Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личные качества Святого Духа
Помимо Божественности Святого Духа, нам необходимо рассмотреть также Его личные качества. Мы имеем дело не с безликой силой. Особо важное значение этот вопрос приобретает сейчас, когда в нашу культуру под влиянием восточных религий проникают пантеистические веяния. Библия ясно и разными способами показывает, что Святой Дух - личность и обладает всеми вытекающими из этого качествами.
Первое указание на индивидуальность Духа - использование в Его отношении местоимения мужского рода. Слово pneuma среднего рода, а поскольку местоимения согласуются с существительными, к которым относятся, по лицу, числу и роду, логично ожидать, что для обозначения Святого Духа должно использоваться местоимение среднего рода. Но в Ин. 16:13-14 мы видим необычное явление. При описании служения Святого Духа Иисус употребляет местоимение мужского рода ekeinos вместо местоимения среднего рода. Единственный возможный антецедент (слово, к которому местоимение относится) в данном контексте - "Дух истины" (Ин. 16:13)1283. Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род, подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа служит os: "Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его".
Вторую серию указаний на индивидуальность Святого Духа представляют собой места, где Он и Его деятельность так или иначе отождествляются с различными личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отношении Святого Духа используется термин paraklhtos. В каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное влияние. Слово paraklhtos используется и применительно к Иисусу (1 Ин. 2:1). Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать ученикам другого paraklhtos. "Другой" - перевод слова allos, означающего "такой же другой"1284. В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух - Личность, как и Иисус.
Еще одна общая для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на индивидуальность Духа, - прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус говорит, что Дух "прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца.
Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа - места, где Он связывается с Отцом и Сыном. Самые известные среди них - формула крещения в Мф. 28:19 и благословение во 2 Кор. 13:13. Но есть и другие случаи. Иуда увещевает: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как к "избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на Пятидесятницу, Петр заявил: "Итак Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал. 4:6: "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши". Другие примеры видим в Рим. 15:16; 1 Кор. 12:4-6; Еф. 3:14-17; 2 Фес. 2:13-14.
Святой Дух связывается также с Отцом и Сыном в различных эпизодах служения Иисуса. Один из таких примеров - крещение Иисуса (Мф. 3:16-17), при котором присутствовали все три Лица Троицы. Сын принимал крещение, Отец с небес высказывал Сыну слова благоволения, а Святой Дух сошел на Него в видимой форме. Еще один пример - изгнание Иисусом бесов, которое Он связывал с Отцом и Духом: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Мф. 12:28). Соединение Святого Духа с Отцом и Сыном в этих эпизодах указывает на то, что Он - такая же личность, как и они.
Индивидуальность Святого Духа явствует также из мест, где Он связывается с людьми. Приведем только один пример. Послание апостолов и иерусалимских пресвитеров церкви в Антиохии содержало весьма необычное выражение: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого" (Деян. 15:28). Трудно возражать против факта, что это совместное действие Духа и христианских лидеров указывает на присутствие у Духа тех самых качеств, которые присущи человеческой личности.
Фактически наличие у Духа определенных личных черт служит третьим указанием на Его индивидуальность. Наиболее очевидные среди этих черт - ум, воля и эмоции, которые традиционно считаются основополагающими элементами личности. Среди различных ссылок на ум и знание Духа отметим Ин. 14:26, где Иисус обещает, что Дух "научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". О воле Духа свидетельствует заявление в 1 Кор. 12:11, что различные духовные дары "производит один в тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно". Наличие у Духа эмоций явствует из Еф. 4:30, где Павел предостерегает против оскорбления Духа.
К Духу можно относиться как к личности, то есть Его индивидуальность может проявляться пассивно. Святому Духу можно солгать, как это сделали Анания и Сапфира (Деян. 5:3-4). Павел пишет о грехе оскорбления Святого Духа (Еф. 4:30) и угашения Духа (1 Фес. 5:19). Стефан обвиняет своих противников в том, что они всегда противятся Духу Святому (Деян. 7:51). Можно представить себе сопротивление какой-то безликой силе, но ей нельзя солгать и ее нельзя оскорбить. Кроме того, что особенно важно, есть грех хулы на Святого Духа (Мф. 12:31; Мк. 3:29). Этот грех, который, как можно понять из слов Иисуса, даже серьезнее хулы на Сына, невозможно совершить против чего-то безликого.
Наконец, Святой Дух предпринимает действия нравственного порядка и несет служения, которые могут совершаться только личностью. В эти Его дела входят обучение, духовное возрождение, поиск, беседы, ходатайство, повеления, свидетельство, водительство, просвещение, откровение. Интересные и необычные слова находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: "Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными". Несомненно, Павел имеет в виду личность. То же самое можно сказать о словах Иисуса, относящихся к Святому Духу, например, в Ин. 16:8: "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде".
Все эти соображения приводят только к одному заключению. Святой Дух - Личность, а не сила, и эта Личность - Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.) |