Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии
Начало 20 в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Основное отличие этого периода – это преобладание экспериментальных исследований. Эксперименты и тщательная фиксация результатов. Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Меде, в США Ф.Олпортом и Бехтеревым в России, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. Социальная психология стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гештальт-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа. Работы В. Меде «Экспериментальная психология масс» Ставил эксперименты с различными по численности группами, измеряя индивидуально и в группе показатели памяти, внимания, воли, болевые ощущения и ассоциации. Пришел к выводу: психика индивида в группе иная, чем когда он один. Изменения в основном происходят в моторике, эмоциях, повышается способность переносить боль (особенно в ситуациях соревнования), падает восприимчивость к шумам. - люди с положительным отношение к группе улучшают показатели - с отрицательным отношением ухудшают результаты - с нейтральным неизменные показатели Установил, что степень подражания зависит от возраста, пола, состояния человека. Работы Ф.Олпорта. «Социальная психология» (1924) На группах присутствия проводил эксперименты. Установил, что в условиях группы результаты мышления человека изменяются. 1) Когда люди вместе, то облегчается начала действия и увеличивается его темп, то есть уменьшается фаза срабатываемости.
2) совместная деятельность влияет и на темп интеллектуальной деятельности 3) Оригинальность идей увеличивается в одиночной интеллектуальной деятельности. То есть в группе мы бессознательно стремимся к единству во взглядах и мнениях. Исследования Бехтерева. «Коллективная рефлексология» Выявил, что влияние коллектива на человека зависит от того, к какому типу человек принадлежит: 1) социально-возбудимый тип (63%) 2) социально-тормозной (12%) 3) Социально-индиферентный тип.
В начале 50-х гг. 20 в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии оживляется интерес к теоретическому знанию.
Основные направления в американской и западно-европейской социальной психологии
Психоаналитическое направление в социальной психологии Социально-психологические взгляды данного направления отражены в теориях З. Фрейда, Хорни, Фромма, Юнга, Адлера, Салливена. Идеи развиваются в рамках персонологического направления и гуманистической психологии. Основные проблемы, которые решались данным направлением – это конфликт личности и общества, общество «невротиков», значение детского возраста в понимании особенностей поведения личности.З. Фрейд пришел к выводу, что многие действия, поступки человека обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить социально-психологический (психоаналитический портрет личности). В рамках социальной психологии рассматривается трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца, динамическая теория групп Байона, концепция психоистории Демоза. В отличие от бихивиоризма рассматриваютсоциально-психологические процессы в более многочисленной группе.
Социально-психологические теории необихевиористской ориентации. Предпринятая сначала Б. Скиннером, а потом Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обуславливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма. В рамках данного направления возникли следующие теории: гипотеза фрустрации-агрессии Миллера и Долларда, социобихевиористский подход А. Бандуры, теория оперантного обуславливания Скиннера, теория социального обмена Хоманса, теория диадического взаимодействия Тибо и Келли. эксперименты Зимбардо, концепция адаптивных поведенческих комплексов Плутчека, понятие о поведенческом тренинге.
Когнитивная социальная психология Гештальтпсихология и теория поля К. Левина как теоретические основы когнитивизма. Исходным принципом является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивисткой социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответсвтия: теории когнитивного соответствия Хайдера, Ньюкома, Фестингера, Абельсона, когнитивный подход Аша, Креча и Крачфилда. В отличие от бихивиористки ориентированной социальной психологии данное направление подчеркивает роль и значение «менталистких» образований в объяснении социального поведения человека. Не смотря на противоречия, имеющиеся в рамках данного подхода, подчеркивание роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивисткую ориентацию чрезвычайно популярной.
Интеракционистская ориентация и трансактный анализ В данном направлении в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Идеи этого направления отражены в следующих теориях: символический интеракционизм Дж. Мида, М. Куна, Т. Шибутани, ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гофмана, теория референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона, Трансактный анализ Э. Берна.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.008 с.) |