Равновесие фирмы на монопольном рынке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы на монопольном рынке



 

Рис. 1

В условиях чистой монополии границы отрасли и фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукт монополии аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (чтобы продать больше монополист должен снижать цену).

Средний доход монополиста, по определению (), а кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса. Предельный доход монополиста (), напротив, всегда меньше цены (кроме случая Q = 1) , что принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции. Это происходит потому, что, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продаваемого товара, а не только на последнюю, т.е. MR = p – убытки от снижения цены на ранее произведенную продукцию. Графически кривая MR является более крутой, чем кривая AR (кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса).

 

Рис. 2

 

 


Валовой доход (в отличие от совершенной конкуренции) не увеличивается постоянным темпом вместе с ростом произведенной и продаваемой продукции, а зависит от кривой спроса.

До тех пор пока кривая спроса (AR) является эластичной, TR возрастает вместе с объемом выпуска, a MR является положительным. Когда кривая спроса становится неэластичной, TR начинает снижаться, a MR становится отрицательным.

Монополист, максимизирующий прибыль (МС = MR), всегда будет производить только такой объем продукции, который попадает в зону эластичного спроса: MR > 0, и не станет наращивать свой выпуск дальше, если перейдет в неэластичную часть своей кривой спроса.

Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его про­дукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой:

Размеры монопольной прибыли могут быть разными. Мо­нополист может получать прибыль: р0 >ATС1 (рис. 3А), а может лишь покрывать свои издержки: р0 = АТС2 или даже нести убытки: р0 < АТС3 (рис.3 В).

В краткосрочном периоде монополист, даже неся убытки (р < ATC), будет продолжать производство до тех пор, пока р > AVC, и прекратит производство, только если р < AVC. В долгосрочном периоде монополист не станет нести убытков и немедленно уйдет с рынка, как только р < ATC.

 

 

 

 


Рис. 3

 

Общий объем прибыли, который может получить монополист, равен прибыли на единицу продукции умноженной на объем продукции:

В долгосрочном плане монополия может сохранить равновесие, а также существующую экономическую прибыль только при высоких входных барьерах в отрасль.

 

Понятие монопольной власти

1. Опираясь на положение, что монопольная власть является величиной, об­ратной эластичности спроса на продукцию фирмы, А. П. Лернер предложил следующий индекс монопольной власти – индекс Лернера:

2. Показатель, используемый для оценки интенсивности конкуренции – индекс Херфиндаля:

,

где: – доля рынка в % крупнейшей фирмы в отрасли; – доля рынка второй по величине фирмы и т. д.; – общее число фирм в отрасли.

Индекс Херфиндаля лежит в пределах: 100 < Н ≤ 10000

Чем выше значение индекса Херфиндаля, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение индекса увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии единицы (100). В отрасли (на рынке), где действуют 100 равномощных организаций с равными долями, Н = 10000.

Ценовая дискриминация

 

Монополия определяет уровень цены исходя из спроса на свою продукцию. Здесь возможно использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар вне зависимости от издержек с целью «забрать» в свою пользу «потребительский излишек».

Условия ценовой дискриминации:

1) возможность деления рынка не сегменты, на которых действуют разные группы покупателей с разной ценовой эластичностью спроса;

2) продавец в состоянии изолировать сегменты друг от друга;

3) существуют ограничения конкуренции (есть элементы монополизма).

Монополия использует множественные цены. Фирма – монополист, в результате анализа кривых спроса разных групп потребителей, назначает для каждой группы максимально высокую цену, которую она готова платить за товар. В некоторых странах это запрещено законом. Монополия, используя сегментацию рынка, на одном сегменте возмещает затраты и обеспечивает прибыль, на другом сегменте использует скидки покупателям с других рынков. Так продаются, например, энергоносители.

P
Q
MC
Q1
P1
PМ
P2
D
QM
Q2
QС
PС
D
MR

 

 


 

Рис. 4

 

Ценовая дискриминация существует в следующих формах:

1) по группам покупателей по доходам (транспорт, музеи);

2) по варианту товара/услуги (коммерческие рейсы в Аэрофлоте устанавливают цены больше обычных, розничные цены без учета разницы в затратах);

3) по территории (в разных местах по разным ценам с учетом издержек на доставку);

4) по географическому признаку (север, юг России);

5) по времени (по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток), например, телефонные переговоры;

6) ценовые скидки, например, для членов некоторых обществ, клубов, союзов;

7) неявная (скрытая) ценовая дискриминация, например, разные наименования для одного товара (деликатесная сельдь и обыкновенная реализуются по разным ценам).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.01 с.)