Затраты, издержки и себестоимость продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затраты, издержки и себестоимость продукции



ИЗДЕРЖКИ, ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ

 

ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Планирование и учет себестоимости продукции

На практике наиболее широкое распространение по­лучили два метода определения себестоимости: норма­тивный и планирование по технико-экономическим факторам. Как праJ3ИЛО, они применяются в тесной взаимосвязи.

В случае преимущественного использования норма­тивного метода при определении себестоимости продук­ции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, Т.е. нормативная база предприятия.

Определяя себестоимость выпускаемой продукции, на предприятиях, как правило, составляется соответ­ствующий план, который включает:

. смету затрат на производство, составляемую по экономическим элементам;

. величину себестоимости всей выпущенной, товар­ной и реализованной продукции;

. плановые калькуляции отдельных изделий;

. расчет снижения себестоимости выпущенной или товарной продукции по технико-экономическим факто­рам.

При этом важнейшими качественными показателя­ми плана по себестоимости продукции являются:

. себестоимость выпущенной, товарной и реализо­ванной продукции;

. себестоимость единицы важнейших видов продук­ции;

. затраты на 1 руб. выпущенной, товарной или реа­лизованной продукции;

. процент снижения себестоимости по технико-эко­номическим факторам;

. процент снижения себестоимости сравнимой про­дукции.

В смету затрат на производство включаются затраты, величина которых определяется на основе расчета по каждому элементу. 3атраты на сырье, основные и вспо­могательные материалы, топливо и энергию в смете за­трат устанавливаются в расчете на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен. Об­щий размер амортизационных отчислений рассчитыва­ется на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяются затраты на всю выпущенную или товарную продукцию.

Обобщенные результаты производственной деятель­ности предприятия находят опосредованное отражение в плане себестоимости продукции. Его функциональное назначение - формирование ведущих критериев оцен­ки эффективности производства.

В сводную смету затрат на производство и реализа­цию продукции включаются расходы всех структурных подразделений предприятия, участвующих в произ­водстве продукции. Кроме того, в сводной смете затрат

на производство и реализацию продукции отражаются расходы, связанные с выполнением производственным персоналом предприятия работ, не включаемых в со­став выпуска продукции (строительно-монтажные ра­боты для капитального строительства, работы для ка­питального ремонта зданий и сооружений). В смету за­трат на производство включаются также затраты на производство и освоение производства новых видов про­дукции, возмещаемые за счет себестоимости и других целевых источников.

Основой для разработки сметы затрат на производ­ство и реализацию продукции служат следующие рас­четные документы:

. расчет затрат на сырье, материалы, технологичес­кое топливо и энергию в основном производстве;

. расчет расходов на оплату труда производственных рабочих основного производства;

. сметы расходов (калькуляции себестоимости про­дукции) цехов вспомогательного производства;

. смета расходов на подготовку и освоение произ­водства новых видов продукции, материалов, техноло­гических процессов;

. смета расходов, связанных с освоением новых про­изводств, цехов, агрегатов;

. смета расходов на специальную технологическую оснастку;

. смета прочих специальных расходов;

. смета общепроизводственных расходов по основ­ным цехам (кроме расходов на содержание и эксплуата­цию оборудования);

. смета расходов по содержанию и эксплуатации ма­шин и оборудования основных цехов;

. смета общехозяйственных расходов;

. смета транспортно-заготовительных расходов;

. смета коммерческих расходов.

В практической деятельности наиболее сложным при составлении смет, как правило, является составле­ние сметы обще хозяйственных расходов. Исчисление затрат по статьям сметы производится путем составле­ния отдельных расчетов или отдельных комплексных смет с раскрытием расходов по элементам, за исключе­нием услуг вспомогательных цехов, включаемых от­дельно. Расходы на оплату труда работников аппарата

управления предприятием определяются на основании штатного расписания, должностных окладов с учетом принят ой на предприятии системы доплат и надбавок, а также премирования за производственные результаты.

В смете общехозяйственных расходов могут иметь место такие статьи, как представительские расходы, командировки, расходы на содержание и ремонт зда­ний, сооружений, инвентаря, а также канцелярские, типографские и телефонные расходы.

Смета коммерческих расходов составляется по соот­ветствующим статьям расходов исходя из условий реа­лизации продукции, определяемых конъюнктурой рынка и договорами поставок.

Исходными данными для составления сметы ­являются:

. планы поставок произведенной продукции на внут­ренний и внешний рынок и условия ее реализации;,

. нормы материальных, трудовых и денежных рас­ходов на изготовление (при обретение) тары и упаковки на складах отдела сбыта;

. нормы и нормативы затрат на доставку продукции в случаях, предусмотренных договорами поставок;

. размеры комиссионных сборов и вознаграждений, установленных договорами со снабженческо-сбытовы­ми и торгово-посредническими организациями;

. сметы расходов, связанных с участием в выстав­ках, ярмарках и Т.Д.

Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу включается в смету в соответствии со стоимостью этих работ по договорам.

Основой для составления смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов являются:

. установленная структура управления цехом и предприятием в целом, их штатные расписания;

. нормы расхода топлива и энергии для отопления, освещения и других хозяйственных нужд;

. нормы расхода вспомогательных материалов на со­держание и ремонт зданий и сооружений;

. нормы амортизационных отчислений;

. сметы расходов на ремонт основных фондов, охрану труда, испытания, рационализацию и изобретениям Т.Д.

Коммерческие расходы, связанные с работами, вы­полняемыми персоналом предприятия, предусматрива­ются в смете затрат на производство в составе затрат на работы и услуги, не включаемые в объем продукции(работ, услуг).

Данные, определяемые в сводной смете затрат на производство и реализацию продукции, позволяют осу­ществить комплексный анализ расходов, образующих себестоимость продукции.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Законом Республики Бе­ларусь «О бухгалтерском учете и отчетности,>, Основны­ми положениями по составу затрат, включаемых в себе­стоимость продукции (работ, услуг), а также с учетом дру­гих действующих законодательных и нормативных ак­тов, касающихся формирования учета затрат.

Главная задача учета себестоимости - это своевре­менное, полное и достоверное определение фактичес­ких затрат на производство продукции, исчисление фактической себестоимости всей готовой продукции и отдельных ее видов, а также контроль за правильным и рациональным использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в процессе производства.

Учет затрат на производство продукции призван обеспечить: своевременное, полное и достоверное отра­жение фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказа­нием услуг; оперативный анализ и контроль за исполь­зованием материальных, трудовых и денежных ресур­сов в процессе изготовления изделий, соблюдением смет расходов по обслуживанию производства и управ­лению; определение результатов деятельности струк­турных подразделений и предприятия в целом; выявле­ние неиспользованных резервов, непроизводительных расходов и потерь. При этом должна быть соблюдена методическая согласованность планирования и учета в отношении состава, группировок и методов распределе­ния затрат, объектов и единиц калькулирования.

Учет затрат на производство организуется по местам их возникновения с применением в зависимости от вида Продукции, типа и характера организации производ­ства и управления нормативного, позаказного или по­передельного метода.

Организация учета затрат на производство по нормативному методу предусматривает:

. создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и калькуляцию на ее основе норма­тивной себестоимости продукции (работ, услуг);

. выявление и учет затрат, связанных с отклонения­ми от действующих норм и нормативов;

. исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно составлен­ных калькуляций нормативной себестоимости с ис­пользованием данных учета отклонений от норм и изме­нений норм.

Позаказный метод учета затрат применяется в индивидуальном, мелкосерийном производствах слож­ных изделий, а также в производстве опытных, экспе­риментальных, ремонтных и других работ. При этом методе объектом учета и калькулирования является от­дельный производственный заказ, выдаваемый на зара­нее определенное количество продукции (изделий), объем работ и услуг.

Попередельный метод учета затрат применяется в заготовительных производствах с однородной по исход­ному материалу и характеру обработки массовой про­дукцией. При этом методе затраты на производство про­дукции учитываются по цехам (переделам, фазам, ста­диям) и статьям расходов. Объектами учета и кальку­лирования могут быть отдельные виды, группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов. Фактическая себестоимость про­дукции определяется путем деления суммы затрат на количество выпущенной продукции по переделу.

При применении попередельного и позаказного ме­тодов учета затрат обязательно использование основ­ных элементов нормативного учета (своевременное вы­явление отклонений фактических расходов от текущих норм и учет изменений норм).

При организации учета затрат на производство предприятие может применять бесполуфабрикатный вариант, т.е. без отражения в системном учете себестоимости полуфабрикатов своего производства, или по­луфабрикатный – с отражением себестоимости в систе­ме счетов бухгалтерского учета при передаче полуфаб­рикатов своего производства из одного подразделения в другое.

Планирование затрат на производство осуществля­ется с целью определения общей величины материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для изготовления и реализации продукции и получе­ния прибыли, обеспечивающей удовлетворение соци­альных нужд коллектива и дальнейшее развитие пред­приятия.

Показатели плановой себестоимости используются

при формировании плана прибыли, установлении цен, определении экономической эффективности отдельных организационно-технических мероприятий и произ­водства в целом, при внутрипроизводственном плани­ровании. План по себестоимости продукции является составной частью планов (программ) социально-эконо­мического развития, бизнес-планов предприятия.

Планированию себестоимости продукции должен предшествовать анализ сложившегося уровня затрат, в ходе которого выявляются затраты, вызванные от­клонениями от нормальной организации производс­твенного процесса: сверхнормативный расход матери­альных ресурсов, доплаты за отступление от нормаль­ных условий труда и сверхурочные работы, потери от простоев оборудования, из-за брака, расходы, обуслов­ленные нерациональными хозяйственными связями, нарушениями технологической и трудовой дисципли­ны и т.д.

Содержанием планирования себестоимости является определение размеров затрат, необходимых для произ­водства и реализации продукции при наиболее рацио­нальном и эффективном использовании ресурсов всех видов. Решаемая при этом задача - нахождение мини­мума таких затрат. Однако минимальные затраты не следует понимать как некую величину, идеально дости­жимую при данном уровне развития производства. Планирование исходит из реальных условий и учиты­вает ограничения, связанные с необходимостью соблю­дения правил использования природных ресурсов и охраны природной среды от загрязнения, правил тех­нической эксплуатации предприятий, с обеспечением безопасных условий труда и Т.П. Плановые затраты оп­ределяются с учетом путей, способов и последствий их минимизации не с позиций отдельных предприятий, а в интересах народного хозяйства в целом.

Исходными данными для разработки плана по себе­стоимости являются:

. планируемые объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражении;

. нормы расхода материальных ресурсов на произ­водство продукции;

. договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, обслуживание произ­водства и установление других хозяйственных связей, содержащие условия их выполнения и оплаты;

. нормы затрат труда, расчеты численности и про­фессиональный состав работающих, условия оплаты труда, определяемые коллективными договорами и контрактами;

. экономические нормативы (ставки налогов и сбо­ров, плата за природные ресурсы, нормы амортизаци­онных отчислений на полное восстановление основных фондов, нормативы отчислений на обязательное стра­хование от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний, обязательные страховые платежи и др.);

. планы технического перевооружения, научно-тех­нического развития, совершенствования организации производства, труда. и управления расчетами получае­мого экономического эффекта;

. мероприятия, разрабатываемые по результатам техник о-экономического анализа производства, на­правленные на устранение излишних затрат и потерь.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Текущее планирование (на год) пре­дусматривает уточнение перспективных планов на ос­новании данных плановых смет и калькуляции затрат

на производство. Перспектuвный план разрабатывают на ряд лет.

Себестоимость формируется под воздействием ог­ромного количества факторов, которые имеют различ­ную силу и направления действия. В повседневной ра­боте измерить влияние всех этих факторов фактически невозможно.

Одним из методов определения плановой себестои­мости продукции в перспективном планировании явля­ется расчет влияния на уровень затрат важнейших тех­нико-экономических факторов. В основе такого расчета лежит количественный и качественный анализ зависи­мости производственных затрат От различных измене­ний в структуре продукции, уровне техники, техноло­гии и др.

Перечень факторов, применяемых в плановых расче­тах, определяется на основании отбора постоянно дейс­твующих причин, влияющих на изменение себестоимости продукции и связанных с нормально протекаю­щим процессом производства и совершенствованием его организации, техники и технологии.

Рассмотрим методику расчета экономии (увеличе­ния) себестоимости в зависимости от снижения матери­альных затрат.

Экоnомия (увеличение) себестоимости в зависимости от снижения материальных затрат (Эм.з) оп­ределяется по формуле

Эм.з = (Нм0 * Ц - Нм1 * Ц). п,

где Нм0, Нм1 - норма расхода материалов (сырья, топли­ва, энергии) на единицу продукции соответственно до и после проведения мероприятия; Ц - цена единицы мате­риалов (сырья, топлива, энергии, ден. ед.); п - количест­во единиц продукции, выпускаемой с момента проведе­ния мероприятия до конца планируемого года.

В планах и отчетах промышленных предприятий се­бестоимость продукции характеризуется главным обра­зом двумя показателями: изменением себестоимости сравнимой продукции и затратами на 1 руб. продукции. К сравнимой продукции относятся все виды продукции и, производимой на данном предприятии в базисном году.

 

3атраты на 1 руб. продукции определяются (как в плане, так и в отчете) путем деления плановой (отчетной) себестоимости произведенной продукции на ее плано­вый (фактический) объем в стоимостном выражении.

Динамика. себестоимости всей продукции характе­ризуется сравнением показателей, затрат на 1 руб. продукции в базисном и планируемом периодах. Такое сравнение целесообразно проводить в ценах планируе­мого года.

 

Пути снижения себестоимости

Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям ­

источникам и факторам.

Под источниками понимаются затраты, за счет эко­номии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда., административно-управленческие расходы.

Под факторами понимают мероприятия, вызываю­щие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные факторы - это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электро­энергию, тарифных ставок.

Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, по­вышение уровня концентрации производства и укруп­нение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.

Внутрuпроuзводственные факторы предусматри­вают экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др.

Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сы­рье и материалы, заработная плата, расходы на содер­жание и эксплуатацию оборудования, общехозяйствен­ные и общепроизводственные расходы, рост производи­тельности труда.

Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции представлена в табл. 3.5.

Таблица 3.5.Источники и факторы снижения себестоимости

Источники   Факторы  
Снижение затрат на оплату Применение трудосберегающих тех
труда     нологий, улучшение организации
      производства  
Снижение материалоемкос- Рациональное и экономное примене-
ти продукции     ние материальных ресурсов, примене-
,     ние ресурсосберегающих технологий
Сокращение затрат на Изменение объема и структуры про  
управление и обслуживание дукции    
производства          
Экономия внепроизвод- Повышение качествапродукции
ственных расходов        
Ликвидация непроизводи- Совершенствование стимулирования
тельных потерь и расходов      

Предприятию необходима отлаженная система отне­сения затрат на те виды продукции, на выпуск которых

они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком

контроле возможно снижение затрат на произ­водство и реализацию продукции.

 

Цена: понятие, роль, виды

Цена является наиболее распространенным в эконо­мической науке понятием. В соответствии с Законом о ценообразовании: «цена - это денежная оценка стои­мости единицы товара».

Субъектами ценообразования в Республике Бела­русь могут выступать: юридические лица и предприни­матели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполни­тельные и распорядительные органы.

Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровнях. На микроуровне цена является регуля­тором производственно-хозяйственной и коммерческой

деятельности предприятия. На макроуровне цена фор­мирует структуру экономики и сигнализирует о возни­кающих диспропорциях.

При расчете цены на продукцию (товар) преследуют­ся следующие цели:

. соблюдение всех введенных государством ограни­чений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни индикативных цен и т.п.);

. определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции.

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу регулирования цены подразделяются на: жестко фиксированные (на­значаемые или твердые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Жестко фиксированные (назначаемые или твер­дые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) - устанавливаются со­ответствующими государственными органами, осу­ществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридичес­ким лицом, предпринимателем) с учетом установлен­ных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные (контрактные) - определяются пред­варительным согласованием между продавцом и поку­пателем.

Свободные (рыночные) ~ освобождены от непосредс­твенного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от обслуживаемого обо­р о т а различают: отпускную цену предприятия, опто­вую и розничную цены.

Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки произ­водства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвен­ные сборы и отчисления.

Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организа­циям и иным потребителям. Она состоит из отпускной це­ны предприятия и оптовых надбавок оптовой организа­ции, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или им­портером..

Розничная цена - цена, по которой розничные торго­вые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организа­ций, размер которых ограничен 30% от отпускной це­ны, сформированной предприятием-изготовителем или импортером; она исчисляется с учетом оптовой надбав­ки (включает в себя оптовую надбавку). На рис. 3.1 при­веден состав розничной цены.

Плано- Цена про-        
вая себе- изводите-        
стоимость ля        
Прибыль          
Налог на добавленную Отпускная    
стоимость   цена пред- Отпускная  
Акциз   приятия-из- цена оптового  
  готовителя предприятия Рознич-
Налог на продажу ав-       ная цена
томобильноготоплива        
Налоги с оборота (кос-        
венные)          
'ОПТЩ!аЯ торговая наценка      
Розничная торговая наценка      
Налог на продажу        
             

Рис. 3.1. Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства

 

В зависимости от включения в цену рас­ходов по транспортировке продукции в миро­вой практике различают цены: франко-станция отправ­ления и назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ.

Цена франко-станция отправления - расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец.

Цена франко-станция назначения включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. По­следний несет расходы только по выгрузке товара из ваго­нов или судов и транспортировке груза на свой склад.

Цена ДАФ - продавец поставляет товар до границы.

Цена СИФ - все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец.

Цена ФОБ - продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

Цена ФАС включает только расходы по доставке гру­за до причала.

Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.

Существуют различные методы определения цены: затратньrй, индексный, метод формирования цен с ориентацией на конкуренцию и др.

Величину цены затратным методом можно опреде­лить по формуле

Ц=С+П+Н,

где С - себестоимость единИЦЫ продукции, ден. ед.;П - ­прибыль, приходящаяся на единицу продукции, ден. ед.; Н - налоги, включаемые в цену, ден. ед.

Основными функциями цены являются:

. учетная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изго­товление продукции;.

. стимулирующая - поощряет или сдерживает про­изводство и потребление различных товаров;

. распределительная - меняет цены под воздействи­ем рыночных факторов;

. балансирующая - устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением, между потреби­телем и производством;

. функция цены как средства рационального размеще­ния производства позволяет осуществлять перелив капи­талов в производства с более высокой нормой прибыли;

. информационная - предоставляет информацию для принятия производственных решений.

 

3.2.2. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы

Основными принципами ценообразования являются:

. определение основ государственной политики в об­ласти ценообразования;

. сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);. разграничение полномочий субъектов ценообразова­ния по установлению и регулированию цен (тарифов);

. установление регулируемых цен (тарифов) на това­ры (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъ­ектам хозяйствования покрытие экономически обосно­ванных затрат и получение достаточной для расширен­ного воспроизводства прибыли с учетом государствен­ных дотаций и других мер государственной поддержки;

. государственный контроль за соблюдением дей­ствующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, поли­тические, идеологические и другие факторы.

Цены формируются под воздействием двух групп факторов, определяющих соотношение спроса и пред­ложения на рынке товара.

На уровень цен оказывают влияние следующие эко­номические факторы:

. факторы снижения цен - рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, кон­куренция, снижение налогов, развитие прямых связей;

. факторы роста цен - спад производства, монопо­лизм предприятий, увеличение массы денег в обраще­нии, нестабильность экономической ситуации, ажио­тажный спрос и др.

 

НАУЧНЫЕ И ОРГ АНИ3АЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1.1. Сущность и 'принципы планирования

П ланирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса меропри­ятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие по­требностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия.

Планирование является главной функцией управле­ния производством, поскольку успех предпринима­тельской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспек­тивных целей, способов их достижения и соответствую­щего ресурсного обеспечения.

Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перс­пективно. Оно способствует развитию творческой ини­циативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъ­юнктуры рынка и политических условий.

Основными задачами, решаемыми в процессе плани­рования, являются:

. выявление направлений развития потребительско­го спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

. увеличение объема продаж продукции предпри­ятия, прибыли и рентабельности производства:

. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов из­

дел, услуг и снижения цен на них;

. снижение издержек на основе улучшения исполь­зования производственных ресурсов предприятия;

. создание новых рабочих мест для обеспечения со­циальной стабильности в стране.

Планирование призвано выполнять ряд функций в ор­ганизации работы предприятия, важнейшие из которых:

. постановка. перед коллективом предприятия. производственных задач и определение путей их решения;

.формирование потребностей предприятия, его под­разделений и служб в трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсах;

. согласование деятельности отдельных подразделе­ний и служб предприятия во времени и по количествен­ным показателям;

. определение направлений и путей социального раз­вития коллектива предприятия;

. решение задач по охране окружающей среды, пра­вильному использованию природных ресурсов.

Планирование опирается на фактические, норматив­ные данные настоящего или прошлого периода, но ори­ентируется на установление контроля за процессом раз­вития предприятия в будущем.

Степень обоснованности планирования во многом за­висит от достоверности исходных показателей, харак­теризующих уровень развития отдельного хозяйствую­щего субъекта, и в его основе лежит составление про­гноза деятельности предприятия.

Прогнозирование представляет собой предвидение возможных вариантов развития ситуации на основе ра­нее сложившихся тенденций и закономерностей в де­ятельности.предприятия.

Сложность планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые макроэкономические процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вооб­ще не поддаются точному планированию, а также мно­гие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и др., не обладают высокой степенью достовер­ности и точности. Поэтому зачастую планирование ба­зируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением пла­1fOB, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

Принцип необходимости планирования предусмат­ривает обязательность применения планов при выполне­нии любого Вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использова­ния ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Кроме того, непрерывность планирования означает пос­тепенный переход от стратегических планов к опера­тивным, необходимость взаимодействия между долго- ­и краткосрочными планами.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях сущест­вуют планы производства и продажи продукции, повы­шения технического и организационного уровня произ­водства, планы отдельных структурных подразделений и др., которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отра­жалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

Принцип гибкости предполагает возможность кор­ректировки уже разработанных плановых показателей. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить из­менения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содер­жать резервы, называемые иначе «надбавками безопас­ности» или «подушками». При соблюдении этого требо­вания необходимо также планировать величину таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы приводят к частым их изменениям.

Принцип точности определяется влиянием различ­ных внутренних и внешних факторов, поэтому планы

должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальности основывается на необхо­димости выбора лучшего варианта из нескольких воз­можных на всех этапах планирования. Критерием оп­тимальности различных планов могут быть минималь­ная трудоемкость, материалоемкость или себестои­мость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Принцип участия предполагает активное воздей­ствие персонала на процесс планирования, Т.е. каждый член трудового коллектива становится участником пла­новой деятельности независимо от должности и выпол­няемых функций. Это позволяет объединить оператив­ное руководство и планирование; способствует разви­тию личности всех работников, занимающихся плани­рованием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри предприятия и т.д.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограни­чениях используемых ресурсов обеспечивает получе­ние наибольшего экономического эффекта.

Таким образом, все перечисленные основные принци­пы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

4.1.2.Методы планирования

Реализация принципов планирования осуществляется посредством 'использования. разнообразных методов. Ос­новными из них являются: балансовый, нормативный,, системно-аналитический, сетевой, программно-целевые, экономико-математические, инженерно"экономические и Т.П. У каждого из этих методов имеются свой инстру­ментарий и приоритетные требования к основному плани­руемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Сетевой метод применяется при планировании под­готовки производства новой продукции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.13 с.)