Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторный практикум № 1: выявление новых тенденций в социальной стратификации общества и трансформации его социальной структуры, влияющей на экономику.
Тема 5. Личность и общество. 1 Человек, индивид, личность. Социобиологические предпосылки социализации. 2 Содержание и этапы процесса социализации. 3 Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
Основные положения 1 В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало. В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств.
Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения. Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ. 2 Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Поведение соответствующее общепринятым нормам определяется как социально одобряемое. Процесс социализации предполагает ряд этапов: первичный и вторичный. Данные этапы тесно связаны с жизненными циклами человека: детство, юность, молодость, зрелость и старость. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. Вторичная социализация - это сфера социальных отношений, которые охватывают вторую половину жизни, когда мы сталкиваемся с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название. Десоциализация — отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация — этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее. Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации. 3 Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Под социальными нормами понимаются пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие возможные границы социального действия. Социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, выбор имени ребенка, методы разрешения конфликта. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе. Социальный контроль – это, прежде всего, внешний контроль, но помимо него выделяют еще внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального порядка: армии, судам, государству. Девиантным считается поведение, отклоняющееся от существующих социальных норм. Выделяются два основных типа девиантного поведения: культурно одобряемый и культурно неодобряемый. По целям и направленности также различают деструктивное, асоциальное и противоправное (делинквентное) поведение. К социологическим теориям девиантного поведения относятся: концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, теория стигматизации, теория интернализации норм субкультуры.
Вопросы семинара. 1 Агенты и институты социализации. 2 Агенты и инструменты социального контроля. 3 Виды девиантов по Р.Мертону. 4 Теория криминальных типов Ч. Ламброзо.
Литература. Основная литература 1 Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2008. - 496 с. - (Образовательный стандарт ХХI) - ISBN 5-699-13220-1. 2 Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 448 с. - (Золотой фонд российских учебников) - ISBN 5-238-00791-4. 3 Социология: Общий курс / Ж.Т. Тощенко.- 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 527с - ISBN 5-94879-052-5.
Дополнительная литература. 1 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Центр, 2009. - 224 с - ISBN 5-88860-055-5. 2 Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - CПб.: Логос, 2009. - 432 с - ISBN 5-88782-167-1. 3 Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2009. - 432с - ISBN 5-7762-0041-5. 4 Социология = пер. с англ / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2008. - 688с - ISBN 5-7113-0106-3. 5 Сапрыкина, Г. А. Информационные и коммуникационные технологии как фактор становления личности = Information and commucation techologies as a formation factor of the person / Г. А. Сапрыкина // Философия образования, 2012. - № 1 (40). - С. 267-273. - Библиогр.: с. 273.- Реф. на рус. и англ. яз.: с. 267-268. 6 Чернышова, Е. Р. Трансформация процессов социализации личности и кадровый потенциал высшего образования / Е. Р. Чернышова // Alma Mater: Вестник высшей школы,2012. - № 1. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33 7 Гуляихин, В. Н. Агенты правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин // Право и политика,2012. - № 1 (145). - С. 143-149. - Библиогр.: с. 149 8 Шубат, О. М. Родительский труд в малых городах России: опыт экономико-статистического исследования в Уральском регионе / О. М. Шубат, М. М. Пшеничникова // Региональная экономика: теория и практика, 2012. - № 15 (246). - С. 20-29. - Библиогр.: с. 28-29 Задания к теме 1 Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется …: А. темперамент Б. интеллигентность В. альтруизм Г. индивидуальность
2 Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется …: А. десоциализация Б. ресоциализация В. адаптация Г. абилитация
3 Вторичная социализация — это: А. процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни; Б. период социализации, совпадающий с получением формального образования; В. процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;
Г. социализация, протекающая за рамками классной комнаты.
4 Про кого из ниже перечисленных агентов можно смело сказать, что он осуществляет функции по реализации формальных санкций? Агенты: А. суд Б. семья В. студенческая группа Г. налоговая полиция
5 Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными: А. маргиналы Б. девианты В. феральные люди
6 Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации: А. она присуща не только человеку, но и животным; Б. это кумулятивный процесс накопления социальных навыков; В. это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса; Г. это психофизиологический процесс укрепления организма.
7 Ресоциализация представляет собой: А. период социализации, совпадающий с получением формального образования; Б. процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации; В. отучение от старых норм, ценностей и ролей; Г. процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни.
8 Девиантное поведение — это не что иное, как: А. типичное поведение правонарушителя (делинквента); Б. преступное поведение; В. отклонение от формального закона; Г. любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.
9 Девиация чаще всего наблюдается: А. у пожилых людей; Б. у людей, озабоченных прежде всего личными интересами; В. у женщин; Г. у молодых.
10 Социальные предписания — это: А. средства наказания; Б. средства поощрения; В. запрет или разрешение сделать что-либо; Г. формальные негативные санкции.
11 К числу социологических теорий девиантного поведения относится: А. психоаналитическая теория (3. Фрейд); Б. теория врожденной предрасположенности к криминалу (Ч. Ломброзо); В. теория органической предрасположенности к криминалу (У. Шелдон и др.); Г. теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).
12 Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является: А. конформность; Б. инновация; В. ритуализм; Г. ретритизм.
13 Личность — это _____________________________________ система ____________________________________________________ черт индивида.
14 Человек— существо многомерное. Назовите три измерения: A. _________________________________________________________________ Б. _________________________________________________________________ В. _________________________________________________________________
15 Назовите два слоя компонентов личности как социализированного фактора: A. _________________________________________________________________ Б. _________________________________________________________________
16 Процесс, противоположный социализации, называется ______________________________________________.
17 Выделяются три мотиватора действия индивида. Назовите их: A. _________________________________________________________________ Б. _________________________________________________________________ В. _________________________________________________________________
18. Назовите четыре агента первичной социализации: A. _________________________________________________________________ Б. _________________________________________________________________ В. _________________________________________________________________ Г. _________________________________________________________________
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.046 с.) |