Пути обеспечения безопасности Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути обеспечения безопасности Российской Федерации.



Проблема обеспечения национальной безопасности не только актуальна, её решение жизненно необходимо. Продемонстрируем это на примере одного из основных объектов безопасности – государства. Российское государство, как все из ныне функционирующих, имеет определённые стадии своей истории, а именно: становление, функционирование и развитие. Авторы ученика «Общая теория безопасности», изданного в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, утверждают о том, что процесс развития имеет приоритет перед процессом обеспечения безопасности. История Российского государства, например, доказывает обратное. Ослабление безопасности или невозможности по тем или иным причинам её обеспечения Россия не только переставала должным образом развиваться, но и оказывалась на грани гибели. Такими трагическими периодами были: татаро-монгольское нашествие, великая смута начала XVII в., агрессия фашистской Германии и, наконец, гибель Советского Союза. Отсутствие соответствующего обеспечения безопасности в 90-е гг. предопределило частичную потерю государственного суверенитета. Более того, это негативно отразилось на судьбах народов Югославии, Ирака, Ливии, Сирии и других. Представители военно-промышленного комплекса и монополистического каптала в целом, после превращения США в единственную в мире сверхмощную державу, начали действовать как мировой жандарм: свергать неугодные этой стране политические режимы, навязывать даже своим западноевропейским партнёрам свою политическую волю; строить мир по своему образу и подобию. Это привело к разрушению ряда суверенных государств, возникновению затяжных кровопролитных конфликтов и возрастанию невиданной несколько последних десятилетий военной напряжённости. В современных условиях слабое обеспечение некоторых направлений безопасности не позволяет нашей стране успешно развиваться, следовательно, решать задачи, поставленные Конституций РФ 1993 года. Изменение государственной политики России в области обеспечения безопасности заслуживает всяческой поддержки.

Обеспечение национальной безопасности всецело осуществляется в соответствии нормативно-правовыми актами: «О безопасности», «Об обороне», «О терроризме» и других федеральных законов, а также «Стратегией национальной безопасности», «Военной доктриной» и некоторых других подзаконных актов. В России создана система обеспечения национальной безопасности, которая представляет собой специально созданную и конституированную совокупность правовых норм, органов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надёжной защиты государственных и личных интересов от внешних и внутренних угроз. Существуют государственная и общественная части системы обеспечения безопасности при главенстве первой. В официальных документах общественная система не рассматривается. Но в реальной жизни только их тесное взаимодействие может обеспечить необходимый уровень безопасности. Различают абсолютный, реальный, предельно-допустимый и иллюзорный уровни безопасности.

Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации. Государство на плановой основе консолидирует усилия и ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления для их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Государство осуществляет контроль за состоянием национальной безопасности, а его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Президенту Российской Федерации. В центре внимания государства по обеспечению безопасности являются национальные интересы, представляющие собой объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации национальных приоритетов, представляющие собой важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. Основными из них являются:

- оборона страны; - государственная и общественная безопасность; - повышение качества жизни российских граждан; - экономический рост; - наука, технологии и образование; - здравоохранение; - культура; - экология живых систем и рациональное природопользование; - стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Оборона страны. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории[26]. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и определяется система других мер, обеспечивающих военную безопасность.

Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

В целях обеспечения стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в отношении России. Предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, совершенствования военной организации государства, форм и способов её применения, наращивания оборонного потенциала и других мер военного характера. В основе названных и других мер лежит экономика.

Обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе путем применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества, расширения международного военного и военно-технического сотрудничества, контроля над вооружением и использования других международно-правовых инструментов.

Государственная и общественная безопасность предусматривает защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

- разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств;

- деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения и иных элементов инфраструктуры Российской Федерации;

- деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

- деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

- преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

- коррупция;

- природные и техногенные катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Основными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются: а) усиление роли государства, совершенствовать структуру и деятельность федеральных органов исполнительной власти; б) развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом; в)повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации; в) эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом; г) расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности; д) совершенствование системы выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им; е) обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве.

Повышение качества жизни российских граждан, целями которого являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов. Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Основными направлениями повышения качества жизни граждан являются:

а) установление органов государственной власти с институтами гражданского общества; б) обеспечение продовольственной безопасности; в) гарантия доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг; г) предоставление современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений; г) создания высокоэффективных рабочих мест; д) создание благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда и его достойной оплаты для всех категорий граждан.

Экономический рост является одним из важнейших приоритетов обеспечения национальной безопасности. Экономика – основа развития общества и человека, поэтому она является объектом, против которого направлена борьба конкурирующих сторон, а борьба враждующих сторон становится особенно ожесточённой. Не менее негативно влияет на экономику и не соответствующая требованиям времени экономическая политика государства. Главными стратегическими угрозами национальной безопасности российской экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы и другие факторы.

Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем: а) развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы и приоритетных секторов национальной экономики; б) повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды; в) повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста и повышения производительности труда; г) освоения новых ресурсных источников и достижения стабильности функционирования финансовой системы, повышения ее защищенности; д) преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов; е) устранение дисбалансов в экономике и др.

Для обеспечения экономической безопасности важно установление взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества в целях реализации государственной социально-экономической политики, предусматривающей обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики, повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, укрепление финансовой системы, повышение привлекательности российской юрисдикции, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала и т.п.

Наука, технологии и образование. Данная триада представляет собой фактор интеллектуального развития общества. Наука - это система знаний о законах природы, общества и мышления, которая формируется специфической формой человеческой деятельности. Технология - совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки различных материалов или для достижения поставленных целей в процессе социального планирования. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Данная триада представляет собой один из основных факторов интеллектуального развития общества, поэтому представляет собой объект обеспечения национальной безопасности.

Основными целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологии и образования является повышение качества общего, профессионального и высшего образования и развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций. Негативно влияют на национальную безопасность в области науки, технологий и образования отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного и другого оборудования, стратегических материалов и т.п.

Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла, развитие национальной инновационной системы, перспективных высоких технологий, взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями, повышение качества подготовки научных, инженерных и других работников, развитие системы среднего профессионального образования, обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, повышение роли школы в воспитании молодежи и др.

Здравоохранение направлено на укрепление здоровья населения – залога успешного развития Российской Федерации. Оно осуществляется на основе долгосрочной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, стратегическими целями которой являются увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения, повышение доступности и качества медицинской помощи, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются возникновение эпидемий и пандемий, массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции и др. Сегодня исключительно важно обеспечить доступность медицинской помощи и гарантии ее оказания населению, увеличить финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи, организовать профилактику заболеваний, предотвращение роста заболеваний, представляющих опасность для окружающих и др.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Духовно-нравственные ценности – это те скрепы, которые ни при каких обстоятельствах, ни когда и ни кому нельзя позволить разрушить. Для культуры российского общества опасностями являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа России, снижение роли русского языка в мире, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют: - признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; - улучшение материально-технической базы организаций культуры; - создание условий для организации досуга, развитие внутреннего культурно-познавательного туризма; - усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия и др.

Если развитие культуры обеспечивает духовную безопасность граждан, то экология живых систем и рациональное природопользование создают условия их биологического существования и материального благополучия. Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение и восстановление природных систем и обеспечение устойчивого развития, безопасной для экологии экономики. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают: - истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов; - преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей; - большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов; - наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования невозможно осуществить без существенного повышения уровня экологического образования и экологической культуры граждан и целого ряда других жизненно важных мероприятий (см. ст. 86 Стратегии).

Современный мир характеризуется невиданной динамичностью и исключительной противоречивостью, поэтому стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство приобретают особую значимость. Обеспечение национальных интересов способствует активная внешняя политика Российской Федерации. Она основана на таких принципах, выработанных ООН, как равноправия народов, взаимного уважения государств, невмешательства извне во внутренние дела государств и др. Российская Федерация наращивает взаимодействие с партнерами в рамках БРИКС, РИК, ШОС, АТЭС, СНГ, ОДКБ и другими международными институтами. В наши дни особое значение имеет развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике. Российская Федерация содействует вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по обеспечению всеобщей безопасности, в процесс обеспечения стратегической стабильности.

В целях сохранения стратегической стабильности Российская Федерация стремится поддерживать устойчивость международно-правовой системы. Это означает неукоснительное выполнение действующих в области ограничения и сокращения вооружений международных договоров и соглашения, участие в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих национальным интересам, готовность к дальнейшему обсуждению вопросов сокращения ядерных потенциалов и ограничения обычных вооруженных сил, а также разработки и применения мер доверия в военной области. Но Россия считает неприемлемым наращивание военной мощи и приближение инфраструктуры НАТО к российским границам.

Венцом содержания Стратегии являются основные показатели оценки состояния национальной безопасности. Ими являются:

- удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

- доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

- ожидаемая продолжительность жизни;

- валовой внутренний продукт на душу населения;

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

- доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

Таковы официальные взгляды на проблемы безопасности российского общества.

Безопасность непреходящее, но непрерывно меняющееся под воздействием реальных условий бытия, социальное явление. Научное осмысление проблем безопасности фактически началось в наши дни. За непродолжительный временной период разработана общая теория безопасности, создан ряд организаций и фондов, ставящих своей целью, как дальнейшую разработку теории безопасности, так и посильное оказание помощи государству в обеспечении безопасности нашей страны. Создана правовая база обеспечения национальной безопасности.

Но ни теория, ни нормативно-правовая база сами по себе не могут обеспечить безопасности личности, общества государства. Политика Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации. За последние годы их совместными усилиями удалось значительно повысить уровень безопасности от внешних военных угроз. Устранена опасность дальнейшего распада страны из-за националистических настроений и сепаратизма в ряде субъектов РФ, несоответствия их законодательства Конституции Российской Федерации. Более стабильной в сравнении с 90-ми годами XX в. стала экономическая ситуация. Однако многие основные показатели состояния национальной безопасности не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям.

Степень защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов не в полной мере удовлетворяют российских граждан. Многие граждане нашей страны видят угрозу собственной и общественной безопасности в медленной переориентации криминальной, теневой экономики с сырьевой направленностью на экономику высокотехнологическую, конкурентоспособную, инновационную и инвестиционно привлекательную.

Невозможно считать безопасным общество при таком фактически несправедливом распределении материальных и иных благ. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения) превышает всякие разумные пределы, и он непрерывно увеличивается. Сложившаяся ситуация не приводит к социальному взрыву в обществе только лишь потому, что на протяжении многих веков сформировалось позитивное отношение нашего народа к власти и обществу. Но даже беспредельному терпению может наступить конец. Не допускать социальных катаклизмов внутри страны вполне разрешимая задача.

За последние годы резко снизился уровень безопасности в мире. Деструктивная внешняя политика США привела к разрушению целого ряда государств и дестабилизации военно-политической ситуации. Любое государство, заявившее о собственной позиции по тому или иному вопросу, противоречащей американским интересам, становится объектом военной агрессии со стороны Белого дома. В этой категории стран оказалась и Россия. Единственно правильная со стороны российского руководства реакция на украинские события и просьбу народа Крыма о воссоединении с Россией привела американскую правящую элиту в неистовое негодование. Но против ядерной державы применять обычное оружие без риска развязать крупномасштабную войну бесперспективно. Против нашей страны были введены экономические и иные санкции. Но политическое руководство осталось последовательным в достижении поставленной цели: сделать мир более безопасным.

Когда Сирия стала для США очередным государством-мишенью, Россия, осознавая всю трагичность ситуации, в соответствии с нормами международного права по договорённости с Башаром Асадом вступила в военное противоборство с ИГИЛ (террористической организацией, запрещённой в России), тем самым не позволила американцам незаконно отстранить от власти президента и гарантировала сохранение САР. Для Запада эта операция стала не только неожиданной, но и крайне нежелательной. Тем не менее, огромными усилиями дипломатов РФ и США были скоординированы совместные действия двух стран в борьбе с террористическими организациями. Но неведомые силы в США не позволили реализовать намеченные планы и вынудили выйти из двухстороннего сотрудничества с Россией по Сирии. Так ближневосточная проблема в очередной раз вскрыла истинные цели, методы и средства американской внешней политики и подтвердила свой разрушительный характер.

В сложившейся ситуации только Россия может противостоять угрозам, исходящих от самой мощной в экономическом и военном отношении стране, не допустить установление американского диктата и сделать мир более безопасным. Для достижения этой цели необходимо:

а) в краткосрочной исторической перспективе – непрерывно объединять усилия всех государств, которые выступают против навязываемой США тирании и за создание полицентричного мира; добиться международного признания любых политических сил террористическими организациями, которые выступают с оружием в руках против законных правительств и действовать против них соответствующими способами; последовательно добиваться претворения в жизнь принципов Устава ООН;

б) в отдалённой исторической перспективе – превращение России в экономически мощную и социально ориентированную державу, являющуюся примером для подражания другим народам мира; устанавливать взаимовыгодные экономические отношения со всеми без исключения государствами; последовательно проводить сокращение вооружений; не допускать создания военных блоков, добиться роспуска НАТО и др.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что понимается под термином «национальная безопасность»?
2. Что такое система национальной безопасности?
3. Каковы принципы обеспечения национальной безопасности РФ?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.037 с.)