Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии (краткая характеристика основных моделей)
Все концепции складываются на основе некоторой условной и абстрактной модели личности. Шихирев П.Н. определяет несколько таких базовых моделей, задающих основной спектр представлений о личности в социальной психологии (45). 1) Человек реагирующего (механический) Это самая примитивная модель. К ней близки все бихевиористски ориентированные теории (Халл, Роттер, Скиннер, Бандура). Основная идея: человек – сложный биологический механизм, который реагируют на раздражители. Среда с набором стимулов выступает как комплексная система формирования личности (резец скульптора). Эта модель дополнена моделью человека гедонистического (Бентам), в которой при взаимодействии с другими человек пытается получить выгоду. Для этого и строит все отношения с другими. Сами межличностные отношения становятся торгом (теория Бандуры, Хоманса, Тибо и Келли). Вклад - Строгость в теории и эксперименте - анализ проблемы социализации - проблема социального контроля - социальные установки Недостатки: - Исследователь отказывается исследовать внутренние психические процессы, познавательные процессы и «Я» человека; - Если взять за основу эту модель, то мы не сможем объяснить моменты альтруизма. Но в определенных социальных сферах эта модель очень хорошо работает – например, на производстве. В настоящее время эта теория теряет свой научный статус
2) Человек когнитивный (познающий) В центре сознание как система знаний (Левин, Хайдер, Фестингер, Пиаже, Кольберг). Основная идея: личность обладает способностью к переработке информации, усвоению информации. Руководствуется в своем поведении субъективным образом действительности. Акцент на направленность поведения (а не на его источники). Стремится к достижению непротиворечивости картины мира. В случае противоречия возникают мотивирующие тенденции, стремящиеся возвратить систему в состояние равновесия, баланса. Вклад: социальное мышление, внутренняя трансформация и переработка социальной информации - динамика групповых процессов - Феномен «Я-концепции» Недостатки - Сознание отрывается от реального поведения человека. Это просто знание и оно не связано с деятельностью; - Мотивационная стерильность – игнорирование внутренних желаний, стремлений.
Наивысший научный статус и он сохраняется.
3) Человек психоэнергетический (желающий) Эта модель вытекает из теории психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни). Основная идея: поведение человека иррационально, зависит от желаний. Тип личности формируется изначально по типу регулирования психической энергией. Акцент теории на энергетический источник поведения, а не на его направленность Вклад - развитие личности - социализация - агрессия - соотношение культурного и социального в личности Недостатки - Происходит возврат только к внутренним психическим источникам - Постулируется конфликт с социальностью.
Научный статус снижается.
4) Человек самореализующийся (играющий) Эта модель вытекает из гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс). Основная идея: человек характеризуется высоким социальным потенциалом. Способности реализуются в группах. Вклад - «Я-концепция» - Межличностные отношения - Общество и индивид - модель показала себя адекватной для определенного социального пласта (интеллигентов и рефлексирующих людей) Недостатки - Человек рассматривается как самопереживающий, самопознающий, не зависимый от впечатлений реальности. Увеличивается авторитет в науке.
5) Человек качественный Данную модель разработал Кеттелл. Основная идея: человек рассматривается как набор качеств, свойств, черт. Эта модель связана с экспериментальными исследованиями путем измерения и стремлением прогнозировать поведение. Выявление симптомокомплексов производится с помощью тесто, шкал, опросников. Достоинства - на практике хорошо и легко работает Недостатки - фактически все отношения структурируются самими исследователями, без фундаментальных оснований
6) Человек ролевой Ч. Кули, Дж. Мид, Шибутани. Основная идея: личность как носитель и исполнитель совокупности социальных ролей. Акцент на человека как социального. Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, где существуют нормативные ожидания и ролевое поведение. Эти позиции, ожидания и роли независимы от конкретного исполнителя.
Обучение ролям обеспечивается тем, что с момента рождения человек попадает в среду, где есть коммуникативная сеть и символы, которые опосредуют коммуникацию между людьми и способны к раскодированию (интерпретации). Человек включается в эту среду и осваивает через систему символов роли.
Недостатки - Социальность сводится к межличностным социальным отношениям.
7) Человек психодинамический Вытекает из теории гештальтпсихологии. Ведущий психолог – К.Левин. Ф. Хайдер, Г. Келли. Эта модель более приближена к адекватной модели социального человека. Основная идея: человек как существо представляющее динамическую систему субъект-объектных отношений с окружающей средой. Есть среда и есть субъект: происходит их постоянное взаимодействие. В зависимости от баланса влияющих на субъекта сил, изменяется его поведение. Достоинства - Не замыкается на человеке, а выводится и на взаимодействие человека с окружением. Недостатки - Слишком большая зависимость от внешнего окружения, оторвали от личностной мотивации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.) |