Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии. Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Все мотивы учебной деятельности могут быть разделены на две большие группы. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно зависят от содержания и форм обучения. К ним относятся учебные и познавательные интересы, удовольствие получаемое от умственного напряжения и т.п.Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как широко социальными(стремление школьника хорошо окончить школу) так и узколичными: мотивы связанные со стремлением к личному благополучию(например, желание получить хорошую оценку). Соответственно принято различать две большие группы мотивов: 1. познавательные мотивы 2. социальные мотивы Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп: · широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. · мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп: · широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу. · узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими. · социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества.
В системе мотивов,— пишет Л. И. Божович,—побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения. Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Если в первом классе больше половины детей к учебной работе относятся положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше. И наоборот. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.
К0роме этого, недостаточно только знать какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо рассмотреть, как формируются те или иные мотивы учения. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте. В ходе осуществления учебной деятельности и социальных контактов у школьника должны возникать новые качества психического развития — психические новообразования. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя. Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации: Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Таким образом, мы выяснили что у младших школьников большое количество различных мотивов, которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.) |