Лабораторный практикум № 1: выявление новых тенденций в социальной стратификации общества и трансформации его социальной структуры, влияющей на экономику. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторный практикум № 1: выявление новых тенденций в социальной стратификации общества и трансформации его социальной структуры, влияющей на экономику.



Тема 5. Личность и общество.

1 Человек, индивид, личность. Социобиологические предпосылки социализации.

2 Содержание и этапы процесса социализации.

3 Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

 

Основные положения

1 В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.

В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств.

Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения. Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ.

2 Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Поведение соответствующее общепринятым нормам определяется как социально одобряемое.

Процесс социализации предполагает ряд этапов: первичный и вторичный. Данные этапы тесно связаны с жизненными циклами человека: детство, юность, молодость, зрелость и старость.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Вторичная социализация - это сфера социальных отношений, которые охватывают вторую половину жизни, когда мы сталкиваемся с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Десоциализация — отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация — этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.

3 Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей.

Под социальными нормами понимаются пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие возможные границы социального действия.

Социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, выбор имени ребенка, методы разрешения конфликта. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе.

Социальный контроль – это, прежде всего, внешний контроль, но помимо него выделяют еще внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального порядка: армии, судам, государству.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от существующих социальных норм. Выделяются два основных типа девиантного поведения: культурно одобряемый и культурно неодобряемый. По целям и направленности также различают деструктивное, асоциальное и противоправное (делинквентное) поведение. К социологическим теориям девиантного поведения относятся: концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, теория стигматизации, теория интернализации норм субкультуры.

 

Вопросы семинара.

1 Агенты и институты социализации.

2 Агенты и инструменты социального контроля.

3 Виды девиантов по Р.Мертону.

4 Теория криминальных типов Ч. Ламброзо.

 

Литература.

Основная литература

1 Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2008. - 496 с. - (Образовательный стандарт ХХI) - ISBN 5-699-13220-1.

2 Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 448 с. - (Золотой фонд российских учебников) - ISBN 5-238-00791-4.

3 Социология: Общий курс / Ж.Т. Тощенко.- 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 527с - ISBN 5-94879-052-5.

 

Дополнительная литература.

1 Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Центр, 2009. - 224 с - ISBN 5-88860-055-5.

2 Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - CПб.: Логос, 2009. - 432 с - ISBN 5-88782-167-1.

3 Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2009. - 432с - ISBN 5-7762-0041-5.

4 Социология = пер. с англ / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 2008. - 688с - ISBN 5-7113-0106-3.

5 Сапрыкина, Г. А. Информационные и коммуникационные технологии как фактор становления личности = Information and commucation techologies as a formation factor of the person / Г. А. Сапрыкина // Философия образования,

2012. - № 1 (40). - С. 267-273. - Библиогр.: с. 273.- Реф. на рус. и англ. яз.: с. 267-268.

6 Чернышова, Е. Р. Трансформация процессов социализации личности и кадровый потенциал высшего образования / Е. Р. Чернышова // Alma Mater: Вестник высшей школы,2012. - № 1. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33

7 Гуляихин, В. Н. Агенты правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин // Право и политика,2012. - № 1 (145). - С. 143-149. - Библиогр.: с. 149

8 Шубат, О. М. Родительский труд в малых городах России: опыт экономико-статистического исследования в Уральском регионе / О. М. Шубат, М. М. Пшеничникова // Региональная экономика: теория и практика, 2012. - № 15 (246). - С. 20-29. - Библиогр.: с. 28-29

Задания к теме

1 Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется …:

А. темперамент

Б. интеллигентность

В. альтруизм

Г. индивидуальность

 

2 Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется …:

А. десоциализация

Б. ресоциализация

В. адаптация

Г. абилитация

 

3 Вторичная социализация — это:

А. процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

Б. период социализации, совпадающий с получением формального образования;

В. процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

Г. социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

 

4 Про кого из ниже перечисленных агентов можно смело сказать, что он осуществляет функции по реализации формальных санкций?

Агенты:

А. суд

Б. семья

В. студенческая группа

Г. налоговая полиция

 

5 Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными:

А. маргиналы

Б. девианты

В. феральные люди

 

6 Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации:

А. она присуща не только человеку, но и животным;

Б. это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;

В. это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;

Г. это психофизиологический процесс укрепления организма.

 

7 Ресоциализация представляет собой:

А. период социализации, совпадающий с получением формального образования;

Б. процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

В. отучение от старых норм, ценностей и ролей;

Г. процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни.

 

8 Девиантное поведение — это не что иное, как:

А. типичное поведение правонарушителя (делинквента);

Б. преступное поведение;

В. отклонение от формального закона;

Г. любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

 

9 Девиация чаще всего наблюдается:

А. у пожилых людей;

Б. у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;

В. у женщин;

Г. у молодых.

 

10 Социальные предписания — это:

А. средства наказания;

Б. средства поощрения;

В. запрет или разрешение сделать что-либо;

Г. формальные негативные санкции.

 

11 К числу социологических теорий девиантного поведения относится:

А. психоаналитическая теория (3. Фрейд);

Б. теория врожденной предрасположенности к криминалу (Ч. Ломброзо);

В. теория органической предрасположенности к криминалу (У. Шелдон и др.);

Г. теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).

 

12 Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является:

А. конформность;

Б. инновация;

В. ритуализм;

Г. ретритизм.

 

13 Личность — это _____________________________________ система ____________________________________________________ черт индивида.

 

14 Человек— существо многомерное. Назовите три измерения:

A. _________________________________________________________________

Б. _________________________________________________________________

В. _________________________________________________________________

 

15 Назовите два слоя компонентов личности как социализированного фактора:

A. _________________________________________________________________

Б. _________________________________________________________________

 

16 Процесс, противоположный социализации, называется ______________________________________________.

 

17 Выделяются три мотиватора действия индивида. Назовите их:

A. _________________________________________________________________

Б. _________________________________________________________________

В. _________________________________________________________________

 

18. Назовите четыре агента первичной социализации:

A. _________________________________________________________________

Б. _________________________________________________________________

В. _________________________________________________________________

Г. _________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.046 с.)