Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с. Оглавление ВВЕДЕНИЕ I. Структура медицинского блока КАБИНЕТ-ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАБИНЕТ ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ (ИРТ) КАБИНЕТ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ КАБИНЕТ МАССАЖА ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ ОРДИНАТОРСКАЯ МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ II. Структура психолого-педагогического блока ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП БАССЕЙН И САУНА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУПП ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Признание права ребенка быть здоровым, счастливым, полноценным сегодня, а не завтра, формирование механизмов помощи освещены в таких международных правовых актах, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов». Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных детских садов. В последние годы увеличивается количество коррекционных дошкольных учреждений. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Дети с нарушением осанки составляют 50—60%, с неврологическими отклонениями — 49%. Причин роста патологий множество: это плохая экология, социально-экономические условия, несбалансированное питание, недостаточная двигательная активность, информационные и психические перегрузки.
Детский сад № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода является муниципальным дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом/и психическом развитии воспитанников. Специализация — коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-психического развития детей. Наш детский сад представляет собой социально-педагогическую систему многопрофильного характера и предполагает наличие сложной структуры, создание комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой. Структурные компоненты дошкольного образовательного учреждения № 452: 1. Четыре группы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и нормой развития интеллекта. 2. Четыре группы для детей дошкольного возраста со сложной патологией (тяжелое нарушение опорно-двигательного аппарата и нарушение развития интеллекта). 3. Группа кратковременного пребывания для детей со сложной патологией, которые не могут находиться в детском саду полный день. 4. Группа ранней специальной помощи детям и их семьям. Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии. С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка. О роли среды в воспитании и развитии говорил еще Д.И. Писарев. Им была разработана программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. Л.С. Выготский отмечал, что «среда воспитывает человека... путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».
При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования. Общедидактические принципы: 1) дистанции, позиции при взаимодействии; 2) активности, самостоятельности, творчества; 3) стабильности—динамичности; 4) комплексирования и гибкого зонирования; 5) эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6) сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7) открытости—закрытости; 8) учета половых и возрастных различий детей. Принципы специального образования: /. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях. 2. Ранняя педагогическая помощь. Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка. 3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма. 4. Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности. 5. Деятельностный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций. 6. Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития. В детском саду созданы специальные условия для коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. 1. Вся макрои микросреда наполнена оборудованием, пособиями, инвентарем коррекционного содержания. 2. К макросреде дошкольного учреждения относятся: ♦ физкультурный зал; ♦ бассейн и сауна; ♦ зал лечебной физкультуры; ♦ кабинет иглорефлексотерапии; ♦ кабинет физиотерапевтического лечения; ♦ кабинет водолечения; ♦ кабинет массажа; ♦ процедурный кабинет; ♦ ординаторская; ♦ медицинский кабинет; ♦ прививочный кабинет; ♦ психолого-педагогический центр; ♦ логопедические кабинеты; ♦ музыкально-театральный зал. 3. Микросреда дошкольного учреждения включает: ♦ двигательные центры групп; ♦ фитобар; ♦ экоцентры групп и холлов; ♦ детские игровые центры; ♦ опытнические центры групп; ♦ компьютерный игровой центр; ♦ центр сенсомоторного развития детей; ♦ центры художественно-творческого развития детей; ♦ лекотеку коррекционных игр и игрушек; ♦ библиотеку; ♦ аквацентр; ♦ центр видео-, фонои аудиотеки. Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического. В медицинском блоке проводятся профилактические, лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей с отклонениями психофизического развития.
КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ Назначение: местное укрепляющее воздействие на суставы. Используются гидромассажные приставки, морская и океаническая соли, лекарственные ванны с использованием брома, фитованны (хвойные, с чистотелом, ромашкой и др.). Лечебные процедуры проводятся индивидуально. Оснащение: ♦ ванна; ♦ приставки к ванне; ♦ соли; ♦ травы; ♦ лекарственные растворы; ♦ термометры; ♦ часы процедурные; ♦ подушки или валик резиновые под голову; ♦ кушетка для отдыха; ♦ шкаф хозяйственный; ♦ вешалка для одежды; ♦ игрушки плавающие и тонущие; ♦ коврик резиновый. КАБИНЕТ МАССАЖА Назначение: стимуляция или расслабление отдельных мышц или групп мышц. Массаж проводится индивидуально. Оснащение: ♦ массажный набор (кушетки, банкетки, валики, табуреты, подушки); ♦ массажная «колючая» дорожка; ♦ магнитофон с комплектом аудиокассет с релаксационной музыкой; ♦ вешалка для одежды; ♦ шкаф для хранения мягкого инвентаря; ♦ стол письменный; ♦ часы процедурные; ♦ игрушки; ♦ лампа бактерицидная. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ Назначение: фармакотерапия. Оснащение: ♦ кушетка медицинская; ♦ столики процедурные медицинские; ♦ шкаф стеклянный медицинский; ♦ холодильник; ♦ сейф для хранения спирта и сильнодействующих препаратов; ♦ лампа бактерицидная. ОРДИНАТОРСКАЯ Назначение: прием и осмотр детей, консультативный прием родителей с детьми. Оснащение: ♦ пеленальный столик; ♦ письменные столы для врачей; ♦ медицинская кушетка; ♦ шкаф для хранения медицинской документации; ♦ напольный коврик; ♦ игрушки. МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ Назначение: осмотр детей, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий. Оснащение: ♦ письменный стол для медсестры и врача; ♦ медицинская кушетка; ♦ ростомер; ♦ весы напольные; ♦ шкаф стеклянный медицинский; ♦ шкаф для документации; ♦ стульчики детские; ♦ игрушки. ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ Назначение: проведение профилактических прививок Оснащение: ♦ холодильник; ♦ процедурный стеклянный столик; ♦ кушетка медицинская; ♦ стол письменный; ♦ шкаф хозяйственный; ♦ лампа бактерицидная.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ Назначение: физическое воспитание детей, коррекция нарушений двигательной сферы. Формы организации работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Обязательным условием является наличие оборудованной стены без плинтуса с вертикальными линиями, по которым дети равняют спину. В зале должны быть различные разметки (плоскостное изображение стоп, центральный круг, прямые и волнистые линии). Необходимо наличие индивидуальных ковриков с нашитой средней линией. Оснащение: ♦ гимнастическая стенка с набором досок и лесенок; ♦ доска ребристая (250x20x6,8 см); ♦ скамейки гимнастические трех размеров (высота 25, 30, 40 см; длина 2,5—3 м); ♦ дуги для подлезания (высота 40, 50, 60 см); ♦ бревно для перелезания (диаметр 20 см); ♦ стойка баскетбольная; ♦ щиты, мишени съемные; ♦ движущаяся мишень; ♦ сетка волейбольная; ♦ мячи волейбольные; ♦ маты гимнастические (1,8x1,2 м); ♦ мостик-качалка; ♦ мешочки с песком (140-200 г, 400 г); ♦ медицинболы (масса 1 и 2 кг). ♦ мячи резиновые трех размеров (диаметр 6-8 см, 10-12 см, 20-25 см); ♦ надувные мячи; ♦ воздушные шары; ♦ палки гимнастические двух размеров (длина 75-80 см, 300 см); ♦ обручи круглые (диаметр 55-65 см, 100 см); ♦ обручи плоские (диаметр 40 см); ♦ скакалки (длина 120-150 см, 300 см); ♦ флажки разноцветные; ♦ ленты цветные (длина 50—60 см); ♦ гимнастические ленты на палочке (длина 115-120 см); ♦ шнур длинный (15—20 м); ♦ веревка толстая (диаметр 1,5-3 см); ♦ погремушки; ♦ кубики цветные пластмассовые (5, 10 см); ♦ шнуры короткие трехсложные «косички» (длина 60-75 см); ♦ корзина для метания в горизонтальную цель; ♦ мельница-вертушка («ветрячки»); ♦ цветные султанчики; ♦ мягкие модули; ♦ бубен; ♦ магнитофон; ♦ гимнастический снаряд для прыжков (две стойки, шнур с грузом на концах, резиновая дорожка, гимнастический мостик, гимнастический мат); ♦ кубы полые (40x40 см, 20x20 см); ♦ набор гантелек (весом 0,5—1 кг); ♦ колокольчики; ♦ кистевые динамометры ДРП-10 и ДРП-30; ♦ напольные кольцебросы; ♦ секундомер; ♦ шагомер; ♦ рулетка; ♦ диск «Здоровье»; ♦ набор для настольного тенниса; ♦ набор для игры в бадминтон; ♦ следовая дорожка (для ног и для рук); ♦ шапочки, нагрудные знаки для подвижных игр; ♦ напольные игрушки-пищалки; ♦ браслеты с колокольчиками; ♦ дорожки разных видов: цветовые, тактильные, сюжетные; ♦ мелкие предметы, карандаши, палочки, шарики, камешки, платочки (для профилактики плоскостопия); ♦ шипованные мячи; ♦ массажеры-полусферы; ♦ полусферы деревянные; ♦ эластичные мячи-гиганты; ♦ резиновые эластичные бинты; ♦ карточки-схемы с изображением исходного положения и выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений; ♦ игрушки; ♦ лампа бактерицидная. Для занятий на свежем воздухе: ♦ набор для тенниса и бадминтона; ♦ городки; ♦ велосипеды трехколесные и двухколесные;
♦ самокаты; ♦ лыжи; ♦ санки и санки-ледянки; ♦ клюшки с шайбами и мячами. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП
Двигательные центры групп оформлены в сюжетной форме. Назначение: создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений. Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые. Организация детей: самостоятельная и организованная педагогом. Педагогическая адресность игрушек, пособий, материалов по возрастам: Младший возраст: ♦ игрушки-двигатели (тележки, коляски, каталки, машины и т.д.); ♦ дорожки с различным покрытием (размер 200x35 см); ♦ коврик со следочками для рук и для ног; ♦ корзинка для метания в горизонтальную цель; ♦ мячи резиновые (диаметр 20-25 см, 6-8 см); ♦ мячи надувные (диаметр 30-40 см); ♦ мешочки с песком (масса 150-200 г, 400 г); ♦ мельница-вертушка; ♦ султанчики; ♦ ленты цветные (50—60 см); ♦ флажки цветные; ♦ платочки цветные; ♦ колокольчики; ♦ кубики пластмассовые цветные; ♦ погремушки; ♦ пластмассовые кегли и шары; ♦ гантели пластмассовые; ♦ надувные шарики; ♦ шнуры короткие трехсложные — «косички» (75 см); ♦ палки гимнастические (75—80 см); ♦ обручи круглые диаметром 55—65 см, 100 см; ♦ обручи плоские диаметром 40 см; ♦ бревно надувное или мягкий модуль; ♦ ребристая доска; ♦ палочки, теннисные мячи для профилактики плоскостопия; ♦ ножные массажеры; ♦ ручные массажеры; ♦ шнур длинный (5 м); ♦ качалки; ♦ велосипеды трехколесные; ♦ лестница горизонтальная (длина 1,5 м, поперечные перекладины диаметром 2-2,5 см на расстоянии 18—20 см); ♦ лесенка-горка (100x60 см); ♦ бубен; ♦ нагрудные знаки с изображением животных и птиц. Средний возраст: то же, что и в младшем возрасте, а также: ♦ мячи резиновые (диаметр 10—12 см); ♦ длинный (15—20 м); ♦ кольцеброс; ♦ велосипед двухколесный; ♦ «моталочки», «леталочки», «бросалочки», «каталочки», волчки (коррекция подвижности суставов рук, развитие тонкой моторики); ♦ лыжи, санки (для занятий на воздухе). Старший возраст: то же, что и в средней группе, а также: ♦ набивные мячи (масса 1 кг); ♦ скакалки (длина 120—150 см); ♦ скакалки (длина 300 см); ♦ палки гимнастические (300 см); ♦ серсо; ♦ баскетбольная корзина; ♦ самокаты; ♦ клюшки с шайбой и шариками для занятий на воздухе; ♦ наборы для тенниса и бадминтона; ♦ дидактические игры, альбомы (о спортивном инвентаре и видах спорта); ♦ палатка, рюкзаки детские, план-схема, компас. БАССЕЙН И САУНА Назначение: закаливание и укрепление здоровья детей, профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата. Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые. Помещения этого блока состоят из комнаты для отдыха, раздевальной комнаты, душевых кабин, санузла, бойлерной, чаши бассейна, сауны. Комната отдыха: ♦ плотная штора, разделяющая помещение комнаты для отдыха и бассейна; ♦ фитобар; ♦ настенные зеркала. Раздевальная комната: ♦ скамейки или стульчики для подгруппы детей; ♦ вешалки для одежды; ♦ стол письменный для медсестры бассейна; ♦ электросушилки для волос; ♦ ковровое покрытие; ♦ индивидуальные расчески; ♦ удлиненные халаты или накидки с капюшоном из фланелевой или махровой ткани. Душевые кабины: ♦ резиновые коврики; ♦ фланелевые варежки; ♦ мыло туалетное. Чаша бассейна: ♦ резиновые коврики по количеству детей; ♦ скамейки; ♦ массажная дорожка; ♦ следовая дорожка; ♦ шапочки; ♦ плавки; ♦ полотенца махровые; ♦ термометр водный; ♦ по две емкости для использованных и чистых плавок, резиновых шапочек; ♦ доски плавательные; ♦ жилеты плавательные; ♦ манжеты надувные наручные и воротниковые; ♦ мячи резиновые и надувные; ♦ круги надувные резиновые; ♦ матрацы и лодки надувные; ♦ плавающие игрушки (резиновые, пластмассовые, надувные: дельфинчики, рыбки, лодочки, цветные шарики, в том числе теннисные, и т.д.); ♦ резиновые кольца; ♦ шипованные мячи разного диаметра; ♦ резиновые игрушки-пищалки; ♦ индивидуальные трубочки для дыхательных упражнений; ♦ тонущие предметы (шайбы, шары и т.д.); ♦ сачки для вылавливания мелких предметов; ♦ емкости пластмассовые для мелких предметов; ♦ обручи пластмассовые (трех размеров: большие, средние, малые); ♦ канат; ♦ веревки; ♦ дуги для подлезания (устанавливаются на дне чаши); ♦ воздушные шарики; ♦ шест (длина 2,5 м, на одном конце кольцо диаметром 40 см); ♦ резинка бельевая с петлями на конце (используется как ограничитель места старта, разделитель бассейна, как цель — поднырнуть); ♦ ворота; ♦ свисток; ♦ бубен; ♦ магнитофон; ♦ часы водонепроницаемые; ♦ лесенка-горка пластиковая водная; ♦ предметы для «сухого плавания» — на суше: палки гимнастические, флажки и ленточки цветные, кубики цветные, погремушки, султанчики, шнуры короткие трехсложные — «косички»; ♦ сухой бассейн; ♦ браслеты со звоночками, бусинами-«жемчужинами»; ♦ на стене помещения для «сухого» плавания — «линия воды» (высота 65—70 см от пола); ♦ карты-схемы с изображением правильного и неправильного положения тела в воде; ♦ альбом со стихами и загадками об обитателях морей, рек и т.д.; ♦ иллюстрации с изображением рыб, морских и речных обитателей, водоплавающих птиц, водного и подводного транспорта, профессий, связанных с морем. Сауна состоит из двух помещений: сауны и комнаты отдыха. Оснащение: ♦ печка-каменка с терморегулятором; ♦ полок деревянный трехступенчатый; ♦ дверь деревянная с иллюминатором; ♦ сухотруб; ♦ гигрометр; ♦ аптечка первой доврачебной помощи (языкодержатель, резиновая груша, медикаменты для стимуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем); ♦ пульверизатор для рассеивания ароматических веществ (эвкалиптовая настойка, ментоловое масло, настои ромашки, душицы, чабреца, березы, липы, шалфея, мяты, листьев черной смородины, зверобоя, кваса); ♦ косынки на голову; ♦ одно-два небольших полотенца (индивидуально); ♦ одно большое махровое полотенце (индивидуально). Комната отдыха: ♦ стол и лавки деревянные; ♦ самовар; ♦ набор чашек с кувшином. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Назначение: коррекция речевых нарушений у детей. Формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые. Оснащение: ♦ зеркало настенное (50x100 см); ♦ зеркала для индивидуальной работы; ♦ логопедические зонды, шпатели; ♦ разрезная азбука настенная; ♦ кассы букв индивидуальные; ♦ учебно-методические пособия; ♦ настольные игры, игрушки, конструкторы; ♦ мольберт; ♦ шкафы для пособий; ♦ стол для логопеда; ♦ столы и стулья для детей; ♦ часы песочные; ♦ часы настенные; ♦ метроном; ♦ экран, диафильмы, диапозитивы; ♦ аудиокомплекс; ♦ магнитофон; ♦ фильмоскоп; ♦ секундомер; ♦ настольная лампа. Материал логопедического кабинета представлен по разделам. Развитие сенсомоторных процессов: ♦ материалы на цвет, форму, величину, развитие мелкой моторики. Звукопроизношение: 1. постановка звуков: ♦ свистульки; ♦ губные гармошки; ♦ воздушные шары; ♦ надувные игрушки; ♦ шпатели, зонды, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт; ♦ артикуляционные профили; ♦ карточки с приемами постановки звуков. 2. автоматизация звуков: ♦ игрушки, картинки; ♦ стихи, игры, альбомы; ♦ чистоговорки, рассказы, карточки; 3. дифференциация звуков: ♦ игрушки, картинки, стихи; ♦ чистоговорки, пословицы; ♦ рассказы, игры, альбомы; ♦ карточки. Лексика: ♦ картинки, игрушки на лексические темы; ♦ стихи, загадки, рассказы, игры, альбомы. Связная речь: ♦ картинки предметные и сюжетные; ♦ серии картин; ♦ книги, альбомы, стихи, рассказы. Подготовка к обучению грамоте: ♦ графическое письмо; ♦ кассы букв; ♦ звуковая линейка; ♦ кассы букв настенные; ♦ азбуки, буквари; ♦ звуковые картинки; ♦ звуковые схемы; ♦ игры. Грамматика: ♦ наглядный материал, игры, пособие Г.Н.Каше. Развитие речемыслительной деятельности: ♦ игры, тесты, картинки; ♦ материал для обследования; ♦ альбомы, схемы, рисунки; ♦ речемыслительные тренажеры. Обследование речи: ♦ альбомы для обследования; ♦ шпатели; ♦ зеркала; ♦ игрушки, картинки, игры (на классификацию понятий, подбор синонимов, антонимов, определений, грамматических структур, конструирование предложений и т.д.). Логопедические игры: ♦ на развитие слухового внимания; ♦ на развитие речевого слуха; ♦ на развитие физиологического дыхания; ♦ на развитие речевого дыхания; ♦ на развитие голоса. Материал по коррекции дизартрии: (пособия и материл должны быть с ламинированным покрытием) ♦ зонды Новиковой; ♦ стерильные салфетки; ♦ специальный стул с головодержателем, подлокотниками; ♦ кушетка для пассивной и активной дыхательной и артикуляционной гимнастики; ♦ комплекс упражнений; ♦ картинки-образы для артикуляционных, мимических упражнений; ♦ пипетки для активизации мышц мягкого неба; ♦ пособия для развития дыхания (кораблики, снежинки, соломинки, полые трубочки и т.д.); ♦ трубочки, леденцы, палочки разного диаметра для тренировки губных мышц; ♦ травяные настои, отвары (крапива, ромашка, подорожник, зверобой) для снятия болевых ощущений и сухости во рту; ♦ обеззараживающая смесь для зондов (100 г медицинского спирта, 100 г спиртового настоя календулы, 100 г спиртового настоя пустырника, 100 г спиртового настоя эвкалипта, 100 г борного спирта, 30 г 10%-ного йода). Материал для работы с родителями (советы, рекомендации, ширмы, методическая литература и др.) Каталоги литературы и пособий МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ Назначение: музыкально-эстетическое развитие детей, коррекция психоэмоциональной и двигательной сфер детей с проблемами развития. Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Оснащение: Музыкальные инструменты: ♦ пианино; ♦ аккордеон, баян; ♦ гитара; ♦ синтезатор; ♦ магнитофон; ♦ музыкальный центр. Детские музыкальные инструменты: ♦ металлофон, ксилофон; ♦ цитры, цимбалы или гусли; ♦ аккордеон и баян детский; ♦ фаэми; ♦ пианино детское; ♦ арфа; ♦ триола; ♦ барабаны с разной высотой звучания; ♦ бубны; ♦ треугольники; ♦ трещотка; ♦ маракасы; ♦ кастаньеты; ♦ тарелки (детские); ♦ румба; ♦ свирели, дудки, рожки; ♦ флейты, кларнеты, саксофоны; ♦ колотушка; ♦ бубенцы; ♦ ложки деревянные. Игрушки-самоделки неозвученные: ♦ пианино, балалайка, гармошка; ♦ пятиступенчатая лесенка; ♦ проигрыватель с пластинками; ♦ звуковая книжка; ♦ звуковые картинки. Игрушки озвученные: ♦ музыкальная книжка; ♦ музыкальный молоточек; ♦ музыкальный волчок; ♦ погремушка; ♦ парная шкатулка; ♦ игрушка с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный ящичек, шкатулка). Учебно-наглядный материал: ♦ портреты композиторов; ♦ демонстрационные картины; ♦ нотный стан и раздаточный материал к нему; ♦ настольные музыкально-дидактические игры; ♦ атрибуты и костюмы; ♦ аудиои фонотека. Оборудование зала: ♦ подиум разновысокий трехуровневый; ♦ ширмы двух размеров; ♦ мольберт; ♦ столы детские; ♦ часы настенные; ♦ искусственные деревья по сезонам; ♦ арка; ♦ зеркальная стена; ♦ станок (для проведения хореографической лечебной гимнастики); ♦ стульчики детские; ♦ игрушки. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с. Оглавление ВВЕДЕНИЕ I. Структура медицинского блока КАБИНЕТ-ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАБИНЕТ ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ (ИРТ) КАБИНЕТ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ КАБИНЕТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ КАБИНЕТ МАССАЖА ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ ОРДИНАТОРСКАЯ МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ ПРИВИВОЧНЫЙ КАБИНЕТ II. Структура психолого-педагогического блока ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГРУПП БАССЕЙН И САУНА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУПП ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Признание права ребенка быть здоровым, счастливым, полноценным сегодня, а не завтра, формирование механизмов помощи освещены в таких международных правовых актах, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Декларация о правах инвалидов». Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных детских садов. В последние годы увеличивается количество коррекционных дошкольных учреждений. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Дети с нарушением осанки составляют 50—60%, с неврологическими отклонениями — 49%. Причин роста патологий множество: это плохая экология, социально-экономические условия, несбалансированное питание, недостаточная двигательная активность, информационные и психические перегрузки. Детский сад № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода является муниципальным дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом/и психическом развитии воспитанников. Специализация — коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-психического развития детей. Наш детский сад представляет собой социально-педагогическую систему многопрофильного характера и предполагает наличие сложной структуры, создание комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой. Структурные компоненты дошкольного образовательного учреждения № 452: 1. Четыре группы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и нормой развития интеллекта. 2. Четыре группы для детей дошкольного возраста со сложной патологией (тяжелое нарушение опорно-двигательного аппарата и нарушение развития интеллекта). 3. Группа кратковременного пребывания для детей со сложной патологией, которые не могут находиться в детском саду полный день. 4. Группа ранней специальной помощи детям и их семьям. Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии. С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка. О роли среды в воспитании и развитии говорил еще Д.И. Писарев. Им была разработана программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. Л.С. Выготский отмечал, что «среда воспитывает человека... путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды». При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования. Общедидактические принципы: 1) дистанции, позиции при взаимодействии; 2) активности, самостоятельности, творчества; 3) стабильности—динамичности; 4) комплексирования и гибкого зонирования; 5) эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6) сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7) открытости—закрытости; 8) учета половых и возрастных различий детей. Принципы специального образования: /. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях. 2. Ранняя педагогическая помощь. Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка. 3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможности для компенсации утраченных или неполноценных функций организма. 4. Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности. 5. Деятельностный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций. 6. Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития. В детском саду созданы специальные условия для коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. 1. Вся макрои микросреда наполнена оборудованием, пособиями, инвентарем коррекционного содержания. 2. К макросреде дошкольного учреждения относятся: ♦ физкультурный зал; ♦ бассейн и сауна; ♦ зал лечебной физкультуры; ♦ кабинет иглорефлексотерапии; ♦ кабинет физиотерапевтического лечения; ♦ кабинет водолечения; ♦ кабинет массажа; ♦ процедурный кабинет; ♦ ординаторская; ♦ медицинский кабинет; ♦ прививочный кабинет; ♦ психолого-педагогический центр; ♦ логопедические кабинеты; ♦ музыкально-театральный зал. 3. Микросреда дошкольного учреждения включает: ♦ двигательные центры групп; ♦ фитобар; ♦ экоцентры групп и холлов; ♦ детские игровые центры; ♦ опытнические центры групп; ♦ компьютерный игровой центр; ♦ центр сенсомоторного развития детей; ♦ центры художественно-творческого развития детей; ♦ лекотеку коррекционных игр и игрушек; ♦ библиотеку; ♦ аквацентр; ♦ центр видео-, фонои аудиотеки. Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического. В медицинском блоке проводятся профилактические, лечебно-оздоровительные и коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей с отклонениями психофизического развития.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.323 с.) |