Построение энтазиса колонны сложного (ионического, коринфского) ордера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение энтазиса колонны сложного (ионического, коринфского) ордера



 

 

При построении энтазиса колонны сложного ордера следует воспользоваться рисунками 76 и 77 (правая часть).

Примем те же обозначения радиусов колонны, что и в предыдущем случае: МА = 18 парт, ОВ = 19,33 парты, NC = 15 парт.

Взяв циркулем размер радиуса ОВ, сделаем этим радиусом из точки С засечку на оси МN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолжением прямой ВО (точка Р, которая на рисунке 20 не видна).

Проведем из точки Р в пределах угла СРA произвольные лучи, пересекающие ось колонны в точках 1, 2, 3, 4… и продолжающиеся далее. Из точек 1, 2, 3, 4… отложим вправо от оси колонны на продолжениях лучей одну и ту же величину, равную КС = ОВ = 19,33 парты. В итоге получим точки I, II, III и пр., которые вместе с точками А, В и С лежат на искомой кривой энтазиса. Эта кривая также строится по лекалу или при помощи плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.

Рис. 76. Построение энтазиса колонны в простом и сложном ордерах (трактат Виньолы, лист XXXI)

 

Рис. 77. Построение энтазиса простого и сложного ордеров

СЛОВАРЬ

 

Абака (лат. Abakus – доска) – верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная; происходит от прокладки между опорой (столбом, колонной) и перекрывающей её балкой; в коринфском ордере она обычно имеет вогнутую в плане форму и срезанные углы.

 

 

Акант, аканф (лат. Acanthus – травянистое растение средиземноморского побережья) – скульптурное изображение стилизованных стеблей и листьев одноименного южного растения на капителях коринфского и сложного (композитного) ордеров.

 

Род травянистых растений из семейства акантовых, произрастающих в тропическом и субтропическом поясах Азии, Средиземноморья. Прототипом стал один из видов – A. Mollis («медвежья лапа»).

 

Антаблемент (фр. Entablement) – конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду. Верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера, включающая карниз, фриз и архитрав.

 

Аркада (фр. Arcade)– ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны. Впервые была апробирована в древнеримском зодчестве при устройстве галерей вдоль стен зданий или лоджий. Нередко применялась в качестве накладного орнамента, примыкавшего непосредственно к фасаду стены («глухая аркада»).

 

 

 

Архивольт (гр. Archi – главный, лат. Voluta – завиток, обрамляющая дуга) – лицевое резное или лепное обрамление арочной кладки, её профилировка (наличник). Оно выделяет лицевой профиль арки из плоскости фасада. Своими основаниями архивольт упирается в горизонтальные карнизики – импосты.

 

 

 

Архитрав (гр. Archi – главный, лат. Trabs – балка) – несущая балка или полоса, окаймляющая всё здание; нижняя из трех частей антаблемента, лежащая на капителях колонн. В тосканском и дорическом ордерах архитравная балка гладкая, в ионическом и коринфском – украшена горизонтальными уступами (фасциями). Это различие связывают с происхождением дорического архитрава из крупного строевого леса, а ионического – из мелкого.

 

Астрагал (гр. Astragalos – позвонок, бабка, таранная кость) – архитектурный профиль, сочетающий валик с полочкой. Валик иногда украшается ниткой овальных бус. Астрагалом называют также место сочленения ствола колонны с базой или капителью.

 

База (гр. стопа) – подножие, опорная часть колонны, пилястры, пьедестала, пилона. Тосканский ордер в качестве базы имеет высокую плиту и большой вал. В дорическом ордере база отсутствует. База ионической колонны состоит из нижнего вала и верхней выкружки. Коринфская база имеет два вала.

Букраний, букранион (гр. Bukranion – бычий череп) – античный орнамент в виде бычьего черепа. Использовался в греко-римском искусстве в качестве декоративного элемента (у Виньолы – украшение метоп дорического модульонного ордера). Начиная с III века, нередко дополнялся гирляндами. Излюбленный архитектурный мотив в эпоху Ренессанса.

 

Бусы, жемчужный шнур – мелкие украшения в виде шариков, цилиндриков, тарелочек, чечевиц и т.п. Чаще всего располагаются ниже иоников. Использовались для украшения архитектурных профилей.

Вал, валик, торус – архитектурный профиль, имеющий в сечении форму выпуклой кривой. Профиль в четверть окружности называется четвертным валом, профиль в полуокружность – полувалом.

Волюта (лат. Voluta – крутить, завиток) – декоративная деталь в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Встречается в капителях ионического, коринфского и композитного ордеров. Возможными прототипами могли послужить завитые листья, усики, раковины моллюсков, женские локоны и т.п. Боковая грань волюты имеет форму свертка, перетянутого посередине ремешком. Этот элемент называется балюстрой.

 

 

Выкружка, трохилус – архитектурный профиль, имеющий очертания вогнутой четверти окружности. Выкружка называется прямой, если её профиль расширяется кверху (1), и обратной, если профиль расширяется книзу (2).

Гусёк, сима –архитектурный профиль, сечение которого состоит из выкружки (наверху) и четвертного вала (внизу), которые непосредственно примыкают друг к другу. Гусёк, расширяющийся кверху, называют прямым (1), книзу – обратным (2). Традиционный тип венчающего профиля.

 

Дентикулы, зубчики, сухарики (лат. Denticulus – зубок) – ряд небольших призматических «коробочек», украшающих карнизы зубчатого дорического, ионического и коринфского ордеров.

 

Дорожки – полоски на поверхности ствола (фуста) колонны, расположенные между каннелюрами. Встречаются в ионическом и коринфском ордерах. Ширина дорожки равняется одной парте.

 

Жемчуг (горох) – круглые шарики, применяемые в качестве декорации (например, в архитраве коринфского ордера)

Замок, замковый камень – клинчатый камень в шелыге (вершине) арки или свода; в ряде случаев имеет декоративные украшения.

 

 

Зоофор (зофор) (гр. Zoon – животные, Phore – носить) – фрагмент декора в виде полосы с живописным или лепным изображением фантастических животных и растений. Нашел применение во фризах ионического и коринфского ордеров.

 

 

 

Импост, пульвины (лат. Impono – ставить, накладывать, итал. Imposta) – верхний камень (плита) столба или стены, служащий опорой для арки или балки. Декоративное завершение столба или стены под аркой или балкой. Выступает в виде простой полочки или профилирован в виде карниза.

Ионики, овы, овоиды (лат. Ovum – яйцо) – античный орнаментальный мотив из ряда яйцеобразных выпуклостей, чередующихся со стрельчатыми листьями, обращенными острием вниз. Встречается на четвертном вале карниза, капителях ионического и коринфского ордеров.

 

 

Каблучок – профиль (облом) какого-либо архитектурного элемента (карниза, обрамления окна, портала и т.п.), вычерченный из двух центров. Сходен с гуськом, но имеет обратный порядок – полувал наверху и выкружка внизу. Каблучок бывает прямым (расширяющимся кверху) и обратным (расширяющимся книзу).

Каннелюры (фр. Cannelure – выемка, желобок) – вертикальные желобки на стержне колонн или пилястр, расположенные по всему периметру и идущие на всю высоту ствола колонны.

 

 

Каннелюры примыкают друг к другу острыми кромками (дорический ордер) или через плоскую перемычку (дорожку) – в сложных ордерах.

Каннелюры способствовали соразмерному распределению освещенных и теневых полос на поверхности колонны. Благодаря этому колонна кажется более стройной и невесомой. В дорической колонне 20 каннелюр, в ионической и коринфской – по 24.

Капитель (нем. Сaput – голова, лат. головка) – венчающая часть колонны, пилястры или столба, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием (антаблементом).

 

Капли, гутты (лат. Gutta – капля) – украшения в виде ряда маленьких усеченных конусов, цилиндров и т.п. на нижней поверхности мутул и полочек дорического антаблемента. Под каждой полочкой триглифа (регулой) расположено по шесть «капель», оси которых совпадают с ребрами врезов триглифа. Нижняя поверхность модульонов также обрабатывается гуттами. Некоторые исследователи полагают, что в антаблементе дорического ордера повторяются в камне ранее существовавшие конструкции из дерева. Гутты, в частности, воспроизводят деревянные гвозди (нагели), крепившие рейки (тении) и планочки (регулы).

 

Карниз (нем. конец, завершение, гр. Koronis – кривой) – выступающее профилированное венчание стены или более мелкой части здания. Верхнее из трех главных членений классического антаблемента. Предназначался для защиты поверхности стены или фриза от осадков. Во всех ордерах имеет трехчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую части.

 

Кима, киматий (гр. Kyma – курносый) – любой криволинейный профиль; нижний криволинейный профиль карниза, пьедестала и т.п. Профилированный поясок, украшающий балку, капитель и пр. Бывает плоский и вогнутый (дорический ордер). В ионическом ордере имеет украшения в виде иоников (ионический киматий) или сердечек (лесбийский киматий). Изначально связанные с различными типами зданий различные виды киматия уже в римскую эпоху смешались и приобрели более сложный декор.

 

Колонна (фр. Colonne, лат. Columna – столб) – архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого являются база, ствол и капитель.

В зодчестве Древней Греции колонны обычно входили в состав колоннад, портиков, пропилей, перистилей, аркад и т.п. Зодчие Древнего Рима и эпохи Возрождения включили колонну в архитектурную композицию стены, лишив ее исходного конструктивного характера и превратив в декоративно-пластический элемент. Примером могут служить полуколонны, трёхчетвертные колонны, колонны, прислоненные к стене, спаренные колонны и т.п. Их общее назначение – вертикальное членение стены.

Колоннада (фр. Colonnade) – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих единое горизонтальное перекрытие на архитравных балках.

Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом (портик), вдоль наружных или внутренних стен (периптер, перистиль). Она может примыкать к зданию в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн или соединять отдельные части монументального здания. Изредка колоннада является отдельным сооружением – полуротондой, пропилеями (парадным входом), фонтаном. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады из одного-двух рядов колонн обрамляли или членили парадные залы.

 

Консоль (фр. Console), кронштейн (нем. Kragestein) – выпущенный из стены или из столба камень, конец балки и т.п. Предназначен для поддержания карниза, балкона, эркера, колонны, статуи, вазы и т.п. Обычно имеет профилированные украшения – например, спиралевидные завитки. Cнизу консоль обычно декорируют волютами, листьями аканта. Кронштейн нередко является облегченной, чисто декоративной имитацией консоли. Он может не входить в конструкцию стены, а крепится к ней снаружи.

Метопа (гр. Metopon – пространство между глазами, переносица) – прямоугольная деревянная, каменная или керамическая плита, заполняющая промежуток между двумя триглифами и декорируемая рельефами или росписью.

Применялась в дорическом ордере для украшения фриза. Нередко покрывалась росписью или рельефами (изображениями подвигов античных героев, щитами, картушами, букраниями и т.п.). Первоначально метопами назывались промежутки между торцами потолочных балок, выходивших на фасад деревянного здания (жилого дома, храма и пр.).

 

 

 

 

Модуль (лат. Modulus – мера) – исходная единица измерения в архитектуре и строительстве (обычно размер одного из элементов сооружения). Выражает кратные соотношения его элементов. Используется для координации размеров отдельных частей этого сооружения и для приведения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей. В древнегреческой архитектуре модулем был нижний диаметр колонны, в древнеримской – нижний радиус или ширина триглифа. Для измерения более мелких членений (например, элементов профилей) служили части модуля – парты.

 

Модульон (лат. Modulus – мера)– конструктивная деталь дорического ордера модульонного типа; выпуск, поддерживающий слезниковую плиту.

Назван так, вероятно, потому, что имеет ширину по фасаду, равную одному модулю. Нижняя поверхность модульона нередко обрабатывается каплями (гуттами). В других ордерах модульон выполняется в виде консоли, украшенной волютами.

Мутулы (лат. Mutulus – консоль) – плоские наклонные выступы над выносной плитой дорического карниза, напоминающие концы выпущенных наружу стропильных ног или обрешетин. Плоский выступ над триглифом, изображающий конец стропильной ноги со шляпками бронзовых гвоздей под ними.

 

 

Прототипом мутулов считаются стропила двускатной крыши в древнегреческой архитектуре (версия Б.П. Михайлова).

 

 

Обломы, архитектурные профили (мулюры) (фр. Moulure –резьба, рельефный орнамент)– архитектурно-пластические детали определенного поперечного сечения. Различают прямолинейные О. (пояс, полочка, плинт) и криволинейные О. простого (вал, валик, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка) и сложного профиля (прямые и обратные гусёк и каблучок, скоция). Встречаются и слитые воедино элементы различных профилей. Например, астрагал, представляющий собой сочетание валика с полочкой, а также обратные профили.

Профили различаются по функциям. Существуют, например, несущие и венчающие профили. Так, профили каблучка и четвертного вала применяются для поддержания вышележащих частей (например, слезниковой плиты). Выкружка обычно служила переходом от одной плоскости к другой. Гусек же представлял собой традиционный тип венчающего профиля. В расположении профилей существуют определенные закономерности. Например, крупные профили обычно чередуются с мелкими, прямолинейные сменяются криволинейными.

 

Ордер архитектурный (лат. строй, порядок, гр. правило, франц. Ordre – система, порядок) – художественно осмысленная система размещения в строгой пропорциональной взаимосвязи несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции. Один из видов архитектурной композиции, состоящей из вертикальных несущих элементов (пьедестал, колонна) и горизонтальных несомых (антаблемента).

 

 

«Строго определенная система расположения архитектурных частей, которая строится на основе постепенно сложившихся и, с известного времени, точно сформулированных правил чередования круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются, в противоположность колоннам, антаблементом…» (Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 3 т., Т. 2. Греция – Рим – Византия – М.,Л: Academia, 1935. – С. 11).

 

Пальметта (фр. Palmette, лат. Palma – пальма) – живописный или скульптурный орнамент с нечетным числом симметрично расположенных листьев или цветочных чашечек с веерно расположенными лепестками. Составной элемент более сложного орнамента. Пальметта была широко распространена в архитектуре ближневосточных государств и Древней Греции. Оттуда она перешла в римскую и европейскую архитектуру более позднего периода. Нередко пальметты образуют гирлянды, где они соединяются друг с другом тонкими «усиками». Служат украшением фриза, полок, карнизов.

 

 

Парта (от лат. Particus – частичный, часть) – составная часть модуля. В простых (тосканском, дорическом) ордерах модуль включает 12 парт, в сложных (ионическом, коринфском) – 18 парт.

 

Плетёнка – плетеный рельефный орнамент, применявшийся для украшения вала, базы, цоколя (сложные ордера).

 

 

Плинт ( гр. Plinthos – плита, плитка) – нижняя часть базы колонны, столба или пьедестала. Обычно имеет форму массивной квадратной плиты.

 

 

Полка, полочка – архитектурный профиль в виде узкого прямоугольного выступа, служащий для отделения архитектурных элементов друг от друга или для окаймления более крупных профилей.

Поясок, тяга – горизонтальное членение объема здания, представляющее собою подобие карниза, полки или горизонтального выпуска с небольшим выносом. Полка выполнялась гладкой или украшенной орнаментом типа «меандр» или «бегущая волна».

 

Пьедестал (итал. Piedistallo; piede – нога, Stallo – место; франц. опора, постамент) – в классической архитектуре подножие колонны, cкульптуры, вазы или обелиска, состоящее из трех частей – цоколя, стула и карниза.

В римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб, имеющий небольшое расширение внизу и наверху. Нижнее расширение носит название «База пьедестала» (на иллюстрации), верхнее – «Карниз пьедестала». Средняя, основная часть называется «Тело пьедестала» или «Стул».

 

 

Регула, регола (лат. Regula – брусок) – короткая полочка, расположенная под триглифом; к ней снизу крепятся капли (гутты).

Нашла применение в дорическом ордере, соответствует мутулу. Оба этих элемента представляют собой условное отображение форм деревянной архитектуры, в которой прототипом гутт были шляпки деревянных гвоздей.

 

 

Сима (гр. Simos – выгнутый) – в античной архитектуре терракотовый или мраморный водосборный желоб над каменной выносной плитой карниз. У нижних углов фронтона завершались водометами в форме розеток, или маскаронов (например, львиных голов). Из открытых пастей животных во время дождя струей била вода.

В римской архитектуре этим термином стали обозначать венчающий профиль. В сечении сима имеет разнообразную форму: эхин – в дорическом ордере, гусек – в ионическом.

 

Скоция (гр. Skotiaтемнота, в связи с тенью в углублении) – архитектурный профиль вогнутого сечения, очертания которого составляют две четверти окружностей разных диаметров. Скоции обычно употребляются в базах колонн.

 

Слезник, гейсон (гр. ястребиный клюв) – в античной архитектуре каменная плита, свешивающаяся часть карниза. Этот свес позволял защитить поверхность стены от намокания.

Профилированное углубление по всей нижней плоскости выносной плиты карниза, служащее для перехвата и сброса стекающей влаги. Вода, стекающая по детали и смачивающая ее нижнюю поверхность, при встрече со слезником отрывается в виде капли (слезы) и не попадает на защищаемую конструкцию.

 

Софит (итал. Soffitto – потолок) – нижняя поверхность арки, архитрава, потолочной балки, слезниковой плиты и т.п., имеющая декоративную отделку (лепную работу, роспись).

 

 

Стул – средняя часть, «тело» пьедестала во всех ордерах. Обычно лишена декоративных украшений.

 

Тения (гр. Tenia – лента, пояс, от Tieno – тянуть) – в ордерной системе горизонтальная тяга или венчающая полочка, завершающая архитрав в дорическом ордере. Над ней расположен фриз.

 

Триглиф (гр. Triglyphos – три реза) – деталь фриза дорического ордера в виде вертикально стоящей прямоугольной каменной плиты с продольными бороздками треугольного сечения. Триглифы чередуются с метопами и считаются несущими элементами ордера. Обычно размещаются по осям колонн, на одной оси с модульонами. Имеют ширину 1 модуль и высоту 1,5 модуля. Опираются на тению архитрава и сходятся на углах здания. Каждому триглифу соответствует маленькая полочка (регула). Под ней расположены шесть капель, оси которых совпадают с ребрами триглифа.

 

 

 

Фасции (лат. Fascia – повязка, полоса) – cпособ пластической обработки архитрава ионического ордера. Включает три гладкие, слегка выступающие одна над другой полосы, на которые членится внешняя поверхность архитрава в сложных ордерах.

 

 

Если ордерные системы восходят к деревянному зодчеству, то фасции – это, по-видимому, швы между тремя деревянными балками, положенными одна на другую. Название происходит от древнеримского символа консульской власти – топорика, стянутого ремнем пучка прутьев (фасций).

 

Фриз (фр. Frise, лат. Fregio – украшение) – в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Ленточная скульптурная или живописная композиция, декорирующая стену. В дорическом ордере фриз расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.

 

 

 

Фуст (итал. Fusto – стержень) – ствол колонны, имеющий энтазис и иногда обработанный каннелюрами.

 

 

Четвертной вал – архитектурный профиль в виде четверти окружности. Бывает прямым (1) и обратным (2).

 

Шейка –часть дорической колонны, образующая переход от ствола к капители и заключенная между кольцеобразными врезами гипотрахелия и ремешками (древнегреческий вариант).

 

 

Шишки – особый вид цветков или закрытых соцветий, плод хвойных растений круглой или овальной формы. Обычно имеют «натуральный» или усложненный декоративный орнамент. Встречаются на угловых зубчиках всех ордеров, кроме тосканского.

Энтазис (гр. Entasis – напряжение) – небольшое утолщение, «припухлость» в стволе колонны, её сужение кверху по плавной кривой. В архитектуре Древней Греции максимум утолщения приходился на нижнюю треть ствола. Целью применения энтазиса было устранение оптического искажения формы круглой и высокой колонны, рассматриваемой в различных ракурсах. Одновременно достигалось впечатление напряженного состояния опоры, вызываемого тяжестью антаблемента. В Парфеноне энтазис колонн равнялся 1,75 см.

 

 

Эхин (гр. Echinos – морской ёж, тарелка) – средняя часть дорической капители, круглая в плане, имеющая выпуклый криволинейный профиль. Нередко украшалась поясом ов (иоников), что соответствовало лиственному венцу эолийской капители.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры: Пер. с лат. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1939. – 168 с.

2. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры. – Издание стереотипное. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.

3. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. – Л.: ОГИЗ, 1936. – 342 с.

4. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. – Репринтное издание / Под общ. ред. А.Г. Габричевского – М.: Архитектура-С, 2006. – 328 с

5. Гарнери А. Ордера гражданской архитектуры: Пер. с итал. – Киев: ОНТИ НКТП, 1937. – 130 с.

6. Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания – Томск: Изд. ТГАСА, 1994. – 46 с.

7. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч., Ч.1. Тосканский и коринфский ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 54 с., ил. 20, табл. 5, библ. 11.

8. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч., Ч.2. Дорический и ионический ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 67 с., ил. 28, табл. 6, библ. 11.

9. Лукьянова Е.Н., Добрецова Т.И. Архитектурные ордера: Методические указания – Л.: Изд. ЛИСИ, 1976. – 38 с.

10. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. – Изд. 2-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1940. – 270 с.

11. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности – Изд. 4-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1949. – 247 с.

12. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима / Мусатов А.А.: Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2006. – 144 с., ил.

13. Филиппова Н.Н. Архитектурные ордера: Методические указания – Новосибирск: Изд. НИСИ, 1988. – 18 с.

14. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире: Справочное пособие – М.: Стройиздат, 1992. – 408 с.

14. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры – СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. – 432 с.

 

Учебное издание

 

Евгений Николаевич Поляков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.153 с.)