Менеджмент как часть социального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент как часть социального управления



 

В фундаментальном Оксфордс­ком словаре английского языка ме­неджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навы­ки. Все эти характеристики должны быть присущи и социальному педагогу. Не случайно по многим предметным специализациям специальности соци­альная педагогика он проходит как ме­неджер: «менеджер досуговой сферы», «менеджер физкультурно-оздорови­тельной работы» и т. д.

Однако чтобы стать таковым на профессиональном уровне, необходи­мо пройти серьёзную специальную подготовку, так как профессионализм формируется на основе специальных знаний. Сегодня в России ещё нет усто­явшейся системы подготовки менед­жеров образования как профессионалов. Проблемы, связанные с организа­цией работы менеджеров в сфере об­разовании в целом и в конкретных об­разовательных учреждениях пока недостаточно исследованы и разработаны. Все источники, рассма­тривающие менеджмент в образовании, статусом менеджера наделяют в основ­ном руководителя образовательного учреждения или руководителя какого-либо управленческого органа. Но и ру­ководители как менеджеры, готовятся у нас пока не столь основательно. Зна­ния о менеджменте они получают не в специальных учебных заведениях, а в основном на краткосрочных курсах повышения квалификации или путём самообразования.

В Государст­венном образовательном стандарте высшего профессионального образо­вания специальности 031300 - соци­альная педагогика (2005 г.) дано оп­ределение социального педагога как социального менеджера. Таким образом, оно отражает новый взгляд на подготовку специалистов по социальной педагоги­ке, которая сегодня должна осуществ­ляться с учётом её взаимосвязей с уп­равленческими науками.

Появление профессии «социальный педагог» связано с началом формиро­вания в России социальной педагогики как научной дисциплины в 90-х годах прошлого века. Все научно-методические источ­ники, рассматривающие проблемы раз­вития социальной педагогики, отмечают её междисциплинарный характер. При этом подчёркиваются её взаимосвязи с таки­ми научными дисциплинами, как соци­альная философия, социология, социальная психология, социальное право, социальное управление, социальная медицина и другими.

Начало эволюции управленчес­кой мысли связывается в теории с пер­вой работой Ф. Тейлора «Основы науч­ного менеджмента» (1911 г.). С тех пор разработано множество различ­ных моделей менеджмента, анализ ко­торых подтверждает наличие много­численных связей между социальной педагогикой и социальным управлени­ем. На общефилософском (гносео­логическом и мировоззренческом) уровне методологии социальная педа­гогика и социальное управление объединены, прежде всего, областью «соци­ального». Это не просто знаковое сло­во в понятиях, а своеобразный общий знаменатель двух наук, связанный с философскими учениями об общест­ве, закономерностях общественного развития и о человеке как главной це­ли этого развития, как о субъекте и объекте общественных отношений.

Эти науки взаимосвязаны не только социальной направленностью. Анализ показывает, что на дисципли­нарном уровне методологии именно социальное управление является той основой, которая определяет про­блемное поле социальной педагогики: её объект и предмет, целевые установ­ки, предметное содержание, основные направления его развития в теории и на практике, принципы и методы ре­ализации. Можно сказать, что теория социального управления составляет сегодня ту базу социально-педагоги­ческого знания, опираясь на которую можно сконструировать управленчес­кую концепцию профессии социаль­ного педагога.

Особенность социально­го управлениясостоит в том, что субъ­ектом и объектом этой науки является человек. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качествен­ной специфики, совершенствования и развития имеет своей целью улуч­шение жизни человека и создание условий для его социаль­ного благополучия.

Центром социально-педагогиче­ского знаниятакже является человекс его поведением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценно­стям. Объектом социально-педагоги­ческой теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных ха­рактеристик, предметом — педагогиче­ские аспекты его социального станов­ления и развития, приобретения соци­ального статуса, социального функцио­нирования, а также поддержание до­стигнутых и восстановление утрачен­ных социальных характеристик. При этом конечная цель социально-пе­дагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучиеличности. Причём разница в методах достиже­ния целей невелика, у социального уп­равления и социальной педагогики и здесь много общего.

Показателен и тот факт, что мно­гие методы социально-педагогической деятельности определяются классичес­кими принципами управления. Конкретные управленческие воз­действия на общество осуществляются через социальный менеджмент.В пере­воде с английского это слово означает «управление».В последнее время поня­тие «менеджмент» стало обычным в на­шей управленческой литературе и проч­но вошло в российский управленческий обиход. Нередко эти два термина «уп­равление» и «менеджмент» употребля­ются как синонимы. Однако они имеют существенные смысловые различия. Ме­неджмент является частью социального управления. Он определяется и как конкретный вид управленческой деятельности, и как категория людей, уча­ствующих в управлении организациями, и как особая профессия, которая разви­вается по мере обособления различных элементов процесса труда.

В психолого-педагогическом на­следии А.С. Макаренко предстаёт пе­ред нами как педагог-ру­ководитель. Много внимания в его работах уделено принципам и технологиям централизации, едино­началия, длительности педагогическо­го коллектива.

Знаменательно, что осмысление нашим выдающимся соотечественни­ком всех педагогических принципов и технологий идёт в русле классичес­кого менеджмента. Возьмём для срав­нения 14 знаменитых принципов ме­неджмента Анри Файоля - представите­ля классического менеджмента:

раз­деление труда; полномочия и ответст­венность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознаграж­дение персонала; централизация; ска­лярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабоче­го места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

Общность уп­равленческих принципов А. Файоля и А.С. Макаренко говорит о близости взглядов великого педагога идеям классического менеджмента. И для нас исключительно важно здесь то, что он осмысливал свою методику работы с детьми и педагогами именно с управ­ленческих позиций (2).

Особенности социально-педаго­гической деятельности, связывающие её с социальным менеджментом, находят своё выражение в социальной роли педагога, которая реализуется в работе с различными категориями населения, и в его разных должностных полномочиях. Поле дея­тельности социального педагога - са­мые разные области социальной сфе­ры. Это образовательные учреждения разных типов, социальные службы и организации, где он может быть пе­дагогом-руководителем (менеджером) любого уровня: воспитателем, методи­ческим работником, руко­водителем творческого объединения, организатором досуга, администрато­ром и т.д. Каждая из этих должнос­тей - самостоятельная область дея­тельности в общем педагогическом процессе и требует не только педаго­гических, но и управленческих знаний и умений, без которых невозможно ор­ганизовать коллективную и индивиду­альную деятельность, руководить людьми и строить межличностные от­ношения.

Менеджмент ставит своей це­лью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управ­ления, пригодные для любой челове­ческой организации и сферы деятель­ности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управле­ния; разработка конкретных меропри­ятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразде­лений внутри организации; совершен­ствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятель­ности и т.д.. Все эти действия прису­щи и деятельности социального педа­гога, особенно если он занимает руководящие позиции в организации или учреждении. Они объединяются в функции управления, которые в тео­рии рассматриваются как этапы или относительно самостоятельные виды управленческой деятельности. Эти функции выполняются конкретными лицами, являющимися специалистами в деле управления. Потому не случай­но в менеджменте всегда подразуме­вается фигура «менеджера» - субъ­екта управления, действующего в не­которой организации.

Эта профессия сегодня находит своё место во многих областях соци­альной сферы. Однако в области об­разования она официально не обозна­чена, и должности менеджера нет в штатных расписаниях образователь­ных учреждений. Но предпосылки её формирования на уровне этих учреж­дений появились ещё в 1970-е годы с выделением управленческих функ­ций в работе руководителей школ. В 1975 году Ю.А Конаржевский обо­значил функции внутришкольного уп­равления: педа­гогический анализ, планирование, ор­ганизация, внутришкольный контроль и регулирование (1).

В 1990-е гг., когда начинает ак­тивно разрабатываться теория внутришкольного менеджмента, в педагоги­ческой литературе появляется термин «менеджер образования». Но по­скольку образование является частью социальной сферы, по сути своей — это «социальный менеджер». В 1995 году вышел в свет «Справочник мене­джера образования», в котором выде­лены три группы (уровня) менеджеров образования:

1. высший уровень - админис­тративный персонал образовательного учреждения и органов управления об­разованием;

2. средний - руководители ме­тодических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования, которые не наделены вла­стными полномочиями, но для успеха деятельности должны обладать большой профессиональной компетентностью;

3. нижний - учитель как орга­низатор управления учебно-познава­тельной деятельностью учащихся; классный руководитель как организа­тор управления формированием и раз­витием личности. На основе общих функций ме­неджмента П.И. Третьяковым выделены такие функции менеджера образова­ния: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-про­гностическая, организационно-испол­нительская, контрольно-диагностичес­кая, регулятивно-коррекционная.

Чтобы показать близость долж­ностных обязанностей социального пе­дагога рассмотрим их содер­жание в сравнении (см. таблицу).

 

Соотношение управленческих функций менеджера образования и должностных обязанностей социального педагога
Содержание управленческих функций менеджера образования Должностные обязанности социального педагога
Информационно-аналитическая функция: самоанализ собственной управленческой дея­тельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся.   Изучение психолого -медико - педагогических особенностей личности обучающихся (воспи­танников, детей). Выявление интересов и потребностей, проблем, конфликтных ситуаций, откло­нений в поведении детей. Изучение особенностей окружающей микро­среды, условий жизни.
Мотивационно-целевая: выбор цели; определение стратегических и тактических задач; мотивация педагогов и учащихся на достижение цели; превращение мотивов в мотивы-цели. Определение задач деятельности педагогов и учащихся по достижению целей. Организация различных видов социально- цен­ностной деятельности детей и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив.
Планово-прогностическая: разработка программ достижения цели, ком­плексно-целевое планирование.   Участие в разработке и утверждении проектов и программ. Определение форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем воспитанников.
Организационно-исполнительская: деятельность по формированию и регулирова­нию определённой структуры организованных взаимодействий для эффек­тивного достижения цели.   Организация реализации проектов и программ. Осуществление комплекса мероприятий по воспи­танию, образованию, развитию и социальной за­щите детей в учреждениях и по месту жительства. Осуществление мер по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.Работа по трудоустройству, патронаж. Взаимодействие с учителями, родителями и лица­ми, их заменяющими, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями и т.д.
Контрольно-диагностическая: установление соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на ди­агностической основе общегосударственным требованиям, нормативам.   Забота об охране жизни и здоровья воспитанников (контроль за созданием условий жизнеобеспечения). Работа по обеспечению жильём, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкла­дов воспитанни­ков из числа сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (контроль за соблюдением прав ребёнка).
Регулятивно-коррекционная: внесение кор­ректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания её на запрограммированном уровне.   Посредничество между подопечными и учреж­дением, семьёй, средой, специалистами раз­личных социальных служб, ведомств и админи­стративных органов. Помощь в установлении гуманных, гармоничных отношений в социальной среде. Содействие созданию обстановки психологи­ческого комфорта и безопасности воспитан­ников. Своевременное оказание детям социально-пе­дагогической помощи и поддержки.  

 

В таблице обозначены функции менеджера высшего уровня, то есть руководителя, но, тем не менее, их бли­зость к обязанностям социального пе­дагога очевидна. Социальному педаго­гу по роду своих обязанностей прихо­дится руководить взаимоотношениями участников педагогического процесса, контролировать и регулировать состо­яние этого процесса, проводить боль­шую организационную работу с детьми и педагогами.

Подготовку педагога-менеджера необходимо начинать при обучении студента в вузе, где он сможет освоить особенности менеджмента на разных уровнях образования и в связи с раз­ными должностными обязанностями в образовательных учреждениях раз­личных типов и видов.

Изучение данного вопроса в формате дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» может помочь молодым специалистам в адаптации к условиям рыночной экономики, в которых суще­ствует современная система образова­ния. Хотелось бы, чтобы специфика подготовки социаль­ного педагога как социального менед­жера была более основательно учтена при разработке государственных обра­зовательных стандартов третьего по­коления по специальности социальная педагогика, потому что это проблема не одного, а всех социальных вузов.

Список использованной литературы:

1. Санникова Н.Г. Идеи социального менеджмента в теории и практике А. С. Макаренко //Социальная педагогика.-2006.-№2.-С.39-46.

2.Санникова Н.Г. / Теория социального управления как методологическая основа социально-педагогической деятельности //Социальная педагогика: традиции и инновации [Текст]: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009г., Екатеринбург/Урал.гос.пед.ун-т; под ред. М.А. Галагузовой.-В 4-ч.: Ч.1.-С.143-150.

Задания к практическому занятию:

1.Дайте определение понятиям: менеджер, педагог-менеджер, содержание управленческих функций, элементы социального управления.

2.Составьте краткий план - конспект ответа на вопрос: « Социальный педагог, как менеджер: технология социального планирования и управления».

Проблемные вопросы и задания:

1.Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Почему социальному педагогу необходима подготовка в качестве менеджера?».

2.Почему в настоящее время актуальной является проблема использования в профессиональной деятельности социального педагога функций менеджера? Подготовьте аргументированный ответ.

Задания по УИРС, НИРС:

1.Составьте глоссарий по теме «Менеджмент в образовании».

2.Подготовьте аннотацию учебника или пособия «Менеджмент в образовании».

 

Планирование в деятельности социального педагога.

Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

Основные принципы планирования:

Целенаправленность (определенная целевая установка деятельности на конкретный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);

Перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая);

Объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта управления);

Комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм и методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);

Оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);

Скоординированность, согласованность (соотнесение их координация плана работы отдельных структур, подразделений объекта управления друг другом);

Коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

Конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей).

Цель планирования работы социального педагога – выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами – с другой; установка сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

В работе социального педагога различают перспективное, календарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от года до трех лет), исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Аналитическая записка отражает состояние жизни воспитанников учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов и учреждения в решении проблем социальной жизни ребенка.

Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс: с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника; с другой – процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности.

В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.

Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц (см. таб.2), он помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.

 

Фрагмент календарного плана [ 1].

Направления и формы социально-педагогической работы Дата и место Ответственный
1.Профориентационная работа Тестирование девятиклассников, Сбор, анализ информации о профессиональных перспективах учащихся старших классов, выступление на родительском собрании 10.10 (центр по труду и занятости населения) 28.10. актовый зал Классный руководитель, Социальный педагог
2.Совершенствование контактов с многодетными родителями Выявление наиболее активных родителей, способных самостоятельно решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий;   Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации;     Подготовка письма в районную организацию «Большая семья», совещание с активом по планированию работы   7.10 (каб. 23)     14.10. (каб. 37)   21.10. (каб. 23)   Классные руководители, Социальный педагог     Соц. Педагог, зам по ВР, Класс. руководители,     Соц. Педагог, зам по ВР, Классные руководители, представители общественной организации «Большая семья»

План-график на день. Существую дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время.

 

Возможный вариант Плана-графика на день.

День Время Содержание деятельности и формы работы
Понедельник 8.30-9.00   9.00-10.00     10.00-13.00   14.00-15.00     15.00-16.00 День посвящен работе с детьми, состоящими на ВШК.   Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику),   Контроль за посещением уроков школьниками, состоящими на ВШК     Встречи с завучем, учителями, классными руководителями по поводу детей, уклоняющихся от обучения, посещения уроков     Собеседование с детьми, имеющими отклонения в поведении   Оформление документации

Кроме того, социальный педагог составляет планы конкретных мероприятий. Необходимо указать цель и задачи, место и время, ответственных за проведение всего мероприятия или отдельных его частей.

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится предмет деятельности к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода, от выбора эффективных путей и средств достижения цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.5 (0.036 с.)