Может ли досмотр транспортного средства проводится в отсутствии лица, во владении которого находится. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли досмотр транспортного средства проводится в отсутствии лица, во владении которого находится.



а) может;

б) только в случаях установленном законом;

в) может, в случаях, не терпящих отлагательства.

 

Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Закон Российской Федерации от 07.02.2011г. № 3 "О полиции".

2. Приказ МВД России от 17 февраля 1994 года № 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства" (в ред. по сост. на 12.09.2000) // АИПС "НПА МВД".

3. Приказ МВД России от 2 марта 2009 года № 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" // Российская газета. 2009. № 122.

4. Приказ МВД России от 26 февраля 2002 года № 174"О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации" // АИПС "НПА МВД".

5. Головко, В.В. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие / В.В. Головко, В.И. Майоров, В.С. Кураков. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

6. Дорожно-патрульная служба ГИБДД: учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

7. Памятка для инспектора ДПС ГИБДД. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Дополнительная литература

8. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

9. Приказ МВД России от 20 июня 1996 года № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (в ред. по сост. на 18 января 1999 г.) // АИПС "НПА МВД".

10. Приказ МВД России от 29 января 2008 года № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности" (в ред. по сост. на 10 марта 2009 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.

11. Приказ МВД России от 2 декабря 2003 года № 930 "Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения" // АИПС "НПА МВД".

12. Приказ МВД России от 3 декабря 2004 года № 808 "Вопросы департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и подчиненных ему подразделений" (в ред. по сост. на 17.08.2009) // АИПС "НПА МВД".

13. Приказ МВД России от 20 июня 1996 года № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (в ред. по сост. на 18 января 1999 г.) // АИПС "НПА МВД".

14. Приказ МВД России от 1 декабря 2005 года № 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 52.

15. Приказ МВД России от 22 сентября 2006 года № 750 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006.

16. Головко, В.В. Основы безопасности дорожного движения: учебное пособие / В.В. Головко, В.И. Майоров. – М.: Эксмо, 2008

17. Головко В.В. Учебник инспектора ГИБДД / В.В. Головко. – М.: Эксмо, 2007.

18. Дмитриев, С.Н. Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудников ГИБДД / под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Спарк, 2000.

19. Газизов, Д.А. Особенности применения мер административного принуждения сотрудниками ДПС ГИБДД: учебно-практическое пособие / Д.А. Газизов, С.Ф. Радько, Ф.П. Дремов. – Барнаул: Барнаульский ЮИ МВД России, 2004.

20. Линьков, В.В. Современные информационные технологии в деятельности Госавтоинспекции: учебное пособие для спец. 030505.65 (правоохранительная деятельность) / В.В. Линьков, Н.Г. Подчерняев. – Орел: Орловский ЮИ МВД России, 2009.

21. Мельников, В.А. Административное принуждение в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: монография / В.А. Мельников. – Волгоград.: Волгоградская академия МВД России, 2006.

Тема 5

Задержание лиц, неправомерно завладевшим
транспортным средством

 

Содержание темы

 

1. Тактические приемы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

2. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений без предварительной подготовки.

3. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений с предварительной подготовкой.

4. Подготовка и использование заслона.

5. Преследование транспортных средств.

6. Использование оружия и других средств для остановки транспортного средства.

7. Задержание водителя и пассажиров остановленного транспортного средства.

Теоретическая часть

Тактические приемы задержания административных правонарушителей и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, зависят от конкретных условий, в которых приходится действовать работникам полиции, и прежде всего, от характера правонарушения, поведения задерживаемых, их количества, места задержания и времени, которое имеется для подготовки к его проведению.

Принимая решение о задержании, сотрудники полиции должны для себя быстро уяснить ряд вопросов и, прежде всего, являются ли обнаруженные лица правонарушителями. В этом случае задержанию может предшествовать проверка документов. Однако нельзя ограничиваться проверкой лишь внешнего вида предъявленных документов. Умело поставленные контрольные вопросы позволяют подчас выявлять опасных преступников.

Принимая решение о задержании, следует также учитывать:

– пол, возраст правонарушителя; его физическую подготовку, психологическое состояние (возбудимость агрессивность либо, наоборот, спокойствие, апатия);

– физическое состояние (алкогольное опьянение, болезнь и т.д.);

– опасность для окружающих лица, в случае оставления его на свободе;

– проблемы самой процедуры задержания, т.е. удастся ли справиться с ним, не окажутся ли поблизости его сообщники, не придут ли ему на помощь посторонние граждане;

– вероятность наличия у него оружия, возможность его применения и последствия таких действий;

– возможность и необходимость самому применять оружие.

Приступая к задержанию; целесообразно принять меры по проверке наличия оружия у задержанного. Выбрав самый неожиданный момент, сотрудник полиции подает команду: "Стой! Руки вверх!". Либо: "Стой! Не двигаться!". Если сотрудник полиции считает, что правонарушитель применит оружие, он имеет право обнажить свое табельное оружие и привести его в готовность. "Попытка лица, задерживаемого сотрудниками полиции с обнаженным огнестрельным оружием, – говорится в Законе Российской Федерации от 07.02.2011г. № 3 "О полиции" – приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляет сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона".

Именно в этот момент нужно произвести наружный досмотр одежды и вещей задержанного с целью изъятия огнестрельного или холодного оружия, ибо в противном случае задержанный при доставлении непременно попытается им воспользоваться либо незаметно выбросить его.

Если подана команда: "Руки вверх!", то необходимо приказать повернуться лицом к стене либо иному объекту и стать таким образом, чтобы он расставил ноги и вытянул руки вперед, После того, с внешней стороны прощупать рукава, карманы, пояс, штанины с целью обнаружения и изъятия огнестрельного или холодного оружия, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения. Вначале задержанный досматривается с правого, а затем с левого бока. Туловище и одежду следует ощупывать сверху вниз.

Если же есть основания подозревать, что у правонарушителя имеются тщательно замаскированные предметы, например стилет – под авторучку, а сейчас под нее изготавливается и огнестрельное оружие, лезвие бритвы – в кольцо и т.п., то осмотр производится очень тщательно. Нельзя пренебрегать осмотром частей тела, заклеенных пластырем или перевязанных бинтами, гипсовыми повязками (под ними может быть спрятана, например, пилка, режущий предмет, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности и т.д.). Для производства досмотра в подобных случаях целесообразно привлечь врача.

Досмотр женщины должна проводить только женщина, за исключением случаев, когда точно известно, что осматриваемая может точно осуществить вооруженное нападение (например, это террористка). До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую можно надеть наручники.

Во время досмотра следует находиться сзади правонарушителя, соблюдать дистанцию, следить за его движениями и быть готовыми к оказанию им сопротивления. Страхующему сотруднику нужно внимательно следить за ходом досмотра, находясь на некотором расстояний с оружием, готовым к применению.

Оружие и вещественные доказательства, выявленные при досмотре изымаются и передаются старшему наряда, оперативному работнику или оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно максимально принять меры к тому, чтобы это происходило в присутствии понятых, поскольку часто виновные в последствии или сразу заявляют, что предметы им подложили работники полиции и они не имеют к ним отношения.

При необходимости задержать группу преступников, следует по возможности принять меры к их рассредоточению и затем произвести одновременно задержание всех этих лиц в различных местах. Такой прием требующий создания нескольких групп захвата из работников полиции позволяет избежать ряда трудностей, связанных с задержанием большого числа лиц, находящихся в одном месте. При задержании подозреваемых по одиночке или небольшими группами проще предотвратить их сопротивление. Кроме того, производя задержание одновременно в разных местах мы лишаем возможности соучастников преступления договориться между собой, а также уничтожить оставшиеся следы преступления и вещественные доказательства.

Рекомендуется, чтобы количество задерживаемых в одном месте было не более 2-3 человек, так как при наличии большего числа трущее предотвратить их сопротивление и обеспечить доставление в полицию.

Число работников полиции должно в два-три раза превосходить задерживаемых.Такое соотношение позволяет выбрать наиболее целесообразные приемы задержания и, кроме того, численное превосходство сотрудников полиции является важным психологическим фактором, ослабляющим волю задерживаемых к сопротивлению.

Для успешного проведения задержания сотрудники полиции во всех случаях должны действовать внезапно, организованно и решительно, проявлять разумную инициативу и осторожность.

Задержание без предварительной подготовки. Складывающаяся оперативная обстановка не всегда позволяет работникам полиции подготовиться к задержанию лиц, совершивших преступление. Необходимость в проведении задержания часто возникает внезапно, например, при преследовании по "горячим следам" преступников, скрывшихся с места происшествия и т.п. В этих случаях: не имеется времени для подготовки к задержанию, и соответствующий прием его проведения избирается непосредственно на месте, с учетом конкретной обстановки, характера преступления и количества задерживаемых лиц. От работников полиции при этом требуется особая находчивость, решительность, выдержка, умение быстро ориентироваться на месте. Прежде всего, в таких случаях необходимо быстро оценить обстановку, внимательно разобраться в характере происшествия и действовать в соответствий с конкретной ситуацией.

Однако всегда надо помнить, что принуждение, применяемое на месте происшествия к преступнику, не должно выходить за пределы необходимости пресечь общественно опасное деяние и доставить его в полицию.

Пресекая преступление, работники полиции всегда должны действовать решительно, спокойно и уверенно, не допуская излишней суетливости, ненужных окриков и свистков, вызывающих повышенную нервозность граждан. Нe следует допускать действий, которые могут вызвать обострение во взаимоотношениях работников полиции с окружающими. Наоборот, надо стремиться к тому, чтобы посторонние лица прониклись уважением к работникам полиции, действующим в строгом соответствии с законом, и стремились оказать им содействие и помощь.

Успех задержания во многом зависит от знания работниками полиции местности, где оно производится (наличие проходных дворов и тупиков, возможные места укрытий, проходящий транспорт и т.д.), так как скрываясь с места совершения преступления, преступники выбирают обычно наиболее короткий путь, предпочитая при этом темные переулки и проходные дворы. При первой же возможности они стремятся использовать общественный транспорт для того, чтобы смешаться с пассажирами и быстрее уехать с места происшествия. В случае преследования преступника работником полиции и при невозможности провести задержание (преследование осуществляет один работник полиции), рекомендуется запомнить приметы преступника и связаться с дежурным по ОВД или соседним постом по направлению движения скрывающегося. Продолжая незаметно осуществлять преследование, следует в удобный момент позвать на помощь других работников полиции, дружинников, военнослужащих или граждан и е их помощью задержать и доставить в полицию лиц, совершивших преступление.

Сближаясь с преследуемым с целью его задержания, работники полиции должны иметь ввиду возможность наличия у преступника огнестрельного или холодного оружия, принять в связи с этим меры предосторожности и привести в боевую готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: передвинуть кобуру ближе к пряжке ремня и расстегнуть ее, снять курок с предохранителя.

Задержание следует производить по возможности в малолюдном месте, удаленном от проходных дворов и остановок городского транспорта.

При наличии достаточных оснований полагать, что преступник окажет сопротивление, не рекомендуется начинать задержание с проверки документов, потому что вместо них преступники могут достать из карманов оружие. Поэтому необходимо, прежде всего, принять меры к предотвращению возможного противодействия, а затем уже проверить документы и сообщить о задержании. При этом работники полиции должны внимательно следить за действиями задерживаемого.

Для задержания преступников, оказывающих сопротивление, работники полиции в праве применять приемы самбо, наручники, связывание, а в исключительных случаях – оружие.

Задержание с предварительной подготовкой. Если лицо, совершившее преступление, скрылось с места преступления, то место его нахождения устанавливается следственным путем, а также посредством оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых органами полиции.

При получении сведений о месте, где находится скрывающийся преступник, проводится операция по его задержанию. В этом случае у работников полиции, как правило, имеется определенное время для подготовки к проведению данной операции;

В процессе подготовки к задержанию скрывающихся преступников необходимо:

– определить состав работников полиции, которым поручается проведение задержания;

– изучить личность задерживаемого;

– изучить место, где предполагается провести задержание;

– разработать план задержания;

– проинструктировать сотрудников, назначенных в группу по задержанию.

Состав работников полиции, которым поручается задержание, зависит от ряда обстоятельств и, прежде всего, от количества лиц, подлежащих задержанию, тяжести совершенного преступления, места, времени проведения операции и т.д. Из числа наиболее опытных сотрудников назначается старший группы. В состав группы по проведению задержания целесообразно включать инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой.

Изучение личности задерживаемого позволяет избрать наиболее эффективный прием задержания, исключающий возможность сопротивления с его стороны и срыва операции в целом. При подготовке к задержанию выясняются приметы преступника, его характер, наклонности, повадки, связи, наличие судимостей, намерения в случае задержания и т.д. При задержании нескольких лиц следует выяснять характер преступных связей между ними и продумать способ задержания каждого. В процессе подготовки целесообразно получить фотокарточки лиц, которых предстоит задерживать.

Изучение места предполагаемого задержания дает возможность выбрать наиболее удобное время для проведения операции, определить количественный состав работников полиции, их расстановку и порядок действий при задержании. Для того чтобы правильно наметить место задержания, необходимо знать территорию и объекты, где может появиться преступник, и время его нахождения там. В частности, если задержание предполагается провести в помещении, должны быть изучены входы и выходы из него. Знакомясь с местом, где будет проведено задержание, следует наметить путь и способы доставления задержанных в полицию. Место предполагаемого задержания должно изучаться таким образом, чтобы не насторожить подозреваемого, его сообщников, родственников и соседей.

На основании данных о личности задерживаемого и мест его появления разрабатывается план задержания.

Перед выходом на задержание руководители органа полиции и старшие групп проводят инструктивное совещание. Всем сотрудникам, участвующим в операции, разъясняется; кто подлежит задержанию; приметы и характеристика преступников; время, место и способ задержания, маршрут движения; местонахождение и действия каждого участника группы задержания, а также способы связи между ними.

Если ожидается вооруженное или групповое сопротивление и имеется иная реальная опасность, следует заранее запланировать привлечение к операции спецподразделений, использование бронежилетов и необходимых оперативно-технических средств.

В процессе подготовки к задержанию необходимо изучить подходы к месту предстоящей операции и перекрыть пути возможного отхода преступников.

Тактические приемы задержания правонарушителя весьма разнообразны. В одних случаях задержание рекомендуется проводить в отдаленном, пустынном месте, чтобы не допустить случайных жертв. Это случаи, когда преступник может оказать вооруженное сопротивление. В других случаях задержание, напротив, лучше произвести в многолюдном месте. Это даст возможность незаметно приблизиться к правонарушителю и, действуя быстро и решительно, задержать его.

Мотивировка задержания может быть также различной. В одних случаях маскируются истинные мотивы задержания, не акцентируется внимание на совершенном правонарушении, а напротив, задержание объясняется другими мотивами: нарушение правил дорожного движения, непорядок с документами, алкогольное опьянение и т.п. В этих случаях команда: "Стой! Руки вверх!" не подается.

В других случаях, напротив, подчеркивается характер совершенного правонарушения, изымаются вещественные доказательства. Таким образом, происходит закрепление доказательств с первых минут задержания, что должно психологически сломить задержанного и не дать ему возможности в последствии уйти от ответственности. Приняв решение, сотрудники объявляют правонарушителю о задержании и доставлении его в орган внутренних дел.

Подготовка и использование заслона. Для принудительной остановки транспортного средства, в отношении которых ненасильственные методы воздействия не дают результатов, наряд ДПС по согласованию с дежурным, а в неотложных случаях самостоятельно может применить специальные средства типа "Еж-Диана"[2]. Также, как и при применении оружия, использованию специальных средств должно предшествовать предварительное предупреждение правонарушителей и предоставление им времени, необходимого для выполнения требований сотрудников полиции. Исключение составляют случаи, когда промедление реализации данной меры создает непосредственную опасность жизни, здоровью граждан и личному составу ОВД.

Предупреждение выполняется путем подачи приближающемуся транспортному средству сигнала остановки жезлом, жестами, с помощью СГУ или мегафона на расстоянии, достаточном для выполнения торможения у места размещения специального устройства, а также путем выставления переносных дорожно-сигнальныхзнаков, ограждений и переносных светофоров.

Для того чтобы подлежащее задержанию транспортное средство не могло скрыться, развернувшись в зоне размещения заслона, на расстоянии 150-200 м в направлении его возможного появления подготавливается второй заслон, наряд которого, получив команду по радио, может быстро установить второе специальное устройство, а также предупредить въезд в зону заслона постороннего транспорта и вход граждан.

Средства предупредительной остановки нельзя применять в отношении:

– транспортного средства общего пользования (автомобилей, предназначенных для перевозки людей – при наличии в них пассажиров);

– автотранспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским представительствам;

– мотоциклов и мотороллеров;

– мотоколясок.

Заслон должен размещаться по возможности за пределами населенных пунктов на участках дорог с минимальной интенсивностью движения при наличии условий для укрытия от обстрела наряда ДПС и группы захвата[3], которая немедленно вызывается при задержании вооруженных преступников.

Выбранное для обустройства заслона место следует по возможности тщательно осмотреть, чтобы исключить:

а) прорывы (объезд) заслона;

б) излишние затраты сил на оцепление участков, где невозможен проезд или беспрепятственный побег водителя и пассажиров;

в) нахождение в зоне размещения заслона посторонних лиц.

Действующие правила запрещают использование специальных средств на участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, мостах, эстакадах, путепроводах и туннелях, а также обязывают сотрудников ОВД предпринимать меры по оказанию доврачебной и медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате их применения.

При отсутствии штатных средств принудительной остановки транспортного средства для этой цели могут использоваться крупнотоннажные автомобили (кроме перевозящих опасные грузы и автобусов). Ими перегораживается проезжая часть и обочины либо вся полоса отвода дороги, если существует вероятность проезда по ней. Когда для полного перегораживания полосы отвода не остается времени, а дальнейшее передвижение транспортного средства представляет большую опасность или позволяет ему скрыться, можно применить прием одновременного выезда двух тяжелых автомобилей на проезжую часть дороги за 150-200 м. от транспортного средства, подлежащего остановке.

Аналогичным приемом преграждается путь в случае экстренного разворота данного транспортного средства для движения в обратном направлении.

Неплохой эффект дает перегораживание проезжей части подручными предметами, физические свойства которых трудно определить при осмотре с небольшого расстояния (деревянные щиты, доски, металлические конструкции, обрезки стволов деревьев, несыпучие инертные и малоценные грузы из проходящих по дороге транспортного средства, веревки серого и черного цвета).

Применение специальных средств типа "Еж-Диана" и других устройств для принудительной остановки влечет потерю управления останавливаемого транспортного средства и не исключает его съезда с проезжей части с последующим опрокидыванием.

В настоящее время органы внутренних дел могут приобретать импортные средства, лишенные этого недостатка. В частности, в ряде европейских стран успешно применяется специальная сеть, которая укладывается поперек дороги и крепится на двух легковых автомобилях или на других массивных предметах (деревьях, столбах). В нужный момент она за 20-30 секунд натягивается и поднимается в вертикальное положение непосредственно перед автомобилем, движущимся со скоростью до 150 км/час. Эксперименты показывают, что попавшие в сеть транспортного средства весом до 2-х тонн при скорости в 100 км/час проходят до полной остановки не более 25 метров, повреждая лишь детали облицовки, указатели поворотов и фары. При этом автомобили, за которые крепилась сеть, сдвигаются не более чем на 50 см, не получая никаких повреждений. После замены упругих элементов сеть может использоваться повторно.

Преследование транспортных средств. Когда остановить и задержать разыскиваемое транспортное средство не удается, но есть достоверные сведения о том, что в нем находятся лица, совершившие преступление либо создавшие угрозу жизни и здоровью граждан, наряд может начать преследование транспортного средства. Приняв данное решение, он должен немедленно сообщить об этом дежурному или другим экипажам ДПС, указав свои координаты, сведения о преследовании транспортного средства, скорость и предполагаемое направление преследования. Это необходимо для подготовки заслонов, вызова группы захвата, подключения к преследованию других автомобильных патрулей, а также в связи с возможностью выхода преследующего экипажа из зоны устойчивой радиосвязи.

Дежурный вправе запретить или перепоручить преследование, исходя из оценки сильных и слабых сторон конкретного наряда, сложившейся обстановки, степени опасности преступников и других обстоятельств.

К этому его обязывает следующее:

1) Преследование практически всегда оказывает неблагоприятное воздействие на психику преследуемого. Он начинает совершать рискованные маневры, разгоняется до недопустимо высоких скоростей, создает цепь аварийных ситуаций и т.п. Если нет данных о причастности скрывающегося транспортного средства к какому-либо преступлению и опасность грубых нарушений Правил дорожного движения с его стороны миновала, целесообразно прекратить преследование, ограничившись передачей установочных данных о нем (тип, марка, цвет, номерной знак, характерные приметы, время и место невыполнения требования об остановке) дежурному или ближайшим нарядам. После окончания службы по данному факту составляется рапорт и передается на рассмотрение командования строевого подразделения ДПС или начальника территориального отделения ГИБДД.

2) Преследование транспортного средства представляет собой сложнейшее действие сотрудников полиции. Для его выполнения требуются незаурядные профессиональные качества экипажа и высокая техническая готовность патрульного автомобиля. То, что в сотнях вариантов демонстрируется в кино и по телевидению, весьма далеко от практики. В действительности скоростное преследование в любых условиях сопровождается боковыми и фронтальными столкновениями, опрокидываниями, наездами на пешеходов и другими дорожно-транспортными происшествиями с высочайшими показателями степени тяжести последствий. Особенно опасны часто встречающиеся в фильмах "подсечки" движущихся транспортных средств, зажим их в "коробочку", т.е. принуждение остановиться блокированием у края проезжей части двумя-тремя автомобилями и другие приемы, приводящие к гибели и тяжким телесным повреждениям как преследуемых, так и преследующих.

3) В городах и на автомобильных дорогах, регулярно патрулируемых нарядами полиции, могут иметься альтернативные преследованию и более безопасные варианты задержания транспортного средства – развертывание заслонов, установка заграждений, применение специальных средств принудительной остановки или блокирование района нахождения скрывающегося транспортного средства силами всех служб полиции.

4) Тактическая хитрость, самообладание и быстрые действия экипажа автомобиля ДПС могут привести преследуемых в замешательство, парализовать их волю, побудить отказаться от попыток скрыться. Однако для успешного задержания преступников, вооруженных огнестрельным оружием, требуется создание трех-четырех кратного превосходства в силах и вооружении. Даже если наряду удается настичь и остановить преследуемое транспортное средство, нет никакой гарантии обезвреживания преступников, если в патрульном автомобиле находятся 1-2 инспектора и нет возможности быстро доставить к ним подкрепление или специализированную группу захвата.

Когда нет возможности получить разрешение дежурного на преследование или случаях, когда данная мера является единственным средством пресечь угрозу жизни и здоровью граждан, старший наряда может самостоятельно принять решение о ведении преследования, если кто-либо из членов экипажа:

– имеет устойчивые навыки управления автомобилем в сложных дорожных условиях, экстремальных ситуациях и на скоростях, близких к максимальным для преследуемого типа транспортного средства;

– уверен в полной технической готовности патрульного автомобиля (включая исправность СГУ, наличие огнетушителя, аптечки) и соответствии его динамических характеристик преследуемому транспортному средству;

– хорошо знает особенности улично-дорожной сети в районе преследования (включая второстепенные дороги, объезды, проходные дворы, броды);

– не находится в утомленном или болезненном состоянии.

Если в условиях обычного дорожного движения отсутствие указанных качеств в значительной мере можно компенсировать за счет концентрации внимания, предельной осторожности, отказа от рискованных маневров и превышения установленной скорости движения, то при преследовании это невозможно.

Например, чтобы на участке длиной 2 км догнать автомобиль, следующий по свободному от встречного транспорта прямому горизонтальному участку шоссе со скоростью 120 км/час, патрульный автомобиль, стартующий за ним, должен развить скорость не менее 150 км/час.

Исследования показывают, что типичными недостатками при выполнении преследования являются:

– неумение вести скоростное маневрирование, в том числе незнание приемов быстрого вращения рулевого колеса,

– неправильный выбор траектории движения,

– неумение выполнять экстренное торможение, разгон,

– ввод автомобиля в занос и вывод из заноса.

В связи с этим каждый инспектор должен:

– осознавать, что в ходе преследования он неизбежно создает своими действиями множество опасных ситуаций, которые вводят в стрессовое состояние не только преследуемого, но и десятки водителей и пешеходов;

– уметь подавлять в себе азарт преследования;

– своевременно прерывать преследование при возникновении малейших сомнений в своих силах и надежности патрульного транспортного средства.

В последнем случае целесообразно выключить световую и звуковую сигнализацию, имитировать отставание, некоторое время продолжать движение под прикрытием попутно движущихся транспортных средств или снизить скорость до выхода из пределов видимости преследуемого, а затем, увеличивая скорость, ограничиться наблюдением и передачей информации дежурному или соседним нарядам полиции.

Приняв решение о преследовании, наряд ДПС должен:

– довести состав экипажа патрульного автомобиля до 2-3 человек;

– включить радиостанцию, световую и звуковую сигнализацию;

– пристегнуть ремни безопасности;

– начать преследование и доложить об этом дежурному или ближайшим нарядам полиции;

– не упускать преследуемое транспортное средство из поля зрения;

– учитывать возможности преследуемого транспортного средства, изменить направление движения и скорость;

– при приближении к преследуемому транспортному средству непрерывно призывать водителя остановиться, используя СГУ и жезл, включая и выключая фары, а также предупреждать участников дорожного движения о том, что ведется преследование;

– фиксировать места, в которых из преследуемого транспортного средства выбрасывались какие-либо предметы;

– поддерживать связь с дежурным или соседними нарядами, передать по радио свои координаты и скорость движения;

– следить за поведением пассажиров в преследуемом транспортном средстве;

– пользоваться приоритетом в движении по перекресткам, железнодорожным переездам, в зоне ограниченной видимости и в других опасных условиях только убедившись в том, что водители других транспортных средств увидели патрульный автомобиль, поняли направление его движения и приняли меры предосторожности[4];

– избегать преследования по полосам встречного движения при наличии на ней транспорта[5].

Приближаясь к преследуемому транспортному средству, экипажу патрульного автомобиля следует:

– не допуская "подсечки", соблюдать меры предосторожности и продолжить подавать сигнал остановки с помощью СГУ, жезла и включением фар;

– убедиться, что внешние признаки преследуемого транспортного средства соответствуют указанным в ориентировке;

– решительно продолжать преследование транспортного средства, внешние признаки которого не во всем совпадают с ориентировкой, но вызывают какие-либо подозрения, так как преступники нередко изменяют или намеренно загрязняют номерные знаки транспортного средства, навешивают или демонтируют имевшиеся на нихбагажники, устанавливают другие детали облицовки, перекрашивают кузов и т.п.;

– догнав преследуемое транспортное средство двигаться заним и останавливать его так, чтобы бампер патрульного автомобиля находился на линии задних сидений преследуемого с интервалом, достаточным для свободного открывания правой двери и выхода инспектора;

– в процессе сближения попытаться установить число, примерный возраст, состояние, порядок размещения пассажиров преследуемого транспортного средства, наличие у них оружия, чтобы своевременно реагировать на предпринимаемые ими действия (замену водителя, выбрасывание каких-либо предметов, подготовку к стрельбе и т.п.);

– стремиться "поджать" преследуемое транспортное средство в месте предполагаемой остановки к стене, какому-либо ограждению, стоящему без водителя грузовому автомобилю, автомобильному прицепу для блокировки его правых дверей;

– производить остановку транспортного средства в малолюдных местах с низкой интенсивностью дорожного движения;

– не отключать проблесковые маяки на месте задержания, так как они оказываютслепящее воздействие на задерживаемых и предупреждают водителей проезжающих мимо транспортных средств о необходимости снижения скорости;

– прекратить преследование, если водитель преследуемого транспортного средства не реагирует на сигнал остановки и совершает грубейшие нарушения ПДД (движется с выключенными фарами и габаритными огнями в ночное время, на высокой скорости проходит жилые зоны и перекрестки, не соблюдая сигналов светофора, допускает выезд на тротуары, либо имитировать прекращение преследования, снизитьскорость и выключить СГУ;

– при наличии в данном районе нарядов на автомобилях обычного исполнения, подключить их к ведению наблюдения за передвижением преступников[6];

– при отсутствии у наряда ДПС бронежилетов, автоматического оружия и перевеса сил прекратить преследование, если преследуемые открывают огонь по патрульному автомобилю;

– в случае участия в преследовании нескольких патрульных автомобилей и отсутствии у преследуемых автоматического оружия попытаться оттеснить скрывающиеся транспортные средства в тупики, на пустыри, второстепенные дороги и места размещения заслонов, а также предпринять объезд преследуемых по другой стороне с целью выхода на пути их движения и принятия мер к остановке транспортного средства с использованием специальных средств или перекрытием дороги тяжелыми автомобилями;

– когда преследуемые покидают автомобиль и пытаютс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.076 с.)