Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют голов вокруг. И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг. И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она. И равно тверд в удаче и несчастье, Которым, в сущности, цена одна. … И если можешь мерить расстоянье Секундами, бросаясь в долгий бег, Земля – твое, мой мальчик, достоянье И, более того, ты – Человек. Но, в целом, античная цивилизация уже не имела сил для поступательного развития. Процесс формирования новых идей уже шел как бы по инерции, не порождая новые движения общества, а, напротив, подчиняясь внешним и непонятным для себя движениям. Античная культура вступила в длительную фазу своего заката. Во втором и третьем веках нашей эры ситуация еще более усугубилась благодаря возраставшему влиянию христианского учения. Рост числа его сторонников, и особенно приобретение христианством статуса государственной религии при императоре Константине, способствовало возрождению теологического взгляда на природу душевных явлений и, фактически, означало возврат к теологической традиции развития психологии. Но предстояла уже не просто смена гносеологических эпох, а смена самой цивилизации. В отличие от относительно бесконфликтной эволюции взглядов в 6 веке до н. э., новое мировоззрение оказалось резко враждебным породившему ее обществу, отвергая любое знание, которое не укладывалось в ее парадигму. Оно не только не способствовало преодолению гносеологического кризиса, но и вело к его нарастанию. В 3 - 4 веках процесс накопления эмпирического знания полностью остановился, и античная цивилизация вступила в пору окончательного упадка и гибели. Среди причин угасания античной мысли называют множество явлений самого различного порядка - от исторически предопределенной цикличности развития цивилизаций до этнического перерождения центров цивилизации и растворения господствующего этноса среди покоренных народов. Весьма интересная точка зрения принадлежит О. Шпенглеру, указавшему на особо присущую античной Шпенглер (Spengler) Освальд (1880 — 1936) Известный германский культуролог. Автор получившего большую популярность труда «Закат Европы» (1918). Согласно Шпенглеру, культура – это особый организм, система, которая, обладает внутренним единством и обособлена от других, подобных ей систем. Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
Шпенглер выделяет 8 существоваших ранее и ныне существующих культур: египетская, индийская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и др. Каждая культура имеет свой срок существования (около тысячелетия), зависящий от внутреннего жизненного цикла. Каждая культура имеет две фазы своего развития. Первая фаза есть собственно «культура», когда, в соответствии с заложенными в ней возможностями и ограничениями, развиваются науки, искусство, создаются особые, свойственные именно данной системе идеалы. Когда первая фаза исчерпывает себя, наступает фаза «цивилизации». На этой фазе культура развивается технически, но деградирует духовно. Отмирает искусство и фундаментальные науки. Продолжают совершенствоваться лишь технологии, обеспечивающие материальный комфорт. Дух прагматизма, «жизни сегодняшним днем» заполняет общество, которое перестает к чему–либо стремиться, что-либо производить и даже просто биологически самовоспроизводиться. В итоге любая культура исчезает. цивилизации ограниченность, вытекающую из характерного увлечения формой явления и его внешней атрибутикой. С системных позиций это увлечение сказывается на преимущественной представленности в античной теоретической мысли горизонтальных связей, тенденции находить гармонию среди явлений одного уровня системной организации. Характерный пример этого – известные три единства античной драматургии (единство времени, пространства и действия). Разумеется, античная мысль знакома со всеми видами связей. Идеи динамического развития прослеживаются в ней начиная от первых, еще туманных, диалектических постулатов Гераклита, до глубокого понимания эволюционного развития органической природы у Аристотеля. Также как анализ вертикальных связей наглядно выступает в психологических воззрениях Платона о соотношениях мышления и мотивации, или мотивации “низменной” - биологической и “благородной” - социальной, ставших спустя два тысячелетия исходной точкой учения З.Фрейда. Эти же связи со всей убедительностью обнаруживает и Аристотель, говоря о воспроизведении всеобщего в индивидуальном.
Тем не менее, главный, смыслообразующий аспект вертикальных связей, ответ на вопрос, зачем существуют все системы, остается за пределами понимания. Античная мысль постоянно упирается в эту проблему, но решить ее не может, и то впадает в самообман мистических учений, то, по примеру стоиков, отказывает самой проблеме в праве на существование. В этом принципиальное ограничение конкретного, наглядно-образного мышления человека той эпохи. И в этом, по мнению Шпенглера и его последователей, причина гибели античной цивилизации. Одна из главных задач любой идеологии - нахождение смысла жизни общества и отдельного человека. В периоды успеха и подъема как общество в целом, так и каждый человек, озабочены своими собственными достижениями, в которых они и угадывают реальный смысл существования. Но в периоды кризисов поиск смысла бытия становится самостоятельной и чрезвычайно важной целью, поскольку знание смысла играет роль маховика, выводящего маятник жизни из мертвой точки, сообщив ему дополнительный, необходимый импульс движения. Мировоззрение античности, разлитое в ее религии, философии и науке, стать таким маховиком не могло и не смогло. Цивилизация, не видящая смысла в своем существовании, была обречена. Совершенно иной подход к проблеме смысла жизни мы находим в доктрине христианства. Она исходно ориентирована на вертикальные связи микрокосма человека с Божественным макрокосмом и ясно видит смысл жизни в воссоединении с Богом. Отсюда возникает совершенно новая христианская теология, которая вскоре займет исключительное место в европейском сознании, несмотря на то, что смена исторических эпох отодвинула ее концептуальное завершение почти на целое тысячелетие. Контрольные вопросы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.005 с.) |