Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основы педагогической психологииСтр 1 из 8Следующая ⇒
А.Р. Назаров. Предмет и методы педагогической психологии---------- 7 Раздел 2. Психология обучения О.В. Усова. Основные понятия и концепции обучения-------------------16 Л.В. Жемчугова. Понятие и структура учебной деятельности----------24 Н.Г. Валинурова. Мотивация учения----------------------------------------- 30 Раздел 3. Психология воспитания В.П. Прядеин. Понятие, принципы и методы воспитания----------------37 З.Н. Шабанов. Помощь детям и подросткам в преодолении трудных жизненных ситуаций-------------------------------------------------------------42 Раздел 4. Психология педагогической деятельности Н.А. Жемчугова. Общая характеристика педагогической деятельности-----------------------------------------------------------------------58 В.П. Бояринцев. Взаимодействие учителя и учащихся------------------66 Е.В. Меньшенина. Влияние профессионально значимых качеств личности педагога на индивидуальный стиль его деятельности--------77 Т.В. Полянская. Деформации педагога--------------------------------------89 О.В. Мухлынина. Психологический анализ урока в деятельности педагога-----------------------------------------------------------------------------95 Е.Н. Костарева. Межличностные отношения в педагогическом коллективе-------------------------------------------------------------------------100 Приложение --------------------------------------------------------------------- 110 Основная литература --------------------------------------------------------- 116 Дополнительная литература ------------------------------------------------116 От редактора
Педагогическая психология изучает психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения, возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также психологические проблемы самой педагогической деятельности (психология учителя). Вышеназванные проблемы вызывают большой интерес не только у педагогов, но и у широкого круга читателей. Совершенно очевидна значимость этих знаний как для педагогов со стажем, так и для студентов. Использование педагогами и студентами специальной психологической литературы часто бывает малоэффективным потому, что специальные пособия (по педагогической психологии) сложны для педагогов и студентов, зачастую не освещают в доступной форме именно тех вопросов, которые особенно необходимы педагогу в его практике. Таким образом, составление такого пособия потребовало учета некоторой специфики.
Имея опыт преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе, мы положили в основу данного пособия курс лекций, которые читаются нами студентам, а также педагогам – практикам. В данном пособии мы остановились не только на вышеназванных проблемах, составляющих фундамент педагогической психологии, но нами были допущены некоторые отступления от общепринятого в учебниках плана изложения материала. Нами написана специальная глава «Проблема профессиональной деформации педагога», в которой рассматривается синдром эмоционального выгорания, а также факторы, приводящие к деформации личности педагога. Этот материал является очень актуальным для педагогов, но мало освещен в психологической литературе В главе «Помощь учащимся в преодоления трудных жизненных ситуаций учащимися» подчеркивается необходимость ознакомления педагогов с трудными эмоциональными состояниями и способами работы с ними. Рассматриваются внутренние конфликты, психологические защиты, их виды и классификации. Особая глава посвящена межличностным отношениям в педагогическом коллективе. В ней поднимаются очень актуальные проблемы: психологическая совместимость и несовместимость участников взаимодействия, психологические причины затруднений в формировании позитивных отношений. Мы надеемся, что излагаемый материал будет способствовать формированию гуманистического мировоззрения у педагогов и студентов, и вооружит их специальными знаниями для построения действенного педагогического процесса, направленного на развитие творческой личности, облегчит решение многих вопросов, связанных с педагогической деятельностью, Каждая глава включает в себя теоретическое введение, которая поможет студенту лучше разобраться в материале и практическая часть, в которую вошли задания, способствующие выработке у студентов навыков проведения психологических экспериментов, умения решать и анализировать психологические задачи и ситуации, проводить коррекцию эмоционального состояния.
Практические задания рекомендуются для самостоятельной работы, как во внеурочное время, так и на занятиях. На последних страницах пособия приведены списки основной и дополнительной литературы. Литература из основного списка поможет подготовиться по основным теоретическим вопросам, а дополнительной литературой, указанной в каждой теме, могут воспользоваться желающие, глубже изучить соответствующий вопрос и ознакомиться иногда и с другим его пониманием. Уже одно знание того, что по данному вопросу есть специальные работы, будут способствовать расширению кругозора, пользующихся учебным пособием «Педагогическая психология». ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ КАРЛ РОДЖЕРС: «ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ…» [1] Ø Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? Ø Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватает ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений? Ø Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели? Ø Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек? Ø В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который может столкнуть детей с людьми и сих внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес? Ø Смог ли я бы принимать и поддерживать нарождающиеся в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении? Ø Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства. РАЗДЕЛ 1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.) |