Культура ораторской речи и её особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура ораторской речи и её особенности



План

1. Риторика: история вопроса.

2. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Контакт оратора с аудиторией.

8. Как готовиться к выступлению

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. - Пермь, 1994.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр., доп.- М., 2002.

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство.- М., 1978.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2002.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

15. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

7. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. Учебное пособие. - М., 2002.

8. Культура русской речи: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 2002.

9. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003.

10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.

11. Платонов Г.В. Методика подготовки массовой лекции. - М., 977.

12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

13. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова.- М., 2002.

14. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2002.

15. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

16. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2005.

16. Шапошников В.Н. Русская речь в языковом отображении. - М., 1998.

Особое положение в публицистических жанрах занимает ораторская речь. Оратор (от лат. ōrō, ōrāre – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова. Ораторское искусство – одно из древнейших искусств античного происхождения - возникло в Древней Греции в V в. до н. э. и называлось риторика. Термины «ораторское искусство», «риторика» (греч. rhētorikē (technē) – ораторское искусство) и исконно русское слово «красноречие» - синонимы. Дальнейшее развитие ораторского искусства связано с Римом (II-I вв. до н. э.).

Что же послужило объективной основой зарождения ораторского искусства? В Афинах – самом крупном экономическом, политическом и культурном центре Древней Греции – был установлен строй рабовладельческой демократии, при котором граждане активно участвовали в политической жизни страны, свободно обменивались мнениями по жизненно важным проблемам, могли критически высказываться по поводу предлагаемых решений. Главная роль принадлежала народному собранию, которое юридически обладало полной верховной властью. Каждые 10 дней граждане Афин собирались на площади своего города и обсуждали важнейшие государственные вопросы: объявление войны, заключение мира, избрание высших должностных лиц или их смещение и т. п. Убеждение стало единственным средством получения поддержки со стороны простого народа, и хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику, убедить народ в правильности того или иного выбора.

Между заседаниями народного собрания текущими делами занимался совет пятисот. Члены этого совета избирались по жребию по пятьдесят человек от каждого из десяти районов, находившихся на территории мегаполиса. Членами этого совета могли стать только те граждане, которые достигли 30 лет. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам в присутствии многочисленных присяжных заседателей. Чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступить в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, аргументированно отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонентов. Публичное выступление требовало долгой и тщательной подготовки. Вот почему владение ораторским искусством и умение спорить было так важно для афинян. Риторика становится необходимой практически каждому гражданину греческого города-государства. Она входит в число семи «избранных наук». Например, в Древней Греции юноши, которым исполнялось 18 лет, поступали в школы, в которых наряду с философией, военным делом и другими науками, важными для того времени, изучали риторику.

Однако далеко не каждый гражданин был в состоянии подготовить речь перед судом, в которой бы складно излагалась суть дела, да ещё подтверждалась правота выступающего. Появляются платные учителя – софисты (от греч. sophistēs – искусник, мудрец), которые обучали навыкам красноречия, составляли тексты речей. Софисты в высочайшей степени овладели искусством словесного воздействия на слушателей, мастерством слова. Они, собственно, явились родоначальниками риторики. Однако софисты считали главной целью оратора не утверждение истины, а убедительность, словесные уловки, позволяющие «делать слабое мнение сильным». С помощью различных словесных ухищрений они могли доказать любую нелепицу. Беспринципность софистов, отсутствие чётких политических и нравственных позиций вызывали недоверие и даже враждебность по отношению к ним. Постепенно название софист стало употребляться в значении «лжемудрец». Слова софист и софизм в значении «формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений» сохранилось в современном русском языке.

Против положения софистов об относительности истинности выступал Сократ (V- IV вв. до н. э.). Он утверждал божественный характер истины, являющейся «мерой всех вещей». Резко осуждая софистов за то, что они давали свои уроки за плату, Сократ утверждал, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Мысли Сократа, не оставившего после себя письменных трудов, изложил его ученик Платон (V- IV вв. до н. э.), который явился изобретателем диалога как формы публичного изложения идей, как одного из гибких способов ведения спора.

Крупным теоретиком искусства красноречия был гениальный философ и учёный античности Аристотель (IV в. до н. э.). Свои мысли о теории красноречия он изложил в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. Аристотель рассмотрел в своём труде три главные составляющие ораторского выступления: язык, стиль и структуру публичной речи.

Звездой первой величины среди греческих ораторов был Демосфен (IV вв. до н. э.). Не обладая врождёнными способностями к публичному красноречию, слабый физически, Демосфен упорно преодолевал свои природные недостатки и благодаря многодневным изнурительным упражнениям по развитию памяти (выступления ораторов длились по 2-3 часа), голоса, пластики сумел сделаться самым выдающимся оратором своей эпохи. Наиболее известны его полные гражданского пафоса политические речи против нашествия македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского. Эти речи вошли в историю под нарицательным названием филиппики. Слово филиппика в значении «гневная, обличительная речь» сохранилось и в современном языке.

Традиции древнегреческих риторов и теоретиков искусства красноречия продолжили выдающиеся ораторы Древнего Рима. Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Он создал специальные труды – «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах», в которых изложил основные требования к ораторской речи и к самому оратору. Он считал главным достоинством речи её ясность и понятность. Цицерон говорил, что «оратор есть тот, кто любой вопрос (1) изложит со знанием дела (2), стройно (3), изящно (4), с достоинством (5)». Если внимательно прочитать высказывание Цицерона о том, что есть оратор, то в нём можно обнаружить пять требований, которые, по мнению автора, нужно предъявить к оратору и которые не утратили актуальности и для современного выступающего. Однако первое требование Цицерона - любой вопрос - нуждается в уточнении. За многовековую историю мир очень изменился, изменился и сам человек, поэтому в наши дни ни один оратор не может одинаково успешно выступать с лекциями, докладами по «любому вопросу», с высоким «знанием дела». Но по той тематике, за которую этот оратор взялся, он должен в её рамках раскрыть «любой вопрос» «со знанием дела» (требование 2). И должен сделать это «стройно» (3) и «изящно» (4). Что же имел в виду Цицерон, когда предъявлял эти требования к ораторской речи? Это как раз те понятия, вокруг которых часто происходили споры: что же такое риторика на самом деле – наука или искусство? То, что «стройно», то наука. То, что «изящно», то искусство.

Действительно, наука поддаётся регламентации, подчиняется законам, по которым действие может быть повторено на основании научных разработок, методик и пр.

Искусство же не имеет строгих законов. Каждый музыкант, художник, поэт, писатель индивидуален. Хорошо, что все люди говорят по-разному. Вот почему оратор, убеждая людей в истинности или справедливости каких-либо событий или явлений, должен владеть искусством слова, умело использовать средства художественной выразительности, риторические фигуры, ибо речь, состоящая из сухих слов и выражений, скучна и бесцветна. Иными словами, главной силой красноречия Цицерон считал содержание, которое облекается в ясную и понятную форму и доносится до слушателей с достоинством (5), что связано с этической стороной выступления, потому что очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и знаменитый ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-ок.96 гг. н.э.), которой в своём главном труде «Наставления в ораторском искусстве» в 12 книгах подробно изложил теорию и методику риторики. В отличие от древних греков, определявших риторику прежде всего как искусство убеждения, Квинтилиан, делая акцент на эстетической составляющей ораторского выступления, утверждал, что «риторика – искусство говорить хорошо».

С наступлением эпохи христианства в Европе риторика как часть отвергнутой античной, языческой культуры была забыта. Церковь, её проповеди «О законе Божьем» в большей мере содействовали развитию практического красноречия. Возникла новая отрасль риторики – церковное красноречие, или гомилетика.

На протяжении всего Средневековья церковное красноречие занимало монопольное положение в Европе. В рамках проповедничества развивалась риторика в Средние века на Руси. Выделяются проповеди (слова), произносящиеся с церковного амвона или в другом месте для прихожан, и речи официальные, адресованные самим служителям церкви или другим официальным лицам. Уже в древней Руси выделялись два подвида слова: дидактическое, или учительское, которое преследовала цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. Проповеди основываются на канонических книгах, богословской литературе, церковных догмах, вместе с тем в них рассуждение от обыденного поднимается до возвышенного, от нейтрального до торжественного, сильно воздействуя на душу паствы.

Замечательными памятниками торжественного и учительского красноречия XI-XII вв. стали «Слово о законе и благодати» Иллариона, Слова на церковные праздники Кирилла Туровского, поучения и проповеди которого были великолепными образцами красноречия. Современники говорили, что он «достопамятный вития наш XII в.», «воссиявший паче всех на Руси».

Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. Именно тогда появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель накануне татаро-монгольского нашествия.

Большую роль в развитии русского красноречия сыграли труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича. Он достиг подлинных вершин в теории поэтики и риторики в двух сочинениях «De arte poetica» и «De arte rhetorica» (реторика – устаревшее написание). Хотя эти риторические сочинения были задуманы как руководство к созданию церковных проповедей, по существу же представляли собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия.

Развитие риторики в России связано с именем М.В. Ломоносова, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом русского красноречия». Он много сделал для того, чтобы русский язык обрёл статус языка науки, языка публичного красноречия. Систему взглядов на ораторское искусство он изложил в двух риториках - краткой (1743) и «пространной» (1747) простым, доходчивым и образным языком. Фундаментальный труд Ломоносова называется «Краткое руководство к красноречию» и содержит традиционные разделы об изобретении, об украшении и о расположении. Однако в рамках традиционных схем М.В. Ломоносов высказал немало новаторских идей – о взаимоотношениях русского и церковнославянского языков, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, наконец, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Риторика Ломоносова вызвала неприязнь духовенства тем, что имела явно светский характер, недовольны были и учёные-академики, предлагавшие написать книгу по красноречию на латинском языке. Обе «Риторики» представляли собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. Именно в них были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности Ломоносова. Оценивая «Риторику», академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект будущего величественного здания. Это здание до сих пор ещё не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами».

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной степени развивали известные учёные, педагоги, передовые общественные деятели: известный государственный и политический деятель М.М. Сперанский, доктор философии И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, занимавший кафедру российского красноречия и поэзии, Н.Ф. Кошанский, филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея, К.П. Зеленецкий, профессор Ришельевского лицея в Одессе, А.И. Галич, преподаватель Императорского Царскосельского лицея.

Конец XIX в.– период расцвета академического и судебного красноречия в России. Блестящими ораторами были выдающиеся историки Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, великий химик Д.И. Менделеев, выдающийся биолог К.А. Тимирязев. Речи выдающихся юристов – К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако и др. – обладали огромной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности.

Русская риторика знала подъёмы и падения. Первая половина XIX в. - это пик развития отечественной риторики, но этот же период явился и рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике. Начинается её упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). В системе образования появляется новый предмет «Теория словесности», из которого постепенно исчезают правила риторики, и даже сам термин риторика больше не упоминается.

Гигантский политический взрыв, потрясший Россию в 1917 году, дал плеяду блестящих ораторов, таких, как В.Г. Плеханов, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, Н.И. Бухарин. Делается попытка возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был открыт Институт живого слова, который существовал до 1924года, а затем был преобразован в Научно-исследовательский институт речевой культуры.

Ораторское искусство стали преподавать в Московском университете и в других вузах страны. Было издано много литературы по ораторскому искусству.

Дальнейшее развитие нашего государство привело к тому, что ораторское искусство не получает развития, сводясь к докладам и выступлениям на съездах, пленумах и всевозможных совещаниях. Поэтому, кроме пропагандистских и лекционных форм, другие формы публичной речи не используются.

Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы XX столетия. Это объясняется повышением социальной активности граждан России в условиях формирования гражданского общества, демократизации экономической и политической жизни страны, развития предпринимательской деятельности. В обществе вновь возникла потребность в практическом овладении ораторским искусством. Сейчас риторика как учебная дисциплина вместе с культурой речи активно вводится в программу школ, лицеев, гимназий, преподаётся в высших учебных заведениях.

Дар речи – это возможность творить добро, но это и опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего.

Во все времена речь, не содержащая в себе новых мыслей, наполненная уже известными сентенциями, неточная, невыразительная, не привлекала и не привлекает слушателей. Старый английский афоризм гласит: есть люди, которых нельзя слушать, есть люди, которых можно слушать, и есть люди, которых нельзя не слушать. Чтобы сделаться оратором, которого нельзя не слушать, недостаточно владеть нужной для данной аудитории информацией - важно донести эту информацию до слушателей.

Люди Античного мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское выступление с деревом, в котором есть такие отдельные древесные части, как корень, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. 1). Все эти древесные части они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.).

причину, заставившую оратора подняться на трибуну, древние риторы связывали с теми словесными украшениями, которые оратор посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это решение должно учитывать особенности, которыми обладает аудитория. Однако среди присутствующих могут быть не только заинтересованные в его выступлении слушатели, но и равнодушные. Все эти проблемы в свою очередь самым тесным образом соотносятся с конкретной темой, которую оратор предполагает обсудить со своими слушателями. Наконец, все то, что сказано выше, не может не зависеть от места и времени проведения ораторского выступления. Очевидно, что зависимость от темы, от аудитории, от места и времени, наконец, от собственного самочувствия, настроения и от многих других компонентов, которые не всегда поддаются предвари­тельному учету и анализу, должна привести и приводит на практике оратора к тому, что он будет вынужден перестраиваться по ходу своего выступления, менять план речи, использовать те ораторские приемы и теоретические положения, которые он захочет и сможет предъявить данной аудитории по конкретной теме, выступая в нужном месте и в заранее оговоренное время.

Таким образом, с древних времен риторика рассматривала такие закономерности в качестве предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло ему избегать многих досадных ошибок в тот момент, когда он вынужден был говорить перед аудиторией, глядя в глаза своим слушателям.

Ещё римский философ Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Итак, ещё со времён античности принято считать, что работа над речью состоит из таких частей, как 1) изобретение, 2) расположение, 3) выражение, 4) запоминание, 5) произнесение.

Первый этап в работе над любым связным текстом, в том числе и над ораторским выступлением, включает элемент творчества, который и обозначен термином «изобретение», или инвенция.

Каждое публичное выступление должно иметь тему и цель. Выбор темы выступления должен отвечать некоторым требованиям. Тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора. Выступающий обязательно должен быть уверен, что он обладает большей, чем его аудитория, информацией о том вопросе, которому посвящено его выступление. Тема должна соответствовать месту, времени, характеру аудитории. Выступление не будет удачным, если оно не будет достаточно интересным, важным, понятным для слушателей. Любое публичное выступление должно развивать аудиторию, делать её умнее, «присоединять» к мнению выступающего. Тема должна быть для публики достаточно новой, так как именно всё новое привлекает внимание. Но каким бы новым и необычным ни было сообщение, оно обязательно должно быть связано с тем, что уже знакомо и имеет значение для слушателей. Тема выступления (особенно агитационного) должна быть в достаточной степени спорной, содержать некий конфликт, который привлечёт внимание слушателей. Оратор должен предложить аудитории своё решение спорной проблемы.

После того как оратор определил тему речи, отобрал содержание, соответствующее его концепции, общему замыслу речи, системе ценностей слушателей, необходимо решить, как лучше расположить части выступления, т.е. необходимо обдумать композицию. Расположение, или диспозиция, - второй этап работы над речью.

Простейшая композиция любого текста состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Универсальная композиция публичной речи была выработана еще в античной риторике и включала восемь компонентов, которые назывались частями речи. Их последовательность такова:

1. Обращение. (Устанавливает контакт между оратором и аудиторией.)

2. Обозначение темы. (Название темы и ее толкование имеют своей целью заинтересовать аудиторию.)

3. Повествование. (Содержит историю предмета речи, либо историю мысли об этом предмете.)

4. Изложение. (Предмет речи описывается системно, т.е. по частям. В изложение обычно вводятся примеры.)

5. Доказательство. (Эта часть — смысловой центр речи, аргументация тех основных суждений, которые лежат в основе выступления.)

6. Опровержение. (Критическое осмысление собственных положений, их доказательство «от противного».)

7. Воззвание. (Обращение к чувствам слушателей. Содержит оценку сказанного, передает личное отношение оратора к своей речи.)

8. Заключение. (Подведение итогов рассуждения, краткое изложение основного содержания.)

Перечисленные компоненты речи до сих пор используются в ораторской практике. Первые две части условно можно назвать вступлением, следующие пять - главной частью, последнюю часть — заключением. Главная цель вступления и заключения — привлечь внимание аудитории, усилить интерес к речи. Существует психологический закон памяти, который называют фактором края: лучше всего слушатели запоминают то, что сказано в начале и в конце речи.

Самым трудным для оратора бывает заинтересовать слушателя, вывести его из состояния покоя, заставить работать его мысль. Поэтому вступление — наиболее ответственная часть речи. Возможны различные варианты начала вступления, которые используются в зависимости от темы, обстановки, аудитории, цели, поставленной оратором. С классических времён в риторике выделяют два типа начала: естественное и искусственное.

1. Естественное начало без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела, оно тесно связано с содержанием речи. Самыми распространёнными разновидностями естественного начала в современной ораторской практике можно считать следующие:

· сообщение причины, заставившей оратора выйти на трибуну;

· сообщение темы выступления;

· основание темы выступления;

· постановка проблемы, если оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьёзность проблемы;

· указание на единомышленников, если приходится выступать против господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга;

· исторический обзор, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчёркивает его продуманность;

· ироническое замечание или шутка, чтобы расположить к себе слушателей. Это может коснуться цели выступления, содержания речи, обстановки выступления. Например, А.В. Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, образованнейший человек и великолепный оратор, таким образом начинает свою статью «Мадонна и Венера», посвященную изобразительному искусству: «Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! Мать! — говорят нам и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ Мадонны с младенцем на руках. Но для меня ничуть не ниже Венера Милосская, хотя у нее нет не только младенца, но даже рук!» Вот одно из беллетристических противопоставлений богини любви языческой и богини любви христианской».

· вопрос к аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию.

Возможны и другие типы естественных начал, но в современной риторической практике перечисленные выше встречаются наиболее часто.

Искусственное начало может помочь сконцентрировать внимание публики или, что ещё важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала чаще всего используются следующие:

· притча, легенда сказка, чья мораль должна помочь разрешению поставленной в речи проблемы;

· афоризм может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории. Посмотрим, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: «Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите - «Колеблется, но не тонет» - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты...». Сведения о гербе Парижа - гонимый волнами кораблик с латинской надписью «колеблется, но не тонет» - я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший «оттуда», свободно говорит по-французски, улыбается, шутит и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дэни я понял, что началом он доволен».

· Аналогия, которую оратор использует, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль;

· ироническое замечание или шутка, не связанные с содержанием речи.

Общественная или моральная оценка обсуждаемого вопроса характерна для судебных речей и имеет близкое отношение к предмету речи. Оценка аудитории обычно направлена на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме, поэтому гораздо чаще используется положительная оценка, чем отрицательная, и даже лесть, которая должна быть направлена на преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения и т.п.

Возможно привлечь внимание слушателей к речи, если показать, в какой степени их касается избранная оратором тема, как она связана с их проблемами и интересами. Не менее существенный момент - краткость вступления.

Главная часть выступления может строиться по-разному, включать лишь некоторые из пяти возможных компонентов, определенных классической риторикой, или все части. Но в любом случае организация главной части выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях и активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

· Исторический (хронологический) метод - изложение действий, событий в хронологической последовательности, описание биографии какого-либо лица, анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

· Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

· Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

· Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

· Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

· Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Однако каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

В главной части могут использоваться три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование представляет собой рассказ о каком-либо событии, включающий такие сюжетные компоненты, как завязку, развитие действия, кульминацию (высшую точку в развитии действия) и развязку. Повествование обычно динамично, его герои показаны в действии. Оно представлено, прежде всего, в художественных текстах, но и в ораторской практике используется довольно широко. Из всех трех типов речи повествование в наибольшей степени увлекает слушателей, поскольку при прочих равных условиях внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это справедливо не только в отношении физического движения, но и в отношении смены мыслей, образов, возникающих в воображении. В отличие от повествования описание не содержит событий, в нем нет сюжета, оно статично. В описании показываются признаки предмета, демонстрируются его связи с другими предметами и явлениями. Описания редко составляют самостоятельные произведения, обычно они невелики по объему, часто соединяются в пределах одного произведения с другими типами речи. Описания могут быть научными и художественными, краткими и подробными, образными. Описание предмета, воспринимаемое на слух, всегда выигрывает, если создает в воображении слушателей яркий, наглядный образ, окрашенный эмоциями оратора. Рассуждение представляет собой наиболее сложный тип текста как с точки зрения его создания, так и с точки зрения восприятия. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов (аргументов), истинность которых не вызывает сомнения. Рассуждение включает цепь умозаключений, сопоставления и противопоставления, установление причинно-следственных связей явлений. Рассуждение представлено, прежде всего, в научной речи, в агитационных ораторских выступлениях.

Нередко разные типы речи объединяются в одном смешанном тексте: в таком тексте может быть представлено повествование с элементами описания или рассуждения, рассуждение с включением в качестве аргументов описательных или повествовательных фрагментов.

Как уже было сказано, в памяти слушателей чаще всего остаются первые и последние фразы оратора. Поэтому заключение речи надо так же тщательно планировать, как и другие разделы. Его роль очень велика – это то, с чем слушатель уйдёт из аудитории, это логическое завершение речи. Оно должно подытожить речь, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение слушателей. Целесообразно использовать следующие типы заключительных фрагментов речи.

· Подытоживающее повторение главных положений, которые оратор развивал в выступлении. Говорящий должен стремиться повторить свои идеи «по-особенному», углубляя их смысл и повышая интерес слушателей, но при этом оно должно быть кратким, чётким.

· Иллюстративная концовка, включающая метафору, притчу, аллегорию, передающие основной смысл сказанного в яркой, образной форме.

· Подходящая цитата, афоризм или поговорка могут подчеркнуть важность, значительность и другие отличительные черты избранной темы. В них важно не только смысловое наполнение, но и эмоциональное звучание.

Закончить речь, так же, как и начать ее, можно юмористическим замечанием, однако оно должно иметь непосредственное отношение к содержанию речи.

Существует несколько видов заключений речи, которых следует избегать. Неловкость публики рождают призывающие к снисхождению извинения оратора типа: «Я, конечно, сознаю, что мне не удалось как следует рассказать и объяснить все, но все же...» Надо стараться не обрывать речь в том случае, если не удается уложиться в отведенное время. Лучше на ходу сократить главную часть, завершив речь так, как продумано заранее, не нарушая созданного у слушателей эмоционального впечатления. Стройность, продуманность композиции речи — одна из важнейших составляющих успеха оратора.

Продумав основные положения своего выступления, расположив композиционно материал, оратор должен облечь свои мысли в словесную форму. Доходчивость идей выступающего, их влияние на слушателей во многом зависят от того, как оратор владеет языком: чем ярче, выразительнее, образнее речь оратора, тем легче ему будет присоединить аудиторию к своей точке зрения. Это третий этап - выражение, или элокуция - этап редактирования речи, когда оратор шлифует свой текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны.

Какими качествами должна обладать публичная речь? Теми же самыми, которые мы называли в качестве признаков образцовой речи: правильностью, точностью, логичность, уместностью, чистотой, богатством и выразительностью. Опыт публичной политики последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что речь достаточно большой части известных российских политиков весьма далека от совершенства, прежде всего, с точки зрения ее правильности, соответствия нормам. Слушатели не упускают случая заметить ошибки в выступлении, поэтому оратор, чтобы сосредоточиться на содержании, должен быть заранее уверен в правильности своей речи с точки зрения произношения, постановки ударения, употребления соответствующей лексики, правильности грамматических форм и синтаксических конструкций.

Точность используемых слов, особенно терминов, логичность развития мысли совершенно необходимы для того, чтобы слушатели поняли оратора соответствующим образом, не искажая его идеи. Уместнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.063 с.)