Понятие бюджетно-налоговой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бюджетно-налоговой политики



 

Бюджетно-налоговая политика, или же фискальная политика, является одним из самых важных инструментов макроэкономического регулирования. Для того чтобы лучше понять суть этой политики необходимо иметь представление о том, что такое бюджет и налоги.

Государственным бюджетом называют основной финансовый счет государства, позволяющий контролировать государственные доходы и расходы и управлять ими [1,c.14]. Доходы бюджета, в основной своей доле, формируются за счет налогов (обязательных платежей), которые взимаются органами власти. Так же в доход идут поступления по социальному страхованию и доходы государственных предприятий (например, прибыль центрального банка). Расходы бюджета идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание социальной инфраструктуры, а так же на развитие государственного сектора экономики. Изменение доходов и расходов позволяют смягчить спад производства, сдержать инфляцию, снизить уровень безработицы и стабилизировать экономику. Взимание налогов государством и дальнейшее их расходование, это главные инструменты бюджетно-налоговой политики, а весь процесс, связанный с образованием и использованием данного бюджета является ее содержанием. Исходя из этого, бюджетно-налоговая политика – это политика контроля государства над деловой активностью через изменения налогообложения и государственных расходов [2].

Главными целями фискальной политики, как экономической политики в целом, являются:

· обеспечение экономического роста

· обеспечение полной занятости

· стабильного уровня цен

· равновесие платежного баланса.

Различные инструменты политики влияют на экономику по-разному. Например, государственные закупки, это часть государственных расходов. Они называются трансформационными расходами, к которым относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы [1, с.18]. Но, как и частные расходы, государственные входят в совокупные расходы. Соответственно изменение государственных закупок изменяет уровень совокупных расходов и тем самым воздействует на объем национального дохода. Государство увеличивает закупки в периоды кризиса и спада экономики и увеличивает их во время роста инфляции с целью поддержания стабильности производства. А так же, таким образом осуществляется поддержание равновесия спроса и предложения на рынке.
Другим видом государственных расходов являются трансфертные платежи. Это трансфертные расходы, под которыми понимают безвозмездную передачу средств со стороны государства населению и предприятиям – это пособия домохозяйствам, пособия фирмам, социальное обеспечение (финансирование образования, медицины, культурных мероприятий и т.д.). Они косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств[1,c.18].
Важнейшую роль государственные расходы играют в фи­нансировании социальных и культурных программ государст­ва, обеспечении его обороны, содержании аппарата управле­ния и правоохранительных органов, а также инвестиций для развития государственного сектора промышленности.

Инструментом, отрицательно влияющим на совокупные расходы, являются налоги. Величина располагаемого дохода обратно-пропорциональна величине налогов, и любое их увеличение снижает не только совокупные расходы, но и сбережения. С одной стороны, увеличение уровня налогов увеличит и государственные расходы, работающие на общество, но на самом деле при их высоком уровне никто работать не захочет, это станет вовсе невыгодно как для предприятий, так и для рабочих. Уменьшение же налогов может подорвать государственный бюджет и такие важные его составляющие как расходы на социальные мероприятия и содержания бюджетных организаций. Именно поэтому при проведении бюджетно-налоговой политики, нужно с точностью определить параметры изменения налогов и государственных расходов, что является очень сложной задачей и соответственно недостатком.
В рамках разработки бюджетно-налоговой политики среди профессиональных экономистов идут дискуссии о приоритетах прямого или косвенного налогообложения. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество плательщика и, соответственно, уменьшают их в зависимости от своей ставки. Это, например подоходный налог, налог на прибыль, налог на землю, налог на имущество. Косвенные налоги, это те налоги, которые включаются в цену товара и увеличивают его стоимость[2]. Однако этот налог по своей сути платит покупатель, т.к. только он решает, покупать товар или нет. К косвенным налогам относят акцизы, НДС и налоги с оборота. Как правило, косвенные налоги в большей степени исполняют фискальную функцию, то есть функцию пополнения государственного бюджета, что негативно влияет на темпы экономического роста. Это обосновывается тем, что эти налоги взимаются с покупателей и не зависят от рентабельности фирм, т.е. они играют значительную роль в ценообразовании и негативно влияют на совокупный спрос. Поэтому необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета. Однако нельзя забывать и о позитивном влиянии косвенных налогов на структуру потребления. В пример можно привести акцизы на алкоголь и сигареты. Исходя из этого, в фискальной политике то или иное изменение не должно быть абсолютизировано с любой стороны. Увеличение прямых налогов должно быть постепенным и обдуманным. Нужно учитывать реальный доход субъектов хозяйствования и населения и перспективы его роста.

 

1.2 Виды бюджетно-­­­­налоговой политики

В бюджетно-налоговой политике принято различать две генеральные линии, которые зависят от фазы экономического развития национальной экономики. В периоды экономического подъема фискальная политика носит сдерживающую направленность, так как она сдерживает деловую активность в разумных пределах. В периоды экономического спада политика носит стимулирующий характер, направленный на «подогрев» экономики и постепенное ее возвращение к подъему. Между этими двумя направлениями существует третье, которое называется стабилизационной бюджетно-налоговой политикой[3].
Политика стабилизации – это действия правительства, направленные на регулирование экономики с целью приближения объема национального продукта к потенциальному уровню, без различных «всплесков» безработицы и инфляции.[4] Эта политика является наиболее предпочтительной формой фискальной политики, так как в наибольшей степени соответствует устойчивому состоянию экономики. Политика стабилизации с одной стороны призвана для того чтобы предотвратить спад в экономике, для чего необходимо сдерживать экономические параметры в определенных пределах, а с другой стороны – улучшить сложившуюся экономическую ситуацию и приблизить эти показатели к оптимальным значениям.
Как уже говорилось ранее, стимулирующая бюджетно-налоговая политика осуществляется во время спада экономики. Она предполагает снижение уровня налогов и увеличение государственных расходов, что в свою очередь ведет к дефициту бюджета. Главная ее цель – смягчение грядущего экономического спада и ускорение его преодоления, и, соответственно, увеличение совокупных расходов, совокупного спроса и снижение уровня безработицы (рисунок 1).
При увеличении государственных расходов и прочих равных условиях произойдет смещение кривой AD1 до AD2 как на рисунке 1. Это происходит, потому что при увеличении расходов государства на различные продукты, реальный объем производимых продуктов, на которые предъявлен спрос, увеличится на количество расходов государства. Но смещение от AD1 до AD2 произойдет лишь после всех новых циклов потребительских расходов (приумножений мультипликатора). Таким образом, реальный объем производства вырастет и одновременно сократится безработица, так как фирмы будут нанимать новую рабочую силу для удовлетворения спроса, или же возвращать уволенных во время спада работников.

Рисунок 1.1 Стимулирующая фискальная политика.
Примечание – источник [5].

 

При снижении налогов и прочих равных условиях кривая совокупного спроса так же сместится вправо из AD1 в AD2. Это объясняется тем, что при снижении налогов растет располагаемый доход, растет совокупный спрос и соответственно занятость.
Для одинакового сдвига кривой вправо увеличивать государственные расходы нужно на сумму меньшую, чем при снижении налогов. Это является следствием того, что некоторая доля снижения налогов увеличит сбережения, а не потребление. Для того чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительству следует снизить налоги на величину, большую чем эта сумма. Причем, чем меньше величина mpc (предельная склонность к потреблению), тем большее снижение налогов требуется для того чтобы добиться определенного увеличения потребления и сдвига кривой совокупного спроса.
Так же государство может одновременно увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги. Это так же приведет к желаемому эффекту увеличения совокупного спроса и роста занятости.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика проводится во время подъема и роста инфляции и имеет своей целью ограничить подъем экономики и снизить государственные расходы, повысить налоги. То есть этой политикой предполагается уменьшение государственных расходов, увеличение налогов или комбинация этих мер.
В краткосрочном периоде сдерживающая политика снижает инфляцию путем роста безработицы и уменьшения производства. В долгосрочном периоде данная форма фискальной политики может привести к стагфляции (стагнации и инфляции).

При сокращении государственных расходов замедляется темп инфляции, или же она полностью ликвидируется. Уменьшение расходов уменьшит совокупный спрос и сместит кривую спроса влево от AD1 до AD2. Таким образом, цены снизятся, при условии, что они обладают гибкостью к понижению (рисунок 2).

 

Рисунок 1.2 Сдерживающая фискальная политика
Примечание – источник [5].

 

В реальности же цены устойчивы к понижению, поэтому для того, чтобы сдержать инфляцию, нужно предотвратить рост цен, а не пытаться снизить их до прежнего уровня. Из этого следует, что цель сдерживающей политики – остановить рост цен, а не восстановление прежних. Несмотря на это, на рисунке 2 задача политики выполняется и инфляция удержана.
При повышении налогов возникает ситуация аналогичная снижению налогов, только наоборот. Располагаемый доход снижается, снижаются совокупные расходы, снижается совокупный доход и занятость. Инфляция сдерживается.
Государство может применять методы сокращения государственных расходов и увеличения налогов одновременно.

Кроме того, бюджетно-налоговую политику разделяют на:

1. Дискреционную

2. Автоматическую (недискреционную)

Дискреционная фискальная политика – это совокупность оперативных финансовых мер государства, сознательное регулирование налогообложения и государственных доходов, направленные на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
Если правительство видит, что принятые ранее законы не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в экономике, оно прибегает к данной политике, которую также называют регулируемой стабилизацией.

Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

· Выполнение за счет средств государственного бюджета программ занятости, с целью обеспечения безработных работой;

· Реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы.

· Изменение объема налогообложения путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой станки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние. Прямое влияние осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса ,являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное — через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно — через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.
Для того чтобы рассмотреть механизм действия дискреционной фискальной экономики используем кейнсианскую модель макроэкономического равновесия совокупных расходов и доходов (рисунок3). Экономика находится в равновесии в точке e1. При росте государственных расходов на ∆G кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ∆G, равновесие перемещается из точки e1 в точку e2, объем производства увеличивается с Qe1 до Qe2 на величину ∆Q, причем ∆Q больше ∆ G (рис. 2.1). Отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению

Рисунок 1.3 Влияние государственных закупок на ВНП
Примечание – источник [6]

государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов. Мультипликатор показывает, на сколько единиц изменится совокупный доход при изменении государственных закупок на единицу. Его формула:

Трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос через изменение потребительских расходов. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. Иначе говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.

В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы, воздействуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом. Налоговый мультипликатор показывает на сколько единиц изменится национальный доход при изменении налогов на единицу. Налоги бывают автономные (не зависящие от дохода) и подоходные. Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ∆T увеличит планируемые расходы на mрс·∆Т. Формула мультипликатора автономных налогов:


Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода, тогда с учетом ставки подоходного налога t формула будет такой:

 

В противоположность дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, недискреционная (автоматическая, политика встроенных стабилизаторов) политика предполагает автоматическое изменение экономических параметров [5]. Параметры изменяются автоматически при перемене экономических условий. Например, увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от налогов. Повышение уровня цен влияет на государственные доходы и расходы.
Автоматическими стабилизаторами являются:

· Прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.

· Пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причины циклических колебаний, но ограничивают их размах. Рассмотрим встроенную стабильность на рисунке 1.4. Государственные расходы G считаются заданными и не зависят от национального дохода Y. Государство устанавливает величину налоговых ставок, они зависят от объема производства. В период подъема автоматически возрастают и налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). В период спада налоговые поступления сокращаются, и возникает дефицит бюджета.

Рисунок 1.4 Встроенные стабилизаторы
Примечание – рисунок собственного авторства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.027 с.)