Глава 1. Теоретические аспекты социально трудовых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты социально трудовых отношений.



Глава 1. Теоретические аспекты социально трудовых отношений.

Сущность социально трудовых отношений.

 

 

Социально-трудовые отношения существенным образом предопределяют положение человека в мире труда, его образ жизни, окружение, климат в трудовом коллективе, в целом эффективность трудовой социализации человека.

Введение термина «социально - трудовые отношения» в научный оборот произошло сравнительно недавно. Это связано:

1) с развитием научных и прикладных исследований о роли людей в развитии экономики;

2) решение важнейших задач социально-экономической реформы в России стало возможно на основе сотрудничества всех сил общества в проведении политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании системы защиты интересов всех участников социально-трудовых отношений;

3) становление социально-ориентированной рыночной экономики в стране и ее вхождение в мировую экономику предполагает оформление социально-трудовых отношений в стране и выработку механизма их эффективного регулирования.

 

Социально-трудовые отношения существовали и в дореформенной России. Они включали в себя взаимоотношения различных профессиональных, квалификационных и функциональных групп работников и отражались в нормативных положениях, например, в КзоТе.

В переходный к рыночной экономике период идут изменения и в системе социально-трудовых отношений. Происходит формирование слоя работодателей и наемных работников в полном смысле этого слова, более активными становятся профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права работающих или работодателей. При этом государство сокращает бюджетное финансирование вопросов из области социально-трудовых отношений, перекладывая их решение на местные органы, предприятия и организации, самих людей. Отмеченные тенденции ведут к росту роли профсоюзов в защите интересов работников.

Таким образом, отечественная теория развития сущности социально-трудовых отношений находится в настоящее время в стадии формирования. Однако понятийный аппарат в этой области во многом уже сформировался.

 

Под социально-трудовыми отношениями понимается объективно существующие взаимосвязи и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Сущность социально-трудовых отношений имеет две формы существования. Фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровне. И вторая форма - социально-трудовые правоотношения, отражающие фактические социально-трудовые отношения с учетом действующих законодательных актов.

В системе социально-трудовых отношений выделяются субъекты и уровни управления социально-трудовыми отношениями, предмет социально-трудовых отношений, принципы формирования социально-трудовых отношений.

Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними. Предметом социально-трудовых отношений на индивидуальном уровне выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых определяется целями и задачами в данный период жизни.

Содержание и субъекты социально-трудовых отношений.

Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни [40, с. 58]. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, правовые и психологические аспекты взаимосвязей людей и их социальных групп в трудовых процессах. Поэтому социально-трудовые отношения всегда субъективированы и отражают сочетания интересов субъектов этих отношений.
Система социально-трудовых отношений (СТО) имеет сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы: субъекты СТО, уровни и предметы СТО, принципы и типы СТО.
Основными субъектами СТО являются следующие.
1. Наемный работник (группа работников) — это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет СТО между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества, как возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в СТО.
В качестве наемного работника как субъекта СТО могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др.
Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это профсоюзы, массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.
2. Работодатель (согласно международной классификации статуса в занятости) — это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских СТО работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства.
3. Государство как субъект СТО, выполняющее функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства.
Выделяют три уровня СТО:
• индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;
• групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;
• смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.
Отношения субъектов СТО регулируются законодательными и нормативными актами. Основополагающими из них являются: Конституция Российской Федерации, ТК РФ, Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации* и др. Кроме того, выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. В рамках предприятия локальными нормативными актами, регулирующими СТО, являются коллективный договор, трудовой договор (контракт), другие внутренние нормативные акты.
Предметом СТО выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и др. Предметом коллективных СТО является кадровая политика. Все их многообразие обычно сводится к трем группам:
• СТО занятости;
• СТО, связанные с организацией и эффективностью труда;
• СТО, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
Основными принципами организации и регулирования СТО являются:
• законодательное обеспечение прав субъектов;
• солидарность;
• партнерство;
• принцип “господство-подчинение”.
Выделяются следующие типы СТО, характеризующие социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности.
1. Патернализм — характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов СТО, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией.
2. Социальное партнерство — характеризуется защитой интересов субъектов СТО и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
3. Конкуренция — представляет собой соперничество субъектов СТО за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере.
4. Солидарность — определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе СТО и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере.
5. Субсидиарность — выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.
6. Дискриминация — произвольное, незаконное ограничение прав субъектов СТО, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
7. Конфликт — крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в СТО, проявляющихся в форме трудовых споров и забастовок.
Рассмотренные типы СТО в чистом виде не существуют, а выступают в форме моделей, имеющих качественное разнообразие типов СТО. Это связано с влияние множества факторов: социальной политикой в государстве, глобализацией экономики, развитием общественного труда и производства.

Заключение

Реформирование трудовых отношений на предприятии должно с одной стороны, создать эффективный, высокомобильный рынок труда, способный обеспечить структурную перестройку экономики и последующий переход к экономическому росту. С другой стороны, оно должно быть направлено на повышение уровня регистрируемой занятости, нормализацию производственных и социальных условий труда и обеспечение роста заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

В данной работе исследовалась деятельность торгового предприятия ООО «КАРИ» расположенного по адресу гВладикавказ,Респ. Северная Осетия-Алания,362008, ул. Генерала Плиева, 17.

По проведенному анализу состояния социально-трудовых отношений предприятия ООО «КАРИ» были выявлены отрицательные моменты не способствующие эффективности деятельности предприятия в 2015 году:

1) не реализованы следующие социальные составляющие: оплата проезда работников до места работы, оплата путевок в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения работниками предприятия и их детям, дополнительные отпуска определенным категориям работников, оплата обучения, дополнительного образования сотрудников;

2) продавец-кассир работает на должности без соответствующего образования;

3) не организована комната отдыха;

4) не произведена замена окон в торговом зале, а по анализу рабочего времени торгово-оперативного персонала произошло снижение количества отработанных дней на 5 дней, так как произошло увеличение количества времени, не использованного по уважительным причинам - по болезни, так как двери при входе в торговый зал расположены напротив окон, что приводит к образованию сквозняков и тем самым проводит к увеличению числа простудных заболеваний;

5) возникновение конфликтных ситуаций;

6) произошло снижение личных продаж продавцов-кассиров, снижение личных продаж связано с тем, что в настоящее время все большее распространение приобретает форма расчета за покупки по безналичному расчету - по банковской карточке;

7) рентабельность персонала снизилась на 88,05 тыс. руб.;

8) существующая система оплаты является неэффективной и не мотивирует работников на успешную и результативную деятельность;

9) отсутствие выплат за стаж работы;

10) 63% опрошенных высказали свое недовольство существующей системой оплаты труда ООО «КАРИ» - это категория работников торгово-оперативного персонала;

11) 63% опрошенных высказали свое недовольство существующей оценкой результатов труда, т.е. выставлением баллов для начисления премии в ООО «КАРИ» - это так же категория работников торгово-оперативного персонала;

12) 95% работников хотели бы изменить подход к оплате труда, т.е. пересмотреть положение о премировании и сделать данную систему прозрачной, что впоследствии должно привести к повышению эффективности деятельности работников предприятия;

В связи с этим были разработаны и рассчитаны следующие мероприятия, направленные на совершенствование и регулирование социально-трудовых отношений на предприятии ООО «КАРИ»:

1) Установка новых окон в торговом зале,

2) Покупка и установка терминала для расчета за покупки по безналичному расчету - по банковской карточке,

3) Обучение продавца-кассира.

Предложенные к внедрению мероприятия позволят получить годовой экономический эффект в размере 668,65 тыс. руб. увеличивать производительность труда, эффективно использовать рабочее время и тем самым увеличивать прибыль предприятия ООО «КАРИ».

Библиографический список

1. Трудовой кодекс РФ. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.

2. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учебник / Э.А. Афитов. Мн.: Высшая школа, 2010. - 284 с.

3. Александрова, А.Б. Заработная плата на современном предприятии / А.Б. Александрова. М.: Книжный мир, 2010. - 452 с.

4. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В.В. Адамчук. М.: ИНФРА-М, 2010. - 456 с.

5. Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: учебник / Ю.Н. Арсентьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с.

6. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / М.С. Абрютина. М.: Дело и Сервис, 2008. - 560 с.

7. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2007. - 350 с.

8. Бавыкин, В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов: учебное пособие / В. Бавыкин. - М.: Экономика, 2009. - 352 с.

9. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебное пособие / М.И. Баканов. М.: Экономика, 2009. - 433 с.

10. Бланк, И.А. Торговый менеджмент: учебное пособие / И.А. Бланк. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 447 с.

11. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием: учебное пособие / И.А. Бланк. М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем. Изд-во ЭКМОС, 2008. - 361 с.

12. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с.

13. Вейл, П. Искусство менеджмента: учебник / П. Вейл. - М.: Новости, 2009. - 394 с.

14. Волков, В.П. Экономика предприятий: учебник / В.П. Волков, А.И. Ильин. - М.: Знание, 2009. - 672 с.

15. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения: учебное пособие / Н.А. Волгин. М.: Экзамен, 2006. - 450 с.

16. Вайсбурд, В.А. Экономика труда: учебное пособие / В.А. Вайсбурд. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. универс., 2007. 264 с.

17. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 655 с.

18. Герчикова, В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий: учебное пособие / В.П. Герчикова. М.: Наука, 2008. - 425 с.

19. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. СПб: УЭП, 2010. - 520 с.

20. Горфикель, В.Я. Экономика организаций (предприятий): учебник / В.А. Швандер, В.Я. Горфинкель. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 608 с.

21. Гордиенко, К.Ф. Управление персоналом: учебник / К.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 352 с.

22. Гелета, И.В. Экономика организации: учебник / И.В. Гелета, Е.С. Калинская. М.: ИНФРА-М, 2010. - 450 с.

23. Егоров, Ю.Н., Планирование на предприятии: учебник / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута. М.: ИНФРА-М, 2001. - 176 с.

24. Зайцев, Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент: учебное пособие / Г.Г. Зайцев, С.И. Файбушевич. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2010. - 541 с.

25. Золотогоров, В.Г. Организация производства и управление предприятием: учебное пособие / В.Г. Золотогоров. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 448 с.

26. Ивановская, Л.В. Анализ и проектирование кадрового обеспечения системы управления: учебное пособие / Л.В. Ивановская. М: ГАУ, 2008. - 418 с.

27. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебное пособие. - 2-е изд. изм. доп. / В.И. Кнорринг. - М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - 586 с.

28. Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ГАУ, 2009. - 622 с.

29. Кейлер, В.А. Экономика предприятия: курс лекций / В.А. Кейлер. М. Новосибирск: ИНФРА-М НГАЭиУ, 2010. 150 с.

30. Колбачев, Е.Б. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях: учебное пособие / Е.Б. Колбачев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 480 с.

31. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. доп. / Л.И. Кравченко. - Мн.: Высш. шк., 2010. - 600 с.

32. Любушкин, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / И.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 560 с.

33. Лукашевич, Н.П. Социология труда: учебное пособие / Н.П. Лукашевич. М.: К-МАУП, 2009. 320 с.

34. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск: 2010. - 592 с.

35. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 272 с.

36. Прыкин, Б.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Б.В. Прыткин. - М.: Юнити-ДАНА, 2009. - 550 с.

37. Потуданская, В.Ф. Экономика труда: учеб. пособие / В.Ф. Потуданская, И.В. Цыганкова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 82 с.

38. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2011. - 420 с.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты социально трудовых отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.033 с.)