Организация малого бизнеса в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация малого бизнеса в Республике Беларусь.



 

 

В Беларуси функционирует сравнительно большое количество малых фирм и предприятий. Малые компании оказывают меньшее отрицательное экологическое воздействие на окружающую среду, влияет на формирование конкуренции, что очень важно для нашей высокомонополизированной экономики.

Бизнес-среда Беларуси сформирована в основном из малых и средних предприятий. При этом большая часть из них относится к сфере торговли, существенно меньше – к сфере строительства и промышленности.

Нельзя также не отметить роль малых предприятий в научно-технических открытиях и во введении новых инновационных технологий. Небольшие размеры, их гибкость позволяют им быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рынка.

В соответствии с законом Республики Беларусь "О предприятиях" к малым предприятиям относятся:

- с численностью работников до 200 человек в области промышленности и строительства

- с численностью работников до 100 человек в области науки и научном обслуживании

- с численностью работников до 50 человек в других областях производственной сферы

- с численностью работников до 25 человек в области непроизводственной сферы

- с численностью работников до 15 человек в розничной торговле.[5].

В 2010 году был принят закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства". В соответствии с ним к субъектам малого предпринимательства можно отнести:

1. Индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы в нашей стране.

2. Микроорганизации - предприятия с численностью сотрудников не более 15 человек.

3. Малые организации - предприятия с численностью сотрудников не более 100 человек.

3. Среднее предпринимательство - предприятия с численностью сотрудников до 250 человек. [14].

По экономическим районам малые предприятия распределяются очень неравномерно. Около половины строительных предприятий и свыше четверти промышленных сосредоточено в Минской области. Такое неравномерное распределение понятно и ожидаемо, но в таком случае периферийные районы могут испытывать недостаток в услугах малого бизнеса.

В республике Беларусь государство взяло курс на построение рыночной экономики. А непосредственной основой рыночной экономики являются небольшие частные предприятия. Правительство принимает меры по поддержке малого бизнеса, принимаются законы и постановления о государственной поддержке малого предпринимательства, разрабатываются и реализовываются специальные программы, создаются специализированные фонды и центры поддержки, на республиканском уровне работают советы по развитию предпринимательства.

Основными целями государственной политики для поддержки малого и среднего бизнеса являются:

- создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства и конкуренции;

- оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

- увеличение доли производимых товаров в объеме валового внутреннего продукта;[5].

Малый бизнес в нашей стране еще только становится на путь стабильного развития. Поэтому необходимы особые меры регулирования поддержки малых предприятий. К таким мерам можно отнести:

1. Особое налогообложение для малых предприятий.

2. Упрощение административных процедур.

3. Упрощение порядка предоставления статистической отчетности для малых организаций.

4. Сокращение обязательных документов для бухгалтерской отчетности. А в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, освобождение от ведения бухгалтерской отчетности.

5. Упрощение передачи в собственность субъектам малого предпринимательства строений, территории, оборудования или иного имущества.

6. Привлечение малых фирм к процедурам государственных закупок.

7. Финансовая поддержка и развитие инфраструктуры малого бизнеса.

Для содействия развитию малого бизнеса в республике создана сеть инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В эту инфраструктуру входят центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

Инкубаторы и центры созданы и действуют во всех областях Республике Беларусь.

Рассмотрим для чего предназначены эти специальные организации и современное состояние сети этих организаций на территории страны. “Основными задачами центра являются обеспечение экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством оказания содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, иное содействие в осуществлении предпринимательской деятельности; инкубатора – создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

На 1 января 2016 г. в республике действовали 88 центров и 19 инкубаторов (в Брестской области – 7 центров, 1 инкубатор; Витебской – 7 центров, 1 инкубатор; Гомельской – 7 центров, 1 инкубатор; Гродненской – 19 центров, 1 инкубатор; Минской – 15 центров, 4 инкубатора; Могилевской – 9 центров, 3 инкубатора; г. Минске – 24 центра, 7 инкубаторов).

Субъекты инфраструктуры действуют во всех областях республики, г. Минске, в малых, средних городских поселениях и сельской местности размещены 35 субъектов инфраструктуры (33 центра и 2 инкубатора) или 32,7% от общего количества субъектов инфраструктуры (107 субъектов инфраструктуры).

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры около 80,4 % от общего их количества являются организациями частной формы собственности, около 15 % – коммунальной, около 4,6 % – республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет – 26 субъектов инфраструктуры (20 центров и 6 инкубаторов) или 24,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 23 субъекта инфраструктуры (20 центров и 3 инкубатора) или 21,5%, 3-5 лет – 25 субъектов инфраструктуры (22 центра и 3 инкубатора) или 23,4 %, 1-3 лет – 28 субъектов инфраструктуры (24 центра и 4 инкубатора) или 26,2%, до 1 года – 5 субъектов инфраструктуры (2 центра и 3 инкубатора) или 4,6%.

Численность сотрудников центров составила 741 человек, которые в основном имеют высшее образование (экономическое, юридическое, педагогическое и техническое образование).

В целях оказания содействия в реализации задач по поддержке малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, направленных на его развитие, в 2015 году субъектам инфраструктуры оказана финансовая поддержка на общую сумму 10,4 млрд. рублей”. [14]

Как мы можем видеть, деятельность субъектов инфраструктуры направлена на поддержку малого предпринимательства и содействие ему. Территориальное распределение их весьма неравномерно. Наибольшее количество центров и инкубаторов представлено в г. Минске, что связано с неравномерным территориальным распределением малых предприятий. (Пример - Таблица 1).

Таблица 1 -Количество микроорганизаций и малых организаций по областям и г. Минску

               
Республика Беларусь 77 402 84 164 88 673 97 444 108 689 111 792 105 047
Области и г. Минск:              
Брестская 8 357 9 096 9 317 10 233 10 836 10 729 10 267
Витебская 7 231 8 017 8 280 8 751 9 743 9 747 8 744
Гомельская 7 344 8 139 8 761 9 251 10 010 10 148 9 887
Гродненская 6 692 7 186 7 498 7 890 8 740 8 764 8 285
г. Минск 29 180 31 170 32 867 36 363 39 838 41 978 39 629
Минская 11 731 13 455 14 601 16 840 20 456 21 210 19 781
Могилевская 6 867 7 101 7 349 8 116 9 066 9 216 8 454

Примечание – Источник:[1].

 

 

Особенности распределения малых предприятий отражены в Таблице 2. В соответствии с данными таблицы за последние 5 лет наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий. Наиболее занята сфера торговли, обрабатывающей промышленности, строительства. Перспективными для развития являются сфера гостиниц и общественного питания, образования и здравоохранения.

 

 

           
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 788 3 348 3 499 3 466 3 472
Рыболовство, рыбоводство          
Горнодобывающая промышленность          
Обрабатывающая промышленность 13 571 14 407 15 124   14 658
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды          
Строительство 8 397 9 035 10 292 10 582 9 461
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 37 179 40 015 43 487 44 074 40 429
Гостиницы и рестораны 2 123 2 292 2 486 2 722 2 642
Транспорт и связь 8 147 10 071 13 419 13 522 12 746
Финансовая деятельность          
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 10 625 11 875 13 404 14 643 14 283
Образование          
Здравоохранение и предоставление социальных услуг          
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 3 886 4 179 4 500 4 772 4 652
Всего: 88 673 97 444 108 689 111 792 105 047

Таблица 2 - Количество микроорганизаций и малых организаций по видам экономической деятельности (Примечание – Источник:[1])
3.2. Возможности использования методов государственной поддержки малого бизнеса в США и странах с развитой рыночной экономикой в Экономической политике Республики Беларусь.

 

Для того, чтобы определить возможности заимствования опыта по развитию и поддержке малого бизнеса, необходимо определить и рассмотреть уже существующие проблемы и намеченные пути их решения.

На протяжении последних нескольких лет мы можем наблюдать в целом положительную динамику роста количества малых предприятий и фирм.

Деятельность малого предпринимательства в большинстве своем представлена в сфере торговли и услуг по ремонту и сервису. Далее следует обрабатывающая и строительная сфера. Наименее всего развита горнодобывающая и рыболовная сферы, что обусловлено территориальными особенностями распределения ресурсов.

Проанализировав данные показатели, можно отметить, что предприниматели в основном выбирают такую сферу деятельности, для которой не требуются специальные знания, высокая квалификация и большой объем стартового капитала и дальнейших финансовых решений. Отечественный бизнес тяжело воспринимает перспективные инновационные проекты и в большинстве своем достаточно консервативен.

Существует мнение, что через несколько лет малый бизнес в нашей стране может практически исчезнуть, несмотря на, казалось бы, активную политику государства по поддержке малого бизнеса, принятие новых законов и разработке специальных программ.

Можно выделить следующие проблемы, которые отрицательно влияют на развитие малого бизнеса в стране:

- Валютное регулирование в Республике Беларусь;

- Растущий уровень конкуренции;

- Налогообложение;

- Гораздо более сложные условия функционирования, чем для государственных предприятий;

- Высокие кредитные ставки;

- Сложная система проверок и отчетности;

- Низкий уровень защиты прав и интересов частных предпринимателей;

- Коррупция;

Отдельно хочется рассмотреть следующие проблемы:

1) Высокие налоговые, кредитные и арендные ставки.

С помощью высоких налоговых и кредитных ставок государство стремится обеспечить бездефицитность бюджета и финансовую сбалансированность. Однако на фоне затянувшегося мирового кризиса, невысокого уровня зарплат и недостаточной финансовой поддержки малого предпринимательства высокие налоговые ставки оказываются губительными для частного предпринимательства, ведь любой предприниматель хочет, чтобы его дело оправдывало вложенные финансовые и трудовые ресурсы.

2) Противоречивость и нелогичность нововведений.

Государство проводит политику перехода к рыночной системе. Однако способы, которыми это производится, могут вызвать некоторое недоумение у владельцев малого бизнеса. В Республике Беларусь управление экономикой монополизировано государством, которое производит реформы командно-административными мерами. Но рыночная экономика подразумевает под главной действующей силой интерес и инициативу предпринимателя. Интересы малого предпринимательства и государства часто не совпадают, и командно-административными методами создается конфликт и нежелание заниматься малым бизнесом.

3) Отсутствие доступных источников для первоначального капитала.

Собственные сбережения населения могут выступать источником для формирования первоначального капитала в меньшинстве случаев. Это связано с высоким уровнем инфляции и экономическим кризисом, из-за чего сбережения населения исчерпались или не успевают достигнуть необходимой величины. По сути, единственным источником остаются кредиты и займы. Но из-за высоких процентных ставок по кредитам этот источник малопривлекателен для потенциальных предпринимателей.

4) Слабая государственная и общественная поддержка малого бизнеса.

Несмотря на, казалось бы, активную поддержку государства, деятельность по содействию малому предпринимательству проводится весьма бессистемно. Финансовая, имущественная поддержка недостаточны. Помимо этого очень далеки от удовлетворительной оценки и сами органы государственной поддержки. Белорусский фонд государственной поддержки недостаточно компетентен и заинтересован в развитии малого предпринимательства. Фонд не располагает необходимым объемом ресурсов для финансирования. Круг оказываемых кредитных услуг весьма скуден, есть ограничения по сумме финансовой помощи. В пользу Белорусского фонда можно отметить, что с 2010 года он предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам. [15, c. 37]

Республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития малого предпринимательства. Многие реформы для улучшения ситуации проводятся сейчас или будут проведены в ближайшее время. Однако этих мер недостаточно. Поэтому можно воспользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой, где этапы, происходящие в нашей стране, уже пройдены.

В частности, для совершенствования денежно-кредитного регулирования возможно создание инвестиционного фонда для финансирования малых предприятий по аналогу Администрации по делам малого бизнеса в США. Фонд будет инвестировать малые фирмы на начальных стадиях развития. Так же из опыта США можно взять систему кредитования малых предприятий.

Для совершенствования бюджетно-налогового регулирования можно взять пример со стран, которые вводят особое налогообложение для малых фирм, а так же снижают налоговые ставки.

Помимо этого можно пересмотреть систему отчетности и упростить ее, упростить порядок регистрации и ликвидации фирм, проводить эффективную борьбу с коррупцией.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешное и устойчивое развитие малого бизнеса весьма важно для экономического развития стран. Особенно тех стран, где формируется или уже сформирована рыночная экономика. А для развивающихся стран малое предпринимательство может стать перспективным элементом структуры экономики, который воодушевит и подтолкнет общество к новым открытиям и процветанию.

Правительство в странах с развитой рыночной экономикой понимает всю необходимость успешного развития малого предпринимательства, для чего необходима мощная поддержка государства, адекватная налоговая и финансовая политика, а так же специальные государственные органы.

В США малый бизнес уже достаточно развит, сформирована благоприятная среда для его существования. Но для достижения этой цели было принято множество активных мер на протяжении нескольких десятилетий.

Республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития малого бизнеса. Но имеются и проблемы, для решения которых можно воспользоваться опытом стран, которые уже прошли эти этапы развития. Необходимо создать благоприятную среду для развития предпринимательства, устранить проблемы, которые отталкивают новых потенциальных предпринимателей, упростить регистрацию и ведение отчетности, а также совершенствовать систему государственной поддержки малого бизнеса.

Список использованной литературы

 

1. Белстат [Электронный ресурс]. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/maloe-predprinimatelstvo/ Дата доступа 15.10.2016.

2. Бизнес-инкубатор и предпринимательство: Монография. – М.: РИОР: ИНФА-М, 2014. –215+ III с.+Доп. материалы.

3. Вашко, И.М. Государственное регулирование предпринимательства: пособие / И.М. Вашко. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2013. – 172 с.

4. Забродская, Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учебное пособие / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. – Минск: Амалфея, 2013. – 288 с.

5. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – База нормативных правовых актов. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z368.htm Дата доступа 10.10.2016.

6. Киреенко, Н.В. Бизнес-администрирование малых и средних предприятия: учебное пособие / Н.В. Киреенко, Т.И. Кислая. – Минск: Совр. школа, 2011. – 168 с. Гриф УМО Республики Беларусь.

7. Киреенко, Н.В. Малый и средний бизнес Беларуси в контексте развития Таможенного союза и Единого экономического пространства: монография / Н. В. Киреенко, Т. И. Кислая. – Минск: Мисанта, 2014. -196с.

8. Круглик, В.М., Забродская Н.Г. Предприятие и бизнес: монография/ В.М. Круглик, Н.Г. Забродская; под науч. ред. В.Ф. Медведева – Минск: Право и экономика, 2011. 320 с.

9. Мальгина, И.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учеб. пособие / И.В. Мальгина. –Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 174 с.

10. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2104. – 349 с.

11. Малый бизнес: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Я. Горфинкеля. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 336 с.

12. Мировая экономика[Электронный ресурс]. - База экономических статей. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/usa3.htm Дата доступа 15.10.2016.

13. Организационно-правовые аспекты создания и функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Респ. Беларусь: спр.-мет. Пос. Мн., 2014, 165 с.

14. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses Дата доступа 10.11.2016.

15. Попкова А.С. Макроэкономическое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь / А.С. Попкова [и др.]; под общей редакцией А.С. Попковой. – Минск: Беларуская навука, 2015. – 153 с.

16. Шеремет, А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.:ИНФРА-М, 2009.-480 с.- (Высшее образование).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.039 с.)