История возникновения, становления и развития роли банкетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения, становления и развития роли банкетов



Введение

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и облуживания потребителей.

Актуальность темы данной работы заключается в успешной деятельности предприятия и определяется качеством производимых услуг, которые должны: четко отвечать определенным потребностям, удовлетворять требования потребителя, соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям, отвечать действующему законодательству и другим требованиям общества, предоставляться потребителю по конкурентоспособным ценам и обеспечивать получение прибыли.

Для достижения поставленных целей предприятие должно учитывать все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность. Повышение эффективности общественного питания основывается на общих для всего народного хозяйства, принципах интенсификации производства - достижения высоких результатов при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов.

Организация любого банкета включает прием и оформление заказа, подготовку банкета к облуживанию и обслуживание. Организация и четкая работа по подготовке к обслуживанию банкета зависят от того, насколько подробно и своевременно обусловлены и согласованы все детали проведения банкета между заказчиком и исполнителем.

Целью дипломной работы является: Внедрение ревизованной формы обслуживания банкет-чай на предприятие общественного питания антикафе «Лабиринт».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать ретроспективу становления роли банкетов;

- рассмотреть современные формы и виды организации обслуживания;

- вывести модель проведения приема банкет-чай на примере заведения антикафе «Лабиринт».

Объект исследования: предприятие общественного питания – антикафе «Лабиринт» в городе Калининграде на улице Ореховой, дом 7-19.

Предметом исследования является: культурные особенности становления совместных приемов пищи до современности на примере функционирования и особенностей организации и обслуживания тематических мероприятий на примере банкет – чая в антикафе «Лабиринт».

Гипотеза исследования: предполагаем, что внедрение приема банкет-чай может способствовать продвижению предприятия «Лабиринт» на рынке услуг общественного питания и увеличению клиентской базы.

Научно-практическая значимость: данная работа может быть применена в качестве материала для лекций и практических занятий для специальности «Организация обслуживания в общественном питании».

Методом исследования дипломной работы: является анализ учебной литературы и углубление в экзистенциальную роль банкетов.

Структура диплома состоит из введения, теоретической и практической части исследования, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений для более наглядного изображения материала.


Глава I. Теоретическая часть исследования по теме «Культура развития банкетов и современные виды обслуживания на примере банкет-чай»

 

Культура приема пищи

Культура потребления пищи человеком, прежде всего, является данью уважения благам природы. Наиболее важной частью данной культуры помимо этикета является кухонная утварь, история которой своими корнями уходит глубоко в прошлое.

В Древнем Риме, там, куда по преданию ведут все дороги мира, археологами были обнаружены приборы, работающие по принципу русского самовара. Античный самовар именовался - Аутепса. Устройство у него было довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное. Внешне аутепса представляла собой высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскаленный уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.[6]

По официальной же версии самовар был и является истинно Русским изобретением, а первое упоминание о нем датируется 1746 годом. В России чайные традиции, складывались постепенно. Русские люди привыкли пить квас, мед, пиво, сбитень и слыли большими мастерами в изготовлении этих напитков. Но чай, как пришлый восточный гость, нарушил сложившиеся традиции.[6]

Изначально чай был доступен не всем. Пили его только в знатных домах, да и то, как в качестве лекарственного отвара. Но с течением времени традиционным русским напиткам пришлось потесниться и уступить ему место. Бодрящее питье с терпким вкусом и приятным ароматом многим пришлось по душе. Без чая не могло обойтись ни одно застолье. Чай по праву стал символом гостеприимства, уюта и дружеской атмосферы (рис. 1).

Первые самовары появились в России в XVIII веке и были похожи на сбитенники, в которых варили или сбивали (соединяли) мед со специями. В цилиндрических «самоварнях» готовили и кофе.

Рис.1. Пример застольного чаепития на Руси.

Многие специалисты считают, что самоварные сосуды чрезвычайно напоминают китайские «Хо-го», чаши, в которых подавали кипящий суп, а также европейские «фонтаны», служившие для охлаждения или подогревания вина. Однако сходство это ограничивается лишь некоторыми деталями. Русский вариант - более оригинальное изобретение. Чтобы создать подобную конструкцию, которая устроена очень интересно и, на первый взгляд, довольно просто, требуется выполнить до девятисот различных технологических операций. Не случайно самовар прозвали русской «чайной машиной».[6]

Цены на этот чудо-агрегат были очень высоки. В аристократических домах красивый, богато украшенный самовар считался предметом роскоши, им гордились и всячески выставляли напоказ. Впоследствии, так же как и сбитенники, они стали обычным дополнением праздничных гуляний, ярмарок, торговых рядов, «самоварящие» чайники появились в трактирах и ресторанах, а затем вошли в каждый крестьянский дом. В деревнях они передавались из поколения в поколение.

К концу XVIII века в России было создано множество небольших мастерских и фабрик, занимавшихся изготовлением самоваров, они производились повсеместно. Самая первая фабрика была открыта в Москве в 1766 году А. Шмаковым. Но наиболее прославились тульские мастера, умевшие из обычного куска металла сотворить настоящее произведение искусства. Первая мастерская была основана в Туле оружейником Федором Лисицыным. К середине XIX века их насчитывалось в городе уже с десяток, и было несколько фабрик, в каждой из которых имелись собственные секреты "ваяния" самоваров.[6]

Чайную чашку с блюдцем – сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, – так же как и чай, миру подарил Китай. Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. Воду, молоко и вино в то время в Европе пили либо из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек с ручками, черпаков или металлических кубков. Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, поэтому чай поначалу переливали в блюдце, чтобы он остывал. В середине XVIII века к пиалам приделали ручки, такие же, как и у других сосудов для питья (рис. 2).

Рис. 2. Мраморная Китайская чаша. Период «Чжоу».

Современное человечество пьёт чай и кофе из чашек, сделанных из фарфора, фаянса или стекла.[7]

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до н.э. и попадает на начало Бронзового Века (рис. 3).

Рис. 3. Археологическая находка в Венесуэле.

Родиной тарелки является Азия, предположительно (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.[8]

История происхождения столовой ложки повествует, что она появилась намного раньше, чем столовая вилка. Точную дату ее появления установить не удалось выяснить до сих пор, но по примерным подсчетам время ее возникновения отходит к III веку н.э., а родиной античной ложки является Древний Египет.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу в народе возникало множество присказок и поговорок, вроде: «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит». [9]

В XIV веке у французской королевы Жанны д’Эрве была только одна вилка. Она хранила ее в футляре.

Рис. 4. Пример изысканных работ мастеров прошлого.

Ложка и вилка были практически изгнаны из Франции вплоть до XVI столетия и вошли в обиход только в XVIII столетии. Но уже с XVII века вилка стала необходимым атрибутом на трапезах итальянской знати и купцов. Однако в Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была упомянута в 1611 году, широкое же применение в Англии вилка получила только в XVIII веке. Ее ввел Томас Коръят благодаря своей книге о путешествии по Европе. Но даже тогда, его высмеивали о возможности распространения вилок повсеместно, и называли «Фурцифером», что дословно означало - «носильщик вилок».[10]

Высшие классы в Испании использовали вилки в XVI веке, насколько можно судить по огромному ассортименту вилок, найденных в останках «Ла Жироны», которая утонула у берегов Ирландии в 1588 году. В 1630, у губернатора Массачусетса Уинтропа, была первая и единственная вилка в колониальной Америке.

Вилки с изогнутыми зубцами впервые появились в Германии в XVIII веке. Примерно в это же время в основном стали пользоваться вилками с четырьмя зубцами.

О том, как их различать и как ими пользоваться, написаны книги.

 

В современном обществе с развитием интернет технологий, социальные изменения подверженные продуктам массовой культуры происходят крайне быстротечно. Таким образом, данные перемены не могли ни задеть и формы обслуживания в общественном питании.

Рис. 11. Ресторан «Al Mahara».

Расположены такие рестораны, как правило, вблизи исторических и культурных памятников или же в местах большого скопления туристов.[15]

К прогрессивным формам обслуживания так же можно отнести и кейтеринг (выездное ресторанное обслуживание). Кейтеринг в двух словах можно описать так, что ресторан сам приходит к клиенту, в любое назначенное место и время.[14]

Кейтеринг в помещении - один из самых популярных видов обычного кейтеринга и имеет достаточно много общего с традиционным ресторанным обслуживанием. Помимо организации стола клиенту предлагается соответствующим образом оборудованное помещение, которое может быть использовано для проведения различных мероприятий. Возможность использования инвентаря организаторов, кухни, помещений, обслуживание позволяют сэкономить время для подготовки мероприятия, связанное с доставкой, установкой и настройкой необходимого оборудования.[14]

Кейтеринг вне ресторана предусматривает обслуживание на территории заказчика. Особенность этого вида кейтеринга связана с тем, что большинство ресторанов имеют небольшие залы и не могут обслуживать большое количество гостей. Приготовление блюд осуществляется в ресторане, после чего заказ доставляют к месту проведения мероприятия. Ресторан отвечает за качество приготовления и доставку блюд, сервировку, профессиональное обслуживание, уборку помещений и полный расчет с заказчиком по окончании мероприятия.

Последней, но не по значению, новаторской формой облуживания, которой отдан приоритет в данной работе, является такие предприятия общественного питания, как антикафе.

Рис. 12. Пример обстановки антикафе.

Антикафе это довольно модная в современном обществе концепция заведений, в которых оплата производится не за выпитое и съеденное, а за количество времени, которое гость находится в заведении.

Приставка «анти» означает, что еда не является основным приоритетом в данном заведении. Люди приходят в антикафе для того чтобы общаться, творить и учиться полезным вещам.[16]

Основная задача антикафе - общение и социальная активность посетителей, а чай, кофе и сладости являются лишь вспомогательным элементом антуража.

Любое антикафе - отличное место для деловой встречи, работы и простых дружеских посиделок, для которых еда не является самоцелью.

Обозначенная в данной работе программа предусматривает внедрение в предприятие общественного питания антикафе «Лабиринт» специальных дней включающих концептуальные программы, имеющие реконструктивный характер претерпевшей характерные изменения формы обслуживания - банкет чай.

Выбор данного банкета для антикафе пал не случайно, ведь именно напитки, такие как: чай и кофе занимают основную массу его услуг, на которую падает выбор гостей. Как показано на следующей диаграмме количественного потребления продукции банкета-чая в процентном отношении. Организационная структура предприятия общественного питания антикафе «Лабиринт». (Приложение 5).

Рисунок 12. Диаграмма предпочтения напитков и еды на приеме банкет-чай.

Заключение

В ходе выполнения работы были проведены исследования ретроспективы становления роли банкетов до современного общества и проведен широкий анализ феномена развития совместных приемов пищи и влияние банкетов на культурное развитие цивилизации.

Рассмотрены современные виды и формы организации и обслуживания в общественном питании. Пересмотрены ключевые особенности и каноны новаторских предприятий и форм обслуживания.

Выведена модель проведения формы обслуживания банкет-чай на примере заведения общественного питания антикафе «Лабиринт».

В ходе выполнения работы гипотеза была подтверждена.

 

 

 


Электронные ресурсы

6. История самовара - www/samovarov/net

7. Происхождение чашки - www/pochemucha/ru

8. Древние тарелки - www/masterok/com

9. Появление ложки - www/trapesa/su

10. Привитие вилок в Европе - www/slami/ru

11. Банкеты реформистов - www/viewmap/org

12. Бостонское чаепитие - www/calend/ru

13. Сервировка банкет-чай - www/teatips/ru

14. Кейтеринг - www/rae/ru

15. Концептуальные рестораны - www/ikirov/ru

16. Характеристика антикафе - www/clever-c/com

17. Пример антикафе – www/anticafe-ps/ru

18. Сервировка – www/etiket/ru

19. Расчет площади помещений - www/brigadastroi/ru


Приложения

Приложение 1

Меню для банкета-чая на 20 человек представлено в таблице

№ рецептуры Наименование блюда Выход, г. Количество, шт.,
ТТК Блинчики в карамели со взбитыми сливками    
ТТК Меренги фруктовые    
ТТК Печенье «Домашнее»    
ТТК Печенье «Миндальное»    
  Пирожное «Бисквитное» фруктовое    
52б Пирожное «Корзиночка любительская»    
ТТК Пирожное «Чайная жемчужина»    
  Пирожное «Трубочка» с кремом из сливок, обсыпанная рафинадной пудрой    
ТТК Пирожное «Риголетто»    
ТТК Торт «Зебра»    
ТТК Торт «Чёрный лес»    
ТТК Пирог «Шедевр»    
ТТК Мороженое крем-брюле    
ТТК Мороженое клубничное    
Конфеты «Косолапый мишка» & 'у *      
Конфеты «Красная шапочка»      
Конфеты «Петушок»      
Конфеты «Метелица»      
  Чай черный    
Чай зеленый      
Вино «Киндзмараули»      
Вино «Душа Монаха»      
Ликер «Амаретто»      

Приложение 2

Расчет посуды

Наименование блюда Наименование посуды Материал посуды Объем, мл Вместимость, порц. Количество, шт.
         
Печенье «Домашнее» Блюдо круглое хрустальное на ножке 5 порц.    
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Печенье «Миндальное» Блюдо круглое хрустальное на ножке 5 порц.    
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Пирожное «Бисквитное» фруктовое Ваза – плато (D=240 мм) Хрусталь 5 порц.  
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Пирожное «Корзиночка любительская» Ваза – плато (D=240 мм) Хрусталь 5 порц.  
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Пирожное «Чайная жемчужина» Ваза для кондитерских изделий Хрусталь 5 порц.  
Пирожное «Трубочка» с кремом из сливок, обсыпанная рафинадной пудрой Ваза – плато (плоское) Хрусталь 5 порц.  
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Пирожное «Риголетто» Ваза – плато (плоское) Хрусталь 10 порц.  
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Торт «Зебра» Ваза – плато (плоское) Хрусталь    
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    

 

         
Торт «Чёрный лес» Ваза – плато (плоское) Хрусталь    
Лопатка кондитерская для пирожных и торта Нержавеющая сталь    
Мороженое крем-брюле Креманка Стекло    
Ложка для мороженого Нержавеющая сталь    
Мороженое клубничное Креманка Стекло    
Ложка для мороженого Нержавеющая сталь    
Чай черный Чайник доливной Фарфор    
Чай зеленый Чайник доливной Фарфор    
Ликер «Амаретто» Рюмка ликерная Стекло    
Конфеты «Косолапый мишка» Ваза для конфет Хрусталь    
Конфеты «Красная шапочка» Ваза для конфет Хрусталь    
Конфеты «Петушок» Ваза для конфет Хрусталь    
Конфеты «Метелица» Ваза для конфет Хрусталь    
Сахарница Стекло      
Щипцы кондитерские для сахара Нержавеющая сталь      
Розетка для лимона Стекло      
Вилка для раскладывания лимона Нержавеющая сталь      
Молочник Фарфор      
Сливочник Фарфор      

 


Приложение 3


 

Приложение 4


 

Приложение 5

Введение

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и облуживания потребителей.

Актуальность темы данной работы заключается в успешной деятельности предприятия и определяется качеством производимых услуг, которые должны: четко отвечать определенным потребностям, удовлетворять требования потребителя, соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям, отвечать действующему законодательству и другим требованиям общества, предоставляться потребителю по конкурентоспособным ценам и обеспечивать получение прибыли.

Для достижения поставленных целей предприятие должно учитывать все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность. Повышение эффективности общественного питания основывается на общих для всего народного хозяйства, принципах интенсификации производства - достижения высоких результатов при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов.

Организация любого банкета включает прием и оформление заказа, подготовку банкета к облуживанию и обслуживание. Организация и четкая работа по подготовке к обслуживанию банкета зависят от того, насколько подробно и своевременно обусловлены и согласованы все детали проведения банкета между заказчиком и исполнителем.

Целью дипломной работы является: Внедрение ревизованной формы обслуживания банкет-чай на предприятие общественного питания антикафе «Лабиринт».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать ретроспективу становления роли банкетов;

- рассмотреть современные формы и виды организации обслуживания;

- вывести модель проведения приема банкет-чай на примере заведения антикафе «Лабиринт».

Объект исследования: предприятие общественного питания – антикафе «Лабиринт» в городе Калининграде на улице Ореховой, дом 7-19.

Предметом исследования является: культурные особенности становления совместных приемов пищи до современности на примере функционирования и особенностей организации и обслуживания тематических мероприятий на примере банкет – чая в антикафе «Лабиринт».

Гипотеза исследования: предполагаем, что внедрение приема банкет-чай может способствовать продвижению предприятия «Лабиринт» на рынке услуг общественного питания и увеличению клиентской базы.

Научно-практическая значимость: данная работа может быть применена в качестве материала для лекций и практических занятий для специальности «Организация обслуживания в общественном питании».

Методом исследования дипломной работы: является анализ учебной литературы и углубление в экзистенциальную роль банкетов.

Структура диплома состоит из введения, теоретической и практической части исследования, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений для более наглядного изображения материала.


Глава I. Теоретическая часть исследования по теме «Культура развития банкетов и современные виды обслуживания на примере банкет-чай»

 

Культура приема пищи

Культура потребления пищи человеком, прежде всего, является данью уважения благам природы. Наиболее важной частью данной культуры помимо этикета является кухонная утварь, история которой своими корнями уходит глубоко в прошлое.

В Древнем Риме, там, куда по преданию ведут все дороги мира, археологами были обнаружены приборы, работающие по принципу русского самовара. Античный самовар именовался - Аутепса. Устройство у него было довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное. Внешне аутепса представляла собой высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскаленный уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.[6]

По официальной же версии самовар был и является истинно Русским изобретением, а первое упоминание о нем датируется 1746 годом. В России чайные традиции, складывались постепенно. Русские люди привыкли пить квас, мед, пиво, сбитень и слыли большими мастерами в изготовлении этих напитков. Но чай, как пришлый восточный гость, нарушил сложившиеся традиции.[6]

Изначально чай был доступен не всем. Пили его только в знатных домах, да и то, как в качестве лекарственного отвара. Но с течением времени традиционным русским напиткам пришлось потесниться и уступить ему место. Бодрящее питье с терпким вкусом и приятным ароматом многим пришлось по душе. Без чая не могло обойтись ни одно застолье. Чай по праву стал символом гостеприимства, уюта и дружеской атмосферы (рис. 1).

Первые самовары появились в России в XVIII веке и были похожи на сбитенники, в которых варили или сбивали (соединяли) мед со специями. В цилиндрических «самоварнях» готовили и кофе.

Рис.1. Пример застольного чаепития на Руси.

Многие специалисты считают, что самоварные сосуды чрезвычайно напоминают китайские «Хо-го», чаши, в которых подавали кипящий суп, а также европейские «фонтаны», служившие для охлаждения или подогревания вина. Однако сходство это ограничивается лишь некоторыми деталями. Русский вариант - более оригинальное изобретение. Чтобы создать подобную конструкцию, которая устроена очень интересно и, на первый взгляд, довольно просто, требуется выполнить до девятисот различных технологических операций. Не случайно самовар прозвали русской «чайной машиной».[6]

Цены на этот чудо-агрегат были очень высоки. В аристократических домах красивый, богато украшенный самовар считался предметом роскоши, им гордились и всячески выставляли напоказ. Впоследствии, так же как и сбитенники, они стали обычным дополнением праздничных гуляний, ярмарок, торговых рядов, «самоварящие» чайники появились в трактирах и ресторанах, а затем вошли в каждый крестьянский дом. В деревнях они передавались из поколения в поколение.

К концу XVIII века в России было создано множество небольших мастерских и фабрик, занимавшихся изготовлением самоваров, они производились повсеместно. Самая первая фабрика была открыта в Москве в 1766 году А. Шмаковым. Но наиболее прославились тульские мастера, умевшие из обычного куска металла сотворить настоящее произведение искусства. Первая мастерская была основана в Туле оружейником Федором Лисицыным. К середине XIX века их насчитывалось в городе уже с десяток, и было несколько фабрик, в каждой из которых имелись собственные секреты "ваяния" самоваров.[6]

Чайную чашку с блюдцем – сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, – так же как и чай, миру подарил Китай. Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. Воду, молоко и вино в то время в Европе пили либо из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек с ручками, черпаков или металлических кубков. Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, поэтому чай поначалу переливали в блюдце, чтобы он остывал. В середине XVIII века к пиалам приделали ручки, такие же, как и у других сосудов для питья (рис. 2).

Рис. 2. Мраморная Китайская чаша. Период «Чжоу».

Современное человечество пьёт чай и кофе из чашек, сделанных из фарфора, фаянса или стекла.[7]

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до н.э. и попадает на начало Бронзового Века (рис. 3).

Рис. 3. Археологическая находка в Венесуэле.

Родиной тарелки является Азия, предположительно (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.[8]

История происхождения столовой ложки повествует, что она появилась намного раньше, чем столовая вилка. Точную дату ее появления установить не удалось выяснить до сих пор, но по примерным подсчетам время ее возникновения отходит к III веку н.э., а родиной античной ложки является Древний Египет.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу в народе возникало множество присказок и поговорок, вроде: «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит». [9]

В XIV веке у французской королевы Жанны д’Эрве была только одна вилка. Она хранила ее в футляре.

Рис. 4. Пример изысканных работ мастеров прошлого.

Ложка и вилка были практически изгнаны из Франции вплоть до XVI столетия и вошли в обиход только в XVIII столетии. Но уже с XVII века вилка стала необходимым атрибутом на трапезах итальянской знати и купцов. Однако в Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была упомянута в 1611 году, широкое же применение в Англии вилка получила только в XVIII веке. Ее ввел Томас Коръят благодаря своей книге о путешествии по Европе. Но даже тогда, его высмеивали о возможности распространения вилок повсеместно, и называли «Фурцифером», что дословно означало - «носильщик вилок».[10]

Высшие классы в Испании использовали вилки в XVI веке, насколько можно судить по огромному ассортименту вилок, найденных в останках «Ла Жироны», которая утонула у берегов Ирландии в 1588 году. В 1630, у губернатора Массачусетса Уинтропа, была первая и единственная вилка в колониальной Америке.

Вилки с изогнутыми зубцами впервые появились в Германии в XVIII веке. Примерно в это же время в основном стали пользоваться вилками с четырьмя зубцами.

О том, как их различать и как ими пользоваться, написаны книги.

 

История возникновения, становления и развития роли банкетов

С незапамятных времен люди отмечали любые значительные события, как в своей жизни, так и затрагивающих их общественно-социальных явлениях через совместную трапезу. Эта закономерность утвердилась с начала зарождения и становления человеческой культуры.

В Древней Руси пир являлся формой общественного сближения, выражающего торжество, победу или просто праздничное веселье. Пиры устраивались во всех слоях русского общества — от царя до простого крестьянина (рис. 5).

Рис. 5. Пир на Руси.

По традиционным воззрениям предков, совместная трапеза за столом («застолье»), сопровождавшаяся общением с широким кругом родственников, моделировала идеальное общество, отражала идею «изобильного рая».[12]

Веселье и игра были неразрывно связаны с глубинной семантикой традиционного застолья, поскольку центральная его идея заключалась в наделении всех присутствующих гостей «долей» в определении судьбы.

В надежде получить свою удачу, свой неповторимый шанс, участники застолья вступали в игровое состязание, в так называемое тонкое общение с судьбой, которое по своей сути и является сущностью любой игры.

Данный глубинный принцип, стоящий над совместным приемом пищи, предстает наиболее ярким примером объединения низших и высших ступеней потребностей, а так же социальным явлением обличающим духовную связь людей друг с другом и материальную привязку к окружающему миру в целом. А так же закрепление значимости, знаковости и характера того или иного события, в честь которого и было организовано устроенное застолье.

Что касательно исторической непосредственной роли чая в вопросах влияния на социальную эволюцию стало событие, нареченное в анналах прошлого как «Бостонское чаепитие».[12]

Для исторической справки, в 1698 году Английский парламент дал Английской Ост-Индской компании монополию на поставку чая в Великобританию.

Подавляя конкуренцию в североамериканских колониях, Парламент в 1721 году издал закон, предписывающий закупать чай только в Великобритании. Однако из-за высоких налогов и пошлин населению стало выгоднее покупать контрабандный чай, который налогами не облагался.

В 1773 году британское правительство издало «Чайный закон», позволивший Ост-Индийской компании напрямую продавать чай в североамериканских колониях по цене вдвое ниже, чем ранее, а также дешевле, чем в Великобритании и у любых местных чайных торговцев и контрабандистов.[12]

Многих колонистов новый закон возмутил. В Бостоне расценили выборочную отмену налогов на чай как очередную попытку Великобритании остановить движение за независимость в колониях.

Сэмюель Адамс – лидер американской революционной группировки «Сыны свободы» и его сподвижники призвали грузополучателей и посредников чая Ост-Индийской компании прекратить свою деятельность. Склады, лавки и даже дома не пожелавших поддержать мятеж подвергались погромам.

В конце 1773 года в Бостонскую гавань пришел первый корабль с чаем Ост-Индийской компании – «Дартмут». Произошел конфликт между портовой администрацией и «Сынами свободы».[12]

Революционеры быстро собрали несколько митингов, на которых люди требовали, чтобы чай был уничтожен. Владелец и капитан «Дартмута» пообещали вернуть чай в Великобританию. Однако губернатор Бостона приказал заблокировать гавань и не допустить отбытия неразгруженных кораблей.

16 декабря 1773 года капитан Роч просил губернатора Хадчинсона позволить кораблям отплыть без разгрузки, но получил отказ. Вскоре группа «Сынов свободы», одетая в национальные костюмы индейцев и вооруженная топорами и дубинами, проникла на борт «Дартмута» и приставших кораблей «Элеанора» и «Бивера», быстро опустошила трюмы и выбросила за борт около 45 тонн чая (Рис. 6)

Рис. 6. Бостонское чаепитие.

Бостонское чаепитие стало одним из катализаторов Войны за независимость США. Это событие поддержало стремление народа тринадцати колоний обрести независимость. Здесь же можно добавить, что дата именно этого события с 2005 года стала именоваться «Международным днем чая». Праздником призванным привлечь внимание общественности к проблемам транспортировки и продажи чая.[12]

Веком позже во Франции совместные приемы пищи именованные «реформистскими банкетами» обрели тонкое политическое и историческое значение как для одной страны, так и будущего всего мира в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.1 с.)