Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии (краткая характеристика основных моделей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии (краткая характеристика основных моделей)



 

Все концепции складываются на основе некоторой условной и абстрактной модели личности. Шихирев П.Н. определяет несколько таких базовых моделей, задающих основной спектр представлений о личности в социальной психологии (45).

1) Человек реагирующего (механический)

Это самая примитивная модель. К ней близки все бихевиористски ориентированные теории (Халл, Роттер, Скиннер, Бандура).

Основная идея: человек – сложный биологический механизм, который реагируют на раздражители. Среда с набором стимулов выступает как комплексная система формирования личности (резец скульптора).

Эта модель дополнена моделью человека гедонистического (Бентам), в которой при взаимодействии с другими человек пытается получить выгоду. Для этого и строит все отношения с другими. Сами межличностные отношения становятся торгом (теория Бандуры, Хоманса, Тибо и Келли).

Вклад

- Строгость в теории и эксперименте

- анализ проблемы социализации

- проблема социального контроля

- социальные установки

Недостатки:

- Исследователь отказывается исследовать внутренние психические процессы, познавательные процессы и «Я» человека;

- Если взять за основу эту модель, то мы не сможем объяснить моменты альтруизма.

Но в определенных социальных сферах эта модель очень хорошо работает – например, на производстве.

В настоящее время эта теория теряет свой научный статус

 

2) Человек когнитивный (познающий)

В центре сознание как система знаний (Левин, Хайдер, Фестингер, Пиаже, Кольберг).

Основная идея: личность обладает способностью к переработке информации, усвоению информации. Руководствуется в своем поведении субъективным образом действительности. Акцент на направленность поведения (а не на его источники). Стремится к достижению непротиворечивости картины мира. В случае противоречия возникают мотивирующие тенденции, стремящиеся возвратить систему в состояние равновесия, баланса.

Вклад: социальное мышление, внутренняя трансформация и переработка социальной информации

- динамика групповых процессов

- Феномен «Я-концепции»

Недостатки

- Сознание отрывается от реального поведения человека. Это просто знание и оно не связано с деятельностью;

- Мотивационная стерильность – игнорирование внутренних желаний, стремлений.

Наивысший научный статус и он сохраняется.

 

3) Человек психоэнергетический (желающий)

Эта модель вытекает из теории психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни).

Основная идея: поведение человека иррационально, зависит от желаний. Тип личности формируется изначально по типу регулирования психической энергией. Акцент теории на энергетический источник поведения, а не на его направленность

Вклад

- развитие личности

- социализация

- агрессия

- соотношение культурного и социального в личности

Недостатки

- Происходит возврат только к внутренним психическим источникам

- Постулируется конфликт с социальностью.

 

Научный статус снижается.

 

4) Человек самореализующийся (играющий)

Эта модель вытекает из гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс).

Основная идея: человек характеризуется высоким социальным потенциалом. Способности реализуются в группах.

Вклад

- «Я-концепция»

- Межличностные отношения

- Общество и индивид

- модель показала себя адекватной для определенного социального пласта (интеллигентов и рефлексирующих людей)

Недостатки

- Человек рассматривается как самопереживающий, самопознающий, не зависимый от впечатлений реальности.

Увеличивается авторитет в науке.

 

5) Человек качественный

Данную модель разработал Кеттелл.

Основная идея: человек рассматривается как набор качеств, свойств, черт. Эта модель связана с экспериментальными исследованиями путем измерения и стремлением прогнозировать поведение.

Выявление симптомокомплексов производится с помощью тесто, шкал, опросников.

Достоинства

- на практике хорошо и легко работает

Недостатки

- фактически все отношения структурируются самими исследователями, без фундаментальных оснований

 

 

6) Человек ролевой

Ч. Кули, Дж. Мид, Шибутани.

Основная идея: личность как носитель и исполнитель совокупности социальных ролей. Акцент на человека как социального.

Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, где существуют нормативные ожидания и ролевое поведение. Эти позиции, ожидания и роли независимы от конкретного исполнителя.

Обучение ролям обеспечивается тем, что с момента рождения человек попадает в среду, где есть коммуникативная сеть и символы, которые опосредуют коммуникацию между людьми и способны к раскодированию (интерпретации).

Человек включается в эту среду и осваивает через систему символов роли.

 

Недостатки

- Социальность сводится к межличностным социальным отношениям.

 

7) Человек психодинамический

Вытекает из теории гештальтпсихологии. Ведущий психолог – К.Левин. Ф. Хайдер, Г. Келли.

Эта модель более приближена к адекватной модели социального человека.

Основная идея: человек как существо представляющее динамическую систему субъект-объектных отношений с окружающей средой. Есть среда и есть субъект: происходит их постоянное взаимодействие. В зависимости от баланса влияющих на субъекта сил, изменяется его поведение.

Достоинства

- Не замыкается на человеке, а выводится и на взаимодействие человека с окружением.

Недостатки

- Слишком большая зависимость от внешнего окружения, оторвали от личностной мотивации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.)