Анализа особенностей культурно-исторического развития цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализа особенностей культурно-исторического развития цивилизации.



Другая идея относилась к развитию языка как знаковой системы. В процессе формирования материальной культуры внешнее действие опредмечивается в материальном орудии. (Возможность рубить – в топоре). Аналогично, высшие психические функции развиваются благодаря появлению и развитию психологических орудий, важнейшими из которых становятся знаки – слова. В этой связи совершенствование языка имеет преобразующее значение для всей психики.

Последний этап жизни Выготского был заполнен работой над проблемой развития ребенка. В этот период Выготский дополнил свою концепцию положением о «зоне ближайшего развития», подразумевая под ней деятельность, которую ребенок еще не может осуществлять самостоятельно, но может выполнить с помощью взрослого. Именно этот пласт культурных традиций является в данный момент развития ребенка базой для формирования у него новых психологических орудий.

Несмотря на, в целом, благожелательное отношение психологической общественности к работам Льва Семеновича Выготского при его жизни, оценка его трудов далеко не была однозначной. Некоторые его идеи фактически не были замечены современниками, другие встретили резкую критику. К числу особенно критикуемых работ относились выполненные совместно с А.Р. Лурией исследования различий высших психических функций у лиц, принадлежащих к разным культурным традициям (проведенное в 1929 – 1931 гг. исследование, выявило ряд особенностей познавательных процессов у коренных жителей Средней Азии, названных авторами работы «признаками примитивного мышления»). Как правило, в основе этой критики лежали политические мотивы, а не научные факты. Складывающаяся вокруг Л.С. Выготского в последние годы жизни напряженная обстановка, очевидным образом негативно повлияла на его здоровье и, по-видимому, приблизила его безвременную кончину.

С другой стороны, научная критика Выготского не раз указывала, что многие из его идей в той или иной форме уже высказывались в психологии (например, идею интериоризации внешних действий человеческой психикой высказывал еще И.М. Сеченов). Однако бесспорно, что именно благодаря Выготскому эти идеи стали складываться во вполне самостоятельную научную систему, имевшую своей ближайшей задачей целенаправленное формирование оптимальных условий психического развития ребенка.

Концепция Л.С. Выготского, хотя и не приобрела черты завершенной теории, имела многих последователей. Самыми ранними из них были его ученики А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, затем к ним примкнули Л.И. Божович, А.И. Запорожец и др. Несомненное влияние оказали работы Выготского и на одного из крупнейших психологов середины 20 века – Жана Пиаже.

Вместе с тем, в начале 1930-х годов многие идеи Выготского были весьма близки к своему реальному воплощению. Уникальность исторической ситуации того времени состояла в том, что в условиях происходивших масштабных социальных преобразований, происходила столь же масштабная перестройка всей системы народного образования. Это означало существование возможности вывести психологические исследования из стен лаборатории и сформировать на их основе новые, реально действующие технологии развития ребенка в сети образовательных учреждений.

Однако последовавшая через два года после кончины Выготского смена политического курса страны не только отменила практику подобных новаций в образовании, но и предала забвению имена их идейных руководителей. Теперь на повестке дня стояло возрождение традиций российского образования дореволюционной поры. Когда же, начиная со второй половины 1950-х годов, имя Выготского вновь стало употребимым в советской психологии, эпоха великих социальных новаций давно миновала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.006 с.)