Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техники поведенческой психотерапии
Базовыми техниками поведенческой терапии выступают позитивные и негативные подкрепления, систематическая десенсибилизация, иммерсионные методы, викарное научение. Позитивные и негативные подкрепления направлены на разрыв связи между раздражителем и поведенческой реакцией и на ее замену новой реакцией.Одним из вариантов позитивного подкрепленияявляется жетонный метод: в контролируемой среде клиент получает жетоны за желаемое поведение и может обменять их на привилегии, материальные блага, деньги и т.д. Метод аверсивного обусловливания предполагает отрицательное стимулирование (осуждение, осмеяние, удаление из группы, выполнение дополнительных обязанностей, штраф, легкий удар током и пр.) негативных поведенческих проявлений, таких как употребление алкоголя, обжорство, курение и т.д. Метод парадоксальной интенции заключается в требовании прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его (например, не спать при бессоннице, выполнять неадекватные действия типа кручения пуговицы при волнении и т.п.). Систематическая десенсибилизация предусматривает сочетание состояния релаксации с предъявлением тревожащей ситуации; осуществляется по этапам: релаксационная подготовка через внушение, построение иерархии тревожащих стимулов (например, при детских страхах – темнота, врач, милиционер, собака, Баба-Яга, волк и т.д.), визуализация всех элементов иерархии, обсуждение визуализированного ряда с подключением положительных стимулов (изготавливается забавное изображение волка, игрушка вывешивается на новогодней елке) – совместное с психологом преодоление, самостоятельное преодоление. Иммерсионные методы предусматривают предъявление объекта страха без предварительной релаксации. Так, метод наводнения заключается в помещении клиента в тревожащую его ситуацию (узкое пространство, крыша высокого здания, темная комната), где его задерживают до 45 минут. Метод имплозии предполагает моделирование и нагнетание страха в воображении (представить, что укусила змея), удержание моделируемой в воображении ситуации до 40-45 минут. Викарное научение состоит в предъявлении моделей оптимального поведения и следовании им. 4. Теоретические основы нейролингвистического программирования, основные понятия теории НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер)
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – терапевтическая практика, основанная на подстройке к невербальному и вербальному поведению клиента и перестройке его субъективного опыта, включающего динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования. Метод НЛП был разработан американскими исследователями Ричардом Бендлером и Дэвидом Гриндером в 1975 году, имеет необихевиористскую ориентацию. Коррекция осуществляется посредством подключения к ведущей (отвечающей за извлечение информации) и репрезентативной системе (представляющей информацию) клиента, кодирующей и, в значительной мере, определяющей его субъективный опыт, и далее – переформирования у клиента неконструктивных паттернов поведения и принятия информации об окружающем мире. При этом используется трансформационная модель языка. Ведущая и репрезентативная системы могут иметь визуальную, аудиальную, кинестетическую модальность. Ключами доступа к модальным системам являются выявление и воссоздание особенностей речи клиента, анализ движений глаз, неосознаваемых невербальных ответов. В коррекционной работе осуществляется калибровка – использование тонкости, остроты восприятия, чтобы отметить специфические сдвиги во внешнем состоянии человека и знать, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения; применяется якорение – воссоздание позитивных состояний прошлого в настоящем опыте с помощью внешнего стимула (прикосновение, изменение голоса и т.д. в момент воспоминания клиентом положительных впечатлений); практикуются диссоциированные состояния клиента, когда прошлый сенсорный и эмоциональный опыт отражается им с позиции зрителя, наблюдателя; производится расщепление сознания и бессознательного – отмечается, что бессознательное производит необходимую для коррекции работу, хотя она и не осознается. Метамодель и ее искажения Каждый человек для осмысления своего опыта создает индивидуально своеобразную «карту мира», помещая опыт в определенный контекст. При создании «карты» имеют место процессы обобщения, исключения-выбора, искажения. Каждый из этих процессов может помогать адаптации, но иногда оказывает дезадаптирующее влияние. Так, обобщение может быть чрезвычайно широким, исключение – ограничивающим, искажение позволяет трансформировать информацию желаемым (но не всегда адаптивным) образом. Для восстановления связи «карты мира» с опытом Дж. Гриндер и Р. Бендлер предложили метамодель – набор лингвистических средств, позволяющих определить способ, которым человек обобщает, собирает или стирает информацию. Существуют определенные искажения в метамодели, приводящие к неадекватному восприятию информации и дезадаптивным трансформациям в «карте мира». Рассмотрим формы нарушения метамодели и примеры речевых искажений.
· Неспецифическое, неконкретизированное существительное, например: «Дети доставляют хлопоты» (Какие именно хлопоты?). · Неспецифический, неконкретный глагол, например: «Переживаю, сочувствую», «Я знаю, что он думает» (Как именно Вы это чувствуете? Что переживаете? Откуда именно знаете это?). · Оценка или суждение без указания стандарта – сравнение с умолчанием, например: «Я недостаточно хорошо это сделал» (В сравнении с кем? Кто высказал это суждение и на чем основывался, делая его?). · Номинализация – обозначение процесса существительным, например: «У меня нет счастья», «У меня депрессия» (Не осуществлен перевод существительного в глагол: что именно происходит, в чем именно это выражается). · Модальный оператор возможности: «Я не могу…» (Почему? Что произойдет, если Вы это сделаете? Что Вам мешает?). · Модальный оператор необходимости: «Я должен… Я не должен…» (Почему? Что будет если Вы этого не сделаете, если Вы это сделаете?). · Универсальные обобщения: «Всегда», «Никогда», «Все…», «Никто…» (Действительно всегда …никогда … все … никто …? Неужели всегда, все и т.д.? Было ли когда-нибудь время, когда …? Встречался ли Вам хоть один человек, который…?). · Пресубпозиция – предварительное предположение: «Он не заботится обо мне …» (Что заставляет Вас так считать? Почему и как он должен заботиться?). · Нарушение причинно-следственных связей: «Я бы рассталась с ним, но без меня он погибнет» (Как одно вызывает другое, одно связано с другим? Как можно избежать таких последствий?). · «Чтение мыслей»: «Я знаю, что он плохо ко мне относится …» (Как Вы узнали? Что заставляет Вас так думать? Вы спрашивали у него, как он к Вам относится?). · Отсутствие референтного индекса: «Дело сделано», «Я очень недоволен», «Ну, с меня хватит» (Сделано кем? Недоволен кем/чем? Хватит чего?). · Неспецифический референтный индекс (это, то, тот, эти): «Мне это нравится», «Я не хочу об этом говорить» (Что именно нравится? О чем именно не хотите говорить?).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.005 с.) |