Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты исследования социально-культурной деятельности
Тема 1. Сущность научного исследования социально-культурной деятельности. Научное педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Социально-культурная деятельность – составная часть педагогической теории и практики. Специфика объекта и предмета теории социально-культурной деятельности. Взаимосвязь культурно-исторического контекста развития общества и закономерностей педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Характеристика современных концепций организации целостного педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Факторы усиления развивающего и воспитательного эффекта организованной культурной деятельности.
Тема 2. Основные направления исследования социально-культурной деятельности. Исследование истории и современных трендов развития социально-культурной деятельности. Изучение и реализация потенциала социально-культурной деятельности в развитии и формировании личности. Изучение региональных особенностей социально-культурной деятельности: история и современное состояние. Влияние контекста конкретно-исторического периода развития общества на динамику закономерностей, функций, принципов социально-культурной деятельности; направлений, форм, средств, методов и приемов ее организации. Исследование движущих сил, закономерностей функционирования педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Характеристика современных концепций организации целостного педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Исследование факторов (культурогенеза, глобализации, развития экономики, новых технологий, социальной динамики, антропологических сдвигов, приоритетов культурной политики и т.д.), определяющих принципы организации социально-культурной деятельности и обусловливающих развитие и формирование личности. Изучение современных технологий построения педагогического процесса, организации социально-культурной деятельности. Изучение современных подходов к исследованию социально-культурной деятельности (культурно-смыслового, системно-синергетического и т. д.). Изучение синергетической природы социально-культурной деятельности и специфики процесса организации социально-культурной деятельности, опосредованной культурно-досуговым событием. Исследование потенциала технологии модерации как педагогического проекта опосредованного, латентного, мягкого педагогического управления развитием личности и консолидации субъектов социально-культурной деятельности. Исследование возможностей социально-культурной деятельности в организации конструктивного досугового общения, межкультурных коммуникаций. Изучение эффективных способов управления предприятиями социально-культурной сферы.
Тема 3. Методология научного знания. Методологиянаучного познаниякакнаука о наиболее общих принципах познания, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также познания и преобразования объективной действительности. Методологии как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Методология в широком смысле слова– совокупность наиболее общих, мировоззренческих принципов и обоснование их применения к решению сложных теоретических и практических задач. Методология в узком смысле этого слова – учение о методах научного исследования. Методология как инструмент поиска нового знания. Эвристическое значение методологии. Основные методологические функции теории: ориентирующая, прогнозная, функция классификации, логико-гносеологическая функция. Уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. Основные функции методологии: внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта; определение способов получения научных знаний, которые отражают динамику изучаемых процессов и явлений; систематизация, обогащение терминологического аппарата науки; создание системы научной информации; логико-инструментальная функция методологии. Методология исследования социально-культурной деятельности. Междисциплинарный принцип исследования социально-культурной деятельности. Продуктивность синтеза педагогического, психологического, культурологического, социологического, системного, синергетического подходов к исследованию социально-культурной деятельности.
Ведущие принципы научного исследования социально-культурной деятельности: объективности, альтернативности научного поиска в сфере теории и практики социокультурных явлений, принцип научности, единства логического и исторического, принцип преемственности, учета накопленного социально-культурного опыта, традиций педагогической практики, принцип концептуального единства научного исследования социально-культурной деятельности.
Тема 4. Методы научного исследования. Метод (греч. – способ познания) – «путь к чему-либо», способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме. Метод как основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура как последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Взаимосвязь и взаимозависимость методологии и методики научного исследования. Методика исследования как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта; совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Понятие «научный метод» как «целенаправленный подход», путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук. Методы научного исследования социально-культурной деятельности – способы изучения социальных, культурных явлений, достижения достоверной научной информации о них. Классификация методов научного исследования, их характеристика. Методы эмпирического познания социально-культурных явлений и фактов. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений. Математические и статистические методы.
Тема 5. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений. Сущностный смысл теоретического анализа научных исследований социально-культурной деятельности. Общенаучные логические методы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация,обобщение,индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Значимость теоретических методов для определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценивания собранных фактов. Работа с понятийным аппаратом исследования. Этапы работы с понятийным аппаратом исследования: накопление информации (работа с общенаучными и отраслевыми энциклопедическими словарями, научными разработками ведущих специалистов в исследуемой области; отбор необходимой информации, соответствующей теме исследования, концепции автора; авторская интерпретация (операционализация) отдельных понятий.
Связь теоретических методов с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и социально-культурной деятельности в частности; специальных работ по истории, теории и методике организации социально-культурной деятельности; периодической педагогической печати; нормативной литературы; учебников и учебных пособий по социально-культурной деятельности, педагогике досуга и смежным наукам (социологии, социальной психологии, культурологии).
Тема 6. Метод моделирования в научных исследованиях социально-культурной деятельности. Метод моделирования – теоретический метод познания. Понятие модели как объекта, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа. Модель как вспомогательный объект, дающий новую информацию об исследуемом социально-культурном явлении. Моделирование – конструирование нового, не существующего в социальной практике. Модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами социально-культурного объекта. Превращение моделей-гипотез в научные теории. Мысленный эксперимент – особый вид модели. Целевое назначение мысленного эксперимента. Конструирование нормативной модели социально-культурного проекта.
Тема 7. Методы эмпирического исследования социально-культурных явлений. Изучение литературы и других источников. Алгоритм работы с литературой: составление списка источников информации, подлежащих изучению (книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, исторические и текущие архивы, авторефераты диссертаций и диссертации; определение способа обработки содержания: изучение с конспектированием, выборочное чтение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление и т.п.; результаты изучения литературы по каждому вопросу, их оформление в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, излагается суть отдельных положений, выявляются основные точки зрения, вскрываются совпадающие позиции и различия в них, обозначаются мало разработанные, неясные и дискуссионные положения; подчеркивается, что нового, оригинального вносит автор работы, высказывается свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам. Методы эмпирического познания социально-культурных явлений – способы исследования реально существующего опыта организации педагогического процесса в социально-культурных институтах. Методы изучения социально-культурной деятельности: психолого-педагогическая беседа, включенное и невключенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение документации (учреждений культуры, дополнительного образования, других учреждений, занимающихся организацией социально-культурной деятельности), эксперимент.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.008 с.) |