Методика психологического тренинга, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика психологического тренинга,



МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА,

НАПРАВЛЕННОГО НА СНЯТИЕ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕДСТВИЙ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НА ВЫРАБОТКУ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К СОЗДАВШИМСЯ УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОТРАБОТКУ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ.

Подзаголовок (кратко)

«МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ».

Авторы-составители:

АЛЕКСЕЕВА Ирина Алексеевна – генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», психолог-консультант, преподаватель Института практической психологии «Иматон», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь».

НОВОСЕЛЬСКИЙ Илья Геннадьевич – психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», преподаватель Института практической психологии «Иматон», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь».

ЖИЛИНА Элина Вадимовна – кандидат психологических наук, психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам "Новые шаги".

ЛУПОЛИШИНА Татьяна Викторовна – психолог-консультант.

Оглавление

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

1.2. Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях:

– физическое насилие,

– сексуальное насилие,

– психологическое насилие,

– домашнее насилие,

–пренебрежение нуждами ребенка,

– утрата и разрушение значимых эмоциональных связей,

– ситуации, связанные с угрозой для жизни.

1.3. Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей.

1.4. Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму.

1.5. Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы.

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

 

2.1. Подбор участников в группу (пол, возраст, поведенческие особенности, характер психологической травмы, навык работы в группе).

2.2. Требования к ведущим групповых занятий.

2.3. Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе.

 

III. ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ.

 

3.1 Структура тренинга

– 1 этап. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

– 2 этап. «Проработка психотравмирующих переживаний у детей».

– 3 этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».

 

3.2 Описание занятий для каждого этапа программы.

– 1 этап: Занятия № 1–10.

– 2 этап: Занятия № 11–20.

– 3 этап: Занятия № 21 –30.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Физическое насилие.

 

Чаще всего с физическим насилием приходится сталкиваться в виде нанесения ребенку физических травм и телесных повреждений, а также применения регулярных физических наказаний.

В детских учреждениях дети, подвергшиеся физическому насилию, узнаются либо по повышенной тревожности, подавленности и испуганости, либо по легкому возникновению агрессивных реакций или стабильному агрессивному поведению по отношению к другим детям.

Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные последствия физического насилия в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки на физические наказания родителей склонны давать отчетливые протестные реакции, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. Часто встречающимися особенностями детей, подвергающихся физическому насилию дома, является большое количество негативных эмоций (злость, обида, раздражение, страхи и др.), агрессивность, склонность разрешать конфликтные ситуации с помощью драк, У детей, подвергшихся физическому насилию, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности. Также снижается чувствительность к насилию, методы физического воздействия представляются детям и подросткам допустимыми и часто единственно возможными, переживания окружающих (боль, страх, обида) игнорируются и недооцениваются. Другой формой реакции на физическое насилие является чрезмерная запуганность, неуверенность в контактах, неумение отстаивать свои интересы, избыточные попытки соответствовать требованиям взрослых.

В рисунках детей, подвергшихся физическому насилию, мир представляется угрожающим, много страха, тревоги, часто выделяются признаки физической силы (кулаки, мускулы и т.д.).

 

Сексуальное насилие.

 

В самом общем виде сексуальным посягательством или насилием в отношении детей называется «вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли» (H.Kempe).

Необходимо подчеркнуть, что неважно, принуждали ли детей к выполнению сексуальных действий угрозами или силой, или подкупали подарками; сопротивлялись дети или сотрудничали с теми, кто совершал насилие. Даже при наличии согласия ребенка сам факт сексуальных действий со стороны более старшего и авторитетного взрослого является насилием, так как дети часто не осознают того, что с ними делают, не понимают характер и последствия происходящего, а также чрезвычайно зависят от взрослых.

Последствиями сексуального насилия разнообразны. Реакции детей на сексуальные посягательства сложны и трудно предсказуемы. Они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, получает ли ребенок или подросток поддержку со стороны близких людей, а также от того, была ли вовремя оказана медицинская и психологическая помощь. Последствия могут быть кратковременными и длительными, возникать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер. Они могут быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде. Не всегда удается отследить и отдаленные последствия сексуального насилия, переживаемого в детстве.

Наиболее общие нарушения у детей дошкольного возраста, пострадавших от сексуального насилия, — это тревога, ночные кошмары, симптомы посттравматического стрессового расстройства, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития и чрезмерный контроль ребенка за окружением), экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение) и неадекватное сексуальное поведение. У детей школьного возраста могут проявляться такие симптомы, как страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары.

В целом подростки, по сравнению с детьми, дают более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Дети, при прочих равных условиях, склонны к невротическим реакциям (нарушение сна, различные страхи и т.п.). Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни, более того, иногда именно резкие изменения в поведении позволяют выявить сексуальное насилие. По-видимому, это связано с тем, что подростки больше понимают сексуальный характер совершаемых с ними действий, а также особой значимостью для подростков сексуальности и ее социальной оценки.

Во многих случаях (а при совершении незнакомыми людьми с применением физической силы — практически всегда) сексуальное насилие воспринимается подростками как катастрофа, как событие, полностью меняющее всю жизнь, такое событие, которое нельзя пережить. Страх, выраженная тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение — вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных переживаний непосредственно после сексуального насилия. Их выраженность зачастую очень высокая, событие и его последствия чрезмерно драматизируются. В сложном комплексе этих переживаний особое место занимают переживания, так или иначе связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением, которые могут отличаться значительной интенсивностью и длительностью (нередко сохраняются в течение многих лет).

Достаточно характерным последствием сексуального насилия является перенесение эмоционального отношения к насильнику (страх, отвращение, ощущение угрозы) на других людей. В предельном варианте такая генерализация выражается в восприятии всего окружающего мира как враждебного и опасного, в недоверии к нему.

Реакции на сексуальные посягательства обычно более выражены в тех случаях, когда сексуальное насилие сочеталось с физическим и/или эмоциональным насилием. Однако в некоторых случаях тяжелейший комплекс переживаний может быть вызван не свершившимся фактом насилия, а одной его возможностью (контекст ситуации предполагал сексуальное домогательство).

Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посягательств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации).

Типичные реакции детей на сексуальные посягательства проявляются как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Чувство вины может усиливаться, если дети нашли в этом удовольствие, если их соблазнили или делали подарки для их привлечения, если насилие произошло, когда они совершали запрещенные поступки (например, гуляли в парке без разрешения родителей), или если другие принимают на себя упреки за сексуальное нападение на ребенка. Вина из-за раскрытия посягательств также типична в тех ситуациях, где есть близкие позитивные отношения между ребенком и совратителем, в ситуациях, где родительские реакции чрезмерно драматичны, а также когда ребенок принимает на себя ответственность за последствия раскрытия, сказывающиеся на других (например, в ситуациях инцеста). Другие типичные эмоциональные реакции включают стыд, депрессию, различные страхи (боязнь мужчин, страх спать одному, боязнь темноты, боязнь определенных мест или ситуаций), гнев и общее беспокойство.

Поведенческие реакции детей на сексуальные посягательства или их раскрытие также различаются. Сексуальная озабоченность, выражающаяся в увеличивающейся мастурбации, во все большем увлечении сексуальными играми, — вполне типичное явление. Часто отмечается нарушение аппетита или сна, включая ночные кошмары и подавленный аппетит. У маленьких детей может происходить регрессия в поведении (например, они снова начинают мочиться в постель, сосать палец или вспоминать другие подобные уже забытые привычки). Старшие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю. Наблюдаются заметные изменения в межличностном общении и социальном поведении ребенка: отход от равных по возрасту детей и от семьи, а у младших детей — независимость от воспитательских требований родителей. У детей школьного возраста снижается успеваемость или увеличивается количество прогулов. Старшие дети могут убегать из дома, особенно в ситуациях, где совратитель — это другой член семьи или где родители не поддерживают их и упрекают.

У подростков в результате сексуального насилия может появиться склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям). По-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще. Другим видом защитного поведения, характерным для девушек, является отказ от сексуальных отношений с мужчинами на длительное время. Возможна также более или менее длительная переориентация на сексуальные отношения с девушками (сексуальные отношения с мужчинами начинают казаться слишком «грубыми», «отвратительными»).

В детских учреждениях дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто привлекают к себе внимание повышенной сексуализацией в поведении, фиксацией на половых органах, чрезмерной мастурбацией. Мальчики склонны повторять, случавшееся с ними с другими детьми или имитировать половой акт, девочки – несоответствующей возрасту кокетливостью, осведомленностью.

 

Психологическое насилие.

Недоброжелательная обстановка в семье, запугивание, оскорбления, насмешки, враждебность, неоправданные завышенные ожидания и требования, обман и манипулирование ребенком могут приводить к постоянному переживанию ребенком своей неуспешности, неспособности, ненужности и несчастливости. Такое обращение относят к психологическому насилию, мишенью которого становиться самооценка ребенка.

Психологическое насилие приводит к потере доверия, разрушает отношения привязанности между взрослыми и ребенком и негативно влияет на формирование самоконцепции ребенка.

Психологическое насилие практически всегда сопровождает физическое и сексуальное насилие, однако и само по себе оно может приводить к не менее драматичным последствиям. Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым), они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т.п. — это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В серьезных случаях, по мнению Д. Глейзер, последствием эмоционального насилия может являться посттравматическое стрессовое расстройство.

Многие дети, попадающие в социально-реабилитационные центры имеют высокий риск психологического насилия в школе, поскольку, с одной стороны, они не имеют достаточной поддержки в семье и поэтому повышено уязвимы, и, с другой стороны, часто плохо выглядят, не подготовлены, не умеют себя вести, собирают на себя большое количество негативных реакций, в том числе чрезвычайно травмирующих самооценку ребенка. При этом, если серьезные психологические последствия у детей как реакция на подобное обращение дома, как правило, возникают на фоне длительного неправильного обращения, то в школе дети могут получить психологическую травму даже от одного случая оскорбления или унижения.

Именно серьезность последствий такого обращения с ребенком и сходство их с последствиями, возникающими в результате других видов насилия, позволяют рассматривать описанное выше отношение к ребенку как насилие.

 

Домашнее насилие.

Под домашним насилием понимают «любые случаи угрожающего поведения, насилия или оскорблений (психологического, физического, сексуального, финансового или эмоционального характера) между двумя совершеннолетними лицами которые являются или являлись в прошлом интимными партнёрами или членами семьи вне зависимости от пола или сексуальной ориентации". В контексте психологического травмирования детей речь, прежде всего, идет о том, что ребенок становится свидетелем или участником ситуации домашнего насилия (например, отец избивает или наносит раны мать на глазах у детей).

Для ребенка домашнее насилие является одной из самых болезненных травм, иногда переживаемых более тяжело, чем непосредственное физическое насилие в адрес самого ребенка. Наблюдая инциденты домашнего насилия (или включаясь в них, например, когда один из родителей начинает защищаться или обращаться к ребенку в ходе острого конфликта с другим родителем) ребенок переживает острый страх, часто не только за себя, но и за обоих родителей, может чувствовать себя виноватым, отверженным, почти всегда теряет ощущение базовой безопасности и стабильности, остается в одиночестве.

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

Требования к ведущим групповых занятий.

Рекомендуется, чтобы групповые занятия проводили два ведущих. имеющих профессиональное психологическое образование и опыт консультирования детей и родителей. Наличие двух ведущих связано со следующими факторами:

· Высокая травматичностью работы с последствиями травм для самих ведущих, особенно когда речь идет о физическом и сексуальном насилии по отношению к детям, столкновением со смертью (например, гибель родителя на глазах у ребенка) и т.д. Для того, чтобы справляться с собственными эмоциональным состоянием, не погружаться в тяжелые переживания и сохранять возможность помогать детям, необходимо два специалиста, поддерживающих друг друга по ходу группы.

· Дети целевой группы почти всегда имеют трудности в удержании внимания, часто отличаются возбудимостью, сочетанием повышенной ранимости и агрессивности, могут нарушать групповые правила и нормы, мешать выполнению тех или иных заданий, привлекать к себе повышенное внимание и т.п. При наличии в группе двух ведущих один из них может вести групповой процесс, а другой - уделять внимание детям, которые по какой-то причине выпали из него

· Дети, особенно младшего подросткового возраста плохо рефлексируют свое эмоциональное состояние, плохо понимают и недостаточно заботятся о том, что происходит с другими участниками. Это требует дополнительных усилий для отслеживания эмоционального состояния каждого ребенка, что часто

· Участие двух психологов позволяет на примере демонстрировать конструктивное взаимодействие друг с другом

· Кроме этого, позволяет не прерывать занятия на время отсутствия одного из ведущих.

Необходимым требованием к ведущим является ориентация в проблематике психологических травм, которые будут прорабатываться в группе. Это обуславливает требование, наличия у ведущих профессионального психологического (а не педагогического) образования, предполагающего ориентацию на переживания и психологические проблемы ребенка, а не на оценку его поведения.

Групповая работа с детьми предполагает умение вступать в контакт с детьми и играть с ними, отсутствие назидательности, гибкость в реагировании.

Психотерапевтам, ведущим занятия, необходимо совместно планировать занятия и обсуждать ход работы.

 

Структура тренинга.

 

Предлагаемый ниже тренинг является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями должно осуществляться исходя из возраста и уровня развития детей, характера их травматического опыта (работа, фокусирующаяся на преодоление последствий сексуального насилия или помощь при потере близких, может иметь похожую логику, но включать разные упражнения и учитывать разные акценты, кроме того, эти травмы должны отрабатываться в разных детских группах). Далее приведены основные модули, задачи и примеры возможных упражнений.

Модуль включает несколько занятий (от одного до четырех), направленных на решение конкретных задач или овладение ребенком тем или иным навыком. Количество занятий в модуле, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и др.условий. Неизменными должны оставаться порядок этапов (невозможно говорить о травме, не сформировав устойчивый состав и доверительные отношения в группе) и логика построения занятий (встречи должны начинаться с чего-то, что поддерживает групповую атмосферe и фокусирует внимание, далее решаются содержательные задачи, заканчивается встреча релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с травмами для того, чтобы ребенок ушел после занятия в нормальном настроении).

 

I Этап.

«Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

II Этап.

«Проработка психотравмирующих переживаний у детей».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

2.1. Разбиение детей на группы по характеру травмы и/или индивидуальная работа с ребенком.

2.2. Рассказ ребенка о травмирующей ситуации.

2.3. Помощь в отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой). Коррекция когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом.

2.5. Способы подбадривания и поощрения ребенка.

2.6. Индивидуальное сопровождение ребенка.

 

III Этап.

«Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

3.1. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу.

3.2. Содействие в формировании адекватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом себе, что может являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни.

3.2. Обучение правилам безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях.

3.3 Помощь ребенку в простраивании будущего.

 

Этап. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

Занятия № 1-10

Задачи I этапа:

· познакомиться, цели, нормы, правила

  • научиться взаимодействовать в группе
  • обеспечить возможность для каждого участника группы чувствовать себя в группе безопасно, снизить напряжение,
  • научить высказываться, говорить о себе,
  • научиться навыкам релаксации и идентификации эмоции

 

Комментарии:

  1. В каждом модуле приводится свой специфический набор задач. Однако следует иметь в виду, что некоторые из них являются долгосрочными и не могут быть выполнены в рамках только одного модуля.
  2. Время на проведение упражнений указано без учета реакций детей (переспрашивают, отвлекаются, конфликтуют и т.д.). Ведущие могут увеличивать его и выбирать упражнения, придерживаясь логики.
  3. в каждом модуле представлено больше упражнений, чем требуется. Много упражнений дается на разминку и групповое взаимодействие. Их не нужно все проводить, дети иногда хотят делать что-то новое, а иногда настаивают на старых любимых играх. Важно не сокращать основные упражнения, например, на релаксацию или усвоение выражения чувств, и внимательно относиться к тому, чтобы дети их усвоили.
  4. В случае недостаточного количества времени первый этап проведения тренинга можно сократить до 6-8 занятий, при этом основным условием остается выполнение задач этого этапа: групповая сплоченность, навыки разговора о себе, релаксация умение называть и описывать чувства, разделять чувства и мысли, понимание на простых, несвязанных с травмой ситуациях того, что эмоции во многом определяются мыслями.
  5. Среди упражнений на релаксацию должны быть простые, легко запоминающиеся, которые важно повторять. Эти упражнения ребенок может повторять дома, когда ему плохо.

 

Модуль 1. Создание базовых условий для работы группы - формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.

На первых встречах задача ведущих создать безопасную обстановку в группе, которая позволит всем детям чувствовать себя свободно, говорить о себе, не боясь осуждения.

2 занятия

Структура занятий 1-2:

· упражнения знакомство

· выработка правил

· договоренность о целях работы группы

· игра на взаимодействие

· завершение (например, комплименты)

Комментарии: важно, чтобы занятия проходили весело, чтобы каждый ребенок получил внимание от ведущих, групповое занятие заканчивалось на позитивной ноте. В конце занятий каждого ребенка надо опросить, что ему понравилось, а что нет на занятиях.

Занятие

 

Ритуал «Приветствие».

 

Инструкция: Ведущие предлагают всем участникам группы встать в круг, и по команде, всем вместе хором сказать «Привет».

 

Игра «Круг знакомств».

 

Цель: знакомство участников группы.

Инструкция: Игра, с помощью языка жестов и движений. Все становятся в круг. Каждый участник по очереди делает шаг к центру круга. Называет свое имя или псевдоним. Приветствует группу своим оригинальным жестом или движением. По сигналу ведущего вся группа хором повторяет имя и оригинальный жест.

10 мин.

 

Игра «Знакомство 2».

 

Цель: знакомство участников группы, установление контакта.

Знакомство можно проводить с помощью мячика или мягкой игрушки.

Инструкция: Первый участник (возможно ведущий) берет в руки мячик, произносит свое имя и любимое занятие, перекидывает мяч тому участнику группы, чье имя он еще не запомнил или о ком он больше всего хочет узнать. Следующий участник ловит мяч, называет имя, любимое занятие и перекидывает дальше. Знакомство заканчивается, когда все участники назовут свои имена.

Дети, более старшего возраста, в этой же форме могут рассказать свои ожидания от этой группы.

10 мин.

 

Установление правил группы

 

Ведущие информируют участников о целях группы (Например, мы с каждым из вас уже говорили о сложностях, которые возникли в вашей жизни. Многие из них есть у каждого в этой группе. Поэтому мы собрались здесь вместе для того, чтобы с ними справиться.), о нормах и правилах его проведения и предлагает принять следующие правила.

 

Правила:

- Постоянный состав группы (с начала тренинговых занятий группа принимает к себе новых участников только после группового обсуждения).

- Все что происходит на группе – ТАЙНА для окружающих! (конфиденциальность) Нельзя с другими людьми обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях и то, как разные ребята ведут себя. Все что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

- Правило «Я-высказывания» (каждый участник говорит только от своего имени, местоимение «мы» не употребляется, пример: «Я считаю, что ты…», Мне кажется, что у тебя). –

Комментарии: это правило не обязательное, дети маленького возраста не понимают его.

- Правило «Стоп» (каждый участник имеет право сказать «стоп» и не выполнять какое-либо упражнение)

- Правило - Не перебивать, говорить по одному.

- Правило – Без Критики! Нельзя давать оценку другому человеку, если он сам тебя об этом не просит.

 

Обсуждение и утверждение этих правил. После обсуждения все правила записываются на плакате и на последующих занятиях вывешиваются на стенде. Все заканчивается торжественным обещанием их соблюдать: «клянусь соблюдать правила!»

20 мин

Комментарии: Группа может добавить какие-то еще специфические правила: не кричать, не драться («жить дружно»), не разговаривать по мобильному телефону и пр... Важно опросить каждого участника. Если средний возраст детей в группе 7-8 лет, то можно озвучить не все правила, например, только правила «Тайна», «стоп», «говорим по одному», «жить дружно».

 

1.5 Игра «Хаотичное движение» (« молекулы»)

 

Цель: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Инструкция: Все игроки – беспорядочно движутся по комнате, при этом руки прижаты к груди. По сигналу ведущего дети объединяются в «группы» определенной ведущим величины (по 3,5,15 человек). «Группы» представляет собой несколько человек, плотно прижатых руками и плечами друг к другу. После разъединения снова расходятся и опять начинают беспорядочно двигаться по комнате.

5-7 мин.

 

 

Игра «Шеренга»

 

Цель: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Инструкция: задача участников выстроиться в шеренгу по нарастанию (убыванию) признака, который назовет ведущий: по росту, по количеству видимых пуговиц, по размеру обуви, по длине волос и т. д. Когда участники в этом деле поднаторе­ют, усложним игру — не разговаривать. Ну-ка, попробуйте выстроить­ся, молча по дням рождения, начиная от января и до конца года!

7-10 мин.

 

1.7 Иллюстрация к правилам.

 

Цель: установление контакта, выработка навыков сплоченных действий

Каждому предлагается выбрать правило, иллюстрация к которому он хочет нарисовать, договориться между собой о том, кто, что, где будет рисовать. На одном большом листе бумаги дети рисуют иллюстрации, каждый на выбранное правило.

15 мин.

 

Подведение итогов.

 

Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что понравилось и не понравилось ему на этом занятии.

7- 10 мин

 

Пожелания»

 

Цель: формировать доверительные отношения в группе.

Каждый участник, включая ведущих, по очереди говорит свои пожелания группе. Например: «Желаю всем хорошего настроения», «желаю всем получить хорошие оценки» и пр.

3-5 мин

 

Ритуал: «Прощание».

 

Инструкция: Возьмитесь за руки, закройте глаза и мысленно пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего. Откройте глаза и все вместе на 3 – 4 скажем «Пока».

Занятие

Рефлексия состояния.

 

Каждый участник по кругу говорит о своем самочувствии, настроении, с которым он пришел.

10 мин

 

Упражнение «Паровоз»

Цель: разминка, снятие эмоционального напряжения, выработка навыков сплоченных действий.

Инструкция: Группа делится на две команды поровну. Все встают друг за другом, взявшись за плечи. Первый человек – это паровоз. Его задача – громко гудеть. Остальные – вагончики – они говорят «чух-чух-чух» при этом топая ногами. По сигналу ведущего, паровоз встает в конец и становится вагончиком, тот, кто впереди – паровозом. Сигналы подаются каждые 20 – 30 секунд.

10 мин

 

Упражнение «Зоопарк»

 

Цель: самовыражение, эмоциональное раскрепощение.

Каждый участник по очереди изображает какое-либо животное, а задача остальных – сказать, кого он изобразил.

5 – 10 мин

 

2.9 Общий рисунок «Наш сад»

 

Цель: самовыражение, выработка навыков сплоченных действий.

На общем листе бумаги, каждый ребенок рисует себя в виде какого-либо растения (куст, дерево, цветок). Рисунок обсуждается всей группой. Рисунок остается в помещении на протяжении всех встреч.

10 мин

 

Упражнение «Подарок»

 

Цель: формировать теплые, доверительные отношения в группе.

Группа делится на подгруппы по 4 – 5 человек. Каждый по очереди – ведущий, его задача – подарить подарок каждому участнику. Все изображается без слов. По окончанию все говорят, что они получили в подарок.

10 мин

 

Подведение итогов

 

Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что понравилось и не понравилось ему на этом занятии.

10 мин

 

Ритуал: «Прощание»

 

Инструкция: Возьмитесь за руки, закройте глаза и помолчите одну минуту на одну тему. Откройте глаза и все вместе на 3 – 4 скажем «Пока».

1 мин

 

Модуль 2. Обучение детей способам релаксации (мышечная, дыхательная, вербальная), распознаванию и выражению эмоций.

 

Структура занятий 3-4:

· Упражнение-разминка

· упражнение на релаксацию (может усложняться от занятия к занятию)

· содержательное упражнение: взаимодействие (с физ.контактом), называние эмоций

· игра

· упражнение на релаксацию

 

Занятие

Рефлексия состояния.

10 мин

 

Знакомство»

Цель: знакомство участников группы

Инструкция:Каждый по кругу называет свое имя, и любимое занятие. Задача следующего – повторить имя и любимое занятие всех впереди стоящих и добавить свою. Последний стоящий в круге перечисляет все имена и любимые занятия предыдущих участников. Комментарий: Детям помладше - можно повторять только имя и занятие предыдущего участника.

5-10 мин

 

Релаксационное дыхание

Инструкция для детей 10-12 ле т: «Как только будете готовы, закройте глаза и сосредоточьте все свое внимание на процессе дыхания, на глубине и частоте вашего дыхания (пауза -2 мин).

А теперь с каждым выдохом представляйте, что все проблемы, неприятности уходят. С каждым выдохом становится легче и спокойнее (пауза - 2 мин).

А сейчас мы будет дышать животом. Для удобства положите одну руку на живот, а другую – на грудь. Вы делаете вдох, и одновременно надуваете живот, выдох – и сдуваете живот. При этом ваша грудь не должна шевелиться (пауза - 2 мин).

А теперь, когда будете готовы, медленно возвращайтесь сюда, в эту комнату и открывайте глаза».

Инструкция для детей 7-9 лет: «Закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем дыхании. Подумайте, как вы дышите? Быстро или медленно? Воздух попадает только в легкие или доходит, аж, до живота? (пауза- 1 мин) Почувствуйте, какой сухой прохладный воздух вы вдыхаете, и какой теплый, влажный воздух выдыхаете? (пауза – 2 мин)

А теперь мы будем представлять, как у нас в животике надувается воздушный шарик. Положите одну руку на живот, а другую – на грудь. Вы делаете вдох, представляете, как у вас в животе надувается шарик, выдох – и шарик сдувается (пауза - 2 мин).

 

А теперь, когда будете готовы, медленно возвращайтесь сюда, в эту комнату и открывайте глаза».

 

В конце проводится опрос о самочувствии, и рекомендации к самостоятельному использованию этой техники. Упражнение лучше проводить под релаксационную музыку. В инструкции важно указать, что садиться или ложиться необходимо так, чтобы руки и ноги не перекрещивались (нельзя сидеть ногу на ногу, сжатыми в замок руками). В обсуждении следует уделить внимание, удалось ли сосредоточиться на дыхании или лезли посторонние мысли, каким было дыхание: поверхностным, глубоким, спокойным, быстрым, грудным или диафрагмальным, как менялось дыхание в процессе упражнения.

15 минут

Упражнение «Найди пару»

 

Цель: установление контакта, сплочение коллектива.

Детям дается следующая инструкция:" «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Каждое название встречается на карточках два раза. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то еще тоже есть карточка с надписью «слон».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.192 с.)