Процессный, системный и ситуационные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессный, системный и ситуационные подходы.



Процессный подход в управлении возник уже в 20-е годы прошлого века (в рамках административной школы), но развитие получил только во второй половине 50-х годов. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организацию, стимулирование и контроль).

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации как совокупности взаимозависимых элементов организации (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управление которыми должно быть направлено на достижение целей организации в условиях изменения факторов внешней среды и воздействия этих изменений на организацию.

Наиболее известными представителями этого направления являются Т. Парсонс, Р. Мертон, а также Дж. Форрестор, Р. Саймон, Л. Гьювик и др.

Последний из них, в частности, подчеркивает: управление все более становится искусством и одновременно наукой в силу того, что оно стремится на систематической основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

Применение теории систем к управлению облегчает задачу видения управляемой организации в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром.

Известный американский организатор производства Г.Эмерсон (1853-1931) разработал комплексный системный подход к организации управления. Ключевое понятие его концепции – «эффективность», или, «производительность». Основные управленческие идеи Г.Эмерсона изложены в его книге «Двенадцать принципов производительности».

Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных метолов управления.

Существенный, своеобразный вклад в развитие управленческой мысли внесен крупными американскими социологами – представителями структурно-функционального анализа Т.Парсонсом и Р.Мертоном.

Т.Парсонс рассматривал социологические проблемы управления в контексте теории действия и социальных систем. С его точки зрения, важную роль в понимании сущности управления принадлежит тому аспекту теории социальных систем, который занимается явлениями институциализации образцов ценностных ориентаций, выступающих важнейшими компонентами, управляющими поступками и действиями отдельных индивидов, малых групп (типа семья), локальных общностей и формальных организаций, вплоть до общества, и целыми системами общества.

Т.Парсонс утверждает, что ценности являются первичными при поддержании образца функционирования социальной системы. Нормы преимущественно осуществляют функции интеграции: они регулируют громадное количество процессов, которые содействуют осуществлению ценностных обязательств. Функционирование коллективной организации связано в первую очередь с реальным достижением целей в интересах социальной системы.

Явные и латентные функции (дисфункции) социального управления Роберта Мертона.

Он ввел в управление понятие «дисфункция», подчеркивая, что систематизированный взгляд на социальную реальность, в том числе и с точки зрения теории управления, обращающий внимание на дисфункции, точно также как и на функции, может выявить не только социальную стабильность, но и потенциальный источники социального изменения.

Существенные выводы с точки зрения развития социологии управления были им сделаны на основе углубленного исследования явных и латентных функций.

Внимательное изучение результатов социологического анализа производственной деятельности и процессов массового потребления показало, что для принятия более эффективных управленческих решений желательно учитывать и так называемые латентные, скрытые функции, которые обычно трудно предсказуемы, вследствие чего резко усложняют картину протекания управленческих процессов.

 

Суть "Количественного подхода" в управлении заключается в применении математических, статистических и кибернетических методик управленческой деятельности.

Суть "Концепции математического (научного) управления" в управлении состоит в применении математического моделирования в управленческой деятельности.

Суть "Концепции операционного менеджмента" в управлении заключается в использовании знаний социологии, психологии, математики, экономики, теории систем в практике управленческой деятельности.

Суть "Концепции управленческих решений" в управлении состоит в разработке алгоритма принятия управленческих решений.

Суть "Эмпирического (прагматического) подхода" в управлении состоит в изучении и распространении конкретного управленческого опыта на основе его анализа.

СИСТЕМА – это целостное единство структурно расчлененных, но

взаимосвязанных элементов, реализующих определенные функции в условиях конкретной внешней среды.

Неотъемлемым атрибутом любой системы – биологической, технической или социальной – является управление, которое обеспечивает её сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни и профессиональной деятельности людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации (обеспечение гражданско-правовой и морально-психологической устойчивости).

Социальное управление предполагает взаимосвязь следующих основных компонентов: сохранение структуры системы, поддержание режима функционирования системы, реализация программ и целей системы.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление - и объект - тот, кем управляют действия субъекта управлении.

Основная задача управления - организовать работу других людей, при этом искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что им никто не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное управление, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние производства, дела, проблемы, которое обязательно должно быть достигнуто.

Орудия управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, которая обеспечивает механизацию и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди и касающиеся данного производства отношения между ними.

Продуктом управленческого тр уда является управленческое решение.

Наука управления персоналом являясь предметом социологии управления, изучает многообразную деятельность органов управления, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

Основные задачи социологии управления:

1. Изучение реальных факторов, тем или иным образом влияющих на качество и эффективность управленческой деятельности, с учетом особенностей выполнения производственных, служебных и других задач.

2. Выделение из огромной и многообразной совокупности этих реальных факторов наиболее важных и типичных, на этой основе выявить тенденции развития процессов управления, их изменения и зависимости от складывающихся общественно-политических, социально-экономических, идеологических и культурологических условий жизнедеятельности.

3. Объяснение целесообразности проведения тех или иных структурных изменений в управленческой и производственной деятельности.

4. Построение наиболее целесообразных направлений и сценариев развития управленческой деятельности на ближайшую, последующую и дальнейшую перспективы.

5. Формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом, вооружение управленческих кадров новыми приемами и технологиями управления.

Атрибутами системы управления, её неотъемлемыми признаками являются:

1. Цель – идеальная модель будущего результата деятельности;

2. Задача – программа конкретных действий, ориентированных на достижение целей;

3. Структура – строение взаиморасположение элементов системы;

4. Функция – свойство, позволяющее системе существовать в рамках заданного ей качества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.008 с.)