Техники поведенческой психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники поведенческой психотерапии



Базовыми техниками поведенческой терапии выступают позитивные и негативные подкрепления, систематическая десенсибилизация, иммерсионные методы, викарное научение. Позитивные и негативные подкрепления направлены на разрыв связи между раздражителем и поведенческой реакцией и на ее замену новой реакцией.Одним из вариантов позитивного подкрепленияявляется жетонный метод: в контролируемой среде клиент получает жетоны за желаемое поведение и может обменять их на привилегии, материальные блага, деньги и т.д. Метод аверсивного обусловливания предполагает отрицательное стимулирование (осуждение, осмеяние, удаление из группы, выполнение дополнительных обязанностей, штраф, легкий удар током и пр.) негативных поведенческих проявлений, таких как употребление алкоголя, обжорство, курение и т.д. Метод парадоксальной интенции заключается в требовании прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его (например, не спать при бессоннице, выполнять неадекватные действия типа кручения пуговицы при волнении и т.п.). Систематическая десенсибилизация предусматривает сочетание состояния релаксации с предъявлением тревожащей ситуации; осуществляется по этапам: релаксационная подготовка через внушение, построение иерархии тревожащих стимулов (например, при детских страхах – темнота, врач, милиционер, собака, Баба-Яга, волк и т.д.), визуализация всех элементов иерархии, обсуждение визуализированного ряда с подключением положительных стимулов (изготавливается забавное изображение волка, игрушка вывешивается на новогодней елке) – совместное с психологом преодоление, самостоятельное преодоление. Иммерсионные методы предусматривают предъявление объекта страха без предварительной релаксации. Так, метод наводнения заключается в помещении клиента в тревожащую его ситуацию (узкое пространство, крыша высокого здания, темная комната), где его задерживают до 45 минут. Метод имплозии предполагает моделирование и нагнетание страха в воображении (представить, что укусила змея), удержание моделируемой в воображении ситуации до 40-45 минут. Викарное научение состоит в предъявлении моделей оптимального поведения и следовании им.

4. Теоретические основы нейролингвистического программирования, основные понятия теории НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер)

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – терапевтическая практика, основанная на подстройке к невербальному и вербальному поведению клиента и перестройке его субъективного опыта, включающего динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования. Метод НЛП был разработан американскими исследователями Ричардом Бендлером и Дэвидом Гриндером в 1975 году, имеет необихевиористскую ориентацию. Коррекция осуществляется посредством подключения к ведущей (отвечающей за извлечение информации) и репрезентативной системе (представляющей информацию) клиента, кодирующей и, в значительной мере, определяющей его субъективный опыт, и далее – переформирования у клиента неконструктивных паттернов поведения и принятия информации об окружающем мире. При этом используется трансформационная модель языка. Ведущая и репрезентативная системы могут иметь визуальную, аудиальную, кинестетическую модальность. Ключами доступа к модальным системам являются выявление и воссоздание особенностей речи клиента, анализ движений глаз, неосознаваемых невербальных ответов. В коррекционной работе осуществляется калибровка – использование тонкости, остроты восприятия, чтобы отметить специфические сдвиги во внешнем состоянии человека и знать, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения; применяется якорение – воссоздание позитивных состояний прошлого в настоящем опыте с помощью внешнего стимула (прикосновение, изменение голоса и т.д. в момент воспоминания клиентом положительных впечатлений); практикуются диссоциированные состояния клиента, когда прошлый сенсорный и эмоциональный опыт отражается им с позиции зрителя, наблюдателя; производится расщепление сознания и бессознательного – отмечается, что бессознательное производит необходимую для коррекции работу, хотя она и не осознается.

Метамодель и ее искажения

Каждый человек для осмысления своего опыта создает индивидуально своеобразную «карту мира», помещая опыт в определенный контекст. При создании «карты» имеют место процессы обобщения, исключения-выбора, искажения. Каждый из этих процессов может помогать адаптации, но иногда оказывает дезадаптирующее влияние. Так, обобщение может быть чрезвычайно широким, исключение – ограничивающим, искажение позволяет трансформировать информацию желаемым (но не всегда адаптивным) образом. Для восстановления связи «карты мира» с опытом Дж. Гриндер и Р. Бендлер предложили метамодель – набор лингвистических средств, позволяющих определить способ, которым человек обобщает, собирает или стирает информацию. Существуют определенные искажения в метамодели, приводящие к неадекватному восприятию информации и дезадаптивным трансформациям в «карте мира». Рассмотрим формы нарушения метамодели и примеры речевых искажений.

· Неспецифическое, неконкретизированное существительное, например: «Дети доставляют хлопоты» (Какие именно хлопоты?).

· Неспецифический, неконкретный глагол, например: «Переживаю, сочувствую», «Я знаю, что он думает» (Как именно Вы это чувствуете? Что переживаете? Откуда именно знаете это?).

· Оценка или суждение без указания стандарта – сравнение с умолчанием, например: «Я недостаточно хорошо это сделал» (В сравнении с кем? Кто высказал это суждение и на чем основывался, делая его?).

· Номинализация – обозначение процесса существительным, например: «У меня нет счастья», «У меня депрессия» (Не осуществлен перевод существительного в глагол: что именно происходит, в чем именно это выражается).

· Модальный оператор возможности: «Я не могу…» (Почему? Что произойдет, если Вы это сделаете? Что Вам мешает?).

· Модальный оператор необходимости: «Я должен… Я не должен…» (Почему? Что будет если Вы этого не сделаете, если Вы это сделаете?).

· Универсальные обобщения: «Всегда», «Никогда», «Все…», «Никто…» (Действительно всегда …никогда … все … никто …? Неужели всегда, все и т.д.? Было ли когда-нибудь время, когда …? Встречался ли Вам хоть один человек, который…?).

· Пресубпозиция – предварительное предположение: «Он не заботится обо мне …» (Что заставляет Вас так считать? Почему и как он должен заботиться?).

· Нарушение причинно-следственных связей: «Я бы рассталась с ним, но без меня он погибнет» (Как одно вызывает другое, одно связано с другим? Как можно избежать таких последствий?).

· «Чтение мыслей»: «Я знаю, что он плохо ко мне относится …» (Как Вы узнали? Что заставляет Вас так думать? Вы спрашивали у него, как он к Вам относится?).

· Отсутствие референтного индекса: «Дело сделано», «Я очень недоволен», «Ну, с меня хватит» (Сделано кем? Недоволен кем/чем? Хватит чего?).

· Неспецифический референтный индекс (это, то, тот, эти): «Мне это нравится», «Я не хочу об этом говорить» (Что именно нравится? О чем именно не хотите говорить?).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.005 с.)