Различия психики животных и людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия психики животных и людей



Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» живот­ных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по по­воду явлений, ограниченных данной, непосред­ственной ситуацией, человек может с помощью язы­ка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении. Это объяс­няется тем, что каждая отдельная психическая фун­кция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение чело­века характеризуется способностью абстрагировать­ся отданной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Отличия психики человека от психики животного: 1) человек способен поступать соответственно по­знанной необходимости - сознательно; 2) способ­ность создавать и сохранять орудия. Животное


тут же перестанет существовать как орудие, напри­мер для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, ору­дийная деятельность животных никогда не соверша­ется кЬллективно - в лучшем случае обезьяны мо­гут наблюдать деятельность своего собрата. В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача обще­ственного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раз­дражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает обществен­ный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способа­ми употребления орудий, способами общения. Пси­хические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом оруди­ями культурного развития человека. У человека раз­виваются высшие, собственно человеческие функ­ции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира раз­витие психики шло по законам биологической эво­люции, то развитие собственно человеческой пси­хики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.


(отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinct us - «побуждение») - генетически запрог­раммированное поведение, которое проявляется в виде поведенческих актов, характерных для дан­ного биологического вида. Они обладают достаточ­ным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus - «отраженный») - форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздей­ствием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.

С развитием коры головного мозга появились но­вые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

■ У высокоорганизованных животных возникает спо­собность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наи­более высокоразвитые животные способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Развитие психики в онтогенезе - процесс эво­люции способов взаимодействия индивида с окру­жающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.

Основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка. В хо­де интериоризации ребенок присваивает соци­альные, знаково-символические структуры и сред­ства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его созна­ние и личность.

Исследованием онтогенеза занимается возрастная психология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.


2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на че­тыре вида: 1) мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные -эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликт­ные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния - состояния ини­циативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структу­рой сложного волевогодействия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляют­ся в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их зак­репленность и повторяемость в структуре его личнос­ти. Таким образом, психические свойства личности - О это типичные для данного человека особенности его психики,

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способнос­ти; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными про­явлениями его психики. Поэтому одно и то же прояв­ление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свой­ство представляет собой общую характеристику эмо­циональных, познавательных и поведенческих аспек­тов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический про­цесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида - вспыльчивости, не­сдержанности, гневливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)