Графические особенности различных гарнитур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические особенности различных гарнитур.



В настоящее время наряду с традиционным способом набора—отливным— широко используется фотонабор. По сути дела, любая шрифтовая гарнитура может быть реализована для обоих способов набора. Мы сначала познакомимся со шрифтами для отливного набора, а затем—для фотонабора.

Типографские шрифты стандартизованы. Включенные в ГОСТ «Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах)» шрифтовые гарнитуры разделены на несколько групп по двум признакам: степени контрастности и наличию или отсутствию засечек и их характеру.

Деление шрифтов по двум названным признакам имеет свое обоснование — образованные таким образом группы в значительной мере соответствуют уже рассмотренным нами большим исторически сложившимся семействам шрифта.

Для основного текста шрифты применяются почти всегда в прямом светлом начертании. Шрифты других начертаний служат, главным образом, как выделительные и заголовочные. Книги, целиком набранные курсивным или полужирным шрифтом, встречаются очень редко. Шрифты всех начертаний и размеров применяются как титульные и для внешнего оформления книги.

Группа медиевальных (по терминологии ГОСТа; от ит. medieval— средневековый) шрифтов характеризуется умеренной контрастностью и короткими засечками. Эта группа близка к историческому семейству шрифтов старого стиля. К этой группе отнесены гарнитуры: Литературная, Банниковская, Лазурского, Ладога.

Литературная гарнитура (прежнее название—Латинская) по своему общему графическому характеру близка к шрифтам несколько искаженного ренессансного типа, появившимся во второй половине XIX в. Она менее контрастна, чем большинство гарнитур этой группы. Литературная гарнитура очень удобочитаема и имеется во многих нужных для книги начертаниях. Применима для любого вида литературы и книжных изданий любого типа.

Банниковская гарнитура созданная художником Г. А. Банниковой, несколько шире и контрастнее Литературной. В оригинальной (отчасти—благодаря индиви­дуализации рисунка концевых элементов) и подчас усложненной форме многих букв заметно влияние петровского гражданского шрифта, но его черты своеобразно переработаны. Все эти особенности придают Банниковской гарнитуре нарядность, декоративность, но снижают ее удобочитаемость. Основная область применения рассматриваемой гарнитуры— издания художественной литературы, книги по искусству, юбилейные и другие нарядно оформленные издания.

Гарнитура Лазурского —оригинальный изящный шрифт, в начер­тании которого отразились черты и шрифтов эпохи Возрождения, и русских шрифтов XVIII в. Предназначена гарнитура Лазурского примерно для той же группы изданий, что и Банниковская, а также для изданий по гуманитарным наукам.

Группа обыкновенных шрифтов отличается резкой контрастностью и длинными тонкими засечками. Эта группа соответствует семейству шрифтов нового стиля. В нее входят гарнитуры: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Байконур, Кузаняна, Северная, Бодони книжная.

Обыкновенная новая гарнитура созданная в 30-х гг. нашего века,—улучшенный вариант обыкновенных шрифтов. Она отличается большой контрастностью. Обыкновенная новая гарнитура читается хорошо, но из-за очень тонких соединительных штрихов и длинных, почти сливающихся засечек в этом отношении уступает Литературной. Но из-за очень тонких соединительных штрихов, снижающих ее удобочитаемость, она не подходит для учебников начальной школы и книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Елизаветинская гарнитура появившаяся в начале нашего века, близка к шрифту времен Елизаветы Петровны. Елизаветинская гарнитура—самая контрастная из всех шрифтов своей группы. Благодаря резкой контрастности и усложненному начертанию ряда букв Елизаветинский шрифт, пожалуй, самый живописный и нарядный из стандартных шрифтов. Примене­ние—нарядно оформленные книги по искусству, издания художественной литературы, юбилейные и т. п.

Гарнитуры Бодони книжная и Северная имеются только для шрифтов на латинской основе. Они применимы и для научной, и для политической, и для художественной литературы. Но из-за резкой контрастности они нежелатель­ны в учебниках и изданиях для детей.

В отдельную группу выделены малоконтрастные шрифты с утолщенными засечками (концы засечек во многих гарнитурах слегка закруглены): текстовые гарнитуры Академическая, Школьная, Пискаревская, Журнальная, Новая журнальная, Малановская, Кудряшевская словарная, Кудряшевская энцикло­педическая, Новая газетная, Баченаса.

Школьная гарнитура характеризуется малой контрастностью и толстыми прямыми засечками. При ее разработке была поставлена задача учесть особенности чтения в детском возрасте. Школьная и Литературная гарнитуры читаются примерно одинаково хорошо. На основе этих данных Школьная гарнитура рёкомендуется (ГОСТом 7.21-80 для учебников начальной и средней школы и тёхникумов, а также" литературно-художественных и научно-популярных изданий для дётей школь­ного возраста.Школьная гарнитура применяется и для массовых' политических и производственно-технических изданий, для несложных справочных изданий.

Академическая гарнитура еще менее контрастна, чем Литератур­ная. Шрифт этой гарнитуры имеет короткие, утолщенные, слегка закругленные засечки. Академическая гарнитура напоминает первый вариант гражданского шрифта. Усложненное начертание некоторых букв понижает ее удобочитаемость. Область применения примерно та же, что и у Банниковской гарнитуры.

Академическая, Банниковская и Елизаветинская гарнитуры принадлежат к различным группам шрифтов, но их объединяет одна общая черта—все они нарядны и в большей или в меньшей степени стилизованы в духе старинных русских шрифтов (чем и объясняется их специфический, несколько усложнен­ный рисунок).

Журнальная гарнитуры — это довольно экономичный журнальный шрифт. Для массовых книжных изданий.

Новая газетная, Кудряшевская энциклопедическая созданы для таких видов изданий, где необходим шрифт мелкого кегля. Основная задача, которая ставилась при разработке их рисунка,—создать шрифт, удобочитаемый в мелких кеглях.

В группу рубленых входят шрифты, лишенные (или почти лишенные) контрастности и не имеющие засечек, то есть принадлежащие к историческо­му семейству гротесков. Ее составляют гарнитуры: Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Плакатная, Букварная, Агат.

Журнальная рубленая гарнитура разработанная в 30-х гг. нашего века на основе новых зарубежных гротесков,—типичный пример шрифта, в рисунке которого отчетливо проявилось влияние художественных идей кон­структивизма. Гарнитура применяется в издани­ях художественной, научно-популярной и технической литературы, в книгах по искусству, в изданиях для детей.

Букварная гарнитура, в соответствии со своим назначением, отличается особенно четким начертанием.

Остальные гарнитуры этой группы—шрифты акцидентные и газетные.

Группу брусковых составляют шрифты, лишенные (или почти лишенные) контрастности, с прямоугольными засечками. Это, в сущности, шрифты, принадлежащие к историческому семейству египетских. К этой группе отнесе­ны гарнитуры: Балтика, Хоменко, Брусковая газетная и Реклама.

Гарнитура Балтика оригинальна по рисунку и более контра­стна, чем остальные шрифты этой группы. Она применяется для малотиражных изданий общественно-политической и художественной литературы.

Гарнитуры Брусковая газетная и Реклама —шрифты для газетных заго­ловков и акцидентных работ.

В ГОСТ включены и титульно-акцидентные гарнитуры: Бажановская, Телингатера, Рерберга.

Бажановская гарнитура принадлежит к малоконтрастным. Произ­водит впечатление монументального шрифта (особенно это относится к прописным буквам).

Гарнитура Телингатера весьма своеобразна. Она имеет едва наметившиеся засечки, ее основные штрихи чуть расширяются от середины к краям.

Кроме шрифтов, включенных в ГОСТ существует ряд гарнитур специального назначения. К ним относятся, например, некоторые газетные шрифты,декора­тивные и имитационные шрифты (рукописные, машинописные) и тому подоб­ные.

 

Фотонабор —наиболее современный и перспективный способ набора, который быстро внедряется в отечественную полиграфию. Для фотонабора, в отличие от набора металлического, не нужны ни многочисленные, быстро изнашива­ющиеся комплекты матриц, изготовление которых сложно, ни большие запасы цветных металлов.

Благодаря всему этому есть реальная возможность при формировании шрифтового ассортимента для фотонабора восполнить недостатки ассорти­мента для металлического набора, в частности, включить в него ряд новых гарнитур, основанных на классических образцах.

Уже в каталог-справочник «Фотонаборные шрифты», разработанный отде­лом наборных шрифтов ВНИИполиграфмаша (М.: Книга, 1983), включены не только многие гарнитуры, имеющиеся у нас в отливном наборе —Литературная, Банниковская, Обыкновенная новая, Школьная, Балтика, Академическая, Журнальная, Новая журнальная, Малановская, Кудряшевская энциклопедическая, Журнальная рубленая,—но и вновь созданные гарнитуры: Тип Таймс, Тип Бодони, Звездочка.

Оригинальная гарнитура Таймс представляет собой очень хорошо продуманную переработку шрифта антверпенского издателя и типогра­фа XVI в. Плантена.

В гарнитуре Тип Таймс удачно выполнен перевод на русскую основу, найдено подходящее к общему стилю шрифта начертание специфиче­ских букв русского алфавита. Шрифт очень четок, даже в мелких кеглях, хорошо воспроизводится при любом способе печати, применим для литературы любого вида и книжных изданий самого различного типа.

Гарнитура Тип Бодони один из современных вариантов шрифта начала XIX в. известного пармского типографа, имя которого она носит; это—типичный шрифт нового стиля (классицизма) с резкой контрастно­стью и тонкими прямыми засечками. Применение— художественная литература (в особенности, издания с иллюстрациями, выполненными в резко контрастной манере) и книги по искусству.

Гарнитура Баскервилл, благодаря удобочитаемости и изяществу, является шрифтом широкого назначения. Подходит для научной (по гуманитарным наукам) и художественной литературы, для книг по искусству.

Гарнитура Хельветика тоже принадлежит к современным гротескам. Применяется в массовых изданиях.

Опыт показал, что гарнитуры, основанные на лучших классических образцах, чаще и шире других используются для книжного фотонабора. Многие книги, набранные этими шрифтами, отмечены премиями на всесоюзных конкурсах искусства книги.

7.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.01 с.)