Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем заключаются основные положения теории аналитической психологии К. Юнга?
Расскажите о видах и соотношении потребностей по А. Маслоу. Какие факторы влияют на развитие невротической личности с позиции концепции К. Хорни? В чем заключаются основные положения теории А. Адлера? Какие исторические события способствовали развитию гуманистической психологии? Что вы знаете об основных направлениях необихевиоризма и их создателях? Рекомендуемая литература
ГЛАВА 9 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ Рождение российской психологии Развитие психологической мысли в России составило отдельную, весьма оригинальную часть развития мировой психологической науки, в значительно большей мере, чем в других странах, отразившую особенности национального исторического пути. Формирование российской психологии как самостоятельного научного направления следует отнести к периоду 1860-1880 годов. Это была эпоха знаменитых реформ императора Александра II, направленных на коренную модернизацию всех общественных отношений в стране по западному образцу. По своим масштабам и значению реформы Александра II стали второй после реформ Петра Великого попыткой превратить России в развитую европейскую державу. Примечательно, однако, что в каждом случае через 40-50 лет после окончания наиболее активного этапа реформ страна содрогалась от смерча народного бунта. После Петра это был «бессмысленный и беспощадный» бунт пугачевщины, после Александра - трагедия революции и гражданской войны 1917-1921 годов. Непосредственным следствием реформ Александра II стала либерализация духовной жизни в России и широкое проникновение в нее западных научных идей и концепций. Примеры переноса европейской научной идеологии на российскую почву можно обнаружить у многих известных университетских преподавателей и исследователей второй половины девятнадцатого века. В их числе были последователь английской ассоциативной психологии, основатель Московского психологического общества, профессор Московского университета М.М. Троицкий (1835-1899); сторонник экспериментальной психологии В. Вундта, преемник Троицкого на посту руководителя Московского психологического общества Н.Я. Грот (1852-1899); создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии Н.Н. Ланге (1858-1921); создатель Московского психологического института Г.И. Челпанов.
Освободившаяся от оков официальной идеологии философская и психологическая мысль России развивалась в самых разных направлениях, как бы стараясь наверстать упущенное в предшествующие столетия. В этом отношении весьма характерно обращение многих философов к идеям религиозного и нравственного совершенствования, нередко уводившем в область мистических переживаний и этической символики. Одним из основателей этого направления стал известный философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, создателя фундаментальной «Истории России с древнейших времен». В.С. Соловьев развивал идеи христианской философии, считая, что Христос в своей личности соединил мир Божественного абсолюта с вечно изменяющемся миром земных явлений. Тем самым Христос указал человеку на его собственную роль в мироздании. Человек стоит посередине между Богом и миром земных явлений и, с одной стороны, способен мистически воспринимать Божественное единство Вселенной, а, с другой стороны, пытается постичь и рационально истолковать отдельные земные явления. Таким образом, человечество осуществляет важнейшую функцию связи материального и духовного миров, установления всемирной гармонии. Но любое извлекаемое наукой частное знание неизбежно является несовершенным. Поэтому перед человеком всегда стоит задача нравственного совершенствования, которое, приближая его к Божественному абсолюту, вместе с тем открывает самые общие законы существования Вселенной.
Признавая за наукой и богословием равные права, Соловьев все же отдает предпочтение богословию. "Оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечной и вселенской истиной - утверждает он - вот общая задача моего труда". Приближение грозовых лет торжества новой нравственности, требующей полного самопожертвования своих приверженцев ради достижения социальных идеалов, и грозящей беспощадным террором всем инакомыслящим, ощущалось в России более чем где-либо. Неудивительно, что именно здесь заданное В.С. Соловьевым религиозное направление психологической мысли имело больше всего сторонников. Среди них следует выделить видного философа, профессора Московского университета С.Л. Франка (1877-1950), удостоившегося в числе ряда других известных ученых «особой чести» быть высланным из страны в 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина. С.Л. Франк предпринял попытку создания нового подхода в психологии. Душевная жизнь человека, по Франку, – это целостный и динамический мир, не сводимый ни к каким внешним факторам. Во внутреннем опыте личности, который никогда не бывает психологически замкнутым («я» всегда предполагает «ты» и «мы»), раскрывается абсолютное духовное бытие и душа встречает Бога как последнюю глубину реальности. Рациональное постижение и тем более объяснение Бога невозможно в принципе, поэтому Франк говорит о первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это первичное знание отличается от знания отвлеченного, выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Наделенный даром интуиции и способный к живому знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. «Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого», – утверждал Франк, говоря о ничтожности человеческого знания в отношении пространственной и временной бесконечности и соответственно непостижимости мира. Тем не менее, основания для оптимизма существуют. Человек не одинок, божественный «свет во тьме» дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения. и становится основанием для служения делу религиозно-нравственного преображения. Можно заметить, что обращение многих представителей российской академической науки к мистике и богословию было обусловлено не только восполнением исторически нереализованного интереса к этому виду деятельности или поиску пресловутого «русского пути» в науке, но и имело в условиях наступающей социальной бури определенное психотерапевтическое значение, позволяя с более высоких, метафизических позиций осознать смысл происходящей трагедии. Однако в дальнейшем развитии российской психологической науки значительно большая роль принадлежала не религиозно-мистическим воззрениям христианских мыслителей, а вполне материалистической концепции выдающегося русского физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова. В основе научной позиции И.М. Сеченова лежало учение о рефлекторной дуге, как основном механизме работы центральной нервной системы.
Сеченов Иван Михайлович 1829 – 1905 Выдающийся русский физиолог и естествоиспытатель. Родился в Симбирской губернии. Получил образование в инженерном училище в Петербурге. После двух лет военной службы Сеченов продолжил образование на медицинском факультете Московского университета и в ряде немецких университетов. После защиты диссертации в петербургской Медико-хирургической академии он был оставлен в академии на должности профессора. Здесь, проводя экспериментальные исследования на земноводных, Сеченов открыл явление центрального торможения, подтолкнувшее его к распространению идеи рефлекса на любую психическую деятельность, включая и деятельность человека. Итогом его работ стала знаменитая книга «Рефлексы головного мозга», опубликованная в 1863 г. Эта книга имела не только выдающееся научное значение. Совпав по времени с началом эпохи реформ в России, она превратила ее автора в почти культовую фигуру, воспринимавшуюся как символ отрицания прежних научных авторитетов. В Сеченове, не без некоторого основания, видели прототип нигилиста Базарова - героя романа «Отцы и дети» Тургенева. В 1870-1876 годах Сеченов работал в одесском университете, а в последующие 12 лет - профессором Петербургского университета. В 1889-1901 годах Сеченов был профессором Московского университета, посвятив последние годы жизни исследованиям в области биоритмологии и психофизиологии труда. Открытое им явление центрального торможения – тормозящего действия, производимого одними зонами мозга на другие зоны, позволило Сеченову существенно расширить представление о сложной структуре рефлекса. На этом основании он предложил рассматривать все психические процессы как своеобразные «рефлексы головного мозга», пойдя в своем обобщении значительно дальше не только Декарта, но и большинства современных ему физиологов. Рефлекторными, по Сеченову, являются и такие процессы, которые протекают, казалось бы, только во внутреннем плане, не имея внешней реализации. Тем не менее, полагал Сеченов, основой этих процессов является бывшее внешнее действие, теперь свернутое и переместившееся во внутренний план. Вершиной таких свернутых действий являются нравственные устои человека – комплекс внутренних правил и требований к своему поведению, в основе которого всегда можно увидеть еще недавно существовавшие в данном обществе внешние правила и формальные законы. Большая часть высказанных И.М. Сеченовым идей оказалась востребованной наукой последующих десятилетий. Так, его мысль о «свертывании» внешнего действия и его перевода во внутренний план во многом предвосхитила концепцию «интериоризации» внешнего действия Л.С. Выготского, а учение о рефлексах головного мозга стало отправной точкой для развития рефлекторных теорий И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и их последователей. В то же время, работы Ивана Михайловича Сеченова по рациональной организации режимов труда и отдыха человека не потеряли своего значения до сегодняшнего дня.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.006 с.) |