Факторы повышения эффективности производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы повышения эффективности производства



Уровень экономической эффективности в промыш­ленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов технического, организационного, экономи­ческого и социального характера.

В целях определения влияния различных факторов на повышение эффективности производства их можно классифицировать по трем признакам:

. источникам повышения эффективности, основ­ными из которых является: снижение трудо-, матери­ало-, фоно- и капиталоемкости производства про­дукции, рациональное использование природных ре­сурсов, экономия времени и повышение качества про­дукции;

. основным направлениям развития и совершенство­вания производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико­-экономического уровня производства; совершенствова­ние структуры производства, внедрение организацион­ных систем управления; совершенствование форм и ме­тодов организации производства, планирования, моти­вации, трудовой деятельности и др.;

. уровню реализации в системе управления произ­водством, в зависимости от которого факторы подразде­ляются на:

. внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продук­ции; механизация и автоматизация; внедрение прогрес­сивной технологии и новейшего оборудования; улучше­ние использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

. внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государ­ственная экономическая и социальная политика, фор­мирование рыночных отношений и рыночной инфра­структуры и другие факторы.

 

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание инновации и инновационной деятельности

Для описания инновационных процессов на различ­ных уровнях управления (предприятия, отрасли, стра­ны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности, следует различать понятия «новшество», «нововведе­ние», «инновация».

Новшество - определяется как продукт интеллек­туального труда, который в представленном виде в дан­ном качестве еще не встречался.,

Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики.

Инновацuя (инновационный продукт) - новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики.

Под инновациями предприятия понимаются нов­шества и Т.П., впервые внедряемые в производство.

Например, это новая продукция, технологии, новая организация или новый способ организации производ­ства

создание рынка для нового продукта и Т.д.

В основе возникновения инноваций лежит научно­-технический прогресс, который возглавляет количест­венные изменения в базисе производства. Это позволяет выделить следующие признаки инноваций, которые от­личают их от несущественных количественных преоб­разований.

Первый nрзнак инноваций: происходит качествен­ный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны).

Второй nрuзнак инноваций: имеет место множест­венность достигаемых эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический). Эконо­мический эффект достигает значимых результатов (это признак критерия эффективности).

Инновации выступают средством решения произ­водственно-хозяйственных задач предприятия. Следу­ет отметить, что экономическое развитие не всегда осу­ществляется посредством инноваций: так, постепенное увеличение объема выпуска одной и той же продукции либо отдельных показателей производственной де­ятельности не связывают с результатами инновацион­ной деятельности. Инновации обусловливают значи­мые процессы переход а хозяйственной системы из од­ного состояния в другое, в течение которых осущест­вляются инициируемые предприятием и контролируемые им изменения.

 

 

С точки зрения цикличности развития инноваций наиболее значимой и применяемой в практике является классификация по uнновацонному nоmенцuалу.

С этих позиций крупнейшие инновации определяют­ся как базисные. Они реализуют крупнейшие изобрете­ния и становятся основой революционных переворотов в технике, а также формируют новые направления и от­расли в сфере производства.

Крупные инновации возникают на базе имеющихся изобретений. Они формируют новые поколения техни­ки в рамках имеющегося направления развития произ­водства.

Крупные инновации реализуются быстрее и с мень­шими затратами, чем крупнейшие, однако и эффект меньше.

Средние - служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники.

Они расширяют сферу применения существующего поколения техники.

Мелкие - проявляются в улучшении отдельных про­изводственных и потребительских характеристик вы­пускаемой продукции. Они дают незначительный эко­номический эффект, но вместе с тем способствуют по­вышению эффективности производства.

Инновации имеют особенность: распространяются циклически и скачкообразно.

Инвестируя средства в инновации, предприятие не сразу получает ожидаемый экономический результат. Это обусловлено последовательным характером разви­тия инновационного процесса, в котором выделяются следующие этапы:

. зарождение инновации;

. скачкообразный рост;

. достижение предела в достижении результата;

. когда наблюдается рост затрат и падение результата.

Зная особенности развития инновации и определяя

этап, на котором находится конкретная инновация, предприятие может управлять инновацией. Пример: когда инновация находится в конце периода скачкооб­разного роста, предприятие должно планировать пере­ход к новой инновации, особенно если речь идет о про­изводимой продукции.

Распространение инноваций носит сложный харак­тер в силу следующих причин:

. в случае применения инноваций весьма сложно оп­ределять соотношение между результатом и затратами;

. существует временной разрыв между временем осуществления затрат и периодом получения резуль­тата;

. место получения затрат, как правило, не совпадает с местом получения результата.

Для того чтобы осуществить инновацию, необходимо затратить средства и организовать процесс внедрения производства.

Под инновационной деятельностью предприятия по­нимают комплекс разрабатываемых и реализуемых ме­роприятий, которые направлены на внедрение нов­шеств в производство с целью достижения, поддержа­ния и повышения конкурентоспособности продукции объектом инновационной деятельности выступает ин­новационный продукт, а предметом – инновационные процессы.

Цели инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления определяются инновационным потенциалом как отдельных предприятий, так и отрас­лей экономики региона и страны.

В общем смысле под н аучно-техническим потенци­алом понимается накопленный обществом уровень зна­ний, который в сочетании с организационно-матери­альными и инфраструктурными условиями становится востребованным экономической системой в целях науч­но-технического и социального прогресса. В свою оче­редь, научно-технический потенциал предприятия объ­единяет различные виды ресурсов, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная деятельность предприятия органи­зуется в рамках разрабатываемой инновационной поли­тики, которая призвана регулировать инновационные процессы и предусматривает:

. формирование программы и выбор инструментов управления инновационной деятельностью предпри­ятия;,

. разработку оценочных систем определения эффек­тивности инновационной деятельности.

Существует зависимость между скоростью осущест­вления инновационных процессов на предприятии и его конкурентоспособностью: чем быстрее протекает развитие инновационных процессов, тем детальнее должна быть организована инновационная деятель­ность, иначе предприятие не обеспечивает требуемый в условиях рынка уровень эффективности функциониро­вания и теряет конкурентное преимущество. На разви­тие инновационных процессов влияют различные груп­пы факторов. '

Конкурентоспособность предприятия определяется по отношению к конкретному рынку или к конкретной группе потребителей. Приобрести конкурентные пре­имущества в условиях рыночной среды предприятие может путем внедрения инноваций в производство.

Организуя инновационную деятельность, предпри­ятие сталкивается с проблемами:

. получения инноваций;

. финансирования инноваций;

. оценки эффективности инноваций в рамках конк­ретного производства;

. реализуемости инноваций (коммерческой ценности). Результатом инновационной деятельности предпри­ятия является конкурентоспособность продукции и предприятия.

Конкурентоспособность предприятий отражает реальную и потенциальную способность предприятий проектировать, изготовлять, реализовывать продук­цию, которая по ценовым и неценовым характеристи­кам в комплексе более привлекательна для потребите­лей, чем продукция их конкурентов. Определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия ока­зывают конкурентоспособность продукции и внедряе­мые на предприятии инновации.

Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять потребности покупателей на более высоком уровне по сравнению с продукцией кон­курентов; это способность продукции выдерживать конкуренцию, Т.е. быть выгодно реализованной наряду или вместо другой продукции.

В качестве характеристик конкурентоспособности продукции выступают:

1. Качество продукции - совокупность свойств и ха­рактеристик продукции, которые придают им способ­ность удовлетворять обусловленные или предполагае­мые потребности. Причем в определении качества про­дукции различают два подхода: технический и эконо­мический.

Технический подход рассматривает качество как со­вокупность свойств продукции. Экономический - рас­сматривает совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

Конкурентоспособность продукции рассматривают применительно к определенным рынкам. Например, к территориальному рынку, национальному и мировому.

Наиболее высоким уровнем является конкуренто­способность продукции на мировом рынке. Таковой считается продукция, которая обладает потребитель­скими свойствами, соответствующими мировому уров­ню или превосходящая мировой уровень и пользующа­яся в результате этого повышенным спросом.

2. Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги. С точки зрения потребителя наиболее при­емлемым для потребителя является приобретение про­дукции более высокого качества с наиболее низкой це­ной. Но, как правило, более высокое качество требует и более высоких затрат для своего достижения.

3. Сервисные характеристики - условия оплаты, условия поставки, возможности постреализационного обслуживания и предоставление гарантий.

Экономической политикой государства поощряются разработка и реализация таких инновационных проек­тов, которые:

. способствуют расширению предложения наукоемкого продукта с учетом требований международного разделения труда, который бы обеспечивал потребность внутреннего рынка инноваций;

. направлены на экономию ресурсов, особенно энер­гетических и сырьевых;

. экспортоориентированные и стратегически перспективные с точки зрения приоритетов экономического развития.

Результаты инновационной деятельности в рамках национального хозяйства чаще всего связывают с той или иной формой инновационного продукта - инноваци­ей. Экономическое содержание инновационного продук­та определяют, прежде всего, отношения собственности, поскольку инновационный продукт реализуется по­средством рынка инноваций, который, в свою очередь, не существует в отрыве от рынков материальных ресур­сов, труда, капиталов и т.д. Инновационный продукт возникает также в результате инвестиций в развитие ин­теллектуального ресурса (человека). Труд по созданию инновационного продукта имеет множество направле­ний - от исследовательских работ до непосредственного производства. Благодаря экономическому содержанию собственность на инновационный продукт является важ­нейшим материальным фактором развития экономики: она приобретает количественную оценку, зависящую от условий, при которых объекты инновационной деятель­ности включаются в хозяйственный оборот. Диффузия(взаимопроникновение) инноваций совершенствует тех­нико-техническую базу национальной экономики, рас­ширяет возможности достижения ею социально-эконо­мических целей, обеспечивает повышение эффективнос­ти производства за счет лучшего, более полного исполь­зования хозяйственных ресурсов и сопровождается отраслевыми преобразованиями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.015 с.)