снизился с 40,2 до 36,7%, а загрязнения окружающей среды — с 42,9 до 38,8%. Несколько снизился процент тех, кто намерен объединяться с другими, чтобы противостоять опасности: в вопросах преступности — с 7,5 до 6,1%, в вопросах экологии - с 8,3 до 8,1%. Особенно острой в современной России является проблема безработицы: 59,2% респондентов обеспокоены возможностью остаться без работы; 87,0% респондентов на вопрос, хватает ли им дохода от основной работы, отвечают «Скорее нет» и «Определенно нет». Лишь 2,5% российских респондентов могут утверждать, что им достаточно дохода от основной работы. В таких условиях 73,5% респондентов пользуются продуктами со своих участков (хозяйств). (В 1996 году таких было 66,9%.) 24,0% прирабатывают в другом месте, и всего 3,8% вкладывают свои сбережения в акции. При этом 58,6% опрошенных считает, что у них нет возможности получать помощь от родственников.
84_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ Проследим тенденцию более конкретно на примерах от Почти 50% респондентов подыскивают средства защиты внутри малой группы (обсуждают с близкими), а 30% считает, что даже семья и близкое окружение не сможет предоставить им средства защиты, адекватные угрожающим им опасностям, то есть чувствуют себя абсолютно незащищенными перед угрозой катастрофы. Далее проследим тенденцию более конкретно, на примерах реальных повседневных угроз, которые, как выяснилось, и являются источником страха: роста преступности (крими-нализации общества) и возможности потерять работу (безработицы) и загрязнения окружающей среды (см. табл. 10). В среднем 80% предпринимают активные действия для того, чтобы защитить себя, семью и своих близких от нападений, разбоя, грабежей и возможности подвергнуться негативному экологическому влиянию на бытовом уровне. При этом 5—12% респондентов предположительно объединяются с другими в целях предотвращения этих угроз для всего общества и народа. 60—70% были абсолютно уверены, что этого они делать не будут; соответственно лишь в сред- нем 20% остаются «в раздумье», будут ли они что-то предпринимать, объединяться с другими, чтобы снизить эту угрозу для народа, страны, или нет. Что намерены предпринимать респонденты для решения проблемы безработицы в условиях, когда 50—52% констатируют, что им совершенно не достаточно дохода от основной работы, а 33—36% утверждают, что им «скорее недостаточно» доходов от основной работы. То есть 80—85% в той или иной степени решает для себя проблему безработицы и на вопрос: «Обеспокоены ли Вы лично возможностью оказаться без работы?» 58% отвечает «да» и 7—9% — «Трудно сказать». Среди тех, кто обеспокоен возможностью потерять работу, 85—87% точно знает, что будет делать для решения этой проблемы, и уже предпринимает активные действия; 85% не предполагает жить на пособие или поддержку семьи; 25% не собирается искать работу по профессии и 25% не собирается осваивать другую специальность; 50—54% не стремится объединяться с другими для коллективного решения этой проблемы. Какие действия предпринимают для поддержания своего благосостояния респонденты, которые не ищут работу по специальности, не осваивают другие профессии и не рассчитывают на ресурсы семьи? (см. табл. 12). В среднем 25% пытается подрабатывать в другом месте и 50% предполагает к этому прибегнуть. Однако 30% не мо-
жет по тем или иным причинам воспользоваться этой возможностью. И около 70% в настоящий момент пользуется продуктами своего участка. Простой и надежной структурой, обеспечивающей средства защиты для противостояния наиболее катастрофичным по своим последствиям социально-экономическим опасностям (обнищанию, безработице, криминализации, катастрофическому неурожаю, беззаконию и пр.), становятся малые группы. Декларируется опора только на себя, на семью и на свое ближайшее окружение; усиливается ориентация на индивидуальную (не групповую, не слоевую) вертикальную мобильность и социальное выживание по принципу «Каждый за себя, один Бог за всех». «Расчет на себя» в условиях ограниченного доступа большинства населения к основным жизненным ресурсам - день- 88_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ гам, власти, законотворчеству — подразумевает прежде всего проявление разного рода самодеятельных инициатив по линии трудоустройства и заработков, таких как поиски новых рабочих мест, приобретение новых профессий, нахождение новых средств существования. Политика государства в области труда и занятости привела к тому, что 25—30 миллионов жителей страны вовлечены в неформальную (вторичную, дополнительную, теневую) занятость. Если учитывать работающих студентов, пенсионеров, зарегистрированных безработных, вышедших из мест заключения, то цифра увеличивается в 1,5—2 раза3. Подсобное хозяйство — самый распространенный, наиболее часто употребляемый способ защиты от экономических опасностей. В зависимости от региона различается его функция. Большинство городских жителей используют его для обеспечения себя продуктами питания. Жители малых городов или сел чаще выращивают продукты на продажу. Безусловно, присутствуют и другие стратегии обеспечения защищенности: эскапизм, эмиграция, регрессия (возврат к ранее сформировавшимся стереотипам), снижение стандартов, но они не отслеживаются напрямую вопросами данного эмпирического исследования. Одной из характерных черт, как отмечают исследователи4, становится стремление уйти от контроля со стороны государства и контактов с государственными структурами в поиске средств защиты. Формальные институты не справляются со своими непосредственными функиями, поэтому главную роль в формировании эффективных стратегий выживания играют неформальные механизмы поддержки и взаимопомощи, которые часто носят (или приобретают со временем) полузаконный характер.
Неформальные экономические отношения подразумевают присвоение государственного имущества и его последу- 3 Рывкина Р. В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические иследования. 1999. № 5. 4 Левада Ю. «Человек советский» десять лет спустя: 1989— 1999 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Мониторинг общественного мнения. 1999, № 3 (41). С. 14—15. Страх и тревога в современной. России 89 ющий обмен или перепродажу. Крайняя, но довольно распространенная форма такого взаимодействия — воровство в крупных масштабах и торговля ворованными товарами. Интересно, что отношение россиян к полулегальным способам выживания и заработка двоякое. В общем, все эти действия, если они не носят откровенно криминального характера и осуществляются «простыми людьми» в скромном масштабе — «чтобы прокормить себя и семью», то есть нацелены именно на выживание в массовом понимании, находят понимание и сочувствие. Но реакция становится обратной — осуждающей и обвиняющей, если речь идет о тех же действиях, но со стороны «мафии» или «начальства», которым не надо выживать, но которые стремятся «разбогатеть и нажиться». Еще одна задача, которая стоит перед россиянами в сложившихся условиях, — это оберегание добытых источников от государства, от его разного рода фискальных и иных служб. Это находит свое отражение в уходе от налогов, использовании оффшорных зон и в валютных накоплениях, в перекачке средств в другие страны и пр. Около 70% россиян считает, что руководители государства не обеспокоены актуальными для них проблемами и угрозами и свыше 80% россиян, по данным разных опросов5, вынуждены искать средства защиты от социально обусловленных опасностей самостоятельно. Для поддержания наличного или сниженного статуса большинством населения вырабатываются специфические модели адаптивного поведения, имеющие ярко выраженную самосохранительную направленность. Такой тип активности лишен элементов плодотворности, рациональности и стабильности для общества в целом, не двигает людей по пути развития, не способствует массовой социальной деятельности населения по преодолению сложившейся ситуации. Адекватные стратегии поведения на локальном отрезке времени и социального пространства пре- 5 Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999. 90_______ В. Н. шубки н, В. А И ванов л ______ вращаются в неадекватные, неконструктивные в контексте более широкого «событийного» и временного интервала. Страх вызывает активную реакцию, побуждая людей действовать в направлении, которое кажется им необходимым для предупреждения грозящих бедствий. Но в условиях малой эффективности социальных институтов страх подталкивает людей к действиям экзистенциального плана: защите жизни, здоровья и благополучия самих индивидов или их родственников. Если угроза касается общества, но не лично данного конкретного человека или его семьи, люди остаются пассивными.
Наш опрос показал, что около 2/3 респондентов в 1996 и 1999 году, испытывавших сильную тревогу и постоянный страх в отношении различных опасностей, не видели никакой причины или возможности делать что-нибудь, чтобы предотвратить эти опасности для общества. В то время как больше 2/3 объявили о своей готовности защищать свою семью от угрозы роста преступности, загрязнения окружающей среды, безработицы, 1/4 опрошенных только на словах предполагает защищать страну, общество в целом. Вряд ли такой результат говорит о полной утрате чувства коллективизма или любви к ближнему. Скорее всего, основная причина социальной пассивности — неверие в способность рядового гражданина даже коллективными действиями повлиять на изменение общей ситуации в стране, то есть недоверие к органам государственной власти и к социальным институтам, потому что именно они, по общему мнению, _______ Страх и тревога в современной России 91 призваны гарантировать защиту от преступности, обнищания и уничтожения среды обитания6. В условиях, когда человек осознает угрозу своей защищенности и сталкивается с ситуацией реальной нужды (невозможности удовлетворить элементарные потребности), на первый план выходят первичные ценности, обеспечивающие элементарное выживание. Ценности второй ступени, выступающие основой развития и совершенствования: свобода, закон, образование, культура, а тем более деятельное участие в глобальном процессе развития цивилизации, уходят на второй план. Как видно, в целом картина вырисовывается довольно мрачная. Но главное, удручает то, что происходит снижение способности населения к самоорганизации для противостояния опасностям, каждый стремится решить насущные проблемы в одиночку или объединившись с родственниками. Один из парадоксов советской коммунистической идеологии заключался в том, что, клянясь на каждом углу в верности коллективу, люди на самом деле жили в состоянии настоящего животного страха. Трудно представить более атомизированное общество, чем общество советского типа. И материалистическая идеология в сочетании с атомизацией общества явились причиной разрушения духовности, веры, морали. Если взять такие ключевые для данного разговора понятия, как индивидуализм, соборность и коллективизм, то невольно приходишь к выводу, что не индивидуализма не хватает, а соборности и самоорганизованности в противостоянии опасностям и власти. Как недавно заметил в «Известиях» Максим Соколов: «"верхам" настолько наплевать на "низы", "верхи" настолько ничего не хотят (их интересует только удобное для извлечения экономической ренты правительство), что "низы" "не хотят" с удвоенной энергией. Равнодушие власти превратило "дорогих россиян" в самый равнодушный к этой власти народ в мире... Взаимная апатия 6 Ядов В. А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социологический журнал. 1997. № 3. 92_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ становится способом существования нации, заменяющим национальную идею». Возможно, одна из основных проблем современного российского общества — это его атомизация, апатия и равнодушие людей, их нежелание объединяться, чтобы противостоять угрозам и произволу властей. * * * Прежде всего, анализ результатов исследования свидетельствует о том, что о страхе нельзя говорить в прошедшем времени. Страх, разумеется, модифицировался в зависимости от обстоятельств места и времени. Это особенно важно иметь в виду в последние годы XX века, когда происходит своеобразная интерференция реальных опасностей и угроз и мистических ожиданий и ужаса. Динамика страха и тревоги в России с 1996-го по 1999 год показывает, что за эти годы интенсивность страха (за исключением таких его причин, как американизация жизни в стране, коррупция властных структур, обнищание, захват власти в стране экстремистами, сокращение рождаемости) несколько снизилась, что свидетельствует о весьма эластичном общественном мнении, на которое оказывает влияние как специфика социально-политической ситуации, так и усилившаяся обработка людей через средства массовой информации. Большое влияние на структуру и интенсивность страха и тревоги оказывает историческая судьба, в частности проживание под гнетом тоталитаризма. Материалы, полученные в ходе обследования, показывают, что почти 2/3 населения России находится в состоянии сильной тревоги и постоянного страха от угроз, которых они, в принципе, не должны были бы бояться в нормальном обществе. Цифры, характеризующие катастрофическое сознание населения, — это реальные последствия демократизации, не по лозунгам, а по истинным переживаниям и впечатлениям людей. Тем более что речь идет не о каких-то геологических опасностях, таящихся в недрах планеты, а о соблюдении тех простых истин, к которым еще 2000 лет назад призывал Христос в Нагорной проповеди. Страх и тревога в современной России 93 И характерно то, что высокая интенсивность страха в России сочетается с крайне низким уровнем способности населения к самоорганизации для противостояния вероятным опасностям (во всяком случае, ряду из них). В советское время под всеобщие заклинания о верности духу коллективизма происходила чудовищная атомизация общества, оказалось, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Высокий уровень и интенсивность страха в России может стать причиной (а поводы при существующей сейчас политической и социально-экономической напряженности легко найдутся) серьезной паники и общественных катаклизмов. При наличии запасов оружия массового поражения (прежде всего ядерного, химического и бактериологического) эти кризисы могут приобрести планетарный характер, поэтому высоким уровнем и интенсивностью страха на всем постсоветском пространстве должны быть озабочены и другие страны мирового сообщества.
В. А. Иванова ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СТРАХА: «ЗАПАДНИКИ» И «ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ» Мы обещаем согласно своим Ларошфуко Последнее время в СМИ довольно часто появляются материалы, посвященные боязни катастроф, различным типам страха, ставится и обсуждается вопрос: как выжить и сохранить национальную идентичность? Данная тематика привлекает не только социологов, но и политологов. Рассматривая «либеральный» и «государственнический» пути развития России, соответствующие идеологические платформы и психологические стереотипы, они приходят к выводу о том, что за различиями между сторонниками либеральных реформ и сторонниками воссоздания сильной власти и государственной дисциплины стоят различия в восприятии опасностей 1: «У державников превалирует страх потерять свое государство, потерять национальный суверенитет, страх превратиться в жителя колонии... Что касается новых западников, то они по большей части являются рабами страха перед российской государственностью. Им кажется, что воссоздание сильной власти приведет к возрождению тоталитаризма, политического насилия и ксенофобии». 1 Российский проект: как выжить и сохранить национальную идентичность // Независимая газета. № 4. 11.04.2001. С. 4—5. Политические формы страха 97 В связи с этим интерес представляют материалы социологических исследований: в какой мере они подтверждают указанную позицию политологов, испытывает ли население устойчивое влияние угроз, так или иначе преподносимых различными идеологами. Для ответа на этот вопрос мы вторично проанализировали данные проведенных в 1999 году массовых опросов и глубинных интервью с применением шкал субъективной оценки в рамках проекта «Катастрофическое сознание в современной России» (1999)2. Репрезентативная выборка охватывала всю территорию страны (ме-тарегионов: Москвы и Санкт-Петербурга, Севера и Северо-Запада, Юга и Юго-Запада, Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока), ее объем составил 1007 респондентов. В рамках проекта исследовалось отношение российских респондентов к 43 различным видам опасностей. Какую бы форму представления данных мы ни избрали, полученное частотное распределение содержит «слишком много» деталей, не отвечая при этом на весьма важные для содержательного анализа вопросы о самых типичных значениях признака и диапазоне разброса отдельных наблюдений. Индикатором, позволившим условно разделить опрошенных респондентов на две группы — «западников» и «традиционалистов», выступили следующие вопросы анкеты: 1. Какие политические партии, движения, образ мыслей вам наиболее близки в настоящее время и какие вы решительно отвергаете? 2. Какой путь экономических преобразований представляется вам предпочтительным? К категории «западников» были отнесены россияне, считающие, что нельзя отбрасывать пройденный путь становления рынка и для страны предпочтительнее смешанная экономика, сочетание государственной и частной собственности, при дальнейшем укреплении частной собственности, и придерживающиеся либеральных политических взглядов (курса 2 Шубкин В. Я., Иванова В. А. Страхи на постсоветском пространстве // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1999. №3 (41). 98____________ В. А иванова _____________ на продолжение рыночных реформ, активное включение России в мировое сообщество, сотрудничество, иногда даже на невыгодных условиях с западными странами). Таких оказалось 440 человек. К группе «традиционалистов» (около 500 человек) были отнесены респонденты, убежденные в необходимости активного вмешательства в отношения между участниками экономического процесса, то есть выступающие в экономическом плане за смешанную экономику при укреплении государственной собственности и усилении элементов централизованного планирования. Важным моментом для них является вопрос о возрождении страны как великой мировой державы и сохранение самобытности России. Иными словами, установки и ориентации этой группы воспроизводили пусть несколько модифицированные, но все же традиционные для советского человека схемы. Первым шагом, предпринятым нами для уяснения того, что может скрываться за полученными данными, было укрупнение, объединение 43 видов опасностей в группы для сравнения, что позволило составить представление о структурных уровнях изучаемых объектов. Исходной точкой отсчета послужили типичные, широко распространенные взгляды респондентов, присущие относительно большому числу людей. Условием «достаточности» здесь, видимо, может служить способность выполнять функцию доминанты, образно выражаясь, способность «задавать тон» в соответствующей области социального пространства. Таким образом, категорию доминирующих в общественном мнении опасностей в данном исследовании составит группа опасностей, тревогу в отношении которых испытывают 30—50% респондентов. Опасности, вызывавшие повышенную тревогу у менее чем 30% респондентов, были обозначены как фоновые. Опасности, которые вызывали сильную тревогу и постоянный страх у 2/3 (50-70%) респондентов, обозначены как главенствующие. Опасности, в отношении которых 70—100% опрошенных респондентов различного пола, возраста, уровня образования и социального статуса чувствуют себя незащищенными, в данной классификации идентифицированы как всеобщие. Политические формы страха 99 Социально-демографические характеристики обеих групп респондентов выглядят следующим образом: 41,2% «западников» в возрасте до 40 лет, 29,3% старше 60 лет, среди «традиционалистов» — 39,3% старше 40 лет и 36,2% — моложе. Около четверти первых и 1/5 часть вторых имеют высшее образование, треть респондентов в обеих группах имеет среднее специальное. Что касается семейного положения: женаты/замужем — около 70% представителей обеих групп, однако при этом детей имеют 75,6% либералов и 85,9% дер-жавников. Примерно одинаковое число представителей обеих групп занимается частной предпринимательской деятельностью (около 2%) и индивидуальной трудовой деятельностью (1,5%), а также служат в армии и учатся (около 12%). Основные занятия респондентов связаны с работой на государственном предприятии, в учреждении, в организации (34,8%), многие на пенсии (24,4%), занимаются частной предпринимательской деятельностью (5,5%), работают в кооперативах или занимаются индивидуальной трудовой деятельностью 3,1%. Себя респонденты относят: к квалифицированным рабочим — 29,7%, служащим из числа технического и обслуживающего персонала — 16,4%, к специалистам в области науки, культуры, здравоохранения, народного образования, дошкольного воспитания с высшим или средним специальным образованием — 15,4%, к специалистам технического профиля с высшим или средним образованием — 14,7%. Свой доход оценивают как минимальный или низкий 55,1% «западников» и 65,2% «традиционалистов», как высокий или очень высокий - 3,5% первых и 0,4% вторых. Доминирующие опасности связаны больше со страновыми, чем с глобальными проблемами: военными, этническими, природными, экологическими, демографическими и морально-духовными, такими как захват власти в стране экстремистами или мафией, распространение ядерного оружия, ядерная война, терроризм, гражданские и межэтнические войны, природные бедствия, генетическое вырождение нации и полная утрата традиций и культуры. Наименьшую опасность (фоновые опасности) представляют глобальные угрозы в целом: перенаселения, исчезнове- 100 ________ • - В. А иванова _____________ ния белой расы в результате высокой рождаемости у народов с другим цветом кожи, глобального потепления климата, опасного перенаселения городов и др., а также идеологические факторы странового и глобального масштаба: диктатура и массовые репрессии, приход к власти радикальных коммунистов, геноцид и массовое преследование людей по этно-национальной принадлежности, масонство и его попытки захватить мир, сионизм и еврейские заговоры, экспансия ислама, распространение неонацизма. Совершенно беспочвенным россиянам представляется страх перед иррациональными угрозами, такими как конец света, гибель землян в результате космической катастрофы, захват Земли инопланетянами. Даже при поверхностном анализе отношения «либералов» и «государственников» к сорока трем опасностям, выделенным в проекте, четко просматривается близость основных показателей. И там и тут на первое место выходят не духовные, а сугубо материальные, биологические и социальные вопросы. Это неудивительно, поскольку падение уровня общественного производства и благосостояния поставило людей самых разных политических взглядов на грань выживания. Об общем фоне, характеризующем настроение современных российских «западников» и «традиционалистов», можно судить по ответам на вопрос о том, в какой мере они удовлетворены своей жизнью и насколько уверены в будущем. В целом более половины опрошенных не удовлетворены своей жизнью, причем среди «традиционалистов» таких людей несколько больше: соответственно 55,2% «традиционалистов» и 50,1% «западников» не довольны существующим положением вещей. Удовлетворены своей жизнью в той или иной степени 17% «западников» и 12% «традиционалистов». Несмотря на некоторый оптимизм сторонников либеральной политики, по сравнению с приверженцами сильного государства, в будущем одинаково не уверены как первые, так и последение: соответственно 66,4% и 65,2% скорее не уверены и совершенно не уверены в будущем. Сравнительный анализ выявил следующее. У сторонников «сильного» государства наблюдается повышенный уровень Политические формы страха 101 тревожности по всем 43 показателям. Пять типов опасностей у респондентов этой группы попали в категорию всеобщих, вызывающих тревогу у подавляющего большинства респондентов — от 70 до 100%. Ни один тип опасности не вызывает столь же категоричной реакции у «либералов». В качестве фоновых, незначительных опасностей «либералы» оценивают больше половины предложенных в анкете: 26 из 43, «державники» — 21 из 43. Наблюдается сходство центральных объектов страха: первые десять вероятных опасностей, вызывающих сильную тревогу и постоянный страх у «западников», включают в себя первые семь типов опасностей, выделенных и «традиционалистами». Представители групп «западников» и «традиционалистов» в наибольшей мере испытывают тревогу в отношении следующих опасностей: снижения жизненного уровня, обнищания, полного беззакония, безработицы, криминализации общества, коррупции властных структур, массовых эпидемий, распространения СПИДа, экологических угроз. Кризисная ситуация последних лет вынудила большую часть населения совершенно иначе оценивать значение ряда 102 ___________ В. ливанова _____________ ключевых категорий анализа социальной, экономической и политической реальности. Вполне естественно, что проблема материального достатка стала центральной и все больше беспокоит российское население. Для таких опасений есть все основания: за последние годы не только сокращался объем производства, но и происходило поистине катастрофическое падение жизненного уровня населения. Следующее важное наблюдение было сделано нами в отношении центрального объекта страха россиян. Причины ослабления чувства защищенности населения России находятся на разном уровне «общественного организма». Одни из них выходят «на поверхность» и видны простым глазом, другие касаются глубоких структур общества, которые непосредственно не наблюдаемы и для понимания которых нужен углубленный анализ. Какова же первая, самая главная, непосредственно наблюдаемая причина утраты людьми чувства защищенности? Обнищание? Беззаконие? Экологические катастрофы? Зависит ли она от политических предпочтений или нет? Ответ на этот вопрос был получен в результате анализа сопряженности главенствующих (для либерально настроенных россиян) и всеобщих (для сторонников укрепления государственности) показателей угроз в опросе 1999 года (расчеты произведены с помощью программы 5Р55, при обработке данных использовались коэффициенты Крамера и А (лямб- Да)). Оказалось, что вне зависимости от политических предпочтений главная причина утраты чувства защищенности в стране — это рост преступности, криминализация общества. Это подтверждается и результатами массовых опросов населения, которые регулярно проводит ВЦИОМ. В частности, в ответах на вопрос: «Какие социальные проблемы в последнее время волнуют Вас сильнее всего?», задававшийся в 1997 году, самая большая часть опрошенных назвала «рост преступности». Уже в 1998 году резко возросла доля озабоченных безработицей и обнищанием, которые стали выходить на первые места в «иерархии значимости проблем». Но массовая озабоченность ростом преступности сохраняется. Полученные социологические данные совпадают с офици- Политические формы страха 103 альными данными о динамике преступности за последние годы и тем фактом, что криминальная тематика является одной из центральной в средствах массовой информации за последние 3—4 года3. Такое же сходство наблюдается и в отношении наименьших опасностей. Сторонники либерализма, как и приверженцы централизованного государства, мало обеспокоены угрозой распространения масонства, сионизма, захвата земли инопланетянами и перенаселения планеты. Наиболее значимы различия в отношении к потенциальным угрозам в группе доминирующих и фоновых опасностей. Сторонники сильной государственной власти больше (> 10%), чем приверженцы либеральных реформ в России, опасаются угроз странового уровня: захвата власти в стране экстремистами или мафией (соответственно 59 и 40%), сокращения рождаемости (37 и 20%), ядерной войны (50 и 34%), генетического вырождения нации (48 и 34%), американизации жизни в стране (37 и 25%), нападения соседних государств (31 и 21%). В отношении респондентов к угрозе ядерной войны (среди «державников» 50% испытывает тревогу, а среди «либералов» — 34%), сказываются, вероятно, два фактора — глобализация проблем социально-политического характера и наследие прошлого, поэтому страх перед этой угрозой достаточно велик и устойчив в массовом сознании россиян. Несмотря на потепление международных отношений и на относительную цивилизованность человечества на пороге XXI века, война остается распространенным способом разрешения спорных вопросов. В 1990-х годах в мире ежегодно происходило около 35 вооруженных конфликтов4. С другой стороны, страх перед внешней угрозой, перед ядерной войной в частности, был одним из важнейших компонентов советской идеологии5. О специфическом отношении к этой опасности свидетельствуют результаты массовых опросов 3 Косалс Л. Я., Рывкияа Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998. С. 260-265. 4 Катастрофы и общество. М., 2000. С. 195. 5 Шляпентох В. Э., Матвеева С. Я. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск, 2000. С. 87. ВЦИОМ, посвященные феномену «советского человека»6. В 1989 году7 угрозы ядерной войны боялось 48,3% советских граждан (для сравнения: нищеты — 16,7%, криминализа-ции — 14,7%). Значительно большее число россиян, придерживающихся либеральных взглядов, озабочены экологическими проблемам, а также потенциальными катастрофами глобального уровня воздействия: опасностью исчезновения различных видов животных (32 и 24%), возникновением в атмосфере озоновых дыр (27 и 18%), уничтожением лесов на планете (41 и 35%), экспансией ислама (11 и 4%).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.091 с.) |