Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.



Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I. Структура медицинского блока

КАБИНЕТ-ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

КАБИНЕТ ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ (ИРТ)

КАБИНЕТ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТ МАССАЖА

ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ

ОРДИНАТОРСКАЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ

ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ

II. Структура психолого-педагогического блока

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП

БАССЕЙН И САУНА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУПП

ВВЕДЕНИЕ

 

Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Признание права ребенка быть здоровым, счастливым, полноценным сегодня, а не завтра, формирование механизмов помощи освещены в таких международных правовых актах, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов».

Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных детских садов. В последние годы увеличивается количество коррекционных дошкольных учреждений. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Дети с нарушением осанки составляют 50—60%, с неврологическими отклонениями — 49%. Причин роста патологий множество: это плохая экология, социально-экономические условия, несбалансированное питание, недостаточная двигательная активность, информационные и психические перегрузки.

Детский сад № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода является муниципальным дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом/и психическом развитии воспитанников. Специализация — коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-психического развития детей.

Наш детский сад представляет собой социально-педагогическую систему многопрофильного характера и предполагает наличие сложной структуры, создание комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой.

Структурные компоненты дошкольного образовательного учреждения № 452:

1. Четыре группы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и нормой развития интеллекта.

2. Четыре группы для детей дошкольного возраста со сложной патологией (тяжелое нарушение опорно-двигательного аппарата и нарушение развития интеллекта).

3. Группа кратковременного пребывания для детей со сложной патологией, которые не могут находиться в детском саду полный день.

4. Группа ранней специальной помощи детям и их семьям.

Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии.

С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.

О роли среды в воспитании и развитии говорил еще Д.И. Писарев. Им была разработана программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. Л.С. Выготский отмечал, что «среда воспитывает человека... путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».

При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.

Общедидактические принципы:

1) дистанции, позиции при взаимодействии;

2) активности, самостоятельности, творчества;

3) стабильности—динамичности;

4) комплексирования и гибкого зонирования;

5) эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) открытости—закрытости;

8) учета половых и возрастных различий детей.

Принципы специального образования:

/. Педагогический оптимизм.

Опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Ранняя педагогическая помощь.

Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка.

3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.

4. Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.

5. Деятельностный подход.

Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

6. Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

В детском саду созданы специальные условия для коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1. Вся макрои микросреда наполнена оборудованием, пособиями, инвентарем коррекционного содержания.

2. К макросреде дошкольного учреждения относятся:

♦ физкультурный зал;

♦ бассейн и сауна;

♦ зал лечебной физкультуры;

♦ кабинет иглорефлексотерапии;

♦ кабинет физиотерапевтического лечения;

♦ кабинет водолечения;

♦ кабинет массажа;

♦ процедурный кабинет;

♦ ординаторская;

♦ медицинский кабинет;

♦ прививочный кабинет;

♦ психолого-педагогический центр;

♦ логопедические кабинеты;

♦ музыкально-театральный зал.

3. Микросреда дошкольного учреждения включает:

♦ двигательные центры групп;

♦ фитобар;

♦ экоцентры групп и холлов;

♦ детские игровые центры;

♦ опытнические центры групп;

♦ компьютерный игровой центр;

♦ центр сенсомоторного развития детей;

♦ центры художественно-творческого развития детей;

♦ лекотеку коррекционных игр и игрушек;

♦ библиотеку;

♦ аквацентр;

♦ центр видео-, фонои аудиотеки.

Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического.

В медицинском блоке проводятся профилактические, лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей с отклонениями психофизического развития.

КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ

Назначение: местное укрепляющее воздействие на суставы.

Используются гидромассажные приставки, морская и океаническая соли, лекарственные ванны с использованием брома, фитованны (хвойные, с чистотелом, ромашкой и др.).

Лечебные процедуры проводятся индивидуально.

Оснащение:

ванна;

♦ приставки к ванне;

♦ соли;

♦ травы;

♦ лекарственные растворы;

♦ термометры;

♦ часы процедурные;

♦ подушки или валик резиновые под голову;

♦ кушетка для отдыха;

♦ шкаф хозяйственный;

♦ вешалка для одежды;

♦ игрушки плавающие и тонущие;

♦ коврик резиновый.

КАБИНЕТ МАССАЖА

Назначение: стимуляция или расслабление отдельных мышц или групп мышц.

Массаж проводится индивидуально.

Оснащение:

массажный набор (кушетки, банкетки, валики, табуреты, подушки);

♦ массажная «колючая» дорожка;

♦ магнитофон с комплектом аудиокассет с релаксационной музыкой;

♦ вешалка для одежды;

♦ шкаф для хранения мягкого инвентаря;

♦ стол письменный;

♦ часы процедурные;

♦ игрушки;

♦ лампа бактерицидная.

ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ

Назначение: фармакотерапия.

Оснащение:

♦ кушетка медицинская;

♦ столики процедурные медицинские;

♦ шкаф стеклянный медицинский;

♦ холодильник;

♦ сейф для хранения спирта и сильнодействующих препаратов;

♦ лампа бактерицидная.

ОРДИНАТОРСКАЯ

Назначение: прием и осмотр детей, консультативный прием родителей с детьми. Оснащение:

пеленальный столик;

♦ письменные столы для врачей;

♦ медицинская кушетка;

♦ шкаф для хранения медицинской документации;

♦ напольный коврик;

♦ игрушки.

МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ

Назначение: осмотр детей, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

Оснащение:

письменный стол для медсестры и врача;

♦ медицинская кушетка;

♦ ростомер;

♦ весы напольные;

♦ шкаф стеклянный медицинский;

♦ шкаф для документации;

♦ стульчики детские;

♦ игрушки.

ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ

Назначение: проведение профилактических прививок

Оснащение:

холодильник;

♦ процедурный стеклянный столик;

♦ кушетка медицинская;

♦ стол письменный;

♦ шкаф хозяйственный;

♦ лампа бактерицидная.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ

Назначение: физическое воспитание детей, коррекция нарушений двигательной сферы.

Формы организации работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Обязательным условием является наличие оборудованной стены без плинтуса с вертикальными линиями, по которым дети равняют спину. В зале должны быть различные разметки (плоскостное изображение стоп, центральный круг, прямые и волнистые линии). Необходимо наличие индивидуальных ковриков с нашитой средней линией.

Оснащение:

гимнастическая стенка с набором досок и лесенок;

♦ доска ребристая (250x20x6,8 см);

♦ скамейки гимнастические трех размеров (высота 25, 30, 40 см; длина 2,5—3 м);

♦ дуги для подлезания (высота 40, 50, 60 см);

♦ бревно для перелезания (диаметр 20 см);

♦ стойка баскетбольная;

♦ щиты, мишени съемные;

♦ движущаяся мишень;

♦ сетка волейбольная;

♦ мячи волейбольные;

♦ маты гимнастические (1,8x1,2 м);

♦ мостик-качалка;

♦ мешочки с песком (140-200 г, 400 г);

♦ медицинболы (масса 1 и 2 кг).

♦ мячи резиновые трех размеров (диаметр 6-8 см, 10-12 см, 20-25 см);

надувные мячи;

♦ воздушные шары;

♦ палки гимнастические двух размеров (длина 75-80 см, 300 см);

♦ обручи круглые (диаметр 55-65 см, 100 см);

♦ обручи плоские (диаметр 40 см);

♦ скакалки (длина 120-150 см, 300 см);

♦ флажки разноцветные;

♦ ленты цветные (длина 50—60 см);

♦ гимнастические ленты на палочке (длина 115-120 см);

♦ шнур длинный (15—20 м);

♦ веревка толстая (диаметр 1,5-3 см);

♦ погремушки;

♦ кубики цветные пластмассовые (5, 10 см);

♦ шнуры короткие трехсложные «косички» (длина 60-75 см);

♦ корзина для метания в горизонтальную цель;

♦ мельница-вертушка («ветрячки»);

♦ цветные султанчики;

♦ мягкие модули;

♦ бубен;

♦ магнитофон;

♦ гимнастический снаряд для прыжков (две стойки, шнур с грузом на концах, резиновая дорожка, гимнастический мостик, гимнастический мат);

♦ кубы полые (40x40 см, 20x20 см);

♦ набор гантелек (весом 0,5—1 кг);

♦ колокольчики;

♦ кистевые динамометры ДРП-10 и ДРП-30;

♦ напольные кольцебросы;

♦ секундомер;

♦ шагомер;

♦ рулетка;

♦ диск «Здоровье»;

♦ набор для настольного тенниса;

♦ набор для игры в бадминтон;

♦ следовая дорожка (для ног и для рук);

♦ шапочки, нагрудные знаки для подвижных игр;

♦ напольные игрушки-пищалки;

♦ браслеты с колокольчиками;

♦ дорожки разных видов: цветовые, тактильные, сюжетные;

♦ мелкие предметы, карандаши, палочки, шарики, камешки, платочки (для профилактики плоскостопия);

♦ шипованные мячи;

♦ массажеры-полусферы;

♦ полусферы деревянные;

♦ эластичные мячи-гиганты;

♦ резиновые эластичные бинты;

♦ карточки-схемы с изображением исходного положения и выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений;

♦ игрушки;

♦ лампа бактерицидная.

Для занятий на свежем воздухе:

♦ набор для тенниса и бадминтона;

♦ городки;

♦ велосипеды трехколесные и двухколесные;

♦ самокаты;

♦ лыжи;

♦ санки и санки-ледянки;

♦ клюшки с шайбами и мячами.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП

 

Двигательные центры групп оформлены в сюжетной форме.

Назначение: создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений.

Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые.

Организация детей: самостоятельная и организованная педагогом.

Педагогическая адресность игрушек, пособий, материалов по возрастам:

Младший возраст:

игрушки-двигатели (тележки, коляски, каталки, машины и т.д.);

♦ дорожки с различным покрытием (размер 200x35 см);

♦ коврик со следочками для рук и для ног;

♦ корзинка для метания в горизонтальную цель;

♦ мячи резиновые (диаметр 20-25 см, 6-8 см);

♦ мячи надувные (диаметр 30-40 см);

♦ мешочки с песком (масса 150-200 г, 400 г);

♦ мельница-вертушка;

♦ султанчики;

♦ ленты цветные (50—60 см);

♦ флажки цветные;

♦ платочки цветные;

♦ колокольчики;

♦ кубики пластмассовые цветные;

♦ погремушки;

♦ пластмассовые кегли и шары;

♦ гантели пластмассовые;

♦ надувные шарики;

♦ шнуры короткие трехсложные — «косички» (75 см);

♦ палки гимнастические (75—80 см);

♦ обручи круглые диаметром 55—65 см, 100 см;

♦ обручи плоские диаметром 40 см;

♦ бревно надувное или мягкий модуль;

♦ ребристая доска;

♦ палочки, теннисные мячи для профилактики плоскостопия;

♦ ножные массажеры;

♦ ручные массажеры;

♦ шнур длинный (5 м);

♦ качалки;

♦ велосипеды трехколесные;

♦ лестница горизонтальная (длина 1,5 м, поперечные перекладины диаметром 2-2,5 см на расстоянии 18—20 см);

♦ лесенка-горка (100x60 см);

♦ бубен;

♦ нагрудные знаки с изображением животных и птиц.

Средний возраст:

то же, что и в младшем возрасте, а также:

♦ мячи резиновые (диаметр 10—12 см);

♦ длинный (15—20 м);

♦ кольцеброс;

♦ велосипед двухколесный;

♦ «моталочки», «леталочки», «бросалочки», «каталочки», волчки (коррекция подвижности суставов рук, развитие тонкой моторики);

♦ лыжи, санки (для занятий на воздухе).

Старший возраст:

то же, что и в средней группе, а также:

♦ набивные мячи (масса 1 кг);

♦ скакалки (длина 120—150 см);

♦ скакалки (длина 300 см);

♦ палки гимнастические (300 см);

♦ серсо;

♦ баскетбольная корзина;

♦ самокаты;

♦ клюшки с шайбой и шариками для занятий на воздухе;

♦ наборы для тенниса и бадминтона;

♦ дидактические игры, альбомы (о спортивном инвентаре и видах спорта);

♦ палатка, рюкзаки детские, план-схема, компас.

БАССЕЙН И САУНА

Назначение: закаливание и укрепление здоровья детей, профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата.

Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые.

Помещения этого блока состоят из комнаты для отдыха, раздевальной комнаты, душевых кабин, санузла, бойлерной, чаши бассейна, сауны.

Комната отдыха:

♦ плотная штора, разделяющая помещение комнаты для отдыха и бассейна;

♦ фитобар;

♦ настенные зеркала.

Раздевальная комната:

♦ скамейки или стульчики для подгруппы детей;

♦ вешалки для одежды;

♦ стол письменный для медсестры бассейна;

♦ электросушилки для волос;

♦ ковровое покрытие;

♦ индивидуальные расчески;

♦ удлиненные халаты или накидки с капюшоном из фланелевой или махровой ткани.

Душевые кабины:

♦ резиновые коврики;

♦ фланелевые варежки;

♦ мыло туалетное.

Чаша бассейна:

♦ резиновые коврики по количеству детей;

♦ скамейки;

♦ массажная дорожка;

♦ следовая дорожка;

♦ шапочки;

♦ плавки;

♦ полотенца махровые;

♦ термометр водный;

♦ по две емкости для использованных и чистых плавок, резиновых шапочек;

♦ доски плавательные;

♦ жилеты плавательные;

♦ манжеты надувные наручные и воротниковые;

♦ мячи резиновые и надувные;

♦ круги надувные резиновые;

♦ матрацы и лодки надувные;

♦ плавающие игрушки (резиновые, пластмассовые, надувные: дельфинчики, рыбки, лодочки, цветные шарики, в том числе теннисные, и т.д.);

♦ резиновые кольца;

♦ шипованные мячи разного диаметра;

♦ резиновые игрушки-пищалки;

♦ индивидуальные трубочки для дыхательных упражнений;

♦ тонущие предметы (шайбы, шары и т.д.);

♦ сачки для вылавливания мелких предметов;

♦ емкости пластмассовые для мелких предметов;

♦ обручи пластмассовые (трех размеров: большие, средние, малые);

♦ канат;

♦ веревки;

♦ дуги для подлезания (устанавливаются на дне чаши);

♦ воздушные шарики;

♦ шест (длина 2,5 м, на одном конце кольцо диаметром 40 см);

♦ резинка бельевая с петлями на конце (используется как ограничитель места старта, разделитель бассейна, как цель — поднырнуть);

♦ ворота;

♦ свисток;

♦ бубен;

♦ магнитофон;

♦ часы водонепроницаемые;

♦ лесенка-горка пластиковая водная;

♦ предметы для «сухого плавания» — на суше: палки гимнастические, флажки и ленточки цветные, кубики цветные, погремушки, султанчики, шнуры короткие трехсложные — «косички»;

♦ сухой бассейн;

♦ браслеты со звоночками, бусинами-«жемчужинами»;

♦ на стене помещения для «сухого» плавания — «линия воды» (высота 65—70 см от пола);

♦ карты-схемы с изображением правильного и неправильного положения тела в воде;

♦ альбом со стихами и загадками об обитателях морей, рек и т.д.;

♦ иллюстрации с изображением рыб, морских и речных обитателей, водоплавающих птиц, водного и подводного транспорта, профессий, связанных с морем.

Сауна состоит из двух помещений: сауны и комнаты отдыха.

Оснащение:

печка-каменка с терморегулятором;

♦ полок деревянный трехступенчатый;

♦ дверь деревянная с иллюминатором;

♦ сухотруб;

♦ гигрометр;

♦ аптечка первой доврачебной помощи (языкодержатель, резиновая груша, медикаменты для стимуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

♦ пульверизатор для рассеивания ароматических веществ (эвкалиптовая настойка, ментоловое масло, настои ромашки, душицы, чабреца, березы, липы, шалфея, мяты, листьев черной смородины, зверобоя, кваса);

♦ косынки на голову;

♦ одно-два небольших полотенца (индивидуально);

♦ одно большое махровое полотенце (индивидуально).

Комната отдыха:

♦ стол и лавки деревянные;

♦ самовар;

♦ набор чашек с кувшином.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Назначение: коррекция речевых нарушений у детей. Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые.

Оснащение:

зеркало настенное (50x100 см);

♦ зеркала для индивидуальной работы;

♦ логопедические зонды, шпатели;

♦ разрезная азбука настенная;

♦ кассы букв индивидуальные;

♦ учебно-методические пособия;

♦ настольные игры, игрушки, конструкторы;

♦ мольберт;

♦ шкафы для пособий;

♦ стол для логопеда;

♦ столы и стулья для детей;

♦ часы песочные;

♦ часы настенные;

♦ метроном;

♦ экран, диафильмы, диапозитивы;

♦ аудиокомплекс;

♦ магнитофон;

♦ фильмоскоп;

♦ секундомер;

♦ настольная лампа.

Материал логопедического кабинета представлен по разделам.

Развитие сенсомоторных процессов:

материалы на цвет, форму, величину, развитие мелкой моторики.

Звукопроизношение:

1. постановка звуков:

свистульки;

♦ губные гармошки;

♦ воздушные шары;

♦ надувные игрушки;

♦ шпатели, зонды, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт;

♦ артикуляционные профили;

♦ карточки с приемами постановки звуков.

2. автоматизация звуков:

♦ игрушки, картинки;

♦ стихи, игры, альбомы;

♦ чистоговорки, рассказы, карточки;

3. дифференциация звуков:

♦ игрушки, картинки, стихи;

♦ чистоговорки, пословицы;

♦ рассказы, игры, альбомы;

♦ карточки.

Лексика:

♦ картинки, игрушки на лексические темы;

♦ стихи, загадки, рассказы, игры, альбомы.

Связная речь:

♦ картинки предметные и сюжетные;

♦ серии картин;

♦ книги, альбомы, стихи, рассказы.

Подготовка к обучению грамоте:

♦ графическое письмо;

♦ кассы букв;

♦ звуковая линейка;

♦ кассы букв настенные;

♦ азбуки, буквари;

♦ звуковые картинки;

♦ звуковые схемы;

♦ игры.

Грамматика:

♦ наглядный материал, игры, пособие Г.Н.Каше.

Развитие речемыслительной деятельности:

♦ игры, тесты, картинки;

♦ материал для обследования;

♦ альбомы, схемы, рисунки;

♦ речемыслительные тренажеры.

Обследование речи:

♦ альбомы для обследования;

♦ шпатели;

♦ зеркала;

♦ игрушки, картинки, игры (на классификацию понятий, подбор синонимов, антонимов, определений, грамматических структур, конструирование предложений и т.д.).

Логопедические игры:

♦ на развитие слухового внимания;

♦ на развитие речевого слуха;

♦ на развитие физиологического дыхания;

♦ на развитие речевого дыхания;

♦ на развитие голоса.

Материал по коррекции дизартрии:

(пособия и материл должны быть с ламинированным покрытием)

♦ зонды Новиковой;

♦ стерильные салфетки;

♦ специальный стул с головодержателем, подлокотниками;

♦ кушетка для пассивной и активной дыхательной и артикуляционной гимнастики;

♦ комплекс упражнений;

♦ картинки-образы для артикуляционных, мимических упражнений;

♦ пипетки для активизации мышц мягкого неба;

♦ пособия для развития дыхания (кораблики, снежинки, соломинки, полые трубочки и т.д.);

♦ трубочки, леденцы, палочки разного диаметра для тренировки губных мышц;

♦ травяные настои, отвары (крапива, ромашка, подорожник, зверобой) для снятия болевых ощущений и сухости во рту;

♦ обеззараживающая смесь для зондов (100 г медицинского спирта, 100 г спиртового настоя календулы, 100 г спиртового настоя пустырника, 100 г спиртового настоя эвкалипта, 100 г борного спирта, 30 г 10%-ного йода).

Материал для работы с родителями (советы, рекомендации, ширмы, методическая литература и др.) Каталоги литературы и пособий

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Назначение: музыкально-эстетическое развитие детей, коррекция психоэмоциональной и двигательной сфер детей с проблемами развития.

Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Оснащение:

Музыкальные инструменты:

♦ пианино;

♦ аккордеон, баян;

♦ гитара;

♦ синтезатор;

♦ магнитофон;

♦ музыкальный центр.

Детские музыкальные инструменты:

♦ металлофон, ксилофон;

♦ цитры, цимбалы или гусли;

♦ аккордеон и баян детский;

♦ фаэми;

♦ пианино детское;

♦ арфа;

♦ триола;

♦ барабаны с разной высотой звучания;

♦ бубны;

♦ треугольники;

♦ трещотка;

♦ маракасы;

♦ кастаньеты;

♦ тарелки (детские);

♦ румба;

♦ свирели, дудки, рожки;

♦ флейты, кларнеты, саксофоны;

♦ колотушка;

♦ бубенцы;

♦ ложки деревянные.

Игрушки-самоделки неозвученные:

♦ пианино, балалайка, гармошка;

♦ пятиступенчатая лесенка;

♦ проигрыватель с пластинками;

♦ звуковая книжка;

♦ звуковые картинки.

Игрушки озвученные:

♦ музыкальная книжка;

♦ музыкальный молоточек;

♦ музыкальный волчок;

♦ погремушка;

♦ парная шкатулка;

♦ игрушка с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный ящичек, шкатулка).

Учебно-наглядный материал:

♦ портреты композиторов;

♦ демонстрационные картины;

♦ нотный стан и раздаточный материал к нему;

♦ настольные музыкально-дидактические игры;

♦ атрибуты и костюмы;

♦ аудиои фонотека.

Оборудование зала:

♦ подиум разновысокий трехуровневый;

♦ ширмы двух размеров;

♦ мольберт;

♦ столы детские;

♦ часы настенные;

♦ искусственные деревья по сезонам;

♦ арка;

♦ зеркальная стена;

♦ станок (для проведения хореографической лечебной гимнастики);

♦ стульчики детские;

♦ игрушки.

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I. Структура медицинского блока

КАБИНЕТ-ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

КАБИНЕТ ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ (ИРТ)

КАБИНЕТ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТ МАССАЖА

ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ

ОРДИНАТОРСКАЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ

ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ

II. Структура психолого-педагогического блока

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП

БАССЕЙН И САУНА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУПП

ВВЕДЕНИЕ

 

Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Признание права ребенка быть здоровым, счастливым, полноценным сегодня, а не завтра, формирование механизмов помощи освещены в таких международных правовых актах, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов».

Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных детских садов. В последние годы увеличивается количество коррекционных дошкольных учреждений. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Дети с нарушением осанки составляют 50—60%, с неврологическими отклонениями — 49%. Причин роста патологий множество: это плохая экология, социально-экономические условия, несбалансированное питание, недостаточная двигательная активность, информационные и психические перегрузки.

Детский сад № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода является муниципальным дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом/и психическом развитии воспитанников. Специализация — коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-психического развития детей.

Наш детский сад представляет собой социально-педагогическую систему многопрофильного характера и предполагает наличие сложной структуры, создание комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой.

Структурные компоненты дошкольного образовательного учреждения № 452:

1. Четыре группы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и нормой развития интеллекта.

2. Четыре группы для детей дошкольного возраста со сложной патологией (тяжелое нарушение опорно-двигательного аппарата и нарушение развития интеллекта).

3. Группа кратковременного пребывания для детей со сложной патологией, которые не могут находиться в детском саду полный день.

4. Группа ранней специальной помощи детям и их семьям.

Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии.

С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.

О роли среды в воспитании и развитии говорил еще Д.И. Писарев. Им была разработана программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. Л.С. Выготский отмечал, что «среда воспитывает человека... путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».

При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.

Общедидактические принципы:

1) дистанции, позиции при взаимодействии;

2) активности, самостоятельности, творчества;

3) стабильности—динамичности;

4) комплексирования и гибкого зонирования;

5) эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) открытости—закрытости;

8) учета половых и возрастных различий детей.

Принципы специального образования:

/. Педагогический оптимизм.

Опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Ранняя педагогическая помощь.

Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка.

3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.

4. Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.

5. Деятельностный подход.

Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

6. Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

В детском саду созданы специальные условия для коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1. Вся макрои микросреда наполнена оборудованием, пособиями, инвентарем коррекционного содержания.

2. К макросреде дошкольного учреждения относятся:

♦ физкультурный зал;

♦ бассейн и сауна;

♦ зал лечебной физкультуры;

♦ кабинет иглорефлексотерапии;

♦ кабинет физиотерапевтического лечения;

♦ кабинет водолечения;

♦ кабинет массажа;

♦ процедурный кабинет;

♦ ординаторская;

♦ медицинский кабинет;

♦ прививочный кабинет;

♦ психолого-педагогический центр;

♦ логопедические кабинеты;

♦ музыкально-театральный зал.

3. Микросреда дошкольного учреждения включает:

♦ двигательные центры групп;

♦ фитобар;

♦ экоцентры групп и холлов;

♦ детские игровые центры;

♦ опытнические центры групп;

♦ компьютерный игровой центр;

♦ центр сенсомоторного развития детей;

♦ центры художественно-творческого развития детей;

♦ лекотеку коррекционных игр и игрушек;

♦ библиотеку;

♦ аквацентр;

♦ центр видео-, фонои аудиотеки.

Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического.

В медицинском блоке проводятся профилактические, лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей с отклонениями психофизического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.323 с.)