Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы повышения эффективности производства
Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов технического, организационного, экономического и социального характера. В целях определения влияния различных факторов на повышение эффективности производства их можно классифицировать по трем признакам: . источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фоно- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции; . основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.; . уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: . внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.; . внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содержание инновации и инновационной деятельности Для описания инновационных процессов на различных уровнях управления (предприятия, отрасли, страны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности, следует различать понятия «новшество», «нововведение», «инновация». Новшество - определяется как продукт интеллектуального труда, который в представленном виде в данном качестве еще не встречался., Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики.
Инновацuя (инновационный продукт) - новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики. Под инновациями предприятия понимаются новшества и Т.П., впервые внедряемые в производство. Например, это новая продукция, технологии, новая организация или новый способ организации производства создание рынка для нового продукта и Т.д. В основе возникновения инноваций лежит научно-технический прогресс, который возглавляет количественные изменения в базисе производства. Это позволяет выделить следующие признаки инноваций, которые отличают их от несущественных количественных преобразований. Первый nрзнак инноваций: происходит качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны). Второй nрuзнак инноваций: имеет место множественность достигаемых эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический). Экономический эффект достигает значимых результатов (это признак критерия эффективности). Инновации выступают средством решения производственно-хозяйственных задач предприятия. Следует отметить, что экономическое развитие не всегда осуществляется посредством инноваций: так, постепенное увеличение объема выпуска одной и той же продукции либо отдельных показателей производственной деятельности не связывают с результатами инновационной деятельности. Инновации обусловливают значимые процессы переход а хозяйственной системы из одного состояния в другое, в течение которых осуществляются инициируемые предприятием и контролируемые им изменения.
С точки зрения цикличности развития инноваций наиболее значимой и применяемой в практике является классификация по uнновацонному nоmенцuалу. С этих позиций крупнейшие инновации определяются как базисные. Они реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, а также формируют новые направления и отрасли в сфере производства. Крупные инновации возникают на базе имеющихся изобретений. Они формируют новые поколения техники в рамках имеющегося направления развития производства.
Крупные инновации реализуются быстрее и с меньшими затратами, чем крупнейшие, однако и эффект меньше. Средние - служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники. Они расширяют сферу применения существующего поколения техники. Мелкие - проявляются в улучшении отдельных производственных и потребительских характеристик выпускаемой продукции. Они дают незначительный экономический эффект, но вместе с тем способствуют повышению эффективности производства. Инновации имеют особенность: распространяются циклически и скачкообразно. Инвестируя средства в инновации, предприятие не сразу получает ожидаемый экономический результат. Это обусловлено последовательным характером развития инновационного процесса, в котором выделяются следующие этапы: . зарождение инновации; . скачкообразный рост; . достижение предела в достижении результата; . когда наблюдается рост затрат и падение результата. Зная особенности развития инновации и определяя этап, на котором находится конкретная инновация, предприятие может управлять инновацией. Пример: когда инновация находится в конце периода скачкообразного роста, предприятие должно планировать переход к новой инновации, особенно если речь идет о производимой продукции. Распространение инноваций носит сложный характер в силу следующих причин: . в случае применения инноваций весьма сложно определять соотношение между результатом и затратами; . существует временной разрыв между временем осуществления затрат и периодом получения результата; . место получения затрат, как правило, не совпадает с местом получения результата. Для того чтобы осуществить инновацию, необходимо затратить средства и организовать процесс внедрения производства. Под инновационной деятельностью предприятия понимают комплекс разрабатываемых и реализуемых мероприятий, которые направлены на внедрение новшеств в производство с целью достижения, поддержания и повышения конкурентоспособности продукции объектом инновационной деятельности выступает инновационный продукт, а предметом – инновационные процессы. Цели инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления определяются инновационным потенциалом как отдельных предприятий, так и отраслей экономики региона и страны. В общем смысле под н аучно-техническим потенциалом понимается накопленный обществом уровень знаний, который в сочетании с организационно-материальными и инфраструктурными условиями становится востребованным экономической системой в целях научно-технического и социального прогресса. В свою очередь, научно-технический потенциал предприятия объединяет различные виды ресурсов, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность предприятия организуется в рамках разрабатываемой инновационной политики, которая призвана регулировать инновационные процессы и предусматривает: . формирование программы и выбор инструментов управления инновационной деятельностью предприятия;, . разработку оценочных систем определения эффективности инновационной деятельности. Существует зависимость между скоростью осуществления инновационных процессов на предприятии и его конкурентоспособностью: чем быстрее протекает развитие инновационных процессов, тем детальнее должна быть организована инновационная деятельность, иначе предприятие не обеспечивает требуемый в условиях рынка уровень эффективности функционирования и теряет конкурентное преимущество. На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов. '
Конкурентоспособность предприятия определяется по отношению к конкретному рынку или к конкретной группе потребителей. Приобрести конкурентные преимущества в условиях рыночной среды предприятие может путем внедрения инноваций в производство. Организуя инновационную деятельность, предприятие сталкивается с проблемами: . получения инноваций; . финансирования инноваций; . оценки эффективности инноваций в рамках конкретного производства; . реализуемости инноваций (коммерческой ценности). Результатом инновационной деятельности предприятия является конкурентоспособность продукции и предприятия. Конкурентоспособность предприятий отражает реальную и потенциальную способность предприятий проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов. Определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия оказывают конкурентоспособность продукции и внедряемые на предприятии инновации. Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять потребности покупателей на более высоком уровне по сравнению с продукцией конкурентов; это способность продукции выдерживать конкуренцию, Т.е. быть выгодно реализованной наряду или вместо другой продукции. В качестве характеристик конкурентоспособности продукции выступают: 1. Качество продукции - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Причем в определении качества продукции различают два подхода: технический и экономический. Технический подход рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический - рассматривает совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей. Конкурентоспособность продукции рассматривают применительно к определенным рынкам. Например, к территориальному рынку, национальному и мировому.
Наиболее высоким уровнем является конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Таковой считается продукция, которая обладает потребительскими свойствами, соответствующими мировому уровню или превосходящая мировой уровень и пользующаяся в результате этого повышенным спросом. 2. Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги. С точки зрения потребителя наиболее приемлемым для потребителя является приобретение продукции более высокого качества с наиболее низкой ценой. Но, как правило, более высокое качество требует и более высоких затрат для своего достижения. 3. Сервисные характеристики - условия оплаты, условия поставки, возможности постреализационного обслуживания и предоставление гарантий. Экономической политикой государства поощряются разработка и реализация таких инновационных проектов, которые: . способствуют расширению предложения наукоемкого продукта с учетом требований международного разделения труда, который бы обеспечивал потребность внутреннего рынка инноваций; . направлены на экономию ресурсов, особенно энергетических и сырьевых; . экспортоориентированные и стратегически перспективные с точки зрения приоритетов экономического развития. Результаты инновационной деятельности в рамках национального хозяйства чаще всего связывают с той или иной формой инновационного продукта - инновацией. Экономическое содержание инновационного продукта определяют, прежде всего, отношения собственности, поскольку инновационный продукт реализуется посредством рынка инноваций, который, в свою очередь, не существует в отрыве от рынков материальных ресурсов, труда, капиталов и т.д. Инновационный продукт возникает также в результате инвестиций в развитие интеллектуального ресурса (человека). Труд по созданию инновационного продукта имеет множество направлений - от исследовательских работ до непосредственного производства. Благодаря экономическому содержанию собственность на инновационный продукт является важнейшим материальным фактором развития экономики: она приобретает количественную оценку, зависящую от условий, при которых объекты инновационной деятельности включаются в хозяйственный оборот. Диффузия(взаимопроникновение) инноваций совершенствует технико-техническую базу национальной экономики, расширяет возможности достижения ею социально-экономических целей, обеспечивает повышение эффективности производства за счет лучшего, более полного использования хозяйственных ресурсов и сопровождается отраслевыми преобразованиями.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.015 с.) |