Педагогическое проектирование как одна из форм обобщения педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое проектирование как одна из форм обобщения педагогического опыта



Примерный порядок действий

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Критерий Содержание требования Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели. Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться. Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися. Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично. Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.
1. Актуальность Необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для развития практики образования: - Наличие проектной проблемы - Аргументированность авторских идей - Обоснованность социальной значимости - Профессиональная востребованность
2. Инновационность Новизна результатов практики образования и способов их достижения: - Новизна содержания, технологии и др. - Оригинальность идей - Возможность распространения и внедрения - Прогнозируемые социокультурные последствия
3. Реалистичность Влияние, которое оказывают результаты проекта на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и обучения, организацию образовательной деятельности и т. п.: - Прогнозируемые результаты - Ресурсная обеспеченность - Эвристический потенциал (эвристический – самостоятельное нахождение решения проблемы через систему наводящих вопросов)

Виды педагогического творчества
Педагогическое творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения. На другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.  
Индивидуальное исследовательское задание  
Создание нового педагогического опыта  
Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику  
Научная статья  
Оформление творческой методики  
Кандидатская диссертация  
Реферат  
Методические рекомендации  

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Создание нового педагогического опыта   Наиболее распространённым видом творческого поиска учителя является создание передового педагогического опыта на научной основе и при активном использовании научных методов исследования. Каковы критерии передового педагогического опыта? 1. Соответствие педагогического опыта ведущим идеям современной педагогической науки и главным направлениям практических поисков учительства в стране. Опыт не может быть передовым, если он опирается на устаревшие педагогические концепции. Именно новые педагогические идеи оплодотворяют творческие поиски учителя, предохраняют его от ошибок, сокращают время создания новых практических решений, способствуют использованию опыта в массовой практике. 2. Опыт является передовым, если по сравнению с существующими методами обучения и воспитания он более рационален, требует меньших затрат времени педагога и вызывает большую активность самих учащихся, приносит удовлетворение и учителю и учащимся, делает последних активными помощниками творческих поисков учителя, т. е. происходит сочетание творчества учителя и творчества учащихся. 3. Передовой опыт должен органически включаться в общую систему педагогической деятельности в школе и повышать эффективность всей учебно-воспитательной работы, хотя может решать и частную задачу. Нельзя считать опыт достойным распространения, если он фрагментарно решает какую-то одну педагогическую задачу без одновременного решения ведущих задач обучения и воспитания, таких, как воспитывающее и развивающее обучение, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, активное участие личности в воспитательном процессе, творческий характер деятельности учащихся и др. 4. Передовой педагогический опыт связывает внешние условия с внутренними факторами развития личности, педагогические воздействия с побуждением к активности самого ученика. Так, например, работа по формированию общественного мнения продуктивна, если развивает самосознание школьников; содержание обучения способствует усилению мотивации учения; методы обучения побуждают к самообразованию; культура речи учителя развивает логику мышления и культуру речи школьника и т.д. 5. Обобщение опыта – это всегда целенаправленное его формирование в интересах общего роста педагогического мастерства коллектива учителей и воспитателей: надо чётко определить, что именно из имеющегося опыта наиболее ценно и важно, что можно учесть в учебно-воспитательной работе школы в первую очередь, т.е. выработать стратегию использования опыта в интересах роста педагогического коллектива. Иногда на этой основе в годовой план работы включается раздел «Методическое творчество педколлектива», где помещаются рекомендации по ознакомлению с опытом учителей, обсуждение его ценных результатов и принятие решения о его внедрении. Важно выяснить, какие учителя в состоянии воспроизвести, углубить, усовершенствовать или творчески использовать данный педагогический опыт, какую предварительную работу с ними провести, чтобы они были в состоянии использовать достижения своих коллег.
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?
    Тема Как это назвать? Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования. В ее формулировке непосредственно или потенциально должен содержаться вопрос, ответа на который еще нет в науке, и потому требуется проведение соответствующего научного исследования. По объему тема должна быть достаточно узкой.
  Актуальность Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Актуальность темы должна быть обоснована с позиции того, насколько она отвечает социальным запросам, потребностям науки и интересам школьной практики.
    Цель Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель – это конечный результат, который исследователь предполагает получить в итоге проделанной работы: - развитие качеств личности; - описание и изучение какого-либо нового феномена; - создание классификаций, типологии различных явлений; - создание и апробация новых методик и т.д. Цель исследования достигнута, если сформулирована, доказана и проверена на практике ведущая идея исследования.
  Объект исследования Что рассматривается? Объект исследования – это поле научных поисков. Основными объектами педагогической науки являются: человек (воспитатели, родители, ребенок данного возраста и пола), воспитывающие коллективы (класс, группа, семья, кружок и т.д.); педагогические отношения (взаимодействие между учителем и учениками, воспитанием и самовоспитанием).
  Предмет исследования Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Предмет исследования (частное) – это то, что содержит в границах объекта, это – одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более глубокого познания. Предмет исследования – это конкретная педагогическая проблема в самой теме.

ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Реально без такой подготовки большинство учителей пытается лишь копировать чужой опыт, и из этого чаще всего не получается желаемого результата. Создание педагогического опыта имеет свои особенности: а) выделение новых педагогических идей, которые определяют исходные педагогические позиции, педагогическое сознание и самосознание учительства; б) планирование на ряд лет работы методических объединений, методической службы и самообразования всех членов педагогического коллектива по ознакомлению с ведущими идеями современной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания; в) выделение ведущих воспитательных задач, на которых предстоит сосредоточить педагогическую работу в школе на данный период в соответствии с идеей сензитивности развития школьников; г) вручение учителям исследовательских заданий по совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе; д) методическая помощь учителям, создающим опыт, со стороны ИУУ, кафедр педагогики педвузов, администрации школы; е) коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментального поиска и внесение в него коррекции; ж) выделение ведущих положений в опыте учителя, которые соответствуют ведущим идеям науки и могут быть использованы в массовой педагогической практике; з) пропаганда созданного передового опыта и его внедрение в деятельность других учителей. Педагогический опыт должен давать простор для индивидуального творчества других учителей. При описании и анализе педагогического опыта необходимо дать формулировку ведущей идее, которая определяет оригинальность методики; интроспекцию своего положительного опыта; последовательность нововведений, давших положительный результат; обоснование эффективности созданного педагогического опыта (изменения обучаемости и воспитанности школьников); перечень сложностей и трудностей, которые могут возникнуть при внедрении авторской методики, путей их преодоления; этапы внедрения в практику авторской методики. Если речь идёт о дидактической системе, то нужна динамика изменения интереса к учению, потребности в самообразовании, устойчивости и работоспособности, внимания, развития памяти и овладения культурой умственного труда. Только совокупность этих показателей свидетельствует об эффективности предлагаемой педагогической системы. Если речь идёт о воспитании, то необходимы данные, характеризующие изменения в воспитанности школьника (на основе качеств личности), в воспитуемости (положительное, нейтральное, отрицательное отношение к воспитанию), устойчивости и содержании самовоспитания. Педагогический опыт считается передовым и достойным распространения, если он описан и обоснован подобным образом.

Гипотеза

Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Гипотеза – это предположение, принимаемое без доказательств.
    Задачи Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Как правило, выдвигаются три исследовательские задачи: - выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления; - обоснование основных путей решения проблемы; - выявление условий, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.
Методологические основы исследования На какие ведущие идеи будем опираться?  
Методы исследования Какими способами будем достигать цели? (Теоретические и эмпирические методы)
Экспериментальная база исследования В каком учреждении (учреждениях) проводится эксперимент?
Этапы исследования Что будем делать на каждом этапе исследования?  
Научная новизна и теоретическая значимость исследования В чем заключается научная новизна и теоретическая значимость исследования? Научная новизна: Что разработано, обосновано, введено, развито, предложено? и т. д. Теоретическая значимость: Что выявлено, раскрыто, сформулировано, определено? и т.д.
Практическая значимость В чем заключается практическая значимость исследования? Что непосредственно применяется в учебно-воспитательном процессе, разработанное исследователем?
Достоверность результатов исследования Чем обеспечивается достоверность результатов исследования? (Например: использованием комплекса теоретических и эмпирических методов познания; широтой охвата основных теоретических позиций; обсуждением основных положений исследования и его практических результатов в широкой аудитории педагогических работников и т.д.).
Апробация и внедрение результатов исследования Где отражались результаты исследования? В каких публикациях, и каких материалах конференций различного уровня отражались результаты исследования?  
Положения, выносимые на защиту Какие положения выносятся на защиту?  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.01 с.)