Бюджетно-налоговая политика как инструмент формирования доходной части бюджета Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая политика как инструмент формирования доходной части бюджета Республики Беларусь



Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства. (с)

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

Состав и структура доходов консолидированного бюджета нашей страны определяются фискальной политикой правительства, отличительной особенностью которой являлось усиление роли государства в распределении национального дохода страны. Например, доходы бюджета в 1995г. по отношению к ВВП составляли 30%, в 1998 г. – 36%, в 2004-2007 гг. – превысили 50%, но потом пошли на спад и уже в 2016 г. стали равны снова 30 % [1, 116c.].

В Республике Беларусь значительная доля (82,3%) доходов консолидированного бюджета формируется за счет налоговых поступлений[10]. Остальная часть – за счет неналоговых платежей, под которыми подразумеваются поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т.д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. Это разделение условное, так как отчисления имеют все признаки налогов. Однако многие авторы относят их к неналоговым.
Итак, налоги являются основой формирования государственного бюджета нашей страны. Не имея закрепления с конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий. Постепенно, с развитием отраслей экономики и укрепления доходной части бюджета, формирование бюджетно-налоговой политики правительства стало в меньшей степени зависеть от целевых фондов.

В 2016 году бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь была направлена на обеспечение макроэкономической сбалансированности и достижение финансовой безопасности страны. Проводились меры по повышению эффективности и стабильности налоговой системы, направленные на увеличение доходности от нее и сохранение нагрузки на уровне 2015 г. (около 25 % к ВВП) [11].
Поэтому в бюджете были проведены реформы, главные из них:

· Изменение ставки налогов в соответствии с уровнем инфляции,
и увеличение базовой величины до 21р.;

· изменение акцизов на газ, в соответствии с инфляцией (в целом на 12 %);

· Уменьшение акцизов на крепкие алкогольные напитки на 2%-3% в каждом квартале;

· снижение акцизов на вина на 7,5 %;

· постепенное увеличение ставок акцизов на остальные алкогольные напитки (в целом на 12 %);

· увеличение ставки курортного сбора на 2%;

· увеличение в два раза (с 0,1 до 0,2 %) ставки налога на недвижимость, который уплачивают люди с двумя и больше квартирами;

· увеличение земельного налога (с 0,55 до 0,7 %). Это относится к землям, на которых стоят рынки и торговые центры, включая автостоянки;

· увеличение количества объектов на обложение государственными пошлинами;

· обложение налогом доходов предпринимателей, которые они получают по депозитам в банках или же выигрышем в азартных играх; [12].

 

В целом эти изменения направлены на увеличение доходности бюджета Республики Беларусь.
За I квартал 2016 года в бюджет поступило 51,6трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поступления увеличились на 3,3 % в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 7,8 %)
За аналогичный период в 2015г. в бюджет поступило 50,0 трлн. руб. налоговых доходов. В номинальном выражении цифра увеличилась, но в реальном поступления уменьшились на 7,8%

Неналоговые доходы за I квартал 2016 года сложились в сумме 10,7 трлн. руб. против 7,7 трлн. руб. в I квартале 2015 года, то есть увеличились на 38,7% в номинальном выражении (на 23,9 % – в реальном выражении).
Безвозмездные поступления за I квартал 2016 года составили 0,4 трлн. руб. против 0,2 трлн. руб. в 2015, то есть увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 49,8 % в номинальном выражении (на 33,8 % – в реальном выражении).
Формирование налоговых доходов за I квартал 2016 года на 90,3 % обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (37,4 %), подоходного налога (17,3 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,9 %), акцизов (8,8 %), налогов на собственность (7,7 %), налога на прибыль (4,2 %). В прошлом году в аналогичный период налог на добавленную стоимость (36,7 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,7 %), подоходного налога (16,3 %), акцизов (8,7 %), налогов на собственность (5,9 %), налога на прибыль (4,1%) (рисунок 1). [12]

Рисунок 2.1
Примечание –источник [10]


Профицит консолидированного бюджета за январь-март 2016 года сложился в 4,4 трлн. руб., или 2,1% к ВВП (в I квартале 2015 года – 7,7трлн. руб., или 4,0% к ВВП).

Рисунок 2.2
Примечание – источник [10]


Бюджетно-налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетах социально-экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы, что позволит обеспечить стабильные финансовые основы развития общества и экономики.

 


2.2 Основные проблемы фискальной политики Республики Беларусь


Основные доходы нашего консолидированного бюджета, как уже отмечалось - это налоговые поступления. Такие показатели, как дефицит и профицит бюджета, размер государственного долга, размер внешнего долга, темпы роста доходной части бюджета, говорят о стабильности финансовой системы нашей страны. Однако такая ситуация во многом обусловлена благоприятной внешней конъюнктурой, прежде всего высокими ценами на энергетические товары на мировом рынке. Нефтеперерабатывающие предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками страны. Например, четыре из десяти самых крупных налогоплательщиков относятся к отраслям энергетических ресурсов [18].
Это, в свою очередь, говорит о высокой зависимости национальной финансовой системы от мировых цен на нефтепродукты. Особенно высока зависимость от крупнейших налогоплательщиков у местных бюджетов.

Поскольку Республика Беларусь не располагает собственными значительными запасами энергоресурсов, то ее экономика зависит не только от цен на экспортируемые нефтепродукты, но и от условий импорта нефти из России. Таким образом, национальная финансовая система подвержена двойному риску: как со стороны изменений, связанных с импортом нефти, так и со стороны динамики цен на экспортируемые нефтепродукты. Кроме указанных возникают риски, связанные с наращиванием государственных расходов в период благоприятной внешней конъюнктуры. Ведь в случае неблагоприятного изменения цен на нефть это чревато большим дефицитом бюджета и всеми неблагоприятными последствиями, связанными с ним. Кроме того сдерживается проведение структурных реформ, применяются нерыночные методы поддержки реального сектора, необходимость проведения которых будет актуализироваться в той мере, в которой благоприятные внешнеэкономические условия будут изменяться на благоприятные.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что фискальная политика должна быть направлена на нейтрализацию колебаний цен, при неблагоприятных условиях внешней конъюнктуры. При ее формировании целесообразно использовать понятие структурного баланса, представляющего собой разность между балансом бюджета и конъюнктурными доходами. Структурный баланс позволит более обоснованно разрабатывать фискальную политику на перспективу, сглаживая циклические колебания при планировании расходов. В таком случае расходы бюджета будут иметь своим источником доходы, не связанные со случайными колебаниями делового цикла, т.е. не связанные с изменением цен импорта и экспорта, что особенно актуально для нашего государства, имеющего чрезвычайно открытый характер экономики (1, c.120).
Также размер этой проблемы поможет уменьшить создание стабилизационных фондов. Они создаются для того, чтобы обеспечивать сглаживание конъюнктуры. Их доходы формируются главным образом за счет зачислений от прибыли высокорентабельных предприятий.
В основном, подобные фонды способствуют повышению эффективности фискальной политики, так как снижают зависимость расходов бюджета от его доходов. Наилучших результатов можно добиться, если наряду с формированием стабилизационных фондов ограничивать размеры расходов бюджета. Это обеспечивает сохранение расходов в реальном выражении, несмотря на инфляцию, или увеличение их в соответствии с темпами роста ВВП.

Таким образом, состояние структурного баланса в большей степени, чем бюджетного, характеризует экономическую безопасность страны. Поэтому наряду с планированием бюджета целесообразно рассчитывать параметры структурного баланса, не забывая важнейший принцип бюджетно-налоговой политики любого государства – темпы роста расходов государственного бюджета должны соответствовать темпам роста национального продукта.

Участие государства все в большей степени становится важным в выработке и реализации национальных приоритетов, в числе которых в начале текущего столетия можно выделить несколько главных:

· Достижение экономической стабильности с учетом экологических и социальных требований;

· Поддержка производительности труда льготами на налогообложение;

· Поддержка развития образования и информационных технологий

· Улучшение социальной сферы через социальные программы, поддержку семейных ценностей и т.д.

· Реализация позитивного эффекта от глобализации национальной экономики;

· Совершенствование экологии [1, c. 124]

 

Совершенствование фискальной политики предполагает освобождение доходной части бюджета от тех налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. В доходной части консолидированного бюджета этот налог составляет крайне малую часть, тем не менее его сбор связан со значительными финансовыми затратами – до 30% собранных средств.
Эти затраты включают в себя расходы государства на сбор налогов, ведение налогового учета и представление налоговой отчетности.

Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены этого налога можно за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты. Аналогичные примеры имеются среди многочисленных местных налогов и сборов. Наиболее ярким из них является «сбор за парковку», расходы на получение которого составляют 50% поступивших сумм. [1, c 121]
Следует весьма осторожно подходить к практике введения дополнительных налогов и сборов, относящихся на финансовые результаты предприятий, т.е. уменьшающих прибыль аналогично рентному сбору. Необходимо помнить, что сиюминутная выгода для бюджета сегодня может обернуться значительными бюджетными потерями в будущем. Так, например чистая прибыль – главный стимул предприятий для открытия или поддержания своей деятельности.
Поэтому повышение налога на прибыль не только негативно отразится на эффективности работы предприятия, но и повлечет вымывание собственных оборотных средств и сократит инвестиционный потенциал, что в перспективе чревато недопоступлением налогов в государственный бюджет. На рисунке 2 отражено очень сильное уменьшение прибыли в I квартале 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015. Это говорит о том, что многие предприятия работали в убыток. При этом, как мы видим на графике, разница между прибылью до налогообложения в 2016 и 2015 составляет 13трлн. руб. при разнице чистой прибыли в 12 трлн. руб. Иначе говоря, прибыль уменьшилась с 15,5тлрн. руб. до 2,5тлрн. руб. а налоги с 4,5тлрн. руб. до 3,5трлн. руб. (рисунок 2).

Рисунок 2.3
Примечание – источник [10]


Еще одной проблемой бюджетно-налоговой политики можно назвать то, что основная часть налогов поступает в бюджет еще до реализации продукции. Это в свою очередь негативно сказывается на оборотных средствах предприятий и на их финансовой устойчивости.
То, что снижение налоговых ставок не ведет к повышению количества собранных налогов тоже нужно отнести к проблемам фискальной политики. Для того чтобы налоговые поступления увеличились нужно сделать так, чтобы предприятиям было выгодно платить меньший налог, вместо того чтобы рисковать получением штрафов за их сокрытие.

 

Таблица 2.1. Задолженность по налогам и сборам (млн.руб.)
Примечание – источник [http://www.belstat.gov.by/]

       
Общая задолженность 65 664 183 601 563 609
По НДС 42 425 86 867 233 949
По налогу на прибыль и доходы 3 807 59 797 88 092
По акцизам   11 929 151 762
По налогу на недвижимость 6 917 11 019 42 422
По платежам на землю 6 307 7 567 32 832
По единому налогу для производителей сельско-хозяйственной продукции     2 307

 

 

Судя по данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в последние годы задолженность по налогам и сборам стремительно растет. По сравнению с задолженностью на начало 2014 года, задолженность в начале 2016 года выросла в восемь с половиной раз. Для того чтобы налоги уплачивались и доход формировался в полном объеме нужно провести ряд условий. Основными функциями грамотно организованной и эффективной системы сбора налогов являются информирование, консультирование и оказание методологической помощи плательщикам по вопросам исполнения налогового законодательства.
Информирование плательщиков – это повышение их налоговой грамотности. Налоговые органы информируют и взаимодействуют с плательщиками и общественностью. Основным направлением такого информирования является разъяснительно-предупредительная деятельность.

 

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь значительно отличается от политик в других странах. К основным отличиям от экономически развитых стран можно отнести:

1. Количество налогов, сборов, платежей существенно превышает тот минимум, который считается оптимальным. Это в первую очередь влияет на силу давления налогов на общество и принуждает его скрывать неуплату некоторых налогов.

2. Основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.), а не прямые (подоходный налог, налог на прибыль), что, как уже отмечалось ранее, негативно влияет на темпы экономического роста.

 

Все это говорит о несовершенстве фискальной политики в Беларуси и о необходимости в некоторых ее реформах. Но прежде всего, на мой взгляд, нашей экономике необходимо избавиться от, практически, полной зависимости Российской Федерации. В условиях конфронтации России и запада, на Беларусь приходится участь санкций в отношении наших соседей, что в свою очередь влияет на экономику. Переменить в ближайшее время то, что нефтепереработка является основным источником поступления валюты в страну, не удастся, но выполнив условия МВФ, кредитование можно будет получать у них и не зависеть от фонда ЕврАзЭС. Что касается конкретно бюджетно-налоговой политики, мне кажется, что дальнейшее увеличение налоговых ставок и количества собираемых налогов ситуацию не улучшит. А вот улучшение контроля над сбором и возможно даже уменьшение ставок может привести к увеличению налоговых сборов и доходности бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.017 с.)