Теории постиндустриального общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории постиндустриального общества.



Все общества ученые классифицировали по-разному (простые и сложные, письменные и дописьмен-ные). О новом этапе развития индустриального общества социологи заговорили во второй половине XX в., когда темпы научно-технического прогресса превысили все мыслимые пределы. Потребовалось новое понятие, лучше отражающее социальные реалии. Им стало «постиндустриальное общество», придуманное Д. Беллом.Кроме того, используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «кибернетическое общество».

Белл предложил рассматривать общества:

1) доиндустриальные (отсталые);

2) индустриальные (развитая промышленность и социальная жизнь);

3) постиндустриальные. Постиндустриальным обществом называют общества наиболее развитых стран, которые используют достижения научно-технической революции, ставят информацию и науку на ведущие позиции и в которых произошли существенные структурные социальные изменения. Так как главная ценность в постиндустриальном обществе – это знания и информация, то его называют еще информационным (предложил А. Турен).

Производство в постиндустриальном обществе развивается на основе новейших микроэлектронных и компьютерных технологий, которые позволяют хранить, анализировать большие массы данных. В постиндустриальном обществе сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, растет сфера услуг, развиваются производственные (финансовые торговые и др.) и непроизводственные услуги (наука, культура). Возрастает удельный вес специалистов с высшим образованием. В постиндустриальном обществе ведущие позиции занимают группы, владеющие собственностью на информацию и «человеческим капиталом». По Беллу, естественный мир заменяется техническим – социальный мир (это постиндустриальное общество).

Здесь считается, что тот, кто владеет информацией, осуществляет господство над массами людей.

Постиндустриальное общество – это общество, для которого уже не важно развитие индустрии, а важен рост производства информации и сфер услуг.

Но все же не следует забывать, что в связи с развитием техники и компьютеризацией меняется профессиональная, образовательная структура общества. Облегчение труда за счет компьютерной автоматизации сопровождается снижением квалификации ряда профессий, умственного труда и психологических нагрузок.

В среде постиндустриального общества и всеобщей компьютеризации встает еще острее вечная социально-экономическая проблема – безработица.

Новые информационные технологии изменяют систему образования, образ жизни людей, воздействуют на массовое сознание. Каналами воздействия могут служить телевидение, радио, газеты и журналы. Возможность доступа к информации значительно расширяет кругозор каждого отдельного человека.

Возможно, что при возрастании интеллектуального ресурса в постиндустриальном обществе человечество будет в состоянии решить некоторые глобальные проблемы (как сохранить экологию планеты и т. д.).

 

16. Социально-критические теории.

Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер,Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство

Идеи: Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества. Отрицание революционной роли пролетариата. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации). Критика тоталитаризма и авторитарной личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.)