Социально-педагогическая работа - особый вид взаимодействия, ориентированный на преодоление проблемных ситуаций ребенка в социуме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая работа - особый вид взаимодействия, ориентированный на преодоление проблемных ситуаций ребенка в социуме



(Источник: Расчетина С.А. Социальная педагогика – развивающаяся область образования. Учебн. пособие. - Псков, 1998.-204с.)

Социально-педагогическую работу можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого, цель которого состоит в совместном решении социальных проблем Взаимодействие - сложный процесс. На уровне анализа в нем можно выделить три составляющие, значимые для понимания сущности работы с социально-незащищенным ребенком: деятельность, общение, отношение.

Категория деятельности является одной из ключевых в понимании сущности человека. Предметом деятельности социального педагога является поле социальных проблем ребенка, конкретная социальная проблема, травмирующая его личность, и способ ее преобразования. Как правило, проблема имеет "многослойное" строение. Она, с одной стороны, персонифицирована в личности как озабоченность и беззащитность ребенка перед лицом жизни, и трансформирована в особый узнаваемый облик лишенного заботы, незащищенного ребенка, с другой стороны, она растворена в общей ситуации его развития, дает о себе знать нарушением значимых связей и отношений.

Цель социально-педагогической деятельности направлена на распознание и решение многослойной социальной проблемы ребенка. Качественное своеобразие цели состоит в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но скорее как эмоционально-чувственное переживание недостаточности социальной ситуации для развития ребенка. Эмоциональный фон формируется не только в процессе деятельности, но до ее начала, создавая особую преднастройку к решению проблемы. Эмоция сопереживания ребенку предвосхищает цель, создает особые движения души ему навстречу. Эти движения души и есть то, что называется целенаправленными действиями духовного плана, действиями заботы и защиты. Это чувственная основа, в которой укореняются все другие рациональные действия, направленные на преобразование ситуации. Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности, могут быть на уровне анализа условно разделены на несколько групп:

- собственно социальные действия, связанные с проявлением заботы о ребенке (имеется в виду забота о физическом, психическом и нравственном здоровье личности);

- собственно психологические действия, связанные с преодолением эмоциональных и смысловых барьеров (имеется в виду восстановление психического равновесия);

- собственно педагогические действия, связанные с разумной организацией его жизнедеятельности (имеется в виду социальное воспитание ребенка). Социально-педагогическая деятельность, таким образом, выступает как сплав действий нескольких видов. Действия первой группы уподобляются почве, обеспечивающей возможность реализации действий второй и третьей группы.

Можно сказать, что социальный педагог осуществляет процесс воспитания социально незащищенного ребенка в трех лицах: как социальный работник (специально организуемая социальная забота), как практический психолог (оказание психологической поддержки), как педагог (развертывание процесса социального воспитания). Этим его деятельность отличается от деятельности собственно педагога, где удельный вес и соотношение действий первой, второй и третьей группы может быть иным, поскольку дети, с которыми он имеет дело, живут в целом в условиях социальной заботы, защиты и психологического комфорта.

Можно сказать также, что социальный педагог, создавая ситуацию заботы о ребенке, обеспечивает тем самым условия для деятельности практического психолога и обычного педагога.

Средства в системе социально-педагогической деятельности. Совокупность эмоциональных и рациональных действий, осуществляемых социальным педагогом, выступает как особое средство решения проблемной ситуации ребенка. Это средство неотделимо от его личности. Условно будем считать, что средством выступает духовное движение социального педагога навстречу ребенку, бессознательно оформляемое им в поступок добродеяния, несущий информацию о возможности получить поддержку и помощь.

Посредством своих действий социальный педагог вместе с ребенком конструирует желаемое будущее, особую социальную реальность, ситуацию защищенности, то есть мудрого отношения к жизни и понимания того, как надо решать проблему.

Структура социально-педагогической работы органично включает в себя коммуникативный аспект, в широком смысле слова она может рассматриваться как особая субъект-субъектная коммуникация, в которой происходит обмен мыслями, чувствами, поступками. По сути дела именно в процессе общения может произойти раскрытие, «обнажение» внутреннего мира и ребенка, и педагога, глубокое понимание проблемы. Сложность субъект-субъектного отношения в рамках социально-педагогичской деятельности состоит в том, что в него вторгается проблема, затеняющая смысл происходящего.

Педагог, осуществляющий общение с социально незащищенным ребенком, может почувствовать себя коммуникативно-некомпетентным, если не овладеет умением распознавать проблему и интуитивно чувствовать логику развертывания процесса общения, направленного на ее решение. В этом смысле цель коммуникации в процессе решения проблемы очень значима. Общение выступает важным средством распознания проблемы. Сам же процесс общения рассматривается как одно из необходимых средств решения проблемы в ее полном объеме: действия общения несут ребенку информацию о потребности педагога оказать помощь. Посредством общения ребенок усиливает себя, выращивает в себе те жизненные силы, которые позволяют ему справляться с обстоятельствами, то есть становиться внутренне защищенным. Это в конечном итоге и выступает необходимым результатом коммуникативного контакта.

Поле коммуникации социального педагога значительно расширено благодаря тому, что он должен вступать в деловые контакты с большой группой лиц, от которых зависит жизнь ребенка (родители, опекуны) и которые обеспечивают его защиту в разных сферах жизни (учителя, юристы).

Характеристика взаимодействия с ребенком будет неполной, если не остановиться на понятии отношения. Социально незащищенный ребенок живет в ситуации нарушенных отношений и поскольку преобразование ситуации возможно только на пути их восстановления. В социальной педагогике сложились альтернативные подходы к осуществлению отношений с ребенком. Один из подходов связан с понятием активного отношения педагога, оказывающего ребенку полнокровную поддержку, заявляющего о желании взять часть проблем на себя, поощряющего ребенка к пересмотру своих жизненных взглядов: перестройке способов поведения (открытая позиция воспитателя).

Второй подход ориентируется на положения гуманистической психологии, разрабатывающей теорию помогающего отношения. Здесь разрабатывается стратегия поиска самим ребенком путей выхода из проблемных состояний, наиболее полно соответствующим его личностному миру, особенностям мировосприятия, склонностям, интересам (скрытая позиция воспитателя).

Первый подход ориентирован на представление о том, что социальный педагог как специалист своего дела знает возможные путивыхода из ситуации. Второй путь ориентирован на представление о том, что только сам ребенок может интуитивно при поддержке педагога найти путь выхода из кризиса.

Таким образом, социально-педагогическое взаимодействие обладает качественным своеобразием процессов деятельности, общения и отношения, составляющих его основу. Исследованиями доказано, что некачественные характеристики коммуникации могут перечеркнуть деятельность по преодолению проблемы, что несложившиеся отношения срывают каналы коммуникации. В этом смысле взаимодействие взрослого и ребенка, совместно решающих проблему, надо рассматривать как целостный процесс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)