Социально-педагогическая коррекция и реабилитация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация



 

Коррекция – (от лат. correctio- исправление) – система специальных и

общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучения - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнения его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Социально – педагогическая коррекция - деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника.

Основные функции коррекции (по А. И. Кочетову):

- восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

- компенсаторная - формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей деятельности;

- стимулирующая - активизация положительной социально-полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;

- исправительная -исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, включение в группу поддержки).

Особенности социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростка проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта подростка. С другой стороны - объектом ее внимания выступают дети, получившие нежелательный жизненный опыт и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Коррекционный процесс отличается от психотерапии тем, что ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни трудности, проблемы социального характера; в данном случае воздействие направлено на изменение поведения и развитие личности. Коррекционное воздействие имеет дело с уже сформировавшимися видами поведения и направлено на их «переделку». Исходя из этого, коррекция как метод комплексного воздействия на подростков для изменения его жизненных установок и навыков поведения предполагает формирование новых конструктивных взаимодействий личности с группой.

Как известно, в структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

1) мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;

2) эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;

3) процессы саморегуляции;

4) когнитивная переработка информации;

5) внешне наблюдаемые проявления и действия.

Достижение позитивных поведенческих изменений в конкретном направлении является целью коррекции агрессивного поведения. Коррекционная работа осуществляется в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. При этом используются разнообразные приемы: ролевые игры, игровые упражнения, тренинги в повседневной жизнедеятельности, позитивное подкрепление, групповые дискуссии, способы самоконтроля.

Тактика коррекционных воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом – включить агрессивные действия в контекст игры; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия. Исходя из данных заключений, предполагается, что коррекция включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:

1) коррекция через игру;

2) через творческое самовыражение;

3) через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт);

4) через участие в тренинговой группе;

5) коррекция с помощью поведенческих методов.

Компенсация - (от лат. compensatio - возмещение, уравновешение) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций. Компенсаторные возможности организма ребенка проявляется на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Реабилитация социальная (от лат. rehabilitatio – восстановление) – этопроцесс включение ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации – это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечении недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Реабилитация проходит в несколько этапов:

- определение исходного реабилитационного потенциала (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая);

- составление индивидуальной комплексной программы реабилитации (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая);

- реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая);

- выдача рекомендаций воспитаннику (социально-бытовая; медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая).

Ведущий метод реабилитации - создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Основные этапы реабилитационной работы (по А. Б. Кугану):

I. Определение исходного реабилитационного потенциала:

1.Социально – бытовой аспект развитие навыков социально – бытового самообслуживания;

2.Медико – физиологический аспект–первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;

3.Медико – психологический аспект – выявление острых психологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния, патопсихологическое исследование нарушений психического развития;

4.Педагогический аспект– определение уровня образовательной подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем;

5.Социально – трудовой аспект– выявление отношения к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.

II Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

1.Социально – бытовой аспект – адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально – бытовое обучение и воспитание;

2.Медико – физиологический аспект – периодическое медицинское обследование, назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического лечения, направление на санаторно – курортное лечение;

3.Психологический аспект – периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое консультирование, включение в группу психологического тренинга;

4.Педагогический аспект– реализация индивидуального плана обучения и воспитания;

5.Социально – трудовой аспект – профессиональная ориентация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.

4.4. Социально-педагогические методы профилактики

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Три уровня социальной профилактики:

- общесоциальный (общая профилактика) – предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п.

- специальный (социально-педагогическая профилактика) – целенаправленное воздействие на негативные факторы связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

- индивидуальный (индивидуальная профилактика) – профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения (процесс приспособления личности к меняющимся условиям).

Выделяют два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации. В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику, как школьной дезадаптации, так и социальной.

Основные направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:

- раннее выявление детей группы риска;

- консультативно - разъяснительная работа с родителями и педагогами;

- мобилизация воспитательного потенциала среды;

- работа с референтной группой;

-социально - педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;

привлечение необходимых специалистов.

Социально - педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности. В качестве примера представляем реализацию Программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ в ГОУ СОШ №1253 г. Москвы (http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html).

 

Задания к практическому занятию:

1.Используя межпредметные связи с дисциплиной «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», подготовьте характеристику детей с нарушениями развития и поведения.

2.Дайте характеристику методов работы социального педагога в ОУ разных видов/типов

3.Раскройте содержание понятий «коррекция», «адаптация», «дезадаптация», «компенсация», «реабилитация».

Проблемные вопросы и задания:

1.Познакомтесь с Программой по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (Интернет-ресурсы). Проведите анализ проектирования как метода профилактической работы по данной теме.

2.Приведите примеры использования методов проектирования, моделирования и программно-целевого управления в работе социального педагога при реализации им профилактической функции.

Задания по УИРС, НИРС:

1.Разработайте программу профилактики: школьной дезадаптации, педагогической запущенности, межличностных конфликтов и т.д. различных категорий детей в ОУ (на выбор). Рекомендуем разработать программу, которая соответствовала бы теме курсовой и/или квалификационной работы.

Список рекомендованной литературы:

 

1.Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с

2.Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.]; ред.: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М: Академия, 2007. - 191 с.

3.Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. В. Василькова. - М.: Академия, 2009. - 159 с.

4.Педагогическая технология [Текст]: учеб. пособие для студ. и преп., учителей / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 223 с.

5.Педагогика [Текст]: учебник для студ. пед. учеб. заведений / ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 608 с.

6.Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2006. - 208 с.

7.Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб. пособие для средних пед. учеб. заведений [Гриф Минобразования РФ] / Л. И. Аксенова. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

8.Справочная книга социального педагога [Текст]: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2008. - 480 с.

9.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.111.22 (0.034 с.)