Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Затраты, издержки и себестоимость продукцииСтр 1 из 13Следующая ⇒
ИЗДЕРЖКИ, ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ
ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ Планирование и учет себестоимости продукции На практике наиболее широкое распространение получили два метода определения себестоимости: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как праJ3ИЛО, они применяются в тесной взаимосвязи. В случае преимущественного использования нормативного метода при определении себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, Т.е. нормативная база предприятия. Определяя себестоимость выпускаемой продукции, на предприятиях, как правило, составляется соответствующий план, который включает: . смету затрат на производство, составляемую по экономическим элементам; . величину себестоимости всей выпущенной, товарной и реализованной продукции; . плановые калькуляции отдельных изделий; . расчет снижения себестоимости выпущенной или товарной продукции по технико-экономическим факторам. При этом важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются: . себестоимость выпущенной, товарной и реализованной продукции; . себестоимость единицы важнейших видов продукции; . затраты на 1 руб. выпущенной, товарной или реализованной продукции; . процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; . процент снижения себестоимости сравнимой продукции. В смету затрат на производство включаются затраты, величина которых определяется на основе расчета по каждому элементу. 3атраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат устанавливаются в расчете на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен. Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяются затраты на всю выпущенную или товарную продукцию. Обобщенные результаты производственной деятельности предприятия находят опосредованное отражение в плане себестоимости продукции. Его функциональное назначение - формирование ведущих критериев оценки эффективности производства. В сводную смету затрат на производство и реализацию продукции включаются расходы всех структурных подразделений предприятия, участвующих в производстве продукции. Кроме того, в сводной смете затрат
на производство и реализацию продукции отражаются расходы, связанные с выполнением производственным персоналом предприятия работ, не включаемых в состав выпуска продукции (строительно-монтажные работы для капитального строительства, работы для капитального ремонта зданий и сооружений). В смету затрат на производство включаются также затраты на производство и освоение производства новых видов продукции, возмещаемые за счет себестоимости и других целевых источников. Основой для разработки сметы затрат на производство и реализацию продукции служат следующие расчетные документы: . расчет затрат на сырье, материалы, технологическое топливо и энергию в основном производстве; . расчет расходов на оплату труда производственных рабочих основного производства; . сметы расходов (калькуляции себестоимости продукции) цехов вспомогательного производства; . смета расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции, материалов, технологических процессов; . смета расходов, связанных с освоением новых производств, цехов, агрегатов; . смета расходов на специальную технологическую оснастку; . смета прочих специальных расходов; . смета общепроизводственных расходов по основным цехам (кроме расходов на содержание и эксплуатацию оборудования); . смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования основных цехов; . смета общехозяйственных расходов; . смета транспортно-заготовительных расходов; . смета коммерческих расходов. В практической деятельности наиболее сложным при составлении смет, как правило, является составление сметы обще хозяйственных расходов. Исчисление затрат по статьям сметы производится путем составления отдельных расчетов или отдельных комплексных смет с раскрытием расходов по элементам, за исключением услуг вспомогательных цехов, включаемых отдельно. Расходы на оплату труда работников аппарата
управления предприятием определяются на основании штатного расписания, должностных окладов с учетом принят ой на предприятии системы доплат и надбавок, а также премирования за производственные результаты. В смете общехозяйственных расходов могут иметь место такие статьи, как представительские расходы, командировки, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, а также канцелярские, типографские и телефонные расходы. Смета коммерческих расходов составляется по соответствующим статьям расходов исходя из условий реализации продукции, определяемых конъюнктурой рынка и договорами поставок. Исходными данными для составления сметы являются: . планы поставок произведенной продукции на внутренний и внешний рынок и условия ее реализации;, . нормы материальных, трудовых и денежных расходов на изготовление (при обретение) тары и упаковки на складах отдела сбыта; . нормы и нормативы затрат на доставку продукции в случаях, предусмотренных договорами поставок; . размеры комиссионных сборов и вознаграждений, установленных договорами со снабженческо-сбытовыми и торгово-посредническими организациями; . сметы расходов, связанных с участием в выставках, ярмарках и Т.Д. Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу включается в смету в соответствии со стоимостью этих работ по договорам. Основой для составления смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов являются: . установленная структура управления цехом и предприятием в целом, их штатные расписания; . нормы расхода топлива и энергии для отопления, освещения и других хозяйственных нужд; . нормы расхода вспомогательных материалов на содержание и ремонт зданий и сооружений; . нормы амортизационных отчислений; . сметы расходов на ремонт основных фондов, охрану труда, испытания, рационализацию и изобретениям Т.Д. Коммерческие расходы, связанные с работами, выполняемыми персоналом предприятия, предусматриваются в смете затрат на производство в составе затрат на работы и услуги, не включаемые в объем продукции(работ, услуг). Данные, определяемые в сводной смете затрат на производство и реализацию продукции, позволяют осуществить комплексный анализ расходов, образующих себестоимость продукции. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности,>, Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также с учетом других действующих законодательных и нормативных актов, касающихся формирования учета затрат. Главная задача учета себестоимости - это своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат на производство продукции, исчисление фактической себестоимости всей готовой продукции и отдельных ее видов, а также контроль за правильным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в процессе производства. Учет затрат на производство продукции призван обеспечить: своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг; оперативный анализ и контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе изготовления изделий, соблюдением смет расходов по обслуживанию производства и управлению; определение результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом; выявление неиспользованных резервов, непроизводительных расходов и потерь. При этом должна быть соблюдена методическая согласованность планирования и учета в отношении состава, группировок и методов распределения затрат, объектов и единиц калькулирования.
Учет затрат на производство организуется по местам их возникновения с применением в зависимости от вида Продукции, типа и характера организации производства и управления нормативного, позаказного или попередельного метода. Организация учета затрат на производство по нормативному методу предусматривает: . создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и калькуляцию на ее основе нормативной себестоимости продукции (работ, услуг); . выявление и учет затрат, связанных с отклонениями от действующих норм и нормативов; . исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно составленных калькуляций нормативной себестоимости с использованием данных учета отклонений от норм и изменений норм. Позаказный метод учета затрат применяется в индивидуальном, мелкосерийном производствах сложных изделий, а также в производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и других работ. При этом методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий), объем работ и услуг. Попередельный метод учета затрат применяется в заготовительных производствах с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией. При этом методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. Объектами учета и калькулирования могут быть отдельные виды, группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов. Фактическая себестоимость продукции определяется путем деления суммы затрат на количество выпущенной продукции по переделу. При применении попередельного и позаказного методов учета затрат обязательно использование основных элементов нормативного учета (своевременное выявление отклонений фактических расходов от текущих норм и учет изменений норм).
При организации учета затрат на производство предприятие может применять бесполуфабрикатный вариант, т.е. без отражения в системном учете себестоимости полуфабрикатов своего производства, или полуфабрикатный – с отражением себестоимости в системе счетов бухгалтерского учета при передаче полуфабрикатов своего производства из одного подразделения в другое. Планирование затрат на производство осуществляется с целью определения общей величины материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для изготовления и реализации продукции и получения прибыли, обеспечивающей удовлетворение социальных нужд коллектива и дальнейшее развитие предприятия. Показатели плановой себестоимости используются при формировании плана прибыли, установлении цен, определении экономической эффективности отдельных организационно-технических мероприятий и производства в целом, при внутрипроизводственном планировании. План по себестоимости продукции является составной частью планов (программ) социально-экономического развития, бизнес-планов предприятия. Планированию себестоимости продукции должен предшествовать анализ сложившегося уровня затрат, в ходе которого выявляются затраты, вызванные отклонениями от нормальной организации производственного процесса: сверхнормативный расход материальных ресурсов, доплаты за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потери от простоев оборудования, из-за брака, расходы, обусловленные нерациональными хозяйственными связями, нарушениями технологической и трудовой дисциплины и т.д. Содержанием планирования себестоимости является определение размеров затрат, необходимых для производства и реализации продукции при наиболее рациональном и эффективном использовании ресурсов всех видов. Решаемая при этом задача - нахождение минимума таких затрат. Однако минимальные затраты не следует понимать как некую величину, идеально достижимую при данном уровне развития производства. Планирование исходит из реальных условий и учитывает ограничения, связанные с необходимостью соблюдения правил использования природных ресурсов и охраны природной среды от загрязнения, правил технической эксплуатации предприятий, с обеспечением безопасных условий труда и Т.П. Плановые затраты определяются с учетом путей, способов и последствий их минимизации не с позиций отдельных предприятий, а в интересах народного хозяйства в целом. Исходными данными для разработки плана по себестоимости являются: . планируемые объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражении; . нормы расхода материальных ресурсов на производство продукции; . договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, обслуживание производства и установление других хозяйственных связей, содержащие условия их выполнения и оплаты;
. нормы затрат труда, расчеты численности и профессиональный состав работающих, условия оплаты труда, определяемые коллективными договорами и контрактами; . экономические нормативы (ставки налогов и сборов, плата за природные ресурсы, нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, нормативы отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обязательные страховые платежи и др.); . планы технического перевооружения, научно-технического развития, совершенствования организации производства, труда. и управления расчетами получаемого экономического эффекта; . мероприятия, разрабатываемые по результатам техник о-экономического анализа производства, направленные на устранение излишних затрат и потерь. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Текущее планирование (на год) предусматривает уточнение перспективных планов на основании данных плановых смет и калькуляции затрат на производство. Перспектuвный план разрабатывают на ряд лет. Себестоимость формируется под воздействием огромного количества факторов, которые имеют различную силу и направления действия. В повседневной работе измерить влияние всех этих факторов фактически невозможно. Одним из методов определения плановой себестоимости продукции в перспективном планировании является расчет влияния на уровень затрат важнейших технико-экономических факторов. В основе такого расчета лежит количественный и качественный анализ зависимости производственных затрат От различных изменений в структуре продукции, уровне техники, технологии и др. Перечень факторов, применяемых в плановых расчетах, определяется на основании отбора постоянно действующих причин, влияющих на изменение себестоимости продукции и связанных с нормально протекающим процессом производства и совершенствованием его организации, техники и технологии. Рассмотрим методику расчета экономии (увеличения) себестоимости в зависимости от снижения материальных затрат. Экоnомия (увеличение) себестоимости в зависимости от снижения материальных затрат (Эм.з) определяется по формуле Эм.з = (Нм0 * Ц - Нм1 * Ц). п, где Нм0, Нм1 - норма расхода материалов (сырья, топлива, энергии) на единицу продукции соответственно до и после проведения мероприятия; Ц - цена единицы материалов (сырья, топлива, энергии, ден. ед.); п - количество единиц продукции, выпускаемой с момента проведения мероприятия до конца планируемого года. В планах и отчетах промышленных предприятий себестоимость продукции характеризуется главным образом двумя показателями: изменением себестоимости сравнимой продукции и затратами на 1 руб. продукции. К сравнимой продукции относятся все виды продукции и, производимой на данном предприятии в базисном году.
3атраты на 1 руб. продукции определяются (как в плане, так и в отчете) путем деления плановой (отчетной) себестоимости произведенной продукции на ее плановый (фактический) объем в стоимостном выражении. Динамика. себестоимости всей продукции характеризуется сравнением показателей, затрат на 1 руб. продукции в базисном и планируемом периодах. Такое сравнение целесообразно проводить в ценах планируемого года.
Пути снижения себестоимости Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям источникам и факторам. Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда., административно-управленческие расходы. Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Народнохозяйственные факторы - это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрuпроuзводственные факторы предусматривают экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др. Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, рост производительности труда. Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции представлена в табл. 3.5. Таблица 3.5.Источники и факторы снижения себестоимости
Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.
Цена: понятие, роль, виды Цена является наиболее распространенным в экономической науке понятием. В соответствии с Законом о ценообразовании: «цена - это денежная оценка стоимости единицы товара». Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы. Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровнях. На микроуровне цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. При расчете цены на продукцию (товар) преследуются следующие цели: . соблюдение всех введенных государством ограничений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни индикативных цен и т.п.); . определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции. Рассмотрим сущность основных видов цен. По степени и способу регулирования цены подразделяются на: жестко фиксированные (назначаемые или твердые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные). Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Регулируемые (изменяемые) - устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину. Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем. Свободные (рыночные) ~ освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. В зависимости от обслуживаемого обор о т а различают: отпускную цену предприятия, оптовую и розничную цены. Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления. Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.. Розничная цена - цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером; она исчисляется с учетом оптовой надбавки (включает в себя оптовую надбавку). На рис. 3.1 приведен состав розничной цены.
Рис. 3.1. Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства
В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции в мировой практике различают цены: франко-станция отправления и назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ. Цена франко-станция отправления - расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец. Цена франко-станция назначения включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Последний несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке груза на свой склад. Цена ДАФ - продавец поставляет товар до границы. Цена СИФ - все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец. Цена ФОБ - продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна. Цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию. Существуют различные методы определения цены: затратньrй, индексный, метод формирования цен с ориентацией на конкуренцию и др. Величину цены затратным методом можно определить по формуле Ц=С+П+Н, где С - себестоимость единИЦЫ продукции, ден. ед.;П - прибыль, приходящаяся на единицу продукции, ден. ед.; Н - налоги, включаемые в цену, ден. ед. Основными функциями цены являются: . учетная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукции;. . стимулирующая - поощряет или сдерживает производство и потребление различных товаров; . распределительная - меняет цены под воздействием рыночных факторов; . балансирующая - устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением, между потребителем и производством; . функция цены как средства рационального размещения производства позволяет осуществлять перелив капиталов в производства с более высокой нормой прибыли; . информационная - предоставляет информацию для принятия производственных решений.
3.2.2. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы Основными принципами ценообразования являются: . определение основ государственной политики в области ценообразования; . сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);. разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); . установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; . государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы. Цены формируются под воздействием двух групп факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке товара. На уровень цен оказывают влияние следующие экономические факторы: . факторы снижения цен - рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей; . факторы роста цен - спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос и др.
НАУЧНЫЕ И ОРГ АНИ3АЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4.1.1. Сущность и 'принципы планирования П ланирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия. Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения. Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перспективно. Оно способствует развитию творческой инициативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъюнктуры рынка и политических условий. Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются: . выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием; . увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства: . повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов из дел, услуг и снижения цен на них; . снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия; . создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране. Планирование призвано выполнять ряд функций в организации работы предприятия, важнейшие из которых: . постановка. перед коллективом предприятия. производственных задач и определение путей их решения; .формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных и финансовых ресурсах; . согласование деятельности отдельных подразделений и служб предприятия во времени и по количественным показателям; . определение направлений и путей социального развития коллектива предприятия; . решение задач по охране окружающей среды, правильному использованию природных ресурсов. Планирование опирается на фактические, нормативные данные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в будущем. Степень обоснованности планирования во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих уровень развития отдельного хозяйствующего субъекта, и в его основе лежит составление прогноза деятельности предприятия. Прогнозирование представляет собой предвидение возможных вариантов развития ситуации на основе ранее сложившихся тенденций и закономерностей в деятельности.предприятия. Сложность планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые макроэкономические процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и др., не обладают высокой степенью достоверности и точности. Поэтому зачастую планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением пла1fOB, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого Вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях. Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия между долго- и краткосрочными планами. Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции, повышения технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и др., которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать резервы, называемые иначе «надбавками безопасности» или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы приводят к частым их изменениям. Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования. Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, Т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций. Это позволяет объединить оперативное руководство и планирование; способствует развитию личности всех работников, занимающихся планированием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри предприятия и т.д. Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Таким образом, все перечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей. 4.1.2.Методы планирования Реализация принципов планирования осуществляется посредством 'использования. разнообразных методов. Основными из них являются: балансовый, нормативный,, системно-аналитический, сетевой, программно-целевые, экономико-математические, инженерно"экономические и Т.П. У каждого из этих методов имеются свой инструментарий и приоритетные требования к основному планируемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности. Рассмотрим некоторые из них. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.13 с.) |