Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.



 

Учитывая проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры, психологическая травма в контексте данной работы понимается расширенно и не сводится к работе с посттравматическим стрессовым синдромом.

В отношении всех детей, которые попадают в социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних можно сказать, что они перенесли различные психологические травмы. В отличие от детей, которых приводят родители на прием к психологу или психиатру, после серьезного травматического события, большинство детей в социально-реабилитационных отделениях, как правило, живут в длительных психотравмирующих условиях.

Подавляющее большинство этих детей перенесли травмы связанные с различными видами жестокого обращения: физического, эмоционального, сексуального насилия и пренебрежения нуждами. Некоторые дети помимо этого являлись свидетелями домашнего насилия (нападения одного из родителей на другого), другие теряли кого-либо из близких членов семьи, третьи - оказывались в ситуации угрозы жизни, своей и близких (пожары, нападения и т.д.). Дополнительные серьезные травмы часто лишь усугубляют уже существующие проблемы. В этой связи мишенью работы являются не только последствия отдельных интенсивных травмирующих событий (например, тяжелое избиение на глазах у ребенка одного из родителей другим на фоне длительного употребления кем-либо из родителей алкоголя), но и в не меньшей степени последствия, обусловленные психотравмирующими условиями жизни. Лишь небольшая часть детей попадает в социально-реабилитационные центры на фоне благополучной семейной ситуации в связи с несчастьем (гибель родителей, попадание одного из родителей в больницу и т.п) – в случаях, когда семья сама не может справиться с несчастьем в связи с дефицитом социальной поддержки, материальных и психологических ресурсов.

В связи с этим принимая решение о включении ребенка в реабилитационные мероприятия и программы, направленные на преодоление травматического опыта мы учитываем не только остроту и тяжесть конкретного психотравмирующего события, но и также травматизм условий жизни ребенка. Для включения ребенка в реабилитационные мероприятия по преодолению психологических травм наличие или отсутствие признаков посттравматического стрессового расстройства не является решающими. Однако, занятия ориентированы на детей, имеющих опыт очевидных психологических травм: физического насилия, домашнего насилия, перенесших сексуальное насилие, грубое эмоциональное насилие, переживающих утраты близких.

Общей практически для всех детей является травма, обусловленная разрывом с родителями, помещением в детское учреждение временного пребывания.

 

 

Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях.

 

Для детей, переживших тяжелые травмирующие события, общими характеристиками являются потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир - безопасное и справедливое место) и к взрослым, что приводит к трудностям формирования контактов, выраженное внутреннее напряжение, легко возникающий страх повторения травмирующей ситуации, растерянность, большое количество негативных эмоций, потеря позитивной перспективы будущего. Это приводит к нарушениям адаптации ребенка в семье и школе, трудностям взаимоотношений со сверстниками, нередко проявляется в дезадаптивном поведении, которое зачастую компенсирует тяжелые эмоциональные переживания. Наряду с общими нарушениями при переживании конкретных травм могут проявляться и специфические особенности, обусловленные как характером травм, так и возрастом и уязвимостью ребенка или подростка.

 

Физическое насилие.

 

Чаще всего с физическим насилием приходится сталкиваться в виде нанесения ребенку физических травм и телесных повреждений, а также применения регулярных физических наказаний.

В детских учреждениях дети, подвергшиеся физическому насилию, узнаются либо по повышенной тревожности, подавленности и испуганости, либо по легкому возникновению агрессивных реакций или стабильному агрессивному поведению по отношению к другим детям.

Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные последствия физического насилия в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки на физические наказания родителей склонны давать отчетливые протестные реакции, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. Часто встречающимися особенностями детей, подвергающихся физическому насилию дома, является большое количество негативных эмоций (злость, обида, раздражение, страхи и др.), агрессивность, склонность разрешать конфликтные ситуации с помощью драк, У детей, подвергшихся физическому насилию, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности. Также снижается чувствительность к насилию, методы физического воздействия представляются детям и подросткам допустимыми и часто единственно возможными, переживания окружающих (боль, страх, обида) игнорируются и недооцениваются. Другой формой реакции на физическое насилие является чрезмерная запуганность, неуверенность в контактах, неумение отстаивать свои интересы, избыточные попытки соответствовать требованиям взрослых.

В рисунках детей, подвергшихся физическому насилию, мир представляется угрожающим, много страха, тревоги, часто выделяются признаки физической силы (кулаки, мускулы и т.д.).

 

Сексуальное насилие.

 

В самом общем виде сексуальным посягательством или насилием в отношении детей называется «вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли» (H.Kempe).

Необходимо подчеркнуть, что неважно, принуждали ли детей к выполнению сексуальных действий угрозами или силой, или подкупали подарками; сопротивлялись дети или сотрудничали с теми, кто совершал насилие. Даже при наличии согласия ребенка сам факт сексуальных действий со стороны более старшего и авторитетного взрослого является насилием, так как дети часто не осознают того, что с ними делают, не понимают характер и последствия происходящего, а также чрезвычайно зависят от взрослых.

Последствиями сексуального насилия разнообразны. Реакции детей на сексуальные посягательства сложны и трудно предсказуемы. Они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, получает ли ребенок или подросток поддержку со стороны близких людей, а также от того, была ли вовремя оказана медицинская и психологическая помощь. Последствия могут быть кратковременными и длительными, возникать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер. Они могут быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде. Не всегда удается отследить и отдаленные последствия сексуального насилия, переживаемого в детстве.

Наиболее общие нарушения у детей дошкольного возраста, пострадавших от сексуального насилия, — это тревога, ночные кошмары, симптомы посттравматического стрессового расстройства, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития и чрезмерный контроль ребенка за окружением), экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение) и неадекватное сексуальное поведение. У детей школьного возраста могут проявляться такие симптомы, как страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары.

В целом подростки, по сравнению с детьми, дают более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Дети, при прочих равных условиях, склонны к невротическим реакциям (нарушение сна, различные страхи и т.п.). Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни, более того, иногда именно резкие изменения в поведении позволяют выявить сексуальное насилие. По-видимому, это связано с тем, что подростки больше понимают сексуальный характер совершаемых с ними действий, а также особой значимостью для подростков сексуальности и ее социальной оценки.

Во многих случаях (а при совершении незнакомыми людьми с применением физической силы — практически всегда) сексуальное насилие воспринимается подростками как катастрофа, как событие, полностью меняющее всю жизнь, такое событие, которое нельзя пережить. Страх, выраженная тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение — вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных переживаний непосредственно после сексуального насилия. Их выраженность зачастую очень высокая, событие и его последствия чрезмерно драматизируются. В сложном комплексе этих переживаний особое место занимают переживания, так или иначе связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением, которые могут отличаться значительной интенсивностью и длительностью (нередко сохраняются в течение многих лет).

Достаточно характерным последствием сексуального насилия является перенесение эмоционального отношения к насильнику (страх, отвращение, ощущение угрозы) на других людей. В предельном варианте такая генерализация выражается в восприятии всего окружающего мира как враждебного и опасного, в недоверии к нему.

Реакции на сексуальные посягательства обычно более выражены в тех случаях, когда сексуальное насилие сочеталось с физическим и/или эмоциональным насилием. Однако в некоторых случаях тяжелейший комплекс переживаний может быть вызван не свершившимся фактом насилия, а одной его возможностью (контекст ситуации предполагал сексуальное домогательство).

Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посягательств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации).

Типичные реакции детей на сексуальные посягательства проявляются как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Чувство вины может усиливаться, если дети нашли в этом удовольствие, если их соблазнили или делали подарки для их привлечения, если насилие произошло, когда они совершали запрещенные поступки (например, гуляли в парке без разрешения родителей), или если другие принимают на себя упреки за сексуальное нападение на ребенка. Вина из-за раскрытия посягательств также типична в тех ситуациях, где есть близкие позитивные отношения между ребенком и совратителем, в ситуациях, где родительские реакции чрезмерно драматичны, а также когда ребенок принимает на себя ответственность за последствия раскрытия, сказывающиеся на других (например, в ситуациях инцеста). Другие типичные эмоциональные реакции включают стыд, депрессию, различные страхи (боязнь мужчин, страх спать одному, боязнь темноты, боязнь определенных мест или ситуаций), гнев и общее беспокойство.

Поведенческие реакции детей на сексуальные посягательства или их раскрытие также различаются. Сексуальная озабоченность, выражающаяся в увеличивающейся мастурбации, во все большем увлечении сексуальными играми, — вполне типичное явление. Часто отмечается нарушение аппетита или сна, включая ночные кошмары и подавленный аппетит. У маленьких детей может происходить регрессия в поведении (например, они снова начинают мочиться в постель, сосать палец или вспоминать другие подобные уже забытые привычки). Старшие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю. Наблюдаются заметные изменения в межличностном общении и социальном поведении ребенка: отход от равных по возрасту детей и от семьи, а у младших детей — независимость от воспитательских требований родителей. У детей школьного возраста снижается успеваемость или увеличивается количество прогулов. Старшие дети могут убегать из дома, особенно в ситуациях, где совратитель — это другой член семьи или где родители не поддерживают их и упрекают.

У подростков в результате сексуального насилия может появиться склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям). По-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще. Другим видом защитного поведения, характерным для девушек, является отказ от сексуальных отношений с мужчинами на длительное время. Возможна также более или менее длительная переориентация на сексуальные отношения с девушками (сексуальные отношения с мужчинами начинают казаться слишком «грубыми», «отвратительными»).

В детских учреждениях дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто привлекают к себе внимание повышенной сексуализацией в поведении, фиксацией на половых органах, чрезмерной мастурбацией. Мальчики склонны повторять, случавшееся с ними с другими детьми или имитировать половой акт, девочки – несоответствующей возрасту кокетливостью, осведомленностью.

 

Психологическое насилие.

Недоброжелательная обстановка в семье, запугивание, оскорбления, насмешки, враждебность, неоправданные завышенные ожидания и требования, обман и манипулирование ребенком могут приводить к постоянному переживанию ребенком своей неуспешности, неспособности, ненужности и несчастливости. Такое обращение относят к психологическому насилию, мишенью которого становиться самооценка ребенка.

Психологическое насилие приводит к потере доверия, разрушает отношения привязанности между взрослыми и ребенком и негативно влияет на формирование самоконцепции ребенка.

Психологическое насилие практически всегда сопровождает физическое и сексуальное насилие, однако и само по себе оно может приводить к не менее драматичным последствиям. Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым), они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т.п. — это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В серьезных случаях, по мнению Д. Глейзер, последствием эмоционального насилия может являться посттравматическое стрессовое расстройство.

Многие дети, попадающие в социально-реабилитационные центры имеют высокий риск психологического насилия в школе, поскольку, с одной стороны, они не имеют достаточной поддержки в семье и поэтому повышено уязвимы, и, с другой стороны, часто плохо выглядят, не подготовлены, не умеют себя вести, собирают на себя большое количество негативных реакций, в том числе чрезвычайно травмирующих самооценку ребенка. При этом, если серьезные психологические последствия у детей как реакция на подобное обращение дома, как правило, возникают на фоне длительного неправильного обращения, то в школе дети могут получить психологическую травму даже от одного случая оскорбления или унижения.

Именно серьезность последствий такого обращения с ребенком и сходство их с последствиями, возникающими в результате других видов насилия, позволяют рассматривать описанное выше отношение к ребенку как насилие.

 

Домашнее насилие.

Под домашним насилием понимают «любые случаи угрожающего поведения, насилия или оскорблений (психологического, физического, сексуального, финансового или эмоционального характера) между двумя совершеннолетними лицами которые являются или являлись в прошлом интимными партнёрами или членами семьи вне зависимости от пола или сексуальной ориентации". В контексте психологического травмирования детей речь, прежде всего, идет о том, что ребенок становится свидетелем или участником ситуации домашнего насилия (например, отец избивает или наносит раны мать на глазах у детей).

Для ребенка домашнее насилие является одной из самых болезненных травм, иногда переживаемых более тяжело, чем непосредственное физическое насилие в адрес самого ребенка. Наблюдая инциденты домашнего насилия (или включаясь в них, например, когда один из родителей начинает защищаться или обращаться к ребенку в ходе острого конфликта с другим родителем) ребенок переживает острый страх, часто не только за себя, но и за обоих родителей, может чувствовать себя виноватым, отверженным, почти всегда теряет ощущение базовой безопасности и стабильности, остается в одиночестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.)