Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беспомощному в этой жизни человеку следует сохранять бесстрашие и мужество при отстаивании своих нравственных принципов потому, что само нравственное благо есть дар
Марк Аврелий Антонин (121–180) Выдающийся философ и политический деятель античности. Римский император с 161 по 180 г. По римской сенатской традиции был отнесен к числу «лучших императоров». Вел успешные войны с обступившими империю варварскими племенами. Заботился о процветании в Риме наук и искусств. Вел обширное строительство. После того, как Марк Аврелий скоропостижно скончался во время эпидемии чумы, его наследник, беспутный император Коммод, вверг империю в тяжелейший кризис, продолжавшийся почти пятьдесят лет. Оправиться от этого кризиса империя уже несмогла. Божества, а безнравственность есть безбожие. В каждом человеке живет божественное начало. «Природа наша, говорит Эпиктет, состоит из двух составных частей – из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляет в нас общность с Богом». Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи, праха, оно подвластно внешней необходимости, душа же свободна и подвластна лишь Богу. В отличие от гордой нравственной позиции бывшего раба позиция самого могущественного человека в современном ему мире, Марка Аврелия, была гораздо более безнадежной. Ее основанием стало глубокое чувство беспомощности, слабости и ничтожества человека. Он дает классические выражения этому чувству: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение». «Как быстро все исчезает: самые тела в мире, память о них в вечности!». «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми». «Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят». «Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе». «Все человеческое есть дым». Из всего этого хаоса и смятения, ничтожества и беспомощности человеческой личности есть, по Марку Аврелию, лишь один выход: обращение к Божеству, внутреннее, интимное общение с ним, отрешение от всего внешнего, погружение в собственную душу. Мир, считает он, составляет единое живое целое, все части которого внутренне взаимосвязаны.
Все проникает единый Бог, едина сущность всего, един закон, един и разум во всех одухотворенных существах. «Ведь единая гармония проникает во все, говорит Марк Аврелий, и подобно тому как из всех тел слагается мир – совершенное тело, так и из всех причин слагается судьба – совершенная причина». Все, что представляется людям тягостным и бесцельным, – все это имеет цель в системе целого, также и зло, которое отчасти есть неизбежная оборотная сторона добра, отчасти же не касается внутренней сущности и истинного счастья человека. Книги стоиков содержат множество тонких наблюдений природы душевных переживаний, Человек, согласно их представлениям, является не только произведением природы, но и произведением божества. Тот, кто понял свое подлинное положение в мире, тот обязательно чувствует себя гражданином неба; он – космополит. Все стоики презирали внешние блага, не стремились к богатству и даже к обыкновенному достатку, имели своим идеалом Диогена Синопского, который прославился своим презрением ко всему внешнему и своим постоянным стремлением выработать у себя абсолютную невозмутимость и безмятежный покой. Влияние психологии стоиков чувствовалось на всем протяжении мировой истории, иногда явно обнаруживая себя в выдающихся произведениях искусства. Например, несомненным духом стоицизма проникнуто знаменитое стихотворение Редьярда Кипплинга, называемое «Посвящение сыну», не раз переведенное на русский язык самыми лучшими переводчиками. Его строки звучат как манифест стоической психологии:
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.004 с.) |