Архитектурные обломы (профили) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурные обломы (профили)



Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.

 

 

Рис. 9. архитектурные обломы (профили):

 

1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек

 

Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт. Криволинейные профили делятся на простые и сложные.

Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция.

Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом.

 

Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования.

 

ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ

 

Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.

 

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

 

 

Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.

 

На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.

 

Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

 

Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

Тосканский ордер

 

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» [2, с. 115].

 

Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)

 

На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.

В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.

Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)

Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)

Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

 

Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

 

 

Таблица 2

 

  Профили     Высота в партах   Выступ от оси в партах  
     
1. Антаблемент  
1.1. Карниз антаблемента  
Четвертной вал   27,5-23,5
Валик    
Полочка 0,5 23,5
Выкружка   23,5-22,5
Слезник   22,5
Полочка 0,5  
Каблук   13,75–9,75
1.2. Фриз   9,5
1.3. Архитрав  
Полочка   11,5
Выкружка   11,5–9,5
Пояс   9,5
2. Колонна  
2.1. Капитель  
Полочка   14,5
Выкружка   14,5–13,5
Абака (слезник)   13,5
Четвертной вал (эхин)   13,25–10,5
Полочка   10,5
Шейка   9,5
2.2. Стержень (фуст)  
Валик    
Полочка 0,5 10,5
Выкружка   10,5–9,5
Стержень   9,5–12
Выкружка 1,5 12-13,5
2.3. База колонны  
Полочка   13,5
Вал   16,5
Плинт   16,5
3. Пьедестал  
3.1. Карниз пьедестала  
Полочка   20,5
Каблук   20–17
3.2. Стул  
Стул   16,5
Выкружка   16,5–18,5
3.3. База пьедестала  
Полочка   18,5
Плинт (цоколь)   20,5

 

Неполный ордер 210 –

Полный ордер266 –

 

 

Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)

– классический пример этрусского ордера

Дорический ордер

 

Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» [3, с. 100–101] (рис. 20).

 

а б

 

Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)

 

 

Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».

 

В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.

 

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.011 с.)