Российский фармацевтический рынок в контексте финансирования развития медицинской и фармацевтической промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский фармацевтический рынок в контексте финансирования развития медицинской и фармацевтической промышленности



 

Основными факторами, влияющими на инвестиции в фармацевтическую отрасль, являются уменьшение производственных мощностей, увеличение доли биотехнологической продукции и состояние спроса на развивающихся рынках. Рынок России, с одной стороны, является развивающимся, поскольку на нем стимулируется со стороны государства увеличение доли биотехнологической продукции по сравнению с продукцией химического синтеза, во-вторых, стоит задача быстрого импортозамещения, а, в-третьих, необходимы дополнительные производственные мощности для решения задачи насыщения рынка отечественной продукцией. В 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз, где в условиях экономической интеграции необходимо не только создание единого рынка обращения лекарственных средств, но и определение параметров формирования более широкого единого фармацевтического рынка Евразийского экономического союза, разработка новых евразийских стандартов контроля качества фармацевтической продукции и многое другое.

 

Рассмотрим динамику отечественного рынка фармацевтической промышленности на фоне общей экономической динамики и необходимости решения задачи импортозамещения. Рынок фармацевтических товаров в натуральном выражении в 2014 г. был равен 378,5 млн упаковок, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в октябре 2014 г. по сравнению с сентябрем увеличилась на 3,6% и составила 126,7 руб. Государственные закупки даже при медленной динамике изменений имели четкий тренд снижения: с 2000 г. по 2015 они снизились с 29% до 24% и составили в натуральном выражении 378,5 млн упаковок, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 г.[1]. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в октябре 2014 г. по сравнению с сентябрем увеличилась на 3,6% и составила 126,7 руб. это свидетельствует о большем влиянии инфляции, чем роста реального объема потребления. По данным Deloitte рост отпускных цен на лекарства нерегулируемого государством сегмента рынка составил 15,8%, в то время как на регулируемой части, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП; до 2011 г. — «ЖНВЛС»), отпускные цены выросли только на 6,6%, что значительно ниже общей инфляции, а потому является в конечном счете возмещением из государственного бюджета.

В определенной мере государству удается ослабить инфляционную спираль по ценам на лекарства, входящих в список жизненно важных препаратов, отпускные цены на которые выросли по итогам 2014 г. на 6,6%, в то время как отпускные цены на другую группу лекарств выросли на 15,8%, обогнав официальный индекс инфляции (ИПЦ – 11,4%) на 4,4 процентных пункта или более чем на треть.

Проект Минздрава России о столь решительном замещении импортных ЖНВЛП отечественными понятен: хотя отпускные цены на них выросли только на 5,7% по сравнению с ценами отечественные ЖНВЛП, рост которых составил 9,7%, рост цен на импортные средства из списка превышал аналогичный показатель на самые дорогие лекарства (свыше 500 руб.), входящие в список (прирост 3,9%) и лекарства среднего сегмента (от 50 до 500 руб.) – прирост 4,7%. Разумеется, отпускные цены влияют на аптечную систему продаж, но ограничения по надбавкам действуют только в отношении списка жизненно важных средств или на группу лекарств, определённую некоторыми регионами (региональными правительствами). По прогнозу Deloitte, несмотря на рост цен в 1 квартале 2015 г. на 23,8%, среднегодовой индекс цен на лекарства будет заметно ниже и не превысит 15,1%, что несколько выше уровня, прогнозируемого Минэкономразвития ИПЦ и ниже фактической инфляции на потребительские товары и услуги за три прошедших квартала года. По данным Росстата они составили: в первом квартале 2015 г. 116,2%, во втором – 115,8%, в третьем – 115,7%[2]. Если обратиться к взаимосвязанной сфере охраны здоровья, то цена на услугу, например, такую распространенную, как анализ крови за 2010-2014 гг. выросла со 195,11 руб. до 306,95 руб. или 57,2%.

В рейтинговом списке стран по среднедушевому потреблению лекарств, где со значительным отрывом лидируют США, а из развивающихся стран присутствует лишь Бразилия, Россия занимает 11 место, ненамного опережая следующую за ней Мексику. Но вот в прогнозе на 2018 г. Россия может даже опередить Бразилию и далеко оторваться от Мексики. По общему показателю продаж фармацевтической продукции (в долл. выражении) Россия по прогнозу будет занимать только 17 место, не столь привлекательно для зарубежных поставщиков лекарственных средств и потенциальных инвесторов. Значительно более ёмки рынки таких партнеров России по группе БРИКС, как Китай (3-е место), Бразилия (6), Индия (11). Россия в этом рейтинге проигрывает даже Турции (16), население которой вдвое меньше (на 46%). Разумеется, для точности прогнозов с целью инвестирования средств в фармацевтическую отрасль и для оценки будущей конъюнктуры продаж, необходимо знать и прогнозировать не только общий объем рынка. Например, в Китае, занимающем сейчас третье место после Японии, но передвинувшегося по прогнозу 2018 г. на второе место, объем продаж огромен, благодаря численности населения и растущему в целом благосостоянию, однако подушевое потребление лекарств даже по оценке экспертов из Deloitte в 2018 г. будет только на уровне 9% от среднедушевого потребления в США. Это не просто разрыв в уровне жизни богатой развитой страны и страны быстроразвивающейся, но и разные экономические эпохи в качестве жизни населения.

Вывод подтверждается двумя фактами из опроса представителей фармацевтической отрасли, проводимого Deloitte. Во-первых, сама аналитическая компания ввела показатель недостаточной платёжеспособности населения только в опросе 2015 г. (показатель составил 9%), выделив его из общего вопроса о состоянии экономики (26%). Вполне понятно, что огромный рост настороженности к состоянию и перспективам российской экономики волнует предпринимателей этой сферы (рост с 5% в 2013 г. до 11% в 2014 г. и до 26% в 2015 г.), эта доля вышла на первое место и обогнала на 2 процентных пункта занимавшую все годы первое место проблему - несовершенство законодательного регулирования отрасли, включая административную составляющую. Второй факт – это столь огромный разрыв в важности проблем экономики в целом и платежеспособности потребителя. Это свидетельствует и об определённом настрое продавцов к покупателям: лекарства нужны всем и почти всегда, поэтому их доля в общей корзинке потребления не будет особо варьироваться. Я считаю, что это не очень дальновидное отношение к роли потребительского спроса для «внутренних» производителей/продавцов.

Одновременно Россия ставит столь амбициозные цели, как стимулирование экспорта фармацевтической продукции среди основных задач Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [3] при общей цели, сформулированной как переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности России. Среди импортеров российской лекарственной продукции в 2014 г. топ-5 составляли Узбекистан (19%), Украина (6%), Киргизия (6%), Азербайджан (5%) и Казахстан 25%. Сам список указывает на неустойчивость рынка сбыта российской продукции (кроме Узбекистана) и демонстрирует низкую связь со странами интеграционного сообщества ЕАЭС. Поэтому подписание соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и медицинских изделий может способствовать введению единых стандартов различного плана, но не может само по себе стимулировать как российский экспорт лекарственных средств, так и взаимообмен (экспорт-импорт) внутри ЕАЭС, который тоже являлся бы аналогом импортозамещения.

Как же государство собирается стимулировать развитие фармацевтической отрасли в условиях общей экономической рецессии и снижении реальных доходов населения? (индексация пенсий в 2015 г. не возмещает потерь от инфляции, а, следовательно, такая большая и наиболее устойчивая группа потребителей, как пенсионеры, снизит или свои потребности в ущерб здоровью, или снизит стоимостной сегмент покупаемых средств). Минпромторг России разработал проекты постановлений Правительства [4] о порядке и условиях предоставления субсидий на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации производства лекарственных средств и фармацевтических субстанций, в рамках Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», которые будут способствовать импортозамещению в фармацевтической отрасли, повышению инвестиционной активности российских организаций, с целью создания и модернизации производств, увеличению доли лекарственных средств отечественного производства и созданию высокопроизводительных рабочих мест. В федеральном законе о бюджете была заложена сумма в 891,7 млн руб. на субсидии, корректировка закона из-за дефицита бюджета и снятия трехлетнего бюджета, как основы бюджетного планирования может изменить и этот «взнос» государства, регулирующего цены на ЖНВЛП. Так, общий объем бюджета в части финансирования государственной программы развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы вырастет по проекту бюджета на 2016 г. на 16,09%, в то время ИПЦ как минимум на 15,8%. Конечно, 5-процентная ставка по займу на развитие производства, если его проект направлен на введение передовых технологий или создание импортозамещающих производств, для российского рынка инвестиций очень благоприятный феномен, но вопрос о его доступности остается открытым. Также фармацевтические предприятия могут получить субсидии на компенсацию части затрат на выплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств или финансирование производственной деятельности.

С точки зрения инвестиционных вложений, на вопрос в обследовании респондентов о выходе на российский рынок новых лекарственных средств, это направление развития бизнеса не просто лидирует, как все последние три года, но и набрало 57% в отличие от 2014 г. (34%). Такое предпочтение требует предварительных инвестиций, в том числе серьезных инвестиций в изобретения, испытания и апробацию новых препаратов, что занимает много лет, отвлекая капиталы фирмы. 28% российских предпринимателей в области фарминдустрии планируют создание совместных предприятий с иностранными производителями, в 2015 г. произошел стремительных рост таких намерений (в 2013 г. таких ответов было только 13%, в 2014 г. – 19%). Официальные органы государственного управления всегда призывали увеличить объем иностранных инвестиций в российскую экономику, Deloitte делает вывод об устойчивом тренде на фармацевтическом рынке России: «сложились устойчивые стратегические ориентиры развития бизнеса» [1]. При этом опрос выделяет позицию руководителей компаний, 70% которых назвали приоритетным направлением развития бизнеса создание совместного предприятия.

При оценке воздействия правовой системы Российской Федерации на деятельность участников рынка фармацевтической продукции становится видно, что значительные сдвиги в позиции бизнесменов на этот и другие вопросы свидетельствуют о следующем. Доля респондентов, считающих, что на бизнес влияют в основном не законодательные изменения, а рыночные факторы, возросло с 8% в 2014 г. до 24% в 2015 г., т.е. в 3 раза. Это не просто рост, «прыжок», который нельзя объяснить объективными условиями законодательного поля, в котором действует легальный бизнес. А если к этой доле прибавить высказавшихся о том, что на данный момент невозможно оценить меру влияния законодательных изменений на бизнес (рост с 12% в 2014 г. до 22% в 2015 г.), то в совокупности становится очевидным, что в текущем, 2015 г., фармацевтический бизнес больше волнуют вопросы текущей конъюнктуры, наступившей рецессии и обострения проблемы заёмных средств, чем такие сильные, с точки зрения воздействия на рынок в любой нормальной рыночной экономике, рычаги, как законодательные изменения и принятие новых административных актов.

Хотелось бы также обратить внимание на выводы экспертов Deloitte о том, что ни один руководитель компании не указал на законодательное изменение как источник для дополнительных возможностей для бизнеса. С другой стороны, иностранные компании находятся в более неопределённом положении, чем российские (сложнее оценивать изменения в законодательстве), дополнительные возможности благодаря новым законодательным нормам создаются только для резидентов и главные положительные последствия ожидают производители дженериков.

В заключение приведу пример, как в конце 2013 г. на основе производственного предприятия «Оболенское» был создан фармацевтический холдинг «Алванса» (Alvansa), основными акционерами которого являются «Газпромбанк» и инвестиционный фонд UFG Private Equity, а уже в апреле 2014 г. в состав Алвансы вошла компания ООО «Сегмента Фарм», что расширяет ассортимент за счет препаратов, не ограниченных объемом собственного производства холдинга.

Развитие холдинга в результате объединения усилий для инвестиций в производство лекарств UFG Private Equity и Газпромбанка будет проходить по концепции развития этих акционеров посредством приобретения российских фармацевтических предприятий с оборотом до 100 млн долларов [5]. Первой компанией, которую приобрели партнеры, стала OBL Pharm, выпускающая более 100 препаратов для лечения сердечно-сосудистых, эндокринологических, гастроэнтерологических, флебологических и вирусных заболеваний, занимающая на российском рынке лекарств 94-е место среди всех фармкомпаний. Таким образом, основное направление иностранных отечественных инвестиций на российском рынке лекарственных препаратов пока идет в основном по пути слияний и поглощений производственных компаний.

 

http://xreferat.com/55/5381-1-razvitie-otechestvennogo-farmacevticheskogo-rynka.html

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.013 с.)