Нормативные акты, регулирующие биржевые и иные организованные торги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты, регулирующие биржевые и иные организованные торги



 

Закон о торгах

Закон о клиринге

Закон о РЦБ

ГК РФ

 

Контрольные вопросы

 

1. В какой организационно-правовой форме может создаваться биржа?

2. На кого возложена обязанность по контролю за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком?

3. Кто вправе участвовать в организованных торгах ценными бумагами?

4. Кто утверждает Правила торгов?

5. Кто вправе вносить изменения в Правила торгов организатора торговли?

6. Что такое листинг?

7. Какие ценные бумаги могут быть приобретены на бирже?

8. Каковы условия допуска ценных бумаг к торгам у организатора торговли?

9. Какие договоры заключаются на биржевых торгах?

10. В каких документах должны содержаться условия договора, заключаемого на организованных торгах?

11. В какой момент договор на организованных торгах считается заключенным?

12. Каким документом подтверждается заключение договора на организованных торгах?

13. Кто вправе выполнять функции центрального контрагента?

14. Какую лицензию имеют компании, предоставляющие услуги по совершению операций на рынке Форекс?

 

 

Глава 9. Недобросовестные практики на рынке ценных бумаг и рынке производных финансовых инструментов

 

Недобросовестные практики

 

Рынок ценных бумаг неразрывно связан с рисками. При этом рынком определяются многие моменты деятельности экономики и государства. Например, в зависимости от биржевых цен рассчитываются некоторые налоги.

Давно замечено, что на рынке, на котором обращаются значительные средства и где можно получить «состояние за один день», часто появляются персоны, «ведущие нечестную игру». От такого поведения могут пострадать не только профессиональные участники рынка, но и потребители, а также государство. Поэтому давно ведется работа по защите рынка от различных злоупотреблений. При этом для рынка ценных бумаг ключевым вопросом является доверие инвесторов, так как инвестор «приводит» на рынок деньги: не будет инвестора – не будет и рынка.

В странах с наиболее развитыми финансовыми рынками традиционно выделяют следующие так называемые недобросовестные практики:

недобросовестное использование инсайдерской информации;

манипулирование рынком;

неправомерные действия при конфликте интересов;

включение в договоры нечестных (несправедливых) условий.

Приведем примеры.

 

Пример 1. Инсайдерская торговля

В 2010–2012 гг. одним из наиболее резонансных дел по инсайду было дело российского инсайдера – работника банка UBS Игоря Потеробы.

Финансист американского подразделения швейцарского банка UBS AG Игорь Потероба был арестован по обвинению в разглашении инсайдерской информации. Доступ к данной информации в свое время позволил ему и двум его сообщникам (Ковалю и Воробьеву) разработать мошенническую схему, которая принесла им около 1 млн долл.

По версии обвинения, Потероба, работая в UBS, передал Ковалю информацию об 11 сделках M&A в фарма-секторе, по которым банк выступал консультантом. Коваль же, в свою очередь, передавал информацию третьему участнику инсайдерской схемы – Воробьеву, который проводил операции с ценными бумагами перед объявлением как минимум о четырех сделках. Прокуратура США и ФБР располагают сведениями о шести сделках, на которых Коваль и Потероба заработали 870 тыс. долл. Все преступления совершались в 2005–2009 гг.

В результате расследовании данного дела Потероба был признан виновным Федеральным судом Южного округа Нью-Йорка и привлечен к уголовной ответственности.

Пример 2. Манипулирование ставками межбанковского кредитования LIBOR

Расследование возможных манипуляций с процентными ставками было начато в конце 2010 г. Его проводили Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), Комиссия по срочной биржевой торговле США, Министерство юстиции США, японское Агентство финансового надзора и британское Управление финансовых услуг (FSA); в проверках также участвовали антимонопольные регуляторы ЕС и швейцарская Комиссия по конкуренции.

Из-за кредитного кризиса летом 2008 г. ставка LIBOR (прежде всего долларовая) перестала адекватно отражать стоимость заемных денег. Об этом говорилось в докладе Банка международных расчетов, а газета The Wall Street Journal опубликовала серию статей, показывавших, что банки, которые предоставляли котировки ВВА, не всегда сообщали о дорогих кредитах, чтобы не демонстрировать рынку острую нехватку денежных средств.

В результате расследования было выяснено, что ряд банков умышленно оказывали существенное влияние на расчет ставки межбанковского кредитования LIBOR. Это было признано манипулированием рынком, так как на основе данной ставки рассчитываются многочисленные обязательства на финансовом рынке. За эти нарушения были оштрафованы HSBC, Deutsche Bank, JPMorgan, Royal Bank of Scotland Group, UBS, Barclays и Citigroup. Были уволены многие сотрудники указанных банков.

Пример 3. Конфликт интересов: Goldman Sachs – Abacus 2007-AC1

В 2010 г. SEC подала в суд на американский банк Goldman Sachs, обвинив его в мошенничестве с ценными бумагами. В центре внимания регулятора оказался производный инструмент под названием Abacus 2007-AC1, структурированный банком и проданный нескольким инвесторам, в частности немецкому банку IKB Deutsche Industriebank и голландскому ABN AMRO. Данный финансовый продукт был обеспечен пулом ипотечных бумаг категории subprime и был выведен на рынок как раз в тот момент, когда американский сектор subprime-ипотеки начал подавать первые признаки неминуемого обвала. В результате через восемь месяцев после продажи Abacus инвесторам данный актив практически полностью обесценился: 99 % бумаг, входивших в ипотечный пул, столкнулись с понижением рейтинга. Инвесторы потеряли на вложениях в Abacus около 1 млрд долл.

SEC обвинила Goldman Sachs и одного из его вице-президентов в том, что они намеренно скрыли от инвесторов информацию о конфликте интересов, лежащем в основе «токсичного» дериватива. По данным SEC, в отборе ипотечных бумаг для Abacus самое непосредственное участие принимал известный хедж-фонд Paulson & Co., о чем Goldman Sachs умолчал в проспекте эмиссии. При этом Paulson сделал ставку на понижение стоимости дериватива, обзаведясь страховкой от дефолта по данному инструменту – так называемыми кредитными дефолтными свопами (CDS). Ставка Paulson успешно сыграла: хедж-фонд получил 1 млрд долл. прибыли. Но если бы инвесторы, игравшие на рост стоимости Abacus, знали об участии Paulson в сделке и его короткой позиции по активу, они приняли бы иное инвестиционное решение, уверена SEC[581].

Пример 4. Нечестные (несправедливые) условия

Управляющая компания «А» заключила договор доверительного управления с гражданином Б, в соответствии с которым Б передал УК «А» ценные бумаги рыночной стоимостью 11 млн руб. Договор, разработанный УК «А», предусматривал следующие условия:

Управляющая компания предоставляет клиенту отчеты реже, нежели предусмотрено нормативными актами, регулирующими деятельность управляющего на рынке ценных бумаг.

Местом рассмотрения споров является суд, расположенный вдали от места жительства Б, впрочем, как и места нахождения УК «А».

Риск всех убытков по договору возлагается на Б.

При прекращении договора управляющая компания обязана возвратить клиенту имущество из управления в течение шести месяцев.

Ответственность управляющей компании перед клиентом возникает только при наличии вины.

 

Законодатель установил целый ряд мер, которые направлены на предотвращение недобросовестных практик. Все нормы, направленные на предотвращение, можно условно разделить на четыре группы:

Первая группа – общий запрет для недобросовестных практик.

Вторая группа – превентивные меры: введение для профессиональных участников и некоторых иных лиц обязанностей по созданию «барьеров» для предотвращения возникновения и для своевременного выявления недобросовестных практик, включая раскрытие информации[582].

Третья группа – постоянный контроль: внутренний контроль каждого из участников рынка, саморегулируемых организаций и регуляторов за соблюдением установленных процедур, а также выявление признаков недобросовестных практик. (К данной группе относятся прежде всего внутренние документы организаторов торгов, например, Правила предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком, в том числе критерии сделок (заявок), имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»).

Четвертая группа – нормы о правовых последствиях[583].

Рассмотрим эти недобросовестные практики и меры по противодействию данным практикам, применяемые в России.

 

Инсайдерская информация

 

Основные понятия, касающиеся инсайдерской информации

 

Для понимания каждого явления крайне важными являются основные понятия.

Инсайдерская информация [584]обладает следующими признаками:

1) является точной и конкретной;

2) не была распространена или предоставлена;

3) ее распространение или предоставление может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;

4) относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Инсайдеры [585]:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профучастники и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, если они получили инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании договоров, заключенных с перечисленными ранее инсайдерами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25 % голосов в высшем органе управления вышеперечисленных инсайдеров;

7) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании закона или учредительных документов;

8) члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены ревизионных органов юридических лиц – инсайдеров;

9) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций;

10) кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию;

11) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (далее – «органы публичной администрации»);

12) ЦБ РФ;

13) руководители перечисленных ранее органов публичной администрации, государственные служащие и муниципальные служащие, работники органов управления государственных внебюджетных фондов и служащие ЦБ РФ, которые имеют доступ к инсайдерской информации, а также члены Национального банковского совета;

14) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации;

15) рейтинговые агентства;

16) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с инсайдерами.

При этом согласно разъяснению, данному ФСФР в одном из информационных писем[586], включение организаций в список инсайдеров осуществляется без работников этих организаций, членов органов их управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Исключение составляют лишь управляющие организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа инсайдеров. Такие управляющие организации должны включаться в списки инсайдеров вместе с членами ее органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью[587].

ФСФР также подчеркнула, что физические лица вносятся в список инсайдеров юридического лица, только если заключенный с ними гражданско-правовой или трудовой договор прямо предусматривает доступ к инсайдерской информации. В итоге члены органов управления и контроля юридического лица и физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основе трудового и (или) гражданско-правового договора, не включаются в список инсайдеров только органами публичной администрации и Банком России.

В свою очередь, инсайдерами органов публичной администрации и ЦБ РФ признаются только:

руководители органов публичной администрации, государственные служащие и муниципальные служащие, работники органов управления государственных внебюджетных фондов и служащие ЦБ РФ, которые имеют доступ к инсайдерской информации, а также члены Национального банковского совета;

информационные и рейтинговые агентства.

Сегменты

 

Правила о недопущении неправомерного использования инсайдерской информации применяются к организованным торгам на территории Российской Федерации на следующих рынках:

рынке ценных бумаг;

рынке ПФИ;

валютном рынке;

товарном рынке.

Указанные правила не применяются к отношениям, связанным с осуществлением:

ЦБ РФ – финансовых операций в целях реализации функций по проведению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля;

Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации – финансовых операций в целях управления государственным долгом;

местными администрациями муниципальных образований – финансовых операций в целях управления муниципальным долгом.

 

Общий запрет

 

Закон об инсайде установил запрет на использование инсайдерской информации[588]:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами. При этом инсайдерская информация должна непосредственно касаться объектов этих финансовых операций. Исключение составляет совершение операций в рамках обязательства, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи ее другому лицу. Исключение составляют случаи передачи информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных законодательством, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Не являются нарушением запрета на использование инсайдерской информации передача ее для опубликования редакции СМИ (главному редактору, журналисту, иному работнику), а также ее фактическое опубликование. Однако передача такой информации для опубликования или ее опубликование не освобождают как от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну, так и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.

 

Основные правила

 

На инсайдеров возлагаются следующие обязанности[589]:

1) раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию;

2) утвердить и раскрывать перечень инсайдерской информации на официальных сайтах в сети Интернет;

3) вести список инсайдеров;

4) уведомлять в порядке, установленном нормативным правовым актом ЦБ РФ, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях закона;

5) передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом ЦБ РФ, список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром;

6) передавать список инсайдеров в ЦБ РФ по его требованию.

Порядок раскрытия и предоставления инсайдерской информации регулируется несколькими подзаконными актами ФСФР[590]. Порядок дифференцируется в зависимости от принадлежности лица к той или иной группе инсайдеров и от характера соответствующей информации. По общему правилу сообщение об инсайдерской информации лиц должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее одного дня, а в сети Интернет – не позднее двух дней с даты наступления соответствующего факта или даты, в которую инсайдер узнал или должен был узнать о его наступлении. При этом если инсайдерская информация содержится в утвержденном уполномоченными лицами инсайдера документе, раскрытие информации осуществляется путем обеспечения доступа к данному документу.

Следует также отметить, что инсайдеры, являющиеся организаторами торговли, клиринговыми организациями, депозитариями, кредитными организациями, осуществляющими расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли, обязаны публиковать соответствующую информацию исключительно в сети Интернет.

В соответствии с Положением[591], утвержденным ФСФР, организация обязана уведомить лицо о включении в список инсайдеров этой организации либо об исключении из него не позднее одного рабочего дня с даты включения или исключения соответственно. Такое уведомление передается под роспись непосредственно лицу, включенному в список инсайдеров, или направляется на последний из известных адресов указанного лица.

В отношении порядка передачи списка инсайдеров организатору торговли установлены сокращенные сроки, а именно не позднее 18 часов по московскому времени рабочего дня, следующего за днем составления списка инсайдеров. Такой список передается способом, который установлен непосредственно организатором торговли (основным либо резервным). В случае если юридическое лицо должно передавать списки инсайдеров нескольким организаторам торговли, то оно вправе передать список только одному из них, если такой организатор торговли принимает обязательство по передаче списка другим организаторам торговли.

 

Меры по противодействию

 

На лиц, которые признаются инсайдерами, возлагаются следующие обязанности в части соблюдения мер по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации[592]:

1) разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и правила контроля за соблюдением законодательства об инсайдерской информации;

2) определить структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением законодательства об инсайдерской информации. Соответствующее структурное подразделение должно быть подотчетно совету директоров, а в случае его отсутствия – высшему органу управления юридического лица;

3) обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих функций указанным контрольным структурным подразделением.

Контроль за соблюдением требований законодательства об инсайдерской информации на организованных торгах осуществляется и самими участниками торгов, которые при наличии оснований полагать, что финансовая операция осуществляется с неправомерным использованием инсайдерской информации, обязаны уведомить о такой операции ЦБ РФ. По умолчанию данное уведомление является конфиденциальным.

Следовательно, законодательно предусмотренные меры по противодействию неправомерному использованию информации сводятся к внутреннему контролю.

 

Контроль

 

Основным субъектом внешнего контроля является ЦБ РФ. В рамках осуществления контрольных полномочий ЦБ РФ вправе:

проводить проверки соблюдения инсайдерами требований законодательства;

требовать предоставления документов, необходимых для осуществления проверок;

требовать представления информации, необходимой для предотвращения, выявления и пресечения нарушений от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает данной информацией.

Законодательство предусматривает и осуществление специального контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. При этом организатор торговли обязан[593]:

1) установить правила предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации, в том числе критерии сделок (заявок), имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации (нестандартные сделки (заявки));

2) осуществлять проверку нестандартных сделок (заявок) на предмет неправомерного использования инсайдерской информации;

3) направлять в ЦБ РФ уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок.

Проведение проверок нестандартных сделок (заявок) на предмет неправомерного использования инсайдерской информации организатор торговли вправе по соглашению передать саморегулируемой организации. В таком случае саморегулируемая организация осуществляет проверку в отношении сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием ее членов.

 

Превентивные меры

 

Законодательно предусмотренные превентивные меры в основном заключаются в направлении инсайдерами уведомлений о совершенных операциях и дифференцируются в зависимости от субъектного состава.

Так, инсайдеры обязаны уведомлять эмитента и управляющие компании, в список инсайдеров которых они включены, а также ЦБ РФ:

об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании;

о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг.

В свою очередь, инсайдеры, включенные в список инсайдеров хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара в границах России, обязаны уведомлять такой хозяйствующий субъект, а также ЦБ РФ:

об осуществленных ими операциях с товарами этого хозяйствующего субъекта;

о заключении договоров ПФИ, цена которых зависит от таких товаров.

Порядок и сроки направления подобных уведомлений определяются приказом ФСФР[594]. По общему правилу уведомление направляется в течение десяти рабочих дней с даты совершения соответствующей финансовой операции или операции с товарами способом, обеспечивающим подтверждение получения уведомления (путем представления в экспедицию организации; направления почтового отправления с уведомлением о вручении; направления электронного документа, подписанного электронной подписью).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.059 с.)