Феноменологический подход к изучению социальной реальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологический подход к изучению социальной реальности.



Учение Альфреда Шюца (1899–1959) посвящено проблеме взаимодействия и восприятия людей друг другом, а также формированию представления о мире и о том, что такое мир. Феноменологическая социология имеет дело с явлением. Феномен – это любое явление. Таким образом, мир явлений – это тот мир, в котором живет человек.

А. Шюц считал, что мир предстает перед человеком как совокупность «типов» (вещей, событий), которые являются носителями социальной информации, и все это осознается с помощью символической системы – языка. Однако человек воспринимает мир согласно значениям магии, религии или науки.

По мнению исследователя, наибольший интерес представляет восприятие мира в рамках научных значений. Согласно автору, это не только более полное восприятие, но и конечная область знания. Таким образом, переход от магии к науке – это совершенствование значений, накопление «типов», носителей информации, и переход от одной системы значений к другой объясняется возникновением противоречий и неспособностью старых систем устранить сомнение индивида в понимании того или иного процесса. Происходит этот переход скачкообразно, и по сути это движение означает развитие Научная система значений конечна, так как исследователь полагает, что в ее рамках не возникнет никаких сомнений.

Взгляды ученого породили в социологии два течения: феноменологическую социологию (П. Бергер) «этнометодологию» (Г. Гарфинкель). Представители первой разрабатывали теорию «легитимизации», вторые занимались поисками мифологизированной рациональности.

 

Теории конфликтов.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.

Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.156 (0.007 с.)