Книгопечатание. Работа с различными материалами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книгопечатание. Работа с различными материалами



Изделие: картофельный штамп.

Задачи урока: познакомить учащихся с процессом изготовления книги; совершенствовать умение работать по плану; формировать умение работать ножом; воспитывать бережное отношение к книге через описание трудности этого процесса.

Планируемые результаты: научиться составлять композицию на основе штампования, применять правила работы резаком и ножом; уметь работать по плану, анализировать свою работу.

Основные термины и понятия: штамп.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, материалы и инструменты, необходимые для работы. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картофель, нож, бумага, краски (гуашь).

Ход урока

Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном».
Учитель: «Одной из составных частей письма являлась печать. Что такое печать? (Небольшой ручной предмет с резным обратным изображением каких-нибудь знаков либо текста для воспроизведения этих знаков оттискиванием на мягком материале (воске, сургуче и т. д.) или посредством краски (обычно с целью засвидетельствования, удостоверения чего-нибудь).) Как ее используют? Проверьте свои догадки, прочитав текст учебника на странице 91».
Дополнительный материал. По-гречески печать («сфагос») означает «знак». Действительно, печать всегда выполняла одну функцию — была знаком подлинности документа, письма или полномочий должностного лица, например посла. Печати изготавливались из металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, нередко являлись произведением высокого искусства. Печати служили доказательством достоверности грамот и писем. В Греции, в Риме часто пользовались кольцом-печаткой. В Месопотамии — так называемой роликовой печатью — маленьким цилиндром из камня либо глины с выгравированным на нем орнаментом или надписью. Она не прикладывалась к документу, а накатывалась на него. Иногда печати привешивали к документу на длинном шнурке. Такие печати назывались вислыми.
Впоследствии печати изготавливались из самых различных материалов: камня, металла, стекла, каучука, полимеров. Для оттиска использовалась краска или специальная смазка с красителями — сургуч.
Лазерная технология более совершенна, так как печать невозможно подделать. Данная техника позволяет использовать в печати полутона и эффект объемности. На лазерных печатях можно изобразить даже фотографию.
Делаем сами. Учитель: «Чтобы вы тоже могли заверять свои документы и письма, давайте создадим свою печать. Прочитайте слова Ани на странице 91 учебника». Необходимо познакомить учащихся с правилами работы резаком (ножом) и продемонстрировать выполнение каждого из них. После этого целесообразно попросить одного из учащихся провести инструктаж с целью отработки материала. При этом остальные учащиеся под наблюдением учителя также выполняют работу по правилам работы резаком.
Анализ готовой поделки «Картофельный штамп» учащиеся проводят самостоятельно для закрепления этого навыка. Учителю необходимо проконтролировать, чтобы они правильно определили необходимые для работы материалы и инструменты (картофель, картон, рамочка, подкладная доска, резак, краски, карандаш, ножницы, копировальная бумага), способ разметки (нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги), технику выполнения (штампование), варианты применения готовой работы.
Дополнительный материал. К полезным и распространенным овощам относят картофель. В России его стали выращивать сравнительно недавно, он был завезен к нам из Америки. Многие долго боялись употреблять картофель, считая, что он очень вреден для здоровья. Лишь война смогла искоренить этот предрассудок. Тогда люди начали готовить блюда из картофеля разными способами и, к своему удивлению, нашли в нем много достоинств. Как только не называли картофель в разных странах и в разное время: он был и земляным яблоком, и земляной грушей и т. д.!
Планирование работы — следующий этап практической деятельности. На этом этапе целесообразно продолжать формировать у учащихся навык самостоятельного планирования своей деятельности: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Создание штампа. 4. Штампование. 5. Отделка. После самостоятельного составления учащимися краткого плана учитель должен подробно обсудить с ними выполнение каждого из его пунктов, после чего учащиеся могут приступить к самостоятельной практической работе для отработки у них навыков самостоятельной работы по плану, самоанализа и самокоррекции.
Разметка. С помощью копировальной бумаги перевести шаблон из рабочей тетради (с. 58) на картон.
Создание штампа. Чтобы сделать штамп из картофеля, нужно воспользоваться иллюстрациями в учебнике на с. 92. Отрезать у картофелины шляпку. Аккуратно вырезать круглый штамп. (Учитель обязательно показывает, как это сделать.) Самостоятельно можно попробовать выполнить штамп треугольной формы.
Штампование. Пропечатать намеченный на картоне рисунок штампами. Для этого сначала выбрать краски необходимых цветов, затем штамп опустить в баночку с краской и приложить его к картону, оставляя цветной след.
Отделка. Завершить композицию, оформить свою поделку. Можно вставить ее в рамочку.
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Подведением итога также может стать выполнение учащимися задания на с. 59 рабочей тетради.
Домашнее задание. С помощью родителей познакомьтесь с игрой «Танграмм» и ее правилами, выполните задание на с. 60—61 рабочей тетради. На следующий урок принесите свою папку достижений. Подготовьте сообщение-презентацию о ней. Вспомните, что вы успели сделать на уроках в этом году.

Урок 31
Подведение итогов

Целесообразно выделить час для проведения заключительного урока, на который можно пригласить родителей, а также других преподавателей.
Провести урок можно в виде экскурсии, конференции и т. д.

Задачи урока: подвести итоги года; проверить усвоение знаний учащимися, овладение ими основными навыками и универсальными учебными действиями.

Планируемые результаты: уметь проводить презентацию своей работы; помнить правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей.

Ресурсы и оборудование. У учителя: работы учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка достижений.

Ход урока

В начале урока учитель просит ребят прочитать обращение авторов учебника на с. 92. Можно провести короткую беседу о мире технологии, его особенностях.
После этого проводится конференция, подготовленная учащимися заранее с помощью учителя. Каждый из детей выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник на странице 93) и оценивают выступления своих товарищей, пробуют их анализировать. Важно научить ребят монологическому высказыванию, самоанализу, самоконтролю и самооценке, взаимопомощи и взаимовыручке. Также полезно привлечь родителей к работе на уроке, чтобы учащиеся могли почувствовать себя равноправными членами коллектива. Необходимо, чтобы каждый ученик получил какое-либо поощрение, материально выраженное одобрение, что будет полезно для его дальнейшей учебной мотивации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка № 1
Безопасность в классе

1. Строго следуй указаниям твоего учителя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи. Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения учителя.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок после окончания работы.

Памятка № 2
Раскрой деталей. Работа режущим инструментом

1. Не размахивай рукой, в которой держишь ножницы.
2. Передавай ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
3. При выполнении раскроя правильно держи ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца.
4. Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза.
5. При резании по прямой линии направляй ножницы по линии разметки.
6. По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы.
7. Не режь на ходу.
8. Режь сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляй вниз.
9. Закончил работу — ножницы положи сомкнутыми лезвиями от себя.

Памятка № 3.
Правила работы ножом

1. Бери нож только с разрешения учителя.
2. Не работай складным ножом.
3. Режь ножом только стоя.
4. При резании применяй фальцлинейку и подрезную доску (толстый картон).
5. При резании не помогай и не мешай товарищу.
6. Подавай нож товарищу ручкой вперед (не держи нож лезвием вверх).
7. Храни нож в футляре.

Памятка № 4.
Правила работы иглой

1. Храни иглы в игольнице, шей с наперстком.
2. Не бери иглу в рот.
3. Прикрепляй выкройку булавками в направлении от себя.

Памятка № 5.
Правила работы шилом

1. Повтори правила техники безопасности, подготовь подрезную доску.
2. Не прокалывай твердых предметов со скользкой поверхностью.
3. Не прокалывай предмет на весу.
4. Прокалывай, поворачивая шило в отверстии (вертикальное положение).
5. Закончил работать — убери инструмент на место.

Памятка № 6.
Разметка деталей по шаблону

ШАБЛОН — это приспособление, выполненное из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры или другого прочного листового материала, которое имеет форму необходимой для работы детали или выкройки. Шаблон обводят по внешнему контуру.
1. При разметке по шаблону держи шаблон левой рукой, карандаш правой (если левша, то наоборот).
2. Линии разметки проводи слева направо, они должны быть тонкими, волосными.
3. Помни об экономии бумаги, на материале располагай шаблоны грамотно.

Памятка № 7.
Разметка деталей с помощью копировальной бумаги

1. Между оригиналом рисунка и материалом, на который его переводят, вложи копировальную бумагу (лист очень тонкой, но прочной бумаги, имеющий с одной стороны сплошной слой жирной мастики какого-либо цвета: черного, синего, красного, желтого и т. д.) красящей стороной к материалу.
2. Рисунок обводи твердым карандашом, чтобы мастика из-под линии рисунка отпечаталась на материале.
3. Можешь использовать копировальную бумагу (копирку) несколько раз — разметить несколько раз практически любой рисунок на любом материале.

Памятка № 8.
Работа клеем

1. Работай точно и чисто, не оставляй излишков клея.
2. Работай на подкладном листе.
3. Бери на кисть клей понемногу, излишки клея убери кусочком картона.
4. Намазывай клеем ту деталь, которую приклеиваешь.
5. Намазывай деталь от середины к краям полностью и в заключение проведи кистью по всем краям заготовки.
6. Мелкие детали наклеивай, взяв на них клей с листа.
7. Проглаживай склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать (сместить) мокрую бумагу.
8. После работы вымой и вытри клеевую кисть тряпочкой.
9. Все склеенные детали и изделия высуши под прессом.

Памятка № 9.
Творческий проект

План

1. Выбор и обоснование проблемы.
2. Исследование и развитие идеи.
3. Используемые материалы.
4. Инструменты и приспособления.
5. Эскиз изделия.
6. Технологическая карта.

№ п/п Последовательность работ Графическое изображение Инструменты и приспособления
       

7. Анализ результатов работы.
8. Экономический расчет.

Материал Количество (штук) Цена
     

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.014 с.)