Раздел 1. Основы педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы педагогической психологии



А.Р. Назаров. Предмет и методы педагогической психологии---------- 7

Раздел 2. Психология обучения

О.В. Усова. Основные понятия и концепции обучения-------------------16

Л.В. Жемчугова. Понятие и структура учебной деятельности----------24

Н.Г. Валинурова. Мотивация учения----------------------------------------- 30

Раздел 3. Психология воспитания

В.П. Прядеин. Понятие, принципы и методы воспитания----------------37

З.Н. Шабанов. Помощь детям и подросткам в преодолении трудных жизненных ситуаций-------------------------------------------------------------42

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

Н.А. Жемчугова. Общая характеристика педагогической

деятельности-----------------------------------------------------------------------58

В.П. Бояринцев. Взаимодействие учителя и учащихся------------------66

Е.В. Меньшенина. Влияние профессионально значимых качеств личности педагога на индивидуальный стиль его деятельности--------77

Т.В. Полянская. Деформации педагога--------------------------------------89

О.В. Мухлынина. Психологический анализ урока в деятельности педагога-----------------------------------------------------------------------------95

Е.Н. Костарева. Межличностные отношения в педагогическом коллективе-------------------------------------------------------------------------100

Приложение --------------------------------------------------------------------- 110

Основная литература --------------------------------------------------------- 116

Дополнительная литература ------------------------------------------------116


От редактора

 

Педагогическая психология изучает психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения, возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также психологические проблемы самой педагогической деятельности (психология учителя). Вышеназванные проблемы вызывают большой интерес не только у педагогов, но и у широкого круга читателей. Совершенно очевидна значимость этих знаний как для педагогов со стажем, так и для студентов.

Использование педагогами и студентами специальной психологической литературы часто бывает малоэффективным потому, что специальные пособия (по педагогической психологии) сложны для педагогов и студентов, зачастую не освещают в доступной форме именно тех вопросов, которые особенно необходимы педагогу в его практике. Таким образом, составление такого пособия потребовало учета некоторой специфики.

Имея опыт преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе, мы положили в основу данного пособия курс лекций, которые читаются нами студентам, а также педагогам – практикам.

В данном пособии мы остановились не только на вышеназванных проблемах, составляющих фундамент педагогической психологии, но нами были допущены некоторые отступления от общепринятого в учебниках плана изложения материала.

Нами написана специальная глава «Проблема профессиональной деформации педагога», в которой рассматривается синдром эмоционального выгорания, а также факторы, приводящие к деформации личности педагога. Этот материал является очень актуальным для педагогов, но мало освещен в психологической литературе

В главе «Помощь учащимся в преодоления трудных жизненных ситуаций учащимися» подчеркивается необходимость ознакомления педагогов с трудными эмоциональными состояниями и способами работы с ними. Рассматриваются внутренние конфликты, психологические защиты, их виды и классификации.

Особая глава посвящена межличностным отношениям в педагогическом коллективе. В ней поднимаются очень актуальные проблемы: психологическая совместимость и несовместимость участников взаимодействия, психологические причины затруднений в формировании позитивных отношений.

Мы надеемся, что излагаемый материал будет способствовать формированию гуманистического мировоззрения у педагогов и студентов, и вооружит их специальными знаниями для построения действенного педагогического процесса, направленного на развитие творческой личности, облегчит решение многих вопросов, связанных с педагогической деятельностью,

Каждая глава включает в себя теоретическое введение, которая поможет студенту лучше разобраться в материале и практическая часть, в которую вошли задания, способствующие выработке у студентов навыков проведения психологических экспериментов, умения решать и анализировать психологические задачи и ситуации, проводить коррекцию эмоционального состояния.

Практические задания рекомендуются для самостоятельной работы, как во внеурочное время, так и на занятиях.

На последних страницах пособия приведены списки основной и дополнительной литературы. Литература из основного списка поможет подготовиться по основным теоретическим вопросам, а дополнительной литературой, указанной в каждой теме, могут воспользоваться желающие, глубже изучить соответствующий вопрос и ознакомиться иногда и с другим его пониманием. Уже одно знание того, что по данному вопросу есть специальные работы, будут способствовать расширению кругозора, пользующихся учебным пособием «Педагогическая психология».

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

КАРЛ РОДЖЕРС: «ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ…» [1]

Ø Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

Ø Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватает ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

Ø Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

Ø Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

Ø В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который может столкнуть детей с людьми и сих внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

Ø Смог ли я бы принимать и поддерживать нарождающиеся в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

Ø Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства.

РАЗДЕЛ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.)