Общекультурными компетенциями (ОК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общекультурными компетенциями (ОК)



МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ:

структура, содержание, оформление

Учебно-методическое пособие

 

Нижний Новгород


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

Факультет «Психологии и педагогики»

Кафедра «Классической и практической психологии»

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ:

структура, содержание, оформление

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 030301.68 - Психология

 

 

Нижний Новгород


УДК 159.9(07)

ББК 88р30

М 125

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

НГПУ им. К.Минина

 

С о с т а в и т е л и:

доктор психологических наук, профессор Т.Н.Князева

доктор психологических наук, профессор Л.Э.Семенова

доктор психологических наук, профессор О.В.Суворова

доктор психологических наук, профессор Н.В.Шутова

 

 

Р е ц е н з е н т ы

доктор психологических наук,

профессор кафедры социальной психологии

НГПУ им. К.Минина С.А.Гапонова

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной педагогики и психологии

НГПУ им. К.Минина В.В.Кисова

 

 

М 125 Магистерская диссертация по психологии: структура, содержание, оформление. Учебно-методическое пособие для студентов-магистров очной и заочной форм обучения по специальности 030301.68 – Психология / Т.Н.Князева, Л.Э.Семенова, О.В.Суворова, Н.В.Шутова. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – 8 с.

 

В пособии представлены материалы, необходимые для выполнения и оформления магистерской диссертации по психологии. Рассмотрены требования, структура и этапы выполнения выпускной квалификационной работы магистранта, описаны критерии, по которым оценивается работа. В помощь магистранту даны рекомендации по самостоятельному изучению научной литературы и подготовки научных статей. Приложение содержит образцы документов, необходимых к представлению для защиты магистерской диссертации по психологии.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 030301.68 - Психология.

 

 

УДК 159.9(07)

ББК 88р30

 

© Коллектив авторов, 2014

© НГПУ им. К.Минина, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Общие требования к магистерской диссертации…………………………….  
Основные этапы работы над магистерской диссертацией………………….  
Структура и содержание магистерской диссертации………………………..  
Организация выполнения магистерской диссертации………………………  
Требования к оформлению магистерской диссертации……………………..  
Требования к отзыву научного руководителя и рецензии…………………..  
Рекомендации к подготовке доклада для защиты магистерской диссертации на заседании ГАК……………………………………………….  
Показатели и критерии оценки магистерской диссертации…………….......  
Самостоятельная работа с литературой………………………………………  
Практические рекомендации по написанию научных статей………………  
Литература………………………………………………………………...........  
Приложения…………………………………………………………………….  
Приложение 1. Заявление на утверждение темы и научного руководителя…………………………………………………………………...  
Приложение 2. Бланк утверждения задания по ВКР магистранта………….  
Приложение 3. Оформление титульного листа магистерской диссертации…………………………………………………………………….  
Приложение 4. Бланк отзыва научного руководителя………………………  
Приложение 5. Документы для рецензирования магистерской диссертации…………………………………………………………………….  
Приложение 6. План-график выполнения магистерской диссертации ……  
Приложение 7. Пример оформления концептуальной модели исследования…………………………………………………………………...  
Приложение 8. Примерное содержание этапов работы над магистерской диссертацией…………………………………………………………………  
Приложение 9. Пример оформления плана-проекта магистерской диссертации…………………………………………………………………….  
Приложение 10. Образец оформления списка литературы…………………  
Приложение 11. Структура дайджеста магистерской диссертации…..........  

Общие требования к магистерской диссертации

 

Итоговая государственная аттестация магистров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 797, направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников магистратуры требованиям ФГОС ВПО и включает в себя, помимо итогового государственного экзамена, защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация – является завершающим этапом подготовки магистра – будущего психолога и представляет собой самостоятельное теоретико-экспериментальное исследование актуальной социально-психологической проблемы, имеющей научную и практическую значимость.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершённую выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр.

Целью магистерской диссертации является обучение студентов организации и проведению самостоятельного исследования по одной из актуальных социально-психологических проблем и ее аспектов, имеющих прикладное значение для психологического обеспечения жизнедеятельности людей.

Задачи магистерской диссертации:

1. Обучить студентов постановке и обозначению проблемы исследования, целей и задач, формулировать гипотезы, планировать и проводить актуальное эмпирическое исследование, делать обоснованные выводы, разрабатывать целесообразные практические рекомендации.

2. Развивать закреплять навыки изучения и анализа основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию; критическому и самостоятельному обобщению и систематизации собранных материалов.

3. Выработать навыки и умения, логично, последовательно и аргументировано излагать исследовательский материал, выделяя специфику подходов, методов и результатов работы.

4. Обучить студентов навыкам самостоятельного проведения эмпирического исследования (планирование, подбор и применение системы методов, организация проведения сбора и обработки эмпирических данных, контроль достоверности полученных результатов и доказательности выводов).

5. Научить студентов самостоятельно применять полученные знания по изучаемой проблеме для разработки обоснованных практических рекомендаций.

При написании выпускной работы магистрант опирается на знания, умения и компетенции, сформированные в процессе теоретического обучения, научно-исследовательской работы, а также прохождения различных видов практики: научно-педагогической и научно-исследовательской. Полученные в процессе обучения знания, умения и компетенции должны найти свое отражение в данной научной работе.

Выпускник должен обладать:

Основные этапы работы

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕМАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Структура магистерской диссертации, соотношение объема разделов в каждом конкретном случае определяется в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.

Структура магистерской диссертациисодержит:

– введение, составляющее примерно 10% от основного объема работы;

– обзор литературы по проблеме исследования (изложение теоретических основ диссертационного исследования – 1 глава) – 30-40% от общего объема в зависимости от целевой направленности и новизны теоретических аспектов;

– изложение эмпирического исследования (1-2 главы) – 30-40%;

– практико-ориентированные рекомендации (если не представлены в эмпирических главах) и заключение (обобщенные выводы по диссертационному исследованию) – 10-20%;

– список литературы (не менее 60 первоисточников);

– приложения (объем не ограничен).

Основные характеристики структуры и содержания магистерской диссертации включают в себя следующее.

Титульный лист содержит сведения о наименовании учебного заведения, факультета, полное название темы магистерской диссертации, фамилию и инициалы студента(ки) с указанием курса, группы и формы обучения, фамилию и инициалы научного руководителя с указанием его ученой степени и звания, фамилию и инициалы рецензента с указанием его ученой степени и звания, а также фамилию и инициалы заведующего(ей) выпускающей кафедрой с указанием ученой степени и звания (Приложение 3).

В готовом варианте диссертации титульный лист должен содержать все необходимые подписи (автора работы, научного руководителя, рецензента, заведующего(ей) выпускающей кафедрой).

Оглавление текста диссертации располагается на второй странице работы и содержит наименование всех ее разделов (введения, глав и их параграфов, заключения, списка литературы и приложения) с указанием страниц их расположения в тексте.

Название выделенных автором глав и параграфов должно соответствовать теме исследования и раскрывать сущность заявленной в ней проблемы.

Введение содержит обоснование актуальности темы диссертационного исследования с теоретической и практической точки зрения. В нем производится первичная постановка проблемы, определяются цель исследования, его объект и предмет, формулируются гипотеза(ы) и задачи, обозначаются методологические основы исследования, его теоретическая и практическая значимость, дается краткая оценка степени изученности заявленной в теме проблемы.

Тема диссертационного исследования определяет цель работы и область изучаемого, ограничивает круг рассматриваемых вопросов, а также выбор объекта, предмета и методов исследования. Она должна содержать недостаточно изученный аспект актуальной проблемы в рамках программы магистерской подготовки. Важный момент в выборе темы – наличие социального запроса на ее изучение, что подтверждает ее практическую значимость, а также проблемность.

При формулировке темы рекомендуется учесть следующие моменты:

- поскольку любая диссертационная работа всегда является исследованием и предполагает изучение какой-либо проблемы, включение в название темы слов «исследование» и «изучение» становится избыточным, не вносящим никакого дополнительного смысла;

- формулировка темы должна отражать центральную проблему исследования и решаемую автором научную задачу – научный результат;

- обычно рекомендуется, чтобы название темы диссертации не было слишком длинным и содержало не более 12-13 слов.

Важным моментом введения является обоснование актуальности темы исследования, т.е. объяснение значимости и необходимости ее изучения.

Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научной работе.

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности современной наукой и практикой. При ее обосновании необходимо объяснить причину значимости разрабатываемой автором проблемы, указать насколько обращение к данной теме обусловлено развитием науки, накоплением новой информации и методов исследования по данной проблеме, недостатками в изученности проблемы в уже проведенных исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых социокультурных условиях, с применением новых методов и методик исследования и т.п. Таким образом, актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. При этом актуальность должна отражать современный уровень научных знаний, иметь практическое значение. Кроме того, следует помнить, что обоснование актуальности может касаться только рассматриваемой темы исследования, а не описывать всю проблематику в данном научном направлении. Именно из актуальности, в которой был определен круг вопросов, требующих решения, вытекают цель и задачи исследования.

Обоснование актуальности не должно быть ни слишком кратким, ни излишне объемным. В магистерской диссертации ее изложение, как правило, ограничивается одной-двумя страницами.

Еще одним важным аспектом введения является первичная постановка проблемы исследования.

Существование проблемы, проблемной ситуации является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

- обнаружение существования такого дефицита;

- осознание потребности в устранении дефицита;

- описание проблемной ситуации;

- формулирование проблемы в научных терминах.

Постановка проблемы исследования осуществляется исходя из логики обоснования актуальности. Соответственно она предполагает раскрытие теоретической и практической целесообразности общения к заявленной теме, обязательное перечисление ранее уже изученных аспектов проблемы (с указанием авторов и сделанных ими открытий), а также выделение неизученных, но значимых и актуальных аспектов.

Далее следует изложение научного аппарата диссертационного исследования.

Цель исследования определяет основное(ые) направление(ия), по которым раскрывается тема диссертации.

Цель исследования – это желаемый конечный (главный) результат, который может иметь теоретико-познавательный или прикладной, практический характер. Цель работы должна соответствовать теме диссертационного исследования. Целью может быть описание нового явления, изучение его характеристик, разработка нового подхода, определение характера взаимосвязи каких-либо психологических феноменов, выявление закономерностей и т.п. Цель исследования формулируется в неглагольной форме и обычно начинается со слов «изучение…», «разработка…», «обоснование…», «выявление…», «определение…» и др.

Объект исследования – это сфера психологического знания, на которую направлен процесс познания в ходе выполняемого исследования, научное поле, в рамках которого изучается предмет. Это нечто целое, являющееся частью объективного мира. Объектом психологической науки могут выступать различные аспекты психологического мира индивида, группы людей, общности людей. При формулировке объекта диссертационного исследования должны быть указаны все его значимые характеристики. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень их образования, профессия, род занятий, состояние, этнокультурные особенности и т.д.

Объект исследования – это определенный процесс, явление или область психики, в рамках (внутри) которого существует конкретная проблема, определяющая предмет исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть изучаемого объекта, его определенные стороны, свойства и отношения, познаваемые в рамках выполняемого исследования. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимосвязи между ними и т.п. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, представляют собой «срез» или аспект объекта.

Гипотезы исследования формулируется исходя из цели, объекта и предмета исследования с учетом имеющихся в научной литературе фактов. Содержательно они представляют из себя предположения относительно ожидаемых результатов исследования. Научная гипотеза начинается с познавательного вопроса, который выражает потребность в познании. Такого рода вопрос возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые исходные данные – научная информация, факты, вспомогательные теории или гипотезы.

С учетом сказанного научная гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

1) быть верифицируемой, проверяемой, доказываемой или опровергаемой; следствия, выведенные из нее, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов;

2) иметь теоретическое обоснование;

3) содержать конкретное предположение, соответствующее научным фактам;

4) обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т.е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления;

5) не быть логически противоречивой;

Теоретическая гипотеза

(каузального характера)

 
 


Экспериментальная гипотеза

(и контргипотеза)


Статистические гипотезы

Рис. 1. Соотношение гипотез в экспериментальном исследовании

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и, исходя из гипотез(ы), определяются задачи исследования. Постановка задач исследования – это выбор путей и средств достижения цели исследования. Задачи позволяют конкретизировать общую цель исследования, выполняя роль последовательных шагов в ее достижении. Задачи формулируются в глагольной форме, а их количество не должно превышать 5-6 наименований. В целом выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Также во введении необходимо описать теоретико-методологические основы диссертационного исследования, используемые в работе методы сбора и обработки данных, выборку испытуемых и базу проведения исследования.

Под теоретико-методологической основой диссертации понимается совокупность теоретических концепций, взглядов и идей, а также производных от них методологических принципов, с опорой на которые выполняется данное исследование.

Например, в современной отечественной психологии в большинстве диссертационных исследований такими теоретико-методологическими положениями являются:

- культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в рамках которой сформулирован общий генетический закон психического развития и социального становления личности, ее «врастания» в культуру, конкретизированный и дополненный его учениками и последователями (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, А.В.Петровский и др.);

- деятельностный подход к исследованию психики (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);

- системный подход к изучению личности как некой целостности, объединяющей в себе различные характеристики, связанные между собой (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- принцип единства человека и общества, социальной детерминации личности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.);

- основные идеи гуманистической психологии и личностно ориентированного подхода (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.).

Основная часть диссертации включает в себя обзор литературы по проблеме исследования, изложение эмпирического исследования, выводы и психологические рекомендации по проблеме.

В обзоре литературы по проблеме исследования магистерской диссертации необходимо раскрыть все ключевые понятия, проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме, сравнить существующие в психологии мнения и взгляды, дать им оценку, аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, показать степень ее разработанности и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования, сформулировать обобщающие выводы по главе, раскрывающие основные теоретические положения проблемы исследования.

В ходе литературного обзора важно добиваться того, чтобы анализ первоисточников был нацелен не только на описание имеющихся в психологии фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление темы исследования.

Обзор литературы заканчивается и оформляется в виде отдельного параграфа постановкой проблемы, формулировкой цели, гипотез, задач и методов исследования.

Логика обзора научной литературы может быть основана на:

- переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

- хронологии исследований в изучаемой области;

- подходах исследований в изучаемой области;

- рассмотрении логических аспектов динамики психических явлений;

- изучении отдельных сторон проблемы.

В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы «Проблема посттравматического стресса», целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению феномена стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

Например: «Проблема стресса впервые стала изучаться …»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало …»; «В конце 2010 года главной темой исследований было …».

В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.

Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на …»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на …»; «Представители когнитивной психологии анализировали преимущественно …».

В четвертом случае в проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению данного психического явления. Например, могут рассматриваться условия формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с разными типами самооценки, следствия низкой самооценки и т.п.

В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия стресса; причин стресса; последствий стресса.

Все рассмотренные варианты построения теоретической части диссертационного исследования могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.

Изложение эмпирического исследования оформляется в виде отдельных(ой) глав(ы) и содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов.

При изложении результатов эмпирического исследования следует придерживаться ранее установленной последовательности задач. При этом важной особенностью данной части работы является доказательность представляемых фактов, их количественный и качественный анализ.

При констатации фактических данных в тесте работы приводятся конкретные показатели, полученные в ходе количественной обработки, которые могут быть наглядно зафиксированы в различного рода иллюстративной материале – таблицах, графиках, диаграммах. При этом все представленные на иллюстрациях данные обязательно должны иметь и словесное описание. (Таблицы с «сырыми» баллами всех испытуемых помещаются исключительно в Приложении).

Также следует иметь в виду, что анализ полученных результатов исследования предполагает их содержательное сопоставление с данными других специалистов, изложенными в литературном обзоре.

Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно выходить на уровень их интерпретации, т.е. осуществлять психологическое объяснение полученных фактов, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Поскольку подобная интерпретация всегда в той или иной мере оказывается предположительной и носит субъективный характер, это должно отражаться на стиле ее изложения: «По нашему мнению, выявленные особенности можно объяснить …», «Мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «С нашей точки зрения данный факт свидетельствует о …», «Скорее всего, это может быть связано с тем, что …» и т.п.

В ряде случаев, исходя из тематики и специфики проблемы, эмпирическое исследование может носить экспериментальный характер и включать три последовательных этапа: констатирующий, формирующий (или генетико-моделирующий) и контрольный эксперименты.

Формирующий эксперимент предполагает определение, создание и контроль условий, влияющих на позитивное развитие изучаемых психологических процессов, свойств и состояний. Создание системы ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции и условия психического развития человека или группы, выйти на проектирование условий эффективного развития и, следовательно, дать более обоснованные практико-ориентированные рекомендации.

В главе, посвященной формирующему эксперименту, ставятся цель, задачи, дается подробное описание его принципов, этапов и хода реализации.

Формирующий эксперимент проводится после констатирующего, т.е. после выявления исходного уровня развития изучаемых характеристик, а по его завершению – контрольный эксперимент. Такая логика исследования позволяет оценить динамику и соответственно эффективность формирующего эксперимента. При этом на этапе констатирующего и контрольного экспериментов используется один и тот же набор диагностических методик.

Завершается эмпирическое исследование выводами, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными, полученными по предложенной автором системе методик по каждому фрагменту исследования.Выводы должны содержать результаты, представленные и описанные как полученные автором тенденции и закономерности в логике применения конкретных методик выполненного исследования, а не просто общие рассуждения.

Заключение диссертации содержит обобщающие выводы по всей работе, оценку реализованности поставленных целей и задач, а также подтверждение или опровержение сформулированных гипотез. На основе литературного обзора в сжатом виде дается оценка современного состояния исследованной проблемы. Далее обобщаются основные результаты, положения и выводы, полученные в эмпирической части исследования. Также излагаются практические рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов по решению практических аспектов проблемы. Намечаются перспективы дальнейших исследований в данной сфере.

Завершает диссертацию список литературы, в который студент(ка) включает только те первоисточники, которые были использованы при написании работы. Их общее количество – 60 и более наименований, причем не менее половины из них должны быть изданы за последние 10 лет. Список использованной литературы рекомендуется составлять по алфавиту в соответствии с их точным библиографическим описанием (Приложение 6 ).

Следует помнить, что основой для написания магистерской диссертации должны служить публикации научного, учебного и методического характера, среди которых – монографии; статьи из журналов «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Дефектология», «Семейная психология и семейная терапия», «Журнал практического психолога», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Развитие личности», «Сибирский психологический журнал», «Вестник практической психологии образования», «Вестник психотерапии», «Вестник интегративной психологии», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования» и др.; тематические хрестоматии по психологии; научно-методические сборники; материалы конференций; тексты диссертационных исследований и их авторефераты; книги из серии «Мастера психологии»; научные труды, которые рекомендованы в качестве учебных пособий (например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012; Гальперин П.Я. Психология. М.: Академия, 2010); собрания сочинений классиков психологии (например, Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984), избранные психологические труды (например, Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985).

Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная литература в процессе написания диссертации используются только в качестве вспомогательных источников в случае необходимости для раскрытия темы.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. При этом следует обратить внимание на то, что в них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволяет студенту(ке) расширить сферу библиографического поиска, выявить наиболее авторитетных специалистов в области собственного исследования.

Приложение. В эту часть диссертации выносятся: архивные документы, таблицы, графики, схемы, диаграммы, образцы документов и опросных листов, описания методик и другие вспомогательные материалы, на которых имеются ссылки в тексте работы. Приложение составляется студентом(кой) только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем работы. Страницы приложения не нумеруются.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Магистерская диссертация выполняется в соответствии с установленным порядком, в точно определенные сроки, с оформлением всех необходимых документов.

Название темы магистерской диссертации уточняется и согласуется с научным руководителем. Далее студент оформляет заявление на имя заведующего(ей) кафедрой (Приложение 1). Менять тему магистерской диссертации и научного руководителя без согласования с выпускающей кафедрой магистрант(ка) не имеет права.

Научный руководитель обсуждает со студентом(кой) план-график выполнения магистерской диссертации (Приложение 6), утверждает окончательный вариант с указанием сроков различных этапов ее выполнения.

Работа научного руководителя со студентом(кой) осуществляется в форме консультаций по личной договоренности. При этом обсуждаются следующие вопросы: постановка проблемы и задач, список литературных источников, составление программы исследования, методы и методики, основные направления исследований по проблеме, определение рабочего понятийного аппарата исследования, основные пути решения задач, разделы магистерской диссертации, по мере готовности, и графический материал. Деканат и выпускающая кафедра осуществляют постоянный контроль по подготовке магистерской диссертации.

Не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК студент(ка) представляет научному руководителю полностью завершенную и оформленную работу для проверки, а также презентацию для выступления на защите.

Научный руководитель подписывает титульный лист (Приложение 3) и пишет отзыв на работу (Приложение 4).

Магистерская диссертация рецензируется специалистом-психологом. Рецензия (Приложение 5) предоставляется на кафедру вместе с отзывом не менее чем за трое суток до защиты.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Магистерская диссертация должна быть представлена на бумажном носителе в виде текста, отпечатанного на компьютере на одной стороне листа, формат А4 = 297х210; поля: верхнее, левое, нижнее –2,5 см; правое – 1,5; шрифт Times New Roman, 14 пт.; интервал – 1,5; а также в электронном варианте на CD-R диске.

Общий объем диссертации (без приложений) должен составлять 60-90 страниц. Количество страниц списка литературы и приложений не ограничивается.

Допускается выполнять графики, рисунки, диаграммы, формулы, исправлять допущенные ошибки черными чернилами, тушью или черной пастой.

При оформлении заголовков работы следует учитывать требования:

- названия глав печатаются по центру прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами (кроме первой прописной). При компьютерном наборе заголовков допустимо увеличение жирности шрифта. Переносы слов в заголовках не допускаются и точка в конце не ставится;

- расстояние между заголовком и текстом, а также между формулами и текстом должно составлять 2,5 межстрочных интервалов;

- названия глав должны начинаться с нового листа, названия параграфов – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф.

При нумерации страниц, глав, параграфов, рисунков, схем, таблиц, графиков и формул следует придерживаться правил:

- в работе номер проставляется на всех страницах, кроме титульного листа, вверху от центра, титульный лист включается в общую нумерацию;

- главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, после номера главы и параграфа ставится точка, введение, заключение и приложение не нумеруются;

- рисунки, схемы, графики имеют сквозную нумерацию, они обозначаются словом «Рис.», после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание (например: Рис. 2. Схема взаимодействия);

- таблицы также имеют сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется после слова «Таблица», помещенного в верхнем правом углу табличного поля до ее заголовка. Если таблица расположена на двух и более страницах, то на всех последующих страницах перед таблицей в правом верхнем углу помещают выражение «Продолжение таблицы...», указывая только ее номер;

- формулы тоже имеют сквозную нумерацию; номер формулы проставляется справа от нее на одном с ней уровне в круглых скобках;

- каждый рисунок, схема, график, таблица должны иметь заголовок, в краткой форме отражающий их содержание,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.081 с.)