Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различия психики животных и людей
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться отданной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Отличия психики человека от психики животного: 1) человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно; 2) способность создавать и сохранять орудия. Животное тут же перестанет существовать как орудие, например для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается кЬллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата. В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает общественный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. (отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinct us - «побуждение») - генетически запрограммированное поведение, которое проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus - «отраженный») - форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды. С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира. ■ У высокоорганизованных животных возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наиболее высокоразвитые животные способны даже на отдельные интеллектуальные действия. Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой, а также процесс формирования основных структур психики. Основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его сознание и личность.
Исследованием онтогенеза занимается возрастная психология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития. 2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность). Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные -эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния - состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевогодействия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности). Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности - О это типичные для данного человека особенности его психики, К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер. Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида - вспыльчивости, несдержанности, гневливости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.) |