Тема 1. Основные направления организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основные направления организации



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Психологическая служба»

Б1.Б.42

Направление подготовки 37.03.01 Психология

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Всего часов:  
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Старший преподаватель ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
    Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
  (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала Протокол № 10 от «24» июня 2015

 

 

Киров


Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

 

Психологическая служба: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Психологическая служба» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Психологическая служба: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2015. – 28 с.

 

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015 г.


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Психологическая служба» относится к базовой части цикла Б1.Б.42 по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология», «Основы консультационной психологии».

Знания, полученные в ходе изучения курса «Психологическая служба», будут востребованы для изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология стресса», «Психология агрессии», «Психология отклоняющегося поведения» и др.

Цель изучения дисциплины – формирование у начинающих психологов знаний и умений собственно психологической работы с людьми в комплексе с организацией этого процесса в масштабах предприятия или отрасли на базе соблюдения соответствующих этических и технологических принципов.

Основные задачи дисциплины: обучение студентов самостоятельности в принятии управленческо-психоло­ги­ческих решений на основе реально существующего опыта функционирования психологических служб;

формирование первичных навыков разработки Положений о психологической службе, планирование психологических мероприятий по целям и конкретным задачам психологического обеспечения, определения своих функциональных обязанностей с учетом вида деятельности и характера взаимоотношений в группе;

получение объективных представлений о принципах и методах работы в специфических условиях деятельности силовых структур государства, а также в системе образования, исправительно-трудовых учреждений и центрах социально-психологической реабилитации инвалидов;

формирование устойчивых практических навыков организации и проведения психологических мероприятий в интересах человека и его деятельности.

Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: основные направления организации психологической службы; методические основы планирования психологической работы; этические аспекты деятельности психолога; проблемы взаимодействия психолога с субъектами психологической работы; организация и содержание психологической помощи населению; организация психологического обеспечения образовательных учреждений; функционирование центров профориентации и психологической поддержки; психологическая работа в структурах занятости населения; психологическая работа в центрах реабилитации и социальной адаптации инвалидов; психофизиологическая служба министерства путей сообщений; организация психологической работы в органах внутренних дел; психологическое обеспечение деятельности таможни; психологическая работа в исправительных учреждениях, Вооруженных Силах РФ.

На практических занятиях подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: организация психологических мероприятий; планирование, контроль и обобщение опыта психологической работы; умение работать в группе с другими специалистами, соблюдать этические нормы взаимодействия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: организационная система психологической службы и ее нормативная база; уровни решения организационно-психологических проблем: теоретико-исследовательский и эмпирический; специфические черты организационно-психологической службы; источники информации для планирования; научно-психологи­ческое прогнозирование и его роль в процессе планирования; оформление планов психологических мероприятий; нравственные требования к психологу как потребителю психологической информации, специалисту и воспитателю; этика использования информации в различных условиях функционирования групп и организаций; краткая характеристика принципов: осведомленного согласия, конфиденциальности, персональной ответственности, профессиональной компетенции, морально-пози­тивного эффекта; отношения в группе и место психолога в этом процессе; роль и место психолога в процессе взаимодействия с клиентом или испытуемым; требования к коммуникативному процессу при оказании помощи; работоспособность психолога и динамика ее развития; личные качества психолога; рабочее время педагога-психолога; формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов; аналитический отчет о работе педагога-психолога; сущность процесса профессионального отбора; карта профессионального и психологического отбора; основные методики социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования профессиональной деятельности; организация приема; правила работы с клиентом; правила поведения клиента при посещении центра; общая характеристика психопатического развития личности инвалида; возрастные особенности соматонозогнозий; психология инвалидов с неизбежным летальным исходом; компенсация дефектов болезни; квалификационные требования к психологу; критерии оценки эффективности; координационно-методический совет по психологическому обеспечению; профессиографическое изучение деятельности инспекторов оперативных отделов таможенного органа; профессиограмма специалиста таможенного органа; психограмма инспектора; общая характеристика криминальной субкультуры; поведенческие атрибуты; татуировки и их краткая характеристика; способы тайного общения в криминальной субкультуре; система отношений военнослужащих, ее специфика и меры совершенствования; формы и методы получения достоверной информации; военно-учебные заведения по подготовке военных психологов; научный потенциал психологической работы ВС РФ.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать принципы, методы и формы организации психологических мероприятий, планирования, контроля и обобщения опыта психологической работы;

уметь работать в тесном контакте со специалистами-смежниками и соблюдать этические нормы взаимодействия;

владет ь навыками учебно-методической, просветительской и организационно-управленческой работы на различных уровнях и этапах осуществления психологических мероприятий.

Процесс изучения дисциплины «Психологическая служба» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

способность и готовность к:

способности к: осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3).


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр 6
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекций (Л)    
Семинары (С)    
Практические занятия (ПЗ, в т.ч. зачет    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя    
Решение практических ситуаций    
Подготовка научных докладов и сообщений    
Вид промежуточной аттестации - зачет зачет зачет
Общая трудоемкость Зачетные единицы    
   

 


Тематический план дневное отделение/заочное отделение

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
               
  Основные направления организации психологической службы. Методические основы планирования психологической работы   2/2 2/2   4/8 ПК-3
  Этические аспекты деятельности психолога. Проблемы взаимодействия психолога с субъектами психологической работы   4/2 2/2   4/8 ПК-3
  Организация и содержание психологической помощи населению. Организация психологического обеспечения образовательных учреждений   2/2 2/2   4/8 ПК-3
  Функционирование центров профориентации и психологической поддержки. Психологическая работа в структурах занятости населения   6/2 2/2 4* 6/8 ПК-3
  Психологическая работа в центрах реабилитации и социальной адаптации инвалидов   6/2   4/2* 8/8 ПК-3
  Психофизиологическая служба Министерства путей сообщений       4/2* 4/8 ПК-3
  Организация психологической работы в органах внутренних дел. Психологическое обеспечение деятельности таможни   2/2     4/6 ПК-3
  Психологическая работа в исправительных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ         6/6 ПК-3
  Зачет            
  Итого:   32/ 16/ 16/10/4* 40/  

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 6. Психофизиологическая служба Министерства путей сообщений

 

История становления и развития профессионально-психофизиологического отбора на железнодорожном транспорте. Особенности психологического обеспечения локомотивных бригад в Западной Европе, США и России. Основные нормативные документы, регламентирующие профессионально-психофизиологический отбор локомотивных бригад. Содержание Положения о психофизиологической службе (ПФС) Министерства путей сообщений РФ. Основные задачи и направления деятельности ПФС. Состав и организация руководства ПФС.

Психофизиологические задачи и функции центра восстановительной медицины Центральной клинической больницы МПС РФ. Специфика деятельности психофизиологической лаборатории (ПФЛ) железной дороги. Состав ПФЛ. Кабинет отбора, диагностики и реабилитации локомотивного депо.

Содержание концепции оценки профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям работников предприятий железнодорожного транспорта. Принципы развития системы оценки профессиональной пригодности. Направления формирования профессиональной пригодности: профориентация, просвещение, консультация, профессиональный психологический отбор. Сущность и содержание психофизиологического сопровождения.

Основные компоненты технологии психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта. Периодическое, динамическое и расширенное психофизиологическое обследование. Проведение коррекционных мероприятий. Методики и критерии их оценок при обследовании машинистов пассажирского и грузового транспорта, а также мотор-вагонного подвижного состава и маневренного движения. Заключение о психологической профессиональной пригодности. Психологическая экспертиза локомотивных бригад в случае крушений, аварий и нарушений дисциплины.

Содержание Положения о психологе локомотивного депо. Квалификационные требования к психологу*. Методики оценки готовности специалиста к экстренному действию. Методики диагностики психических состояний, свойств личности и межличностных отношений. Особенности работы с прибором «Гомеостат-Система». Формы учета и отчетности психолога.

 

В органах внутренних дел.

Таможни

Положение о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел РФ. Основные задачи и функции психологической работы. Обязанности должностных лиц по руководству социально-психологической работой. Обязанности практических психологов подразделений. Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних дел.

Основные направления деятельности психолога: изучение индивидуально-психологических особенностей; анализ служебно-боевой деятельности; морально-психо­ло­гическое состояние; состояние дисциплины и правопорядка. Порядок комплектования кадрами психологической службы. Научно-методическое обеспечение службы. Оказание психологической помощи. Психогигиена и психопрофилактика. Коррекция нервно-психической устойчивости. Профилактика суицидального поведения*.

Планирование психологической работы в МВД. Схема взаимодействия психолога. Рабочие и отчетные документы. Защита психологической информации. Критерии оценки эффективности*. Координационно-методи­ческий совет по психологическому обеспечению*.

Содержание психологической работы в таможенных органах. Виды деятельности психолога таможенного органа. Положение о психологической службе таможенных органов РФ. Субъект, объект и заказчик психологической работы. Права психолога. Этика психолога таможенного органа. Ответственность психолога.

Нормы продолжительности основных видов работ психолога таможенного органа. Типовая должностная инструкция психолога таможенного органа. Профессиографическое изучение деятельности инспекторов оперативных отделов таможенного органа*. Профессиограмма специалиста таможенного органа*. Психограмма инспектора*. Методики профессионально-психологического отбора.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач.

Самостоятельная работа студентов включает: изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Организационно-правовые аспекты психологичес­кой службы.

2. Структура ведомственных психологических служб.

3. Основные направления психологической работы.

4. Планирование психологической работы.

5. Источники информации для планирования психолога.

6. Этические аспекты деятельности психолога.

7. Особенности получения и использования психологической информации.

8. Взаимодействие психолога с субъектами психологической деятельности.

9. Структура службы практической психологии образовательных учреждений.

10. Направления психологического обеспечения в школе.

11. Содержание карты психолого-медико-социальной помощи ребенку.

12. Обязанности и режим работы педагога-психолога.

13. Учет и отчетность в деятельности педагога-психолога.

14. Структура и функции центров профориентации и психологической поддержки.

15. Организация психологической работы в структурах занятости населения.

16. Функции психолога и профессиолога центра занятости.

17. Центры социальной и психологической реабилитации инвалидов.

18. Организация психофизиологического обеспечения на железной дороге.

19. Обязанности психолога локомотивного депо.

20. Особенности психологического обеспечения МВД.

21. Обязанности психолога МВД.

22. Особенности работы центра психологической диагностики МВД.

23. Специфика психологической работы в таможенных органах.

24. Положение о психологической работе в таможенных органах.

25. Отчетные документы и распределение времени психолога таможенного органа.

26. Организация психологической службы Федеральной службы исправительных наказаний.

27. Основные мероприятия пенитенциарного психолога.

28. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ.

29. Основные направления психологической работы в Вооруженных Силах РФ.

30. Обязанности военного психолога.

 

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Какой вид установки должен превалировать в профессиональной деятельности практического психолога:

А) Статическая

Б) Динамическая

В) Вариативная

  1. Какой теории в своей профессиональной деятельности должен придерживаться психолог:

А) Той, в которой убежден сам

Б) Той, в которой убежден его клиент (аудитория)

В) Придерживаться позиции сравнительного анализа

  1. Какой стиль в процессе общения с аудиторией и клиентом наиболее желателен для практического психолога:

А) Авторитарный

Б) Демократический

В) В зависимости от клиента (аудитории)

  1. Какой вид самооценки наиболее желателен для практического психолога:

А) Неосознанная некомпетентность

Б) Осознанная некомпетентность

В) Осознанная компетентность

Г) Неосознанная компетентность

  1. Расставьте по степени важности ведущие мотивы профессионального совершенствования практического психолога:

А) Поднятие личного престижа

Б) Стремление к оптимальному взаимодействию с окружающими

В) Направленность на решение конкретной задачи

  1. В чем должен прежде всего организовать себя практический психолог в профессиональной деятельности:

А) В рефлексии

Б) В стремлении быстро решить любую проблему

В) Охватить своей деятельностью как можно больше число объектов

  1. Расставьте по значимости, какие из перечисленных видов способностей наиболее значимы для личности практического психолога:

А) Дидактические

Б) Суггествные

В) Исследовательские

Г) Аналитические

Д) Перцептивные

  1. Отметьте последовательность реализации отдельных функций практического психолога:

А) Коррекционная

Б) Образовательная

В) Исследовательская

Г) Диагностическая

  1. Каких концепций должен придерживаться практический психолог в своей профессиональной деятельности:

А) Соответствующих социальному заказу

Б) Соответствующие личным убеждениям

В)Соответствующих более оптимальному решению поставленных задач

  1. Какую цель должен прежде всего решать практический психолог в консультационной деятельности:

А) Личную

Б) Помощи клиенту

В) Выполнять соответствующие указания свыше

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная: 1.Захарова, Л. Н. Основы психологического консультирования организаций [Электронный ресурс] / Л. Н. Захарова. – М.: Логос, 2012. – Режим доступа: [www.ibooks.ru]. Дополнительная: 1.Ефремов, В. Л. Совместная деятельность субъектов образовательного процесса по решению психолого-педагогических проблем [Текст]: монография / В. Л. Ефремов, М. Н. Заостровцева. – Киров, 2006. 2.Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практика [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. 3. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. Методическое обеспечение:

1. Психологическая служба [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки Психология квалификация (степень) «бакалавр» / Т. Е. Гребнева, О. Ю. Копылова. – Киров, 2014. – Режим доступа: [ЭБ Кировского филиала МГЭИ].

Нормативные документы:

Закон о занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 № 36-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 30.04.1999 № 85-ФЗ, от 17.07.1999 № 175-ФЗ, от 20.11.1999 № 195-ФЗ, от 07. 08.2000 № 122-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ, от 25.07. 2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 10.01.2003; №15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005; № 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 № 230-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П).

Положение о психофизиологической службе и системе реабилитации работников локомотивного хозяйства железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации. Распоряжение МПС РФ от 4 декабря 2002 г. № 759р.

Приказ Министра обороны РФ №70 от 11 марта 2004 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Приложение к указаниям статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2006 года № 172/2/60Си. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=750 о психологической службе на сайте «Мир психологии»

http://festival.1september.ru/articles/subjects/24 школьная психологическая служба

http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/157-psixologicheskaya-sluzhba/1232-psixologicheskaya-sluzhba-proizvodstvennyx-organizaczij психологическая служба производственных организаций


www.ibooks.ru

http://azps.ru/handbook

http://минобрнауки.рф/

http://psyjournals.ru/journal_catalog/index.shtml

http:// psyberia.ru

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедий­ными средствами обучения, и компьютерных классах с выходом в Интернет.

Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет.

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Ø чтение лекций с использованием слайд-презентаций;

Ø взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты;

Ø взаимодействия с обучающимися посредством социальных сетей;

Ø использование образовательных интернет-порталов: Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/; программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Power Point).

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся.

Ø методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

Ø задания для самостоятельной работы;

Ø тесты для самостоятельной работы;

список основной и дополнительной литературы.

 

 


* в т.ч. в интерактивной форме

*Изучаются самостоятельно.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Психологическая служба»

Б1.Б.42

Направление подготовки 37.03.01 Психология

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Всего часов:  
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Старший преподаватель ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
    Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
  (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала Протокол № 10 от «24» июня 2015

 

 

Киров


Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

 

Психологическая служба: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Психологическая служба» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Психологическая служба: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2015. – 28 с.

 

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015 г.


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Психологическая служба» относится к базовой части цикла Б1.Б.42 по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология», «Основы консультационной психологии».

Знания, полученные в ходе изучения курса «Психологическая служба», будут востребованы для изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология стресса», «Психология агрессии», «Психология отклоняющегося поведения» и др.

Цель изучения дисциплины – формирование у начинающих психологов знаний и умений собственно психологической работы с людьми в комплексе с организацией этого процесса в масштабах предприятия или отрасли на базе соблюдения соответствующих этических и технологических принципов.

Основные задачи дисциплины: обучение студентов самостоятельности в принятии управленческо-психоло­ги­ческих решений на основе реально существующего опыта функционирования психологических служб;

формирование первичных навыков разработки Положений о психологической службе, планирование психологических мероприятий по целям и конкретным задачам психологического обеспечения, определения своих функциональных обязанностей с учетом вида деятельности и характера взаимоотношений в группе;

получение объективных представлений о принципах и методах работы в специфических условиях деятельности силовых структур государства, а также в системе образования, исправительно-трудовых учреждений и центрах социально-психологической реабилитации инвалидов;

формирование устойчивых практических навыков организации и проведения психологических мероприятий в интересах человека и его деятельности.

Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: основные направления организации психологической службы; методические основы планирования психологической работы; этические аспекты деятельности психолога; проблемы взаимодействия психолога с субъектами психологической работы; организация и содержание психологической помощи населению; организация психологического обеспечения образовательных учреждений; функционирование центров профориентации и психологической поддержки; психологическая работа в структурах занятости населения; психологическая работа в центрах реабилитации и социальной адаптации инвалидов; психофизиологическая служба министерства путей сообщений; организация психологической работы в органах внутренних дел; психологическое обеспечение деятельности таможни; психологическая работа в исправительных учреждениях, Вооруженных Силах РФ.

На практических занятиях подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: организация психологических мероприятий; планирование, контроль и обобщение опыта психологической работы; умение работать в группе с другими специалистами, соблюдать этические нормы взаимодействия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: организационная система психологической службы и ее нормативная база; уровни решения организационно-психологических проблем: теоретико-исследовательский и эмпирический; специфические черты организационно-психологической службы; источники информации для планирования; научно-психологи­ческое прогнозирование и его роль в процессе планирования; оформление планов психологических мероприятий; нравственные требования к психологу как потребителю психологической информации, специалисту и воспитателю; этика использования информации в различных условиях функционирования групп и организаций; краткая характеристика принципов: осведомленного согласия, конфиденциальности, персональной ответственности, профессиональной компетенции, морально-пози­тивного эффекта; отношения в группе и место психолога в этом процессе; роль и место психолога в процессе взаимодействия с клиентом или испытуемым; требования к коммуникативному процессу при оказании помощи; работоспособность психолога и динамика ее развития; личные качества психолога; рабочее время педагога-психолога; формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов; аналитический отчет о работе педагога-психолога; сущность процесса профессионального отбора; карта профессионального и психологического отбора; основные методики социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования профессиональной деятельности; организация приема; правила работы с клиентом; правила поведения клиента при посещении центра; общая характеристика психопатического развития личности инвалида; возрастные особенности соматонозогнозий; психология инвалидов с неизбежным летальным исходом; компенсация дефектов болезни; квалификационные требования к психологу; критерии оценки эффективности; координационно-методический совет по психологическому обеспечению; профессиографическое изучение деятельности инспекторов оперативных отделов таможенного органа; профессиограмма специалиста таможенного органа; психограмма инспектора; общая характеристика криминальной субкультуры; поведенческие атрибуты; татуировки и их краткая характеристика; способы тайного общения в криминальной субкультуре; система отношений военнослужащих, ее специфика и меры совершенствования; формы и методы получения достоверной информации; военно-учебные заведения по подготовке военных психологов; научный потенциал психологической работы ВС РФ.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать принципы, методы и формы организации психологических мероприятий, планирования, контроля и обобщения опыта психологической работы;

уметь работать в тесном контакте со специалистами-смежниками и соблюдать этические нормы взаимодействия;

владет ь навыками учебно-методической, просветительской и организационно-управленческой работы на различных уровнях и этапах осуществления психологических мероприятий.

Процесс изучения дисциплины «Психологическая служба» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

способность и готовность к:

способности к: осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3).


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.131 с.)