Понятие группы и группового поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие группы и группового поведения.



Понятие группы трактуется по-разному.

Одни исследователи выделяют условные группы, т.е. считают группу условным объединением, необходимым для анализа и статистического учёта.

Другие считают группу реальным образованием, где имеет место единица деятельности, определённость условий, обстоятельность признаков.

Классификация групп может быть различна.

Малая группа – это 2 или более лиц (не более 30), взаимодействующие между собой так, что каждое лицо оказывает влияние на других и находится под влиянием других лиц.

Основные характеристики группы:

1. состав, т.е. набор характеристик по полу, возрасту, проф. Принадлежности.

2. структура, которая определяется целями исследования, условиями.

3. групповые процессы, т.е. роли, статус, процессы коммуникации, интеракции, процессы сплочения, группообразования, формирование, давление, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений группой.

4. групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного поведения.

Состав группы, нормы и процессы определяют потенциал группы, который проявляется в совместной деятельности.

Деятельность считается совместной если:

1. у работников единая цель, общая мотивация, общие конечные результаты.

2. если деятельность разделена на функционально связанные составляющие, которые распределены между участниками.

3. имеет место объединение индивидуальных видов деятельности и согласованное их выполнение т. е. наличие управления и самоуправления.

4. пространственно – временное единство выполнения разными участками распределённых между ними составляющих деятельности.

Формы совместной деятельности:

1. совместно - индивидуальная деятельность (бригада станочников);

2. совместно – последовательная деятельность (конвейер);

3. совместно – взаимодействующая (строительная бригада);

4. совместно – творческая.

В функциональных подразделениях организации отечественные исследователи выделяют три уровня взаимосвязанности работ:

1. параллельно – индивидуальная;

2. кооперативно – индивидуальная;

3. кооперативно сетевая – деятельность одних невозможна без одновременной или предшествующей деятельности других.

Задача менеджера формировать деловые связи. Совместная деятельность более успешной становится в условиях интеграции, которая достигается когда усилия и действия каждого участника подчиняются нормам и задачам группы как целого. Именно в ходе интеграции происходит объединение разрозненных действий в коллективную деятельность – сотрудничество.

Внутренним механизмом сотрудничества является кооперация, которая предполагает объединение усилий членов группы и специализацию, координацию действий.

Специализация меняется по мере того, как участники начинают пробовать себя в разных ролях.

Координация действий возможна только в условиях согласования и упорядочивания действий сотрудников. В группе так же могут отслеживаться коллективистские или индивидуальные отношения. Лидерство может быть официальным и неофициальным.

При индивидуальном труде часто проявляется замкнутость и отчуждённость.

Именно в групповой работе руководителю проще стать лидером, если его поведение соответствует принятым в группе нормам, и он «погружается» в работу группы.

При индивидуальной работе руководитель становится лишь связующим звеном, осуществляя распределение, планирование и контроль работ.

Руководитель обязательно должен быть авторитетным специалистом при индивидуальной работе.

В малой группе важно чтобы лидер своими качествами компенсировал качества своих сотрудников.

В этом случае ему доверяют подчиненные, а он оправдывает их ожидания. Это состояние называется эффектов взаимного – компенсаторного сотрудничества.

В исследованиях выявлена следующая закономерность:

- чем ниже группа по уровню своего развития, тем меньше требований предъявляет к лидеру, самоуверенность, жёсткость, агрессивность со стороны лидера, что является справедливым.

- чем выше группа по уровню своего развития тем набор качеств у лидера должен быть оптимальнее.

Факторы группового поведения:

2 открытия:

-соревнования

- хатторнские эксперименты

В ходе исследований выявлены тенденции к увеличению производительности труда в условиях совместной деятельности на 35-40% по сравнению с индивидуальным трудом, и на 10% в условиях соревнования.

В хатторнских экспериментах так же показано, что производительность труда зависит от групповых норм в условиях межличностных отношений.

В последующих исследованиях выявлена закономерность: групповая норма может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

Развитие групповых моделей поведения определяют следующие факторы:

1. профессиональной сработанности, которая формируется совместной работой и проявляется том, что тем группам где она имеется присуща взаимозаменяемость, взаимодополняемость, взаимоответственность.

Этот фактор дополняется удовлетворённостью работников своим трудом, который в свою очередь может компенсировать некоторые ограничения, издержки, связанные с личностными особенностями человека, и с недостатками в условиях труда и в организации.

2. межличностная совместимость, которая предполагает увязку профессиональных интересов в групповом поле деятельности. Она предполагает психологическую готовность к сотрудничеству.

3. морально – психологическая сплочённость, при которой формируются нормы взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о себе.

Факторы профессиональной сработанности и морально – психологической сплочённости составляют ядро группы.

 

Рисунок 19 - Модели группового поведения (методология Ю.Д. Красовского)

 

Проф. срабатываемость

 
 

 


межличностная совместимость морально – психологическая

сплочённость

 

Проф. согласованность

 

Характерно сегодня

Что может быть

 

 

Сильная группа имеет оба эти фактора, которые смещены пропорционально, а это и есть показатель высшего профессионального развития группы во главе с лидером.

Если один из факторов под влиянием лидера будет актуализирован, то это уже менее развитая группа, деловые отношения уже не будут главными, т.е. неизбежны конфликты и люди не будут заняты делом.

В менее развитых группах руководитель не всегда лидер, что сказывается на результативности труда группы.

Успешность или неуспешность труда группы характеризуют целеустремлённость идемократичность, продуктивность и удовлетворённость результатами труда.

Так же есть и ситуативные переменные: груповой уровегь притязаний, взаимодействия с другими профессиональными группами, лидерские позиции, групповые нормы, и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)