Глава 4 клиническая психология телесности: принципы культурно-исторического анализа предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4 клиническая психология телесности: принципы культурно-исторического анализа предмета



Последнее время психосоматику стали относить только к патологии, а психология телесности включает в себя и психосоматику нормы (например как человек активизируется, принимая сложные решения)

 

«Нужна не физиологическая психология (Wundt), а психологическая физиология (Выготский).

 

Отличие формулируемой здесь точки зрения от психоанализа состоит в том, что акцент должен быть сделан на позитивно-преобразующей (не только для социума, но и для самого тела) функции механизмов и феноменов, возникающих в процессе нормального психического онтогенеза.

 

В фнализе феномен и симптом тождественны, а тут феномен в норме отличается от симптома в патологии.

 

Содержанием развития в онтогенезе является освоение знаковосимволических форм регуляции, трансформирующей природнозаданные потребности (пить, есть и др.), телесные функции (дыхание, реакция боли) или создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ поли, самочувствие).

 

На втором этапе развития главным медиатором телесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразие смысловых характеристик в контексте целостного «образа мира».

 

Важнейшая диада МАТЬ-ДИТЯ.

 

Третий этап характеризуется интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербального и иного символического обозначения телесных событий. Не «я есть тело», а у «меня есть тело». На этом этапе ребенок усваивает смыслы симптомов у взрослых. Потом это может акутализироваться в виде фобичекого реагирования на боль в области сердца.

 

На новом этапе происходит разделение телесного и духовного. Внутренний диалог порождает жизненные смыслы, а их недостаток рефлексивных средств приводит к алекситимии.

 

Психосоматические феномены нужно искать не там, где социум табуирует функции «натурального тела», а там где происходят совместные эмоции.

 

Внутренняя картина болезни (ВКБ) у детей имеет принципиально иную структуру, чем у взрослых. У младших детей телесное самочувствие не является основой ВКБ. У них ЭХОСАМООЦЕНКА зависит от мнения взрослых.

 

Можно выделить и несколько вариантов отклонения в психосоматическом развитии.

 

- Отставание в социализации телесных функций, обусловленное задержкой процесса психологического опосредствования. Самый наглядный пример — отставание в формировании навыков опрятности и произвольного регулирования движений, культурных форм удовлетворения потребностей.

- Регресс в психосоматическом развитии, который может быть кратковременным, как реакция на трудности развития (например, при плохом самочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не может самостоятельно засыпать, есть и т.д.) ак и более крутым типа конверсии.

- Подобно искаженному психическому развитию ребенка, этот вид психосоматического дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительских отношений, системы воспитания.

 

Важно учитывать сам професс вплетения психологического в физиологию, так же учитывать личностные медиаторы.

 

Замыкается круг, симптомы влияют на социум, а эта ситуация влияет на симптомы.

 

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ:

- Выделяем психологическое звено

-Объект синдромного анализа должен быть описан как обладающий определенными признаками пластичности — трансформации и развития механизмов его регуляции. Тело рассматривается как иерархически организованная квазисистема.

 

Разное содержание психологических факторов симптомогенеза в зависимости от возраста и достигнутого уровня опосредствования телесности означает нетождественность психологического синдрома клинической картине телесного расстройства. Одному клинически определенному расстройству могут соответствовать несколько психологических синдромов (примером разного психологического наполнения при единстве клинических определений может служить все то же конверсионное расстройство). Один и тот же клинический симптомо- комплекс в разных синдромально-психологических контекстах приобретает психологическую многозначность, поскольку разные культурные, знаковосимволические механизмы участвуют в его становлении.

 

Кпроче все зависит от уровня. Один и тот же симптом может иметь разные значения и разные причины, в зависимости от того до какого уровня развития регрессирует.

 

Этапы и задачи синдромного прикладного анализа:

-Определение «удельного веса» психологических факторов во всех видах симптомов и состояний

-Определение роли симптома. 4 возможные роли «психологического»: роль «почвы» и предиспози- ции; провокации и актуалгенеза; фактора динамики симптома (хронификации, утяжеления, качественной трансформации, облегчения); протективная роль.

- Определение «топики» психологического фактора

- Определение содержания психологических факторов симптомогенеза

- Квалификация механизмов симптомогенеза в контексте целостного индивидуального развития, что возможно только при анализе жизненного пути

 

Часть 3 Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.007 с.)