Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №16 Региональные комплексные программы
В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них - программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства. Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней. Региональные программы – это разновидность целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные и комплексные. Узкоспециализированные программы – разработки в составе целевых федеральных программ (ЦФП), например, «здравоохранение России». В ее составе по всем регионам разработаны программы – «здравоохранение в регионе», где определены потребности в финансовых ресурсах, источники финансирования, материальные и человеческие ресурсы и т. д. Комплексные программы включают все узкоспециализированные программы. Среди них главное место занимают программы социальной ориентации: здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и пр. Региональные программы классифицируются по территориальной принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности, отраслевой локализации, хронологии возникновения проблем. Конкретные региональные программы могут быть классифицированы: - по территориальной принадлежности (областная), - по функциональной ориентации (экологическая), - по масштабности (узкоспециализированная), - по продолжительности (среднесрочная). Специфика региональных программ
Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения… По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка. Основные задачи региональных программ: 1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития; 2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики; 3) сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка; 4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона; 5) развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой; 6) охрана окружающей среды; 7) преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий; 8) формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов; 9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки. Состав и структура комплексной программы Социально-экономическое развитие региона – перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Пример такой комплексной программы: Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержит описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона. Выделяются примерные проблемы, подлежащие решению на программной основе. Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывается наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона. Рассматривается экономическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе. Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация. Анализируется состояние рынка труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе. Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Анализ (разделы 1-3) дает представление о масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона. Главное ее содержание: определение направлений наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса. Раздел 5. Основные для региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку. Основные подпрограммы (Калининградской области): 5.1. Транспортный комплекс 5.2. Рыбопромышленный комплекс 5.3. Лесопромышленный комплекс 5.4. Агропромышленный комплекс 5.5. Машиностроение 5.6. Курортно-рекреационный комплекс 5.7. Топливно-энергетический комплекс 5.8. Социальный комплекс 5.9. Строительный комплекс 5.10. Основные направления решения экономических проблем В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм. Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы. Раздел 7. Ресурсное обеспечение Программы. Это расчеты предстоящих затрат (финансовых, материальных), природных условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных – по срокам. Раздел 8. Координация программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Соотношение расчета эффективности Программы. Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления. Разделы формируются на весь период реализации Программы и по годам. При этом используется следующая система количественных и качественных показателей: 1. Эффективность конечных результатов. 2. Показатели выполнения работ (этапы и промежуточные результаты). 3. Параметры и оценки клиентских групп, хозяйственных пользователей программы. 4. Показатели ресурсных затрат, необходимых для выполнения заданий программы. 5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой. Технология разработки региональных ЦКП включает этапы: 1. Формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Не рекомендуется принимать к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности. При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей. 2. Определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель» Программы, взаимоотношения между ними регламентируются контрактами на разработку Программы. 3. Определение головного разработчика проекта (ГРП) Программы и соисполнителей. Выбор ГРП (как проектировщик – это научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) - целесообразно проверить на конкурсной основе по согласию с «заказчиками» и «исполнителями». В качестве ГРП могут быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.
4. Разработка ТЗ на проектирование Программы. На основании утвержденного перечня Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое содержит: - развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями; - примерный состав Программы в рамках региона; - ориентировочный состав предприятий, участвующих в реализации; - ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие; - объем предполагаемых затрат на разработку Программы с указанием источников и порядка финансирования; - указания по организации разработки. Головной разработчик, руководствуясь ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»; - общую схему Программы и организационный план ее составления; - координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования; - необходимые методические материалы, формы для исполнителей. 5. Проектирование Программы. Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов. Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей. Параллельно-последовательный способ разработки Программы. Финансовые ресурсы региона 1. Региональный бюджет. В РФ к региональному бюджету относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, округов, автономных областей, городов федерального значения, краев и областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти). 2. В первую очередь, это предприятия ЖКХ, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций для финансирования социально-культурных и коммунальных объектов. 3. Региональные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из центральных внебюджетных фондов. Как правило, они имеют целевое назначение. Региональная бюджетная система (РБС). В Российской Федерации это бюджетная система субъектов РФ. РБС является основной и обособленной в рамках закона частью общегосударственной бюджетной системы, а также результатом административно-территориальной организации Российской Федерации. В основе РБС лежат: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами. Основные функции РБС: 1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства; 2. аккумулирование и использование в общих региональных целях:
а) средств, собранных на самой территории (большинство местных налогов, штрафов и финансовых санкций); б) из средств, поступающих в РБС частично: регулируемые налоги – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина. 3. Финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий. 4. Самообеспечение внутри региональных социальных программ. 5. Регулирование состояния и использования природного потенциала. 6. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения. Экономическая сущность регионов: - формирование денежных фондов является финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; - распределение и использование этих денежных фондов между отраслями народного хозяйства; - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. Кроме того, региональный бюджет осуществляет распределение госсредств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Через региональные бюджеты формируется значительная часть общественных фондов потребления: - на народное образование и профессиональную подготовку кадров более 65% бюджетных средств; - на здравоохранение более 80%; - на социальное обеспечение – 90%; - на ЖКХ – 100%. Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: а) налог на имущество предприятий; б) налог на недвижимость; в) транспортный налог; г) налог с продаж; д) налог на игорный бизнес; е) региональные лицензионные сборы. Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов. Региональные доходы включают отчисления из федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета. В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных доходов менее 30%. Региональные бюджеты расходуются на: 1) функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; 2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; 3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; 4) обеспечение реализации региональных целевых программ; 5) формирование государственной собственности субъектов РФ; 6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; 7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; 8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ; 9) оказание финансовой помощи местным бюджетам; 10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. 11) компенсации дополнительных расходов. Данные о составе и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство. Около 25% расходов - на социально-культурные мероприятия, образование, культуру, искусство и здравоохранение. Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют около 8 % бюджета.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.053 с.) |